ТОП 10:

Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений.



Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее «основного вопроса», особенности соотно­шения предмета и основного вопроса. В любой науке ее основ­ной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопро­сы, которые он считает основными для себя и для всей филосо­фии. Для Ф.Бэкона главным был вопрос о расширении могу­щества человека над природой, для Гельвеция — вопрос о сущности счастья, для Руссо — вопрос о причинах социального неравенства, для Канта — вопрос о сущности человека, для Камю — вопрос о смысле жизни. Ф.Энгельс в своей работе «Люд­виг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос по-иному. «Великий и основ­ной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, — писал Энгельс, — есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Существует ли связь между приведенной формулировкой Энгельса и иными подходами к пониманию основного вопроса философии? На первый взгляд, взаимодействие материи и со­знания и стремление выяснить смысл жизни, или суть чело­веческого счастья, далеки друг от друга. Однако, чтобы отве­тить, например, на три знаменитых кантовских основных вопроса «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», необходимо понять человеческую приро­ду, суть человеческих потребностей, границы его возможнос­тей, его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» — к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбеж­ную смерть, и к царству духа — царству свободы, области реа­лизации всех человеческих возможностей, носителей гармо­нии, целесообразности, бессмертия.

Решить свои «человеческие», жизненные проблемы чело­век как носитель философского разума может двумя способа­ми: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренчес­кого противостояния, либо искать точки их объединения.

Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как «жизненного разума». Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к реше­нию основной человеческой проблемы — «быть или не быть».

Основной вопрос философии не совпадает полностью с пред­метом философии. Предмет философии — это исследования все­го многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее как бы «повернуто» к человеку. Основной вопрос как бы выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мысля­щего человека, позволяет ощутить его заветное желание «быть». Понятие «человек» не совпадает с понятием «идеальное», че­ловек — это единство материального и идеального, тела и духа. «Мир» не совпадает с понятием «материя». Мир — это целост­ность, противостоящая человеку, являющаяся условием его су­ществования, объектом его деятельности, в нем присутствуют «идеальные формы» человеческой деятельности, теории, про­изведения искусства. Основной вопрос выявляет основной раз­лад во взаимоотношениях человека с миром, скрытую исход­ную оппозицию, которую человек стремится преодолеть.

Вопросы о счастье, о могуществе науки и о сущности чело­века также задают основной поисковый импульс философии. Но только осознание безнадежности раскола мира на матери­альное и идеальное позволяет увидеть, в чем философия ви­дит путь к счастью, где искать сущность человека. Основной вопрос философии как бы стоит на страже «чистоты» филосо­фии, не позволяет ей раствориться в других формах духовной деятельности, поскольку он формулируется в предельно общих понятиях. Тем самым основной вопрос задает рамки философ­ского исследования.

Обращение к основному вопросу философии помогает глуб­же понять отличие философии от религиозного сознания. Для религиозного человека вопрос о связи материального и идеаль­ного, тела и духа решен: высший смысл человеческой жизни — достижение синтеза этих двух начал, который уже осуществ­лен в Боге — Абсолютном Бытии. Если философия задается вопросом «как возможно такое единство», то религиозный человек делает достижение этого единства своей практической задачей.

Ф.Энгельс в своем определении уловил только один аспект основного вопроса философии. Он обратил внимание на раз­личия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой един­ства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент «отпустившее» от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимания на ценностный аспект основного вопроса филосо­фии, на выраженную в нем потребность в преодолении раздво­енности мира на материю и дух. В философии XX века на пер­вый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость (цен­ность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. «Полнота жизни» (синтез материи и духа) — источник человеческой свободы, творчества, общения.

Основной вопрос не только определяет направленность философского исследования и его рамки, но в самом общем виде задает и структуру философского исследования. Взаи­мосвязь материального и идеального можно рассматривать как отношение генетическое, связь по происхождению. В этом слу­чае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о мате­рии как проекции абсолютного духа, или же о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, или же о тождестве мышления и бытия. Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавших­ся противоположных начал. Тогда мы имеем гносеологию — учение о познании, или же праксиологию, если речь идет о практическом аспекте взаимодействия материального и иде­ального.

Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. Прово­димая на основе этих принципов классификация достаточно условна, каждая значительная философская концепция не вписывается целиком в определенную «графу». Современные философские концепции порой вообще невозможно однознач­но связать с тем или иным решением основного вопроса.

По характеру решения вопроса о связи материи и духа «по происхождению» философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические. Идеализм (от греч. idea— идея)— учение, признающее исходным, первичным! началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам тер­мин был введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII века. Образцом (и родоначальником) идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий фи­лософ Платон.

Идеализм имеет две основные разновидности. Первая — объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объектив­но, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъектив­ного идеализма - солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую) — предполагает, что реально лишь мое со­знание, существование же всего, что меня окружает, — про­блематично.

