Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема человека в истории философской мысли.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных вопросов, никогда не перестающих волновать философскую мысль. Ф.М. Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Человек всегда пытался понять самого себя, определить свое место в мире, отношение к себе и себе подобным. Перед ним во все времена вставали вопросы о сущности его бытия, о смысле жизни, о целях существования в этом мире, о системе жизненных ценностей и многие другие, требовавшие и не находившие бесспорного ответа. Но человек упорно не прекращал свои искания. Наглядным свидетельством тому являются многочисленные теории, концепции, гипотезы, посвященные проблеме человека и получившие отражение в истории философской мысли. Конечно, в условиях первобытнообщинного строя не было научного подхода к проблеме: здесь можно говорить лишь об обыденном представлении, эмпирическом опыте и мифологически окрашенном знании. Древний человек еще не отделял себя от природы и первобытной общины, не противопоставлял себя окружающему миру, но стал задумываться над вопросом о происхождении человека и его отличиях от животных. Первые известные нам попытки философского осмысления проблемы человека содержатся в древнекитайской и древнеиндийской философии начала I тысячелетия до н.э. В древнеиндийской философии в упанишадах (тайные учения) человек трактуется как единичный, имеющий историю своего происхождения и развития. Человек наделен двумя основными сущностями: телом, созданным брахманом (всеобщая физическая основа), и душой, созданной атманом (абсолютная душа). Цель человеческого существования состоит в том, чтобы после смерти человека его душа слилась с атманом-брахманом. Это произойдет только в том случае, когда земное человеческое бытие оказывается «никогда не запятнанным» плохими делами. В противном случае человеческая душа возрождается в телесной форме животного или насекомого. Чтобы достичь своего предназначения в мире, человек должен проявить активность и жить согласно «дхарме» - предписанному свыше нравственному закону. Древнекитайские философы рассматривали проблему человека, исходя из тех мифологических представлений, которые сложились на заре становления человеческого общества. По-прежнему господствующим остается фаталистический взгляд на жизнь: «Не во власти человека быть умным или глупым, быть знатным или низким...Поэтому жизнь не зависит от живых». Создатель этико-политического учения Конфуций (VI - V вв.до н.э.) так говорил об изменчивости человека в зависимости от изменения социальных условий жизни: «По своей природе люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга». В связи с этим им ставился вопрос о необходимости воспитания человека. Однако идеи Конфуция сочетались с почитанием культа предков, проповедью религиозных верований, что охотно использовалось правителями при воспитании членов общества в духе покорности, безусловного подчинения власти, т.е. для закрепления своего господствующего положения. Значительный шаг вперед в осмыслении проблемы человека представляет древнегреческая натурфилософия. Так, представители милетской школы (VI - V вв. до н.э.) высказали догадки о естественном эволюционном характере возникновения и развития человека. Согласно Анаксимандру, первый человек возник от живых существ другого рода. Демокрит из Абдер полагал, что членораздельная речь появилась в ходе общения живых существ между собой и их деятельного отношения к миру, а не как результат божественного творения. Изменившиеся условия жизни людей заставили их защищаться от холода, находить новые способы добывания пищи. В рамках подобного понимания развития человека формировалось и новое представление о природе души человека, которая стала соотноситься не только с телесной субстанцией, но и, как это было, например, у Гераклита, с логосом, т.е. порядком, законом, мышлением, некоей идеальной сущностью. Важное место занимают проблемы человека в учении софистов. Через столетия прошло их крылатое выражение: человек есть мера всех вещей. Основатель школы софистов Протагор одним из первых выдвинул положение, согласно которому человек - это главный критерий всего существующего. Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание», знание о человеке и его душе составляет основу философского знания как такового. Поэтому целью познания, по Сократу, является прежде всего самопознание. Отсюда его знаменитый призыв, обращенный к человечеству в целом и к каждому человеку в отдельности: «Познай самого себя». Взгляды Сократа получили дальнейшее развитие в учении родоначальника древнегреческого объективного идеализма Платона. Согласно его учению, люди порождены божественными существами, а последние - демиургом. Боги взяли от демиурга бессмертное начало души, заключив ее в бессмертное тело. Они вложили туда различные изменчивые состояния, включая удовольствие и страдание, дерзновение и боязнь, гнев и надежду. Все это они смешали с неразумными ощущениями и любовью. Так получился универсальный род души. Потом боги создали человеческий организм, наделив его органами пищеварения, дыхания, кровообращения и т.д. Одновременно они предопределили этапы жизни человека: детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть. Таково, по мнению Платона, происхождение человека. Индивидуальная человеческая душа трактовалась Платоном как порождение универсальной «мировой души», ее образ и своеобразный слепок. Поскольку же боги, в понимании Платона, есть не что иное, как одушевленные идеи, то соответственно и человеческие существа выступают в качестве божественной материализации идей. Дальнейшее осмысление проблемы человека в древнегреческой философии осуществил ученик Платона - Аристотель. Человеческое существо рассматривалось им, с одной стороны, как «единое и неделимое», а с другой - как «политическое животное», предназначенное к «сожитию» с себе подобными. Человек ставился Аристотелем несравненно выше любого другого животного, ибо он владеет развитым интеллектом, даром речи, способностью различать добро и зло. Именно в этих качествах усматривались главные различия между человеком и животным. Господствующей идеологией средних веков как на Востоке, так и на Западе становится религия. В теологических учениях ее наиболее крупных представителей Августина Блаженного и Фомы Аквинского оформляется и соответствующая концепция человека. Так, Августин Блаженный утверждал, что отцом истины, мудрости, добра и красоты является Бог, создавший человека, как и все сущее, «из ничего». Поначалу Бог сотворил одного человека, из него - второго...Так постепенно сложился человеческий род. Причем одних людей Бог сотворил для счастья. Других же осудил на вечные муки. Первых после смерти ждет рай, а вторых - Страшный суд. Согласно взглядам Августина, сущность человека - в его божественном творении. Смысл же его бытия состоит в его служении Богу. Как и Августин, Фома Аквинский считал, что человек создан Богом и по отношению к Вселенной является маленьким миром - микроскопом. Человек - это соединение души и тела. Бог создал сперва тело, а затем вдохнул в него бессмертную душу. Душа - двигатель человеческого существа. Рассуждая по этому поводу, Фома помещает человека между миром животных и ангелами: человек выше животных, но ниже ангелов. Господство теологической концепции человека в средние века вело к распространению представлений о предопределенности человеческой судьбы и непременном воздаянии по заслугам в потустороннем мире. В соответствии с этой установкой поддерживалась и пропагандировалась система нравственных ценностей человека, ориентированная на покорность, осознание греховности и т.д. Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения ставит человека на земную основу, утверждая естественное отношение его к добру, счастью и гармонии. Мыслители эпохи Возрождения (особенно Т. Мор и Т. Кампанелла) провозгласили ценность человеческой личности, ее достоинства, разум и благородство. В их трудах личность рассматривается как нечто возвышенное, самоценное. На передний план выдвигается вопрос о взаимоотношениях между человеком и природой, личностью и обществом, провозглашается идеал всесторонне развитой личности, намечаются контуры нового общества, в котором осуществлялось бы свободное развитие всех и каждого. В философии данного периода Бог не отрицается полностью, однако знаменем ее является не Бог, а человек. Вся философия эпохи Возрождения оказывается пронизанной пафосом гуманизма, автономией человека, верой в его безграничные возможности. В эпоху нового времени господствующим воззрением на природу и сущность человека становится рационализм. Согласно Р. Декарту, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «Мыслю - значит, существую». Для взглядов Декарта характерен антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как разнокачественных субстанций. По Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние. Такой механистический взгляд на человека был свойствен и французским материалистам. Весьма характерной и типичной в этом отношении является работа Ж. Ламетри «Человек-машина», в которой дано последовательное изложение механистического подхода к человеку. Человеческий организм рассматривается в этом труде как самозаводящаяся машина, подобная часовому механизму. Вместе с тем французский философ предупреждал: «Человек - настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней яркое представление, а затем дать точное определение». Подобный взгляд на человека характерен для всех французских материалистов XVIII в. (П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро). Другая черта их философской антропологии - рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно обусловленного ее законами и полностью принадлежащего ей. Вместе с тем большинство французских материалистов признавали значительное влияние социальной среды на развитие личности, утверждали необходимость целенаправленного воспитания индивида, формирования его нравственных качеств. Это было значительным продвижением вперед в разработке философии человека. Еще более весомый вклад в исследование проблемы человека внесли виднейшие представители немецкой классической философии, и прежде всего И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах. Человек, по И. Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой - нравственной свободе и абсолютным ценностям. Как часть природы, он подчинен необходимости, а как носитель духовности, он свободен. Главную роль Кант отводит нравственной свободе человека. Его антропология призвана исследовать то, что человек «как свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого». Человек, пишет Кант, «по природе зол», но вместе с тем в нем есть задатки добра, которые дают о себе знать в виде чувства вины, составляющего основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, ненормален и аморален. Основное отличие человека от других существ - самосознание. Из него вытекает и эгоизм как природное свойство человека. Антропоцентрические взгляды Канта были подвергнуты своеобразному отрицанию в философской системе Г. Гегеля. Это нашло свое отражение в сведении конкретной человеческой личности и конкретной человеческой общности к интересам Мирового Разума. Человек и его сознание, по Гегелю, в конечном счете есть не что иное, как самоотчуждение Мирового Духа в форме его самосознания. В его представлении даже нравственность возникает не на основе практической деятельности людей, а выступает как момент саморазвития Духа. В истории русской философии можно выделить два основных направления, касающихся человека: материалистические учения революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский и др.) и концепции представителей религиозной философии (Достоевский, Вл. Соловьев, Бердяев и др.). Русские философы видели в человеке независимо от своей романтической, славянофильской, западнической или материалистической позиции средоточие и ядро мысли, постигающей тайны бытия. О чем бы ни шла речь - о православном сознании, русской идее, преобразовании общества, осмыслении бытия, отечественные мыслители прежде всего пытались раскрыть феномен человека. Осуществленный краткий экскурс в историю философских взглядов дает основание утверждать, что проблема человека - вечная проблема философии. Само возникновение и существование философии связано с размышлениями человека над собственным бытием и над бытием окружающей действительности. И прежде чем изучать эту загадочную для него действительность, он решил познать самого себя. И это познание длится уже более двух тысяч лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.78 (0.008 с.) |