Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологическое и социальное в развитии человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время представители различных философских направлений сходятся в том, что человек - уникальное творение Вселенной, что это - неизъяснимое, загадочное существо. Но на каком основании человек характеризуется таким образом? Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Как соотносятся биологические и социальные факторы в индивидуальном развитии человека? В современной литературе существуют два различных подхода к решению данной проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм. Рассматривая данную проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода – эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона. Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, закрепленной в хромосомах ДНК. На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения. Для понимания роли наследственности и среды в развитии человека важное значение имеют такие понятия, как генотип и фенотип. Генотип – это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах. Фенотип – это совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов: – биологические задатки, кодируемые в генах; – среда (социальная и природная); – деятельность индивида. Хотя психика человека и его развитие во многом обусловлены биологически, следует избегать абсолютизации влияния этого фактора на его жизнедеятельность. Между тем, в западной научной мысли сложилось течение социобиологии, представители которого утверждают, что никакого барьера между человеком и зверем нет, что все живые существа живут по одним и тем же принципам. Многие из тех явлений, которые считаются достоянием только человеческого общества, имеют непосредственные аналоги в социальном поведении животных. На этом основании все, что в истории философии традиционно осмысливалось как самобытность человека, теперь получает тривиальное натуралистическое объяснение. А если так, то для философии человека просто не остается места - его замещает социобиология как некая универсальная, объемлющая все живое отрасль знания. Между тем загадка человека действительно существует. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует обратиться к понятиям «природа» и «сущность» человека. Эти понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними существует концептуальное разграничение. В принципе под природой человека подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи каждому человеку во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки - значит выразить человеческую природу. Человеческая натура проявляется в разном, но в чем-то, все же обнаруживается верховное, определяющее качество человека. Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека, исходя из самого человека, а не апеллируя к тем признакам, которые отличают его от животных, то есть рассматривая человека как бы со стороны. Сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. Хотя сущность человека и отличает его от животных, но не все отличительные признаки человека являются существенными, раскрывающими его сущность. Она должна быть определена в зависимости от его собственной, имманентной субстанции, выражающей его качество. Такой субстанцией, лежащей в основе исторического бытия и развития человека и составляющей его сущность, является трудовая деятельность, имеющая всегда общественный характер. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие. При этом речь должна идти именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и духовных, настоящих и прошлых. Это обстоятельство необходимо подчеркнуть, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не метафизически, а диалектически. Иными словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т.д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою человеческую сущность. Другой аспект рассматриваемого вопроса состоит в том, что человек - продукт человеческой истории. Современный человек не взялся “ниоткуда”, он не заброшен в этот мир, он есть результат общественно-исторического процесса. В этом смысле человек и человеческий род едины. Однако человек не только результат развития общества и общественных отношений, но и в равной степени их творец. По образному выражению К.Маркса, люди одновременно и авторы, и актеры своей собственной драмы. Иначе говоря, человек оказывается в одно и то же время и объектом, и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Итак, можно говорить о социально-деятельностной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения человек просто не может стать человеком. И совершенно прав был Аристотель, отмечая, что существо, не способное вступать в общение, - или животное, или Бог. Таким образом, человек - это субъект и продукт исторического процесса, родовое существо ( представитель рода homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни и отличающееся от них способностью к социальной деятельности, членораздельной речью и сознанием. Разумеется, данное определение весьма условно, ибо к человеку не вполне применима рожденная в недрах рационализма формула «понять - значит выразить в понятиях» (Гегель). Более реалистичным здесь выглядит суждение русского философа М. Бахтина: «Человек не может быть понятием». Ведь определение понятий как логическая операция способно до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект, то есть человека. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэтому, по словам Бахтина, человек - это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений, ему свойственна тайна, поэтому нельзя переносить на него категории вещного познания. Кроме того, человек не сводится к своей сущности, даже если ее и удастся выразить в понятии. В своем реальном проявлении человеческая сущность обнаруживается в человеческом существовании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.243.211 (0.007 с.) |