Материализм также имеет различные формы. Термин «ма­териализм» (от лат. materialis — вещественный) также введен Г.Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением пер­вой формы материализма, наивного материализма, был антич­ный атомизм. Существует так называемый «механистический» материализм, основное свойство материи усматривающий в про­тяженности (П.Гольбах, Ж.Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологичес­кой основе, материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалекти­ческий (марксизм). Представители диалектического материа­лизма, подчеркивая генетическую связь между материей и со­знанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, призна­ющих существование двух самостоятельных субстанций (пер­вооснов), называют дуалистами (от лат. dualis — двойствен­ный). Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями фило­софского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Данная классификация достаточно упрощенна, однако по­зволяет выделить общие тенденции в развитии философии. Конкретный историко-философский анализ отдельных кон­цепций потребовал введения более тонких классификацион­ных принципов. Так появился термин «натурализм» (от лат. naturalis — созданный природой). Натурализм в основном совпадает с материализмом. В то же время натурализмом на­зывают концепцию Б.Спинозы, растворявшего Бога в приро­де. Такая концепция получила название «пантеизм» (от греч. pan — все и Teos — Бог). Однако пантеизм не совпадает полно­стью с натурализмом, существовала иная форма пантеизма — мистический пантеизм, растворявший природу в Боге (Н.Кузанский). Существует также такое направление, как деизм (от лат. deus — Бог), представители которого (Дж.Толанд, Воль­тер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму. Особое место в философских учени­ях занимает гилозоизм (от греч. hyle — материя, вещество и zoe — жизнь), который «оживляет» материю, делает ее внут­ренне динамичной.

Достаточно противоречивую историю имеют такие направ­ления философской мысли, как диалектика и метафизика. Термин «метафизика» возник случайно, но в этой случайнос­ти таится глубокий смысл. Первый издатель сочинений Арис­тотеля, Андроник Родосский, расположил то сочинение, в ко­тором рассматриваются первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению, после «Фи­зики ». Отсюда и происхождение термина — буквально «то, что идет после физики». В таком понимании, как умозрительная дисциплина о первоначалах, термин «метафизика» близок термину «онтология», который возник позже. Гегель, а затем фи­лософия марксизма внесли новый оттенок в понимание мета­физики. Для них метафизика означала отсутствие динамизма в первоначалах, непризнание внутренней противоречивости всего существующего. Диалектика (от греч. искусство веде­ния беседы, спора) — термин, впервые использованный Сокра­том для обозначения искусства ведения спора с целью дости­жения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики. Диалектика в этом смыс­ле — учение о внутренней связи движения, развития с перво­основой мира. Диалектика субъективная (познание) непосред­ственно отражает диалектику объективную в силу тождества мышления и бытия.

В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков, считающих, что мир непоз­наваем, и мыслителей, признающих в той или иной форме по­знаваемость мира. Среди последних, в свою очередь, можно выделить сторонников рационализма (от лат. rationalis — ра­зумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р.Де­карт, И.Кант), и сенсуализма (от лат. sensus — восприятие, чувство), считающего, что чувственное познание — основной способ познания мира (Э. Кондильяк, Дж.Локк и др.)

Существует определенная связь между материализмом и признанием познаваемости мира. Вместе с тем признание ма­териальности мира может сочетаться с элементами агности­цизма, сенсуализм — с субъективным идеализмом, объектив­ный идеализм — с верой в познаваемость мира. Невозможно построить линейную схему классификации всех философских направлений, она носит многомерный характер.

Современная философия, после «коперниканского» пере­ворота, совершенного в философии И.Кантом, стала более ос­мотрительной. Она говорит лишь о взаимоотношениях субъек­та и объекта в рамках человеческого мира, она не пытается заглянуть в область трансцендентного (запредельного), не пы­тается ответить на вопрос, что является абсолютной первоосно­вой мира. В современной философии больше полутонов, труд­но выделить два основных противоборствующих лагеря, можно говорить лишь о сохранении определенных традиций философ­ствования. Однако стремление к разрешению мыслительных оппозиций можно обнаружить и в философии XX века. Одна группа философов исследует мир феноменов сознания, где объективное присутствует в виде устойчивых мыслительных форм. Другие противопоставляют индивидуальное «невырази­мое» Я — «самость» миру культурных норм, стереотипов. Тре­тьи исследуют стихию языка, где не материя противостоит со­знанию, а лишь один фрагмент текста — другому.

Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выра­жением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.

Семинарское занятие (2ч)

1. Место и роль философии в культуре.

2. Функции философии.

3. Назначение философии.

4. Философские методы.

Методические рекомендации к семинару.

Исследование места и роли философии в культуре требует рассмотрения взаимосвязи философии с мифологией, религией, наукой, искусством и иными историческими типами мировоззрения, а также выявления ее специфических особенностей.

Пониманию данного вопроса будет способствовать рассмотрение функций философии, выявление множества смыслом термина «культура». При изучении студент должен обратить внимание на то, что философия способствует одухотворению, оразумлению человеческого рода, наполнению жизни человека смыслом, высшими идеями и не приходящими ценностями.

Обращение к произведениям Платона, И. Канта, А. Шопенгауэра, В. Соловьева, Э. Ильенкова, М. Мамардашвили и других философов позволит более углубленно изучить данный вопрос.

С функциями философии студент уже ознакомился при рассмотрении предшествующих вопросов. Поэтому при изучении второго вопроса ему необходимо выделить и охарактеризовать основные функции философии, показать, что все они диалектически взаимосвязаны и что через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

При изучении третьего вопроса необходимо провести сравнительный анализ философии и науки, выявить между ними сходства и различия. Рассмотрев различные подходы, ответить на вопрос о том, является ли философия наукой.

Изучение работ Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, О. Конта, Э. Гуссерля, Ф. Ницше, Н. Бердяева, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Мамардашвили и др. прояснит содержание данного вопроса.

Рассмотрение четвертого вопроса следует начать с определения метода. Студент должен охарактеризовать основные методы философии (диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика и др.), а также показать, что плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов.

Самостоятельная работа (3ч.)

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. Философия и религия.

2. Философия и мифология.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.007 с.)