ТОП 10:

Философские представления о пространстве и времени.



Помимо движения материи присущи ещё два атрибута – пространство и время. Также как без движения вне пространства и времени материя не существует. При этом пространство и время как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи, существовать не могут.

Пространство: Части и объекты материального мира определённым образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые конфигурации, что задаёт границы объекта по отношению к окружающей среде. Т.е. каждый объект характеризуется своеобразным набором входящих в него элементов и их определённой расположенностью друг относительно друга. Следовательно, любой объект обладает протяжённостью и занимает определённое место в пространстве. Если эти свойства абстрагировать из действительности, отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом.

Понятие пространства имеет смысл лишь потому, что материя структурирована.Т.е. если бы материя не разделялась на отдельные предметы, а предметы не делились бы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

То же самое касается времени. Помимо того, что материя включает в себя различные предметы, она ещё подразумевает их движение, которое развёртывается по этапам, стадиям. Такое изменение, развитие предметов по стадиям характеризуется длительностью. Сравнение различных длительностей является основой для количественных мер, выражающих скорость развёртывания процессов, их ритм и темп. Если абстрагировать эти характеристики от самих объектов, то мы получим представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь потому, что мир находится в состоянии движения и развития.Если бы материя была вне движения, то понятие времени не имело бы смысла.

Представления о пространстве и времени не были одинаковы всегда. В истории философии существовали различные концепции пространства и времени, которые можно разделить на две группы:

1. Субстанциальная концепция (Демокрит, Эпикур, Ньютон): пространство и время – особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Здесь признается абсолютность пространства и времени. Абсолютность пространства: неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трёхмерно и является вместилищем материи (как пустой ящик). Абсолютность времени: однородно, вечно, равномерно. Т.е. время – это чистая длительность.

2. Реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Лобачевский): пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Здесь свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем.

Большое значение имеет проблема размерности пространства и времени. Принято считать, что пространство – время нашего мира имеет 4 измерения: 3 из них характеризуют пространство и 1 измерение – время. Т.е., чтобы задать положение тела в пространстве, нужно знать три координаты, а временная характеристика события определяется одной координатой.

Семинарское занятие (2 часа)

1. Эволюция понимания материи в истории философии. Материя как объективная реальность.

2. Материальное единство мира.

3. Движение как способ существования материи.

4. Специфика социального пространства и времени.

Методические рекомендации к семинару.

Для того, чтобы подготовить ответ на первый вопрос, необходимо обратиться к рекомендованной справочной и учебной литературе по курсу и найти трактовку следующих понятий: материя, субстанция, субстрат, монизм, дуализм, материалистический субстанциализм, идеалистический субстанциализм, система, структура. Помимо этого следует выделить и охарактеризовать основные этапы исторического развития человеческих представлений о материи: вещественно-предметный (Фалес, Гераклит, Анаксимен), вещественно-субстратный (Демокрит, Левкипп, Эпикур), философско-гносеологическое понимание материи (диалектико-материалистическая философия). Этому может способствовать обращение к пройденному материалу, в частности, к пониманию категории «материя» различными философами (Аристотель, Спиноза, Беркли, Энгельс и т.д.). При рассмотрении третьего этапа исторического развития представлений о природе целесообразно заострить внимание на определении материи как объективной реальности, выявить ее качественные характеристики и свойства.

Второй вопрос является логическим продолжением первого. При подготовке ответа рекомендуется провести различие между пониманием единой основы мира, свойственным для материалистического и идеалистического монизма, выявить специфику представленных позиций по этому вопросу. Необходимо так же представить точку зрения диалектико-материалистической философии, согласно которой материальное единство мира проявляется: в несотворимости и неуничтожимости материи; в единстве важнейших свойств, присущих различным видам материи (движение в пространстве и во времени, объективность существования, сохранение и т.д.); во взаимной связи и взаимопревращениях различных материальных систем; в генетической связи и взаимозависимости живой и социально организованной материи на основе эволюции неживой материи; в подчинении всех форм бытия диалектическим закономерностям.

Неотъемлемым свойством материи является движение, поэтому изучение третьего вопроса целесообразно начать с определения понятий «движение», «изменение», «развитие» и выявления их качественного различия. Этому может способствовать обращение к истории философской мысли, в частности ко взглядам Зенона, Гераклита, А. Августина, Дж. Бруно, Г. Гегеля, Ф. Энгельса. Существует несколько подходов к объяснению движения, основные среди них – механистический и диалектико-материалистический. Поэтому существенным моментом при понимании данного вопроса будет демонстрация ограниченности первого подхода по сравнению со вторым. Для более детального рассмотрения рекомендуется указать, почему движение абсолютно, а покой относителен.

При рассмотрении вопроса «Специфика социального пространства и времени», прежде всего, необходимо выяснить, каков смысл категорий «пространство», «время», «социальное пространство-время», какие особенности им присущи. На основе полученных данных нужно показать: во-первых, отражение специфических черт и характеристик социального пространства в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи, во-вторых, различие между "очеловеченным" пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности. Для того, чтобы выполнить это задание и понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Для более полного отражения вопроса целесообразно выявить специфику социального пространства в тесной связи со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизма ее изменения и развития.

Самостоятельная работа (3ч.)

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Материальное и духовное.

2. Уровни организации неживой природы. Строение материи на биологическом и социальном уровнях.

3. Формы движения материи. Их качественная специфика и взаимосвязь.

4. Качественное многообразие форм пространства-времени в неживой природе. Особенности биологического пространства-времени.

Темы рефератов, докладов, сообщений.

1. Проблема социального пространства и времени.

2. Эволюция и революция в развитии мира.

3. Проблемы пространства и времени в современной физике и космологии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Вспомните, как шло формирование научного философского понятия «материя»?

2. Изложите современные представления о единстве пространства и времени (в философии, физике, космологии).

3. Движение и развитие одно и тоже?

4. В чем проявляется единство природы и общества?

Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий: «материя», «пространство», «время», «развитие», «редукционизм», «уникализм», «движение».

 

Литература.

1. Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». М., 1983.

2. Петров Ю.А., Французова Н.П. Категория материя (логико-методологические и научно-прикладные проблемы).// Философские науки. 1988. №7.

3. Пригожий И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. 1991. №2.

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20,отд.1 гл.4-5.

5. Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд.т.20.

6. Лазарев С.С. Понятие "время" и геологическая летопись земной коры // Вопросы философии. №1. 2002.

7. Марголис Дж. Материализм менее чем адекватными средствами // Вопросы философии. №7. 2002.

8. Дубровский В.К. Концепции пространства и времени. Физический и философский аспекты. - М.: Наука, 1991.

9. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. - М.: Конкур, 1998.

10. Потемкин В.К., Симаков А.А. Пространство в структуре мира. - Новосибирск: Наука, 1990.

11. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе. Философские аспекты синергетики. - М.: Изд-во МГУ, 1990.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.006 с.)