Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Протокол согласования рабочей программы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Зав. кафедрой философии, д.ф.н., профессор А.М. Максимов
Зав. кафедрой социологии и социальной работы, к.с.н., доцент С.В. Спасенкова
Зав. кафедрой Истории Отечества д.и.н., профессор А.В.Федорова
3. Методические указания по дисциплине «Философия». Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место в нем человека, на его отношение к этому миру. Освоение философских проблем позволяет сформулировать четкие мировоззренческие и методологические позиции, глубже понять окружающий мир, ориентироваться в противоречиях общественной жизни, в проблемах, возникающих в профессиональной деятельности. Курс философии изучается студентами на 1 курсе (один семестр) в рамках кредитно-модульной технологии обучения. На зимней учебно-экзаменационной сессии студенты сдают экзамен. В качестве основных учебных пособий кафедра рекомендует: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: «Проспект» (МГУ), 2005. 2. Спиркин А.Г. Философия. - М.: «Гардарики», 2005. 3. Кохановский В. П. Философия. - М., 2005. Приложением к учебным пособиям является антология «Мир философии» (1991), «Хрестоматия по философии» (1996). Эти книги для чтения содержат тематически сгруппированные философские тексты - извлечения из трудов мыслителей разных эпох. Существенную помощь в овладении предметом окажет справочная литература: 1. Краткий философский словарь (под ред. д.ф.н. А. П. Алексеева). - М., 2004. 2. Словарь философских терминов. - М.: ИНФРА - М, 2004. 3. Философский энциклопедический словарь. - М.,1989. 4. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. – М., 2005. Рекомендуется также использовать статьи, публикуемые в теоретических журналах: «Вопросы философии», «Общественные науки и современность» и др. Для углубленного изучения философских проблем рекомендуется литература, указанная в учебных пособиях и философской энциклопедии. При изучении курса важно, прежде всего, разобраться в главных течениях философии, овладеть ее категориальным аппаратом, стремиться к глубокому пониманию сути философских проблем, в их мировоззренческом и методологическом значении. Особое внимание должно быть уделено роли философской проблематики для науки и практики. Научиться творчески применять принципы и категории философии в своей деятельности – одна из главных задач будущего специалиста. Студенты, изучая темы курса, в первую очередь, должны выделять узловые вопросы и усваивать основные философские понятия. Лишь после этого следует приступать к изучению темы по первоисточникам и специальной литературе. Для лучшего усвоения материала целесообразно составить конспекты, выписать определения философских понятий в словарь. Определенную помощь в этой работе окажут лекции, семинарские занятия и консультации. Семинарские занятия проводятся по планам, помещенным в программе дисциплины. При подготовке к семинарским занятиям студент должен разобраться в вопросах темы, использовать учебную и дополнительную литературу. В первой части общего цикла студенты изучают историю философии. В дополнение к ранее рекомендованным пособиям следует использовать: 1. История философии в кратком изложении. - М., 1991. 2. Рассел Б. История западной философии. - М., «Академический проект»,2000. 3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. - Л.: «Эго», 1991. 4. История философии: Запад – Россия - Восток. - М.,1996. 5. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 2005. Во второй части изучается теория философии. Изучение философии по проблемам предполагает опору на знание истории философии. При изучении философии и подготовке к экзамену следует руководствоваться тематикой дисциплины и вопросами для самостоятельной работы, помещенными в программе по дисциплине «Философия». Методические рекомендации для работы с лекционным материалом, для подготовки к семинарским занятиям и самостоятельной работы студентов.
В связи с переходом на кредитно-модульную технологию обучения с рейтинговой оценкой знаний большое внимание в освоении предметов уделяется самостоятельной работе студента, а также личному его участию в формировании индивидуального учебного плана. То есть кредитно-модульная технология обучения способствует повышению уровня самообразования на основе индивидуализации и выборности образовательной траектории. Составление индивидуального плана следует начать с ознакомления с программами всех изучаемых в течение семестра дисциплин. Это дает студенту общее представление об этих дисциплинах и позволит выявить смежные вопросы, а также источники, изучение которых требуется по нескольким предметам. За период обучения в ВУЗе каждый студент самостоятельно пишет ряд различных научных работ, в том числе, и по философии. Это доклады, рефераты, курсовые, а студенты заочной формы обучения пишут и контрольные работы. Работа с лекционным материалом. Лекцию необходимо записывать, что способствует сосредоточению внимания, активизации памяти, лучшему усвоению содержания лекции. При конспектировании лекций вырабатывается собственная манера сокращений, условных знаков. При этом новые термины, понятия, определения, наиболее важные обобщающие выводы, ссылки на источники, литературу следует записывать полностью. Из речи лектора обычно становится понятно, что является наиболее значимым, а что второстепенным. После лекции важно просмотреть конспект и определить круг вопросов, которые остались непонятыми, попытаться найти ответы при помощи дополнительной литературы. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и на ближайшем занятии обратитесь за помощью к преподавателю. Посещение лекций является важной составляющей процесса обучения и в кредитно-модульной системе оценивается в 0,2 балла за 2 часа. Подготовка к семинарским занятиям. Прежде чем приступить к подготовке к семинару, следует внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, усвоить основные понятия данной темы. Подготовке к семинару должно предшествовать глубокое изучение рекомендуемой литературы. При изучении литературы необходимо делать выписки, которые относятся к каждому вопросу плана для того, чтобы можно было их использовать при изложении ответа на семинаре. Будьте внимательны при чтении текста, вникайте в его смысл. Анализируя текст, не подменяйте его содержание собственными рассуждениями. Однако свое мнение важно высказывать при обсуждении вашего отношения к тексту. Одновременно с изучением литературы следует подбирать и анализировать примеры и подтверждения основных положений темы. В качестве источников могут быть журналы, публикации. Готовясь к семинарскому занятию, продумайте план ответа. При ответе постарайтесь всесторонне и полно раскрыть содержание вопроса, привести мнения различных авторов по данной проблеме. Излагать ответ необходимо самостоятельно, не используя текст учебника или книги (возможно использование, но не зачитывание, своего конспекта). Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания по контрольным вопросам. Максимальная оценка, которую студент может заработать на каждом семинаре – 3,1 балла. Самостоятельная работа. Виды работы: – подготовка докладов и сообщений; – написание рефератов; – работа с учебной и научной литературой; – составление словаря основных терминов; – ответы на вопросы для самоконтроля. Максимальная оценка, которую студент получает за самостоятельную работу по каждой теме – 1,8 балла. Реферат. Подготовка реферата является важнейшим видом самостоятельного изучения студентами курса философии. Порядок выполнения реферата следующий. Определив тему, после консультаций с преподавателем, следует внимательно ознакомиться с планом реферата. Затем следует прочитать конспекты лекций и соответствующие главы учебников и учебных пособий. При написании реферата рекомендуется использовать учебную и справочную литературу: 1. Введение в философию. – М., 1989 2. Мир философии. Книга для чтения. Ч.1, 2 – М., 1991 3. Краткий очерк истории философии. – М., 1981 4. Лосский Н. О. История русской философии. – М., 1991 5. Философский энциклопедический словарь. – М., 1998 6. Философская энциклопедия в 5-томах – М., 1963-1967 Целью реферата является корректное и обоснованное раскрытие актуальной темы, на основе применения современной методологии и ознакомления с первоисточниками. В реферате должны быть продемонстрированы умения: v рассматривать заданную тему; v классифицировать различные подходы к ней; v излагать собственное понимание проблемы. Содержание реферата предпочтительно, должно соответствовать разделам курса прочитанных лекций. Содержание реферата приобретает определенную основательность, если происходит не только обоснование актуальности данной проблемы, но и приводится «история вопроса». Для обоснованного анализа необходимо реферирование не менее семи источников по избранной теме. Изучение литературы Приступая к данному этапу работы, необходимо, прежде всего, установить круг литературных источников, относящихся к теме. Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки студента искать, находить, отбирать и систематизировать в огромном мире современной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них идеи. Основная задача студента – найти объективно существующую и реально доступную информацию научного характера. Это показатель его грамотности и добросовестности. При подготовке рефератов следует использовать следующую научную литературу: монографии, научные статьи журналов, статьи в сборниках научных трудов, материалы «круглых столов» по научным проблемам. Для поиска специальной научной литературы следует использовать: предметные и систематические каталоги библиотек, библиографические указатели, указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или в 1-2 номере следующего года) в журналах: «Credo», «Вестник МГУ», «Вестник СПбГУ», «Вопросы философии», «Философские науки». Нужно иметь в виду, что по некоторым отраслям философской науки изданы специальные «Библиографии», которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной литературы по данной отрасли науки или по той или иной теме (разделу, вопросу, проблеме) за определенной период времени. Информацию об этом можно получить у библиографов в учебных и научных библиотеках. Типичные ошибки студентов – написание работы и представление её преподавателю в виде сплошного авторского текста, без обращения к литературным первоисточникам, к мнениям ученых-гуманитариев, без цитирования, без ссылок и сносок на использованный научный и философский материал. Самостоятельная работа студента по философии - это кропотливый научно-исследовательский труд, заключающийся в поиске, отборе, систематизации, изучении и обобщении огромного количества различных первоисточников. Студент не только излагает, но и обобщает, анализирует литературу. Структура реферата Реферат состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставится цель и задачи реферата, определяется уровень исследования проблемы; 1-2 глав (разделов), при необходимости разбитых на параграфы, и «Заключения», где подводится итоги и формулируются выводы. Список реферируемой литературы приводится в алфавитном порядке. План приводится в начале реферата перед «Введением». Структура реферата должна быть обоснована, логична и соответствовать цели, задачам и содержанию. Объем реферата 20-25 страниц (компьютерный набор, 1,5 набор, 14 шрифт). Изучение литературы в одном случае целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом – с журнальных статей. Все зависит от темы, наличия литературы, уровня подготовки студента. При оценке реферата преподаватель исходит из следующих критериев: · соответствие темы содержанию; · достаточность и современность привлеченных к рассмотрению источников; · аналитичность работы; · методологическая корректность; · обоснованность выводов; · логичность построения; · стиль изложения и оформление реферата.
Доклад. Доклад – вид самостоятельной работы, который способствует развитию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляется план, подбираются основные и дополнительные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Над докладом по объемной теме могут работать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
Конспект Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспектирование развивает способность выделять главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию. Рекомендуем: · подобрать факты для составления схемы и выделить среди них основные; · определить ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия; · сгруппировать факты в логической последовательности и дать название выделенным группам; · заполнить схему данными.
4. Тестовые задания Модуль 1. 1. Время возникновения философии: а) VII-VI вв. до н. э.; б) I-II вв. н. э.; в) VI-V вв. до н. э.; г) IV-III вв. до н. э. 2. Автор термина «философия»: а) Пифагор; б) Фалес; в) Парменид; г) Сократ. 3. Философия, по мнению А. Шопенгауэра, есть: а) искусство; б) наука; в) религия; г) мифология. 4. Функция философии, которая состоит в ее способности давать картину Мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик называется: а) мировоззренческой; б) методологической; в) гуманистической; г) практической. 5. Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к Миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения: а) мировоззрение; б) идеалы; в) убеждения; г) ценности. 6. Философское мировоззрение, признающее сущностной основой бытия материю - это: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм; г) натурализм. 7. Философия - это: а) наука о едином; б) теоретическая часть мировоззрения; в) любовь к мудрости; г) учение о сущности мира и человека; д) учение о сверхъестественном. 8. Правильное высказывание: а) философия - учение об универсальном; б) философия - универсальное учение; в) философия - фантастическое отражение действительности; г) философия – художественно-образное отражение действительности. 9. Функции философии: а) диагностическая; б) мировоззренческая; в) познавательная; г) методологическая; д) социальная; е) интегративная. 10. В отличие от науки философия … а) опирается на факты; б) постигает мир в его универсальной целостности; в) внутренне непротиворечива; г) является систематизированным знанием. 11. Философия появилась как критическое преодоление … а) мифа; б) обыденного сознания; в) магии; г) анимизма. 12. Генетический принцип решения мировоззренческих проблем является основным для … а) мифологии; б) религии; в) философии; г) науки. 13. Термин «философия» в переводе с греческого означает … а) рассуждение; б) процесс познания мира; в) братскую любовь; г) компетентное мнение; д) любовь к мудрости. 14. Философия объясняет мир с помощью: а) рациональной аргументации; б) мифологических образов; в) догматов религии; г) свидетельств веры. 15. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как … а) этика; б) эстетика; в) экономика; г) эргономика. 16. Философия представляет собой … а) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы; б) систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру; в) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь; г) сложившуюся картину мира, принятую специалистами. 17. Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют … а) логикой; б) гносеологией; в) онтологией; г) эстетикой. 18. Философская часть Вед: а) Упанишады; б) Ригведы; в) Брахманы; г) Араньяки. 19. Философия раннего христианства: а) апологетика; б) патристика; в) схоластика; г) теология. 20. Ортодоксальная философская школа Древней Индии: а) веданта; б) джайнизм; в) буддизм; г) чарвака-локаята. 21. «Будда» в переводе с санскрита означает: а) святой; б) божественный; в) истинный; г) просветленный; д) могущественный. 22. Расставьте индийские варны в порядке их значимости, начиная с наивысшей: 1) шудры 2) вайшьи 3) брахманы 4) кшатрии 23. Памятник китайской письменности, комментарии к которому положили начало философии Древнего Китая: а) «Ицзин» («Книга перемен»); б) «Ши цзин» («Книга песен и гимнов»); в) «Шу цзин» («Книга истории»); г) «Ли цзин» («Записки об обрядах»). 24. Автор трактата «Луньюй» («Беседы и суждения»): а) Конфуций; б) Лао-цзы; в) Мо-цзы; г) Цзюнь-цзы. 25. Автор афоризма «Я знаю, что ничего не знаю»: а) Сократ; б) Пифагор; в) Гиппий; г) Платон. 26. Философское направление, к которому принадлежали Плотин, Порфирий, Ямвлих: а) неоплатонизм; б) стоицизм; в) гностицизм; г) кинизм. 27. Время возникновения неоплатонизма: а) I в.; б) II в.; в) III в.; г) IV в. 28. Соотнесите мыслителей с их знаменитыми изречениями: 1) «Платон мне друг, но истина дороже»; 2) «Знание – сила»; 3) «Мыслю, следовательно, существую»; 4) «Познай самого себя» 1) Сократ 2) Аристотель 3) Бэкон 4) Декарт 29. Соотнесите мыслителей с их философскими направлениями: 1) монизм; 2) дуализм; 3) пантеизм; 4) плюрализм 1) Спиноза 2) Демокрит 3) Гераклит 4) Декарт 30. Античный философ, основатель атомистического учения: а) Демокрит; б) Гераклит; в) Протагор; г) Анаксимандр. 31. Античный философ, автор диалога «О государстве»: а) Платон; б) Сократ; в) Аристотель; г) Фалес. 32. Укажите хронологический порядок периодов античности 1) Эллинистический 2) Классический 3) Римский период 4) Доклассический 33. Расставьте в хронологическом порядке данных философов 1) Сократ 2) Фалес 3) Аристотель 4) Платон 34. Соотнесите выделенные Аристотелем науки и предметы их исследования: 1) логика; 2) физика; 3) этика; 4) эстетика; 5) риторика 1) природа 2) искусство 3) человеческое поведение и его нормы 4) красноречие 5) законы и формы мышления 35. Соотнесите выделенные Аристотелем области знания и названия трудов, в которых они отражены: 1) логика; 2) философия; 3) психология; 4) искусствоведение; 5) ораторское искусство 1) «Метафизика» 2) «Поэтика» 3) «О душе» 4) «Риторика» 5) «Первая аналитика» 36. Центральной категорией философии Платона является: а) прекрасное; б) материя; в) идея; г) душа; д) бытие. 37. Автор апории «Стрела»: а) Зенон; б) Прокл; в) Парменид; г) Гераклит; д) Фалес. 38. Автором афоризма: «Я знаю, что ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого», является: а) Платон; б) Сократ; в) Аристотель; г) Демокрит. 39. История античной философии охватывает период: а) с к. VII в. до н.э. до VI в. н.э.; б) с V в. до н.э. до II в. н.э.; в) с III в. до н.э. до VI в. н.э.; г) с VI в. до н.э. до VI в. н.э.; д) с IV в. до н.э. до III в. н.э. 40. Эпикур развивал идеи … а) атомизма; б) Аристотеля; в) идеализма; г) неоплатонизма. 41. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы … а) смысла жизни; б) Бога; в) познания Космоса; г) первоначала бытия. 42. Правителями в идеальном государстве, по мнению Платона, должны быть: а) ремесленники; б) философы; в) земледельцы; г) аристократы; д) воины. 43. В научный оборот термин «философия» был введен … а) Сократом; б) Демокритом; в) Пифагором; г) Гераклитом. 44. Философия, утверждающая, что Высшая реальность – это Пустота: а) буддийская; б) античная; в) христианская; г) арабская. 45. IX-XIVвв. средневековой европейской философии называются этапом … а) патристики; б) схоластики; в) апологетики; г) софистики. 46. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется … а) утилитаризмом; б) космизмом; в) персонализмом; г) гуманизмом. 47. Автор учения, в котором произведен синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии: а) Августин Блаженный; б) Филон Александрийский; в) Альберт Великий; г) Фома Аквмнский. 48. Время как меру движения и изменения определил: а) Августин Блаженный; б) Тертуллиан; в) Ориген; г) Пьер Абеляр. 49. Согласно Августину Блаженному, Град Божий основывается на присущей людям: а) Любви к Богу, доведенной до презрения к себе; б) Любви к себе, доведенной до презрения к Богу; в) Равной любви к Богу и к себе; г) любви и жизни. 50. Автор принципа «Верю, чтобы понимать»: а) Ансельм Кентерберийский; б) Альберт Великий; в) Бонавентура; г) Пьер Абеляр. 51. Автор принципа «Понимаю, чтобы верить»: а) П. Абеляр; б) Ансельм Кентерберийский; в) Д. Скотт; г) А. Великий. 52. Течение, представителями которого были Д. Скотт и У. Оккам: а) номинализм; б) концептуализм; в) эмпиризм; г) рационализм. 53. Первое направление средневековой христианской философии - учения Отцов церкви 2-9 веков: а) патристика; б) догматика; в) аскетика; г) схоластика. 54. Философия, утверждающая, что Высшая реальность есть не безличная сущность, а Личный Бог – Троица (единосущие при трех Ипостасях): а) христианская; б) античная; в) буддийская; г) арабская. 55. Автор произведений «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем», «О блаженной жизни»: а) Аврелий Августин; б) Симеон Новый Богослов; в) Северин Боэций; г) Фома Аквинский; д) Уильям Оккам. 56. Течение средневековой философии, разрабатывающее проблемы универсалий (общих понятий): а) схоластика; б) патристика; в) догматика; г) аскетика. 57. Автор произведений «Сумма теологии», «О существовании и сущности»: а) Фома Аквинский; б) Северин Боэций; в) Пьер Абеляр; г) Дунс Скотт; д) Уильям Оккам. 58. Известные средневековые арабские философы: а) Абу Бакр; б) Аль-Фараби; в) Ибн-Сина (Авиценна); г) Ибн Рушд (Аверроэс). 59. Средневековые философы полагали, что человек, как и Бог, обладает свободой … а) воли; б) веры; в) разума; г) чувств. 60. Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями: 1) объективный идеализм; 2) субъективный идеализм; 3) стихийный материализм; 4) вульгарный материализм 1) Юм 2) Фохт 3) Гегель 4) Фалес 61. Соотнесите мыслителей с представляемыми ими философскими течениями: 1) Конт; 2) Фрейд; 3) Гуссерль; 4) Сартр 1) феноменология 2) экзистенциализм 3) позитивизм 4) психоанализ 62. Соотнесите мыслителей с написанными ими работами: 1) Т. Мор; 2) И. Фихте; 3) Т. Кампанелла; 4) К. Маркс; 5) Г. Гегель; 6) Ф. Бэкон; 7) И. Кант 1) «Критика способности Суждения» 2) «Феноменология духа» 3) «Наукоучение» 4) «Утопия» 5) «Город Солнца» 6) «Капитал» 7) «Новая Атлантида» 63. Философ Средневековья, систематизатор схоластики: а) Фома Аквинский; б) Августин Блаженный; в) Ансельм Кентерберийский; г) Пьер Абеляр. 64. Фома Аквинский разработал … доказательств бытия Бога а) 5; б) 6; в) 7; г) 8; д) 9. 65. Философ, не принадлежащий эпохе Средневековья: а) Фома Аквинский; б) Августин Аврелий; в) Роджер Бэкон; г) Николай Коперник; д) Ориген; е) Ансельм Кентерберийский. 66. Направление в теологии и философии католицизма, основанное Ф. Аквинским: а) томизм; б) картезианство; в) августинизм; г) перипатетизм. 67. Установите соответствие философов с названиями произведений, ими созданными: 1) Ф. Аквинский; 2) Аврелий Августин; 3) Пьер Абеляр 1) «Да и Нет»; 2) «Сумма теологии»; 3) «О граде божьем» 68. Организатором работы над проектом «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» и одним из авторов статей для этого издания выступил: а) Вольтер; б) Ж.-Ж. Руссо; в) Д. Дидро; г) Э. Б. Кондильяк. 69. Философское мышление эпохи Возрождения является: а) натуроцентрическим; б) социоцентрическим; в) теоцентрическим; г) антропоцентрическим. 70. Философ эпохи Возрождения, родоначальник идеи «пантеизма»: а) Н. Кузанский; б) Дж. Бруно; в) Н. Коперник; г) Т. Кампанелла. 71. Согласно воззрениям У. Оккама … а) философия – служанка богословия; б) теология – служанка философии; в) истины философии и теологии совпадают; г) философия и теология независимы друг от друга. 72. Соотнесите имена философов с пониманием ими свободы: 1) Спиноза; 2) Руссо; 3) Кант; 4) Фихте 1) Свобода – естественное право человека 2) Быть свободным - значит сделать себя свободным 3) Свобода – познанная необходимость 4) Человек свободен как трансцендентная сущность 73. Укажите правильное соответствие 1) Платон; 2) Р. Декарт; 3) И. Кант; 4) Ж.-Ж. Руссо; 5) Ф. Аквинский 1) Французское Просвещение 2) Немецкая классическая философия 3) Эпоха Средневековья 4) Новое время 5) Античность 74.Философ Нового времени, автор афоризма «Знание – сила»: а) Ф. Бэкон; б) Б. Спиноза; в) Г. Лейбниц; г) Д. Юм. 75. Философ Нового времени, автор афоризма «Мыслю – следовательно существую»: а) Р. Декарт; б) Ф. Бэкон; в) Б. Спиноза; г) Г. Лейбниц. 76. Представители Французского Просвещения: а) Ф.-М. Вольтер; б) Ж.-Ж. Руссо; в) П. Гольбах; г) Г. Гегель; д) Ф. Шеллинг; е) Дж. Толланд. 77. Соотнесите философов с ниже приведенными направлениями: 1) Р. Декарт; 2) А. Бергсон; 3) Ф. Бэкон; 4) Б. Спиноза 1) Эмпиризм 2) Рационализм 3) Пантеизм 4) Интуитивизм 78. Основоположником европейского объективного идеализма принято считать: а) Беркли; б) Платона; в) Канта; г) Конта; д) Гегеля. Модуль 2. 1. Основатель классической немецкой философии: а) И. Кант; б) Г. В. Лейбниц; в) Х. Вольф; г) И. Г. Гердер. 2. Труд И. Канта: а) «Критика чистого разума»; б) «Исследование свойства и причины богатства народов»; в) «Воспитание человеческого рода»; г) «Система трансцендентального идеализма». 3. Авторы, труды которых стали основными источниками марксистской философии: а) Г. В. Ф. Гегель, Л. А. Фейербах; б) Г. В. Лейбниц, Х. Вольф; в) К. Маркс, Ф. Энгельс; г) И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг. 4. Материалистический подход к исследованию общественных явлений впервые применил: а) К. Маркс; б) Демокрит; в) Ж. О. Ламетри; г) Л. А. Фейербах. 5. Автор брошюры «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: а) Ф. Энгельс; б) К. Маркс; в) Г. В. Плеханов; г) В. И. Ленин. 6. И.Кант считал, что человек наделён изначально … природой, видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании … а) разумной, разуму; б) свободной, свободе; в) творческой, творчеству; г) нравственной, нравственности. 7. Немецкий философ утверждавший, что Разум творчески конструирует объекты: а) Кант; б) Фихте; в) Шеллинг; г) Гегель; д) Фейербах. 8. Автор философии абсолютного идеализма: а) Гегель; б) Юм; в) Кант; г) Шеллинг; д) Фейербах. 10. Автор принципа триады: тезис – антитезис – синтез: а) Гегель; б) Фихте; в) Кант; г) Шеллинг; д) Фейербах. 11. Немецкий философ – автор диалектического учения о противоречии как движущем принципе бытия, мышления и познания: а) Гегель; б) Фихте; в) Кант; г) Фейербах. 12. Философское течение, абсолютизировавшее классовую борьбу: а) марксизм; б) структурализм; в) прагматизм; г) позитивизм; д) экзистенциализм. 13. Философия мифологии, философия мистики и философия религии являются составными частями философии: а) Ф. В. Й. Шеллинга; б) И. Г. Гердера; в) Г. В. Ф. Гегеля; г) Л. Фейербаха. 14. Общая структура философии, предложенная Г. В. Ф. Гегелем: а) логика, философия природы, философия духа; б) логика, онтология, гносеология; в) учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии; г) аксиология, гносеология, онтология. 15. Немецкий философ, систематизатор идеалистической диалектики: а) Г. Гегель; б) А. Шопенгауэр; в) Ф. Ницше; г) О. Шпенглер. 16. Представитель немецкой классической философии, представитель материализма: а) Л. Фейербах; б) И. Кант; в) Г. Гегель; г) Ф. Шеллинг. 17. Установите соответствие между работами и их авторами: 1) «Закат Европы»; 2) «Сущность христианства»; 3) «Наука логики»; 4) «Критика чистого разума» 1) И. Кант 2) Г. Гегель 3) Л. Фейербах 4) О. Шпенглер 18. Соотнесите стадии развития Абсолютного духа, выделенные Г. Гегелем, с их характеристиками: 1) Абсолютная идея; 2) Природа; 3) Дух 1) «бытие-для-другого» 2) «бытие-в-себе-и-для-себя» 3) «бытие-в-себе» 19. В творчестве И.Канта выделяют периоды: а) логический и диалектический; б) метафизический и онтологический; в) герменевтический и логический; г) докритический и критический. 20. Представитель крайней формы субъективного идеализма (солипсизма): а) И. Кант; б) И. Фихте; в) Г. Гегель; г) Д. Юм. 21. Философ, заявивший, что для дальнейшего совершенствования человечества необходимо произвести переоценку всех ценностей: а) Ф. Ницше; б) Ж.-П. Сартр; в) З.Фрейд; г) М. Хайдеггер; д) К. Юнг. 22. Термин «экзистенция» впервые был введен: а) М. Хайдеггером; б) А. Камю; в) Ж.-П. Сартром; г) С. Кьеркегором. 23. Идею «вечного возвращения одного и того же» выдвинул: а) А. Шопенгауэр; б) Ф. Ницше; в) И. Кант; г) З. Фрейд. 24. А.Бергсон является представителем: а) философии жизни; б) психоаналитической философии; в) экзистенциализма; г) волюнтаризма. 25. Автором трудов «По ту сторону добра и зла», «Сумерки богов» был: а) З. Фрейд; б) К. Г. Юнг; в) Г. Маркузе; г) Ф. Ницше. 26. Основателем эмпириокритицизма является: а) М. Хайдеггер; б) Р. Авенариус; в) О. Конт; г) Г. Спенсер. 27. Укажите правильное соответствие: 1) прагматизм; 2) аналитическая философия; 3) позитивизм; 4) постпозитивизм 1) Ч. Пирс 2) К. Поппер 3) Б. Рассел 4) О. Конт 28. Расположите в правильной последовательности стадии развития общества и науки, выделенные О. Контом: 1) позитивная 2) метафизическая 3) теологическая 29. О. Конт сформулировал основной закон развития общества и науки, который называется «Закон … стадий» а) двух; б) трех; в) четырех; г) пяти; д) шести. 30. Соотнесите течения современной философии с их основными объектами исследования: 1) экзистенциализм; 2) психоаналитическая философия; 3) феноменология; 4) марксизм 1) человеческая психика и бессознательное в ней 2) законы общественного развития 3) индивидуальная человеческая жизнь, со всеми страстями и переживаниями 4) человеческое сознание, открывающееся через язык 31. Немецкий философ-экзистенциалист: а) К. Ясперс; б) Г. О. Марсель; в) Ж. П. Сартр; г) А. Камю. 32. Философское направление, к которому принадлежали В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, Ф. Ницше: а) философия жизни; б) психоаналитическая философия; в) экзистенциализм; г) философский мистицизм. 33. Родоначальник философии позитивизма: а) О. Конт; б) Г. Спенсер; в) Э. Мах; г) Л. Витгенштейн. 34. Философское направление, представителями которого являются Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер: а) постпозитивизм; б) экзистенциализм; в) марксизм; г) неофрейдизм. 35. Автор трудов «Бегство от свободы», «Иметь или быть»: а) Э. Фромм; б) З. Фрейд; в) К. Г. Юнг; г) Г. Маркузе. 36. Философ, «лишний» в числе представителей экзистенциализма: а) Г. Спенсер; б) А. Камю; в) Ж.П. Сартр; г) М. Хайдеггер. 37. Идейное течение, утверждавшее неизбежность развития России по пути западной цивилизации: а) славянофильство; б) западничество; в) либерализм; г) народничество. 38. Течение русской философии, в котором представлены идеи о мессианской роли русского народа, его религиозной и культурной самобытности: а) славянофильство; б) западничество; в) религиозный экзистенциализм; г) русский космизм. 39. Один из основателей западничества: а) Н. В. Станкевич; б) А. С. Хомяков; в) К. С. Аксаков; г) И. В. Киреевский. 40. Философское течение, одним из основателей которого был русский мыслитель Ф. М. Достоевский: а) экзистенциализм; б) славянофильство; в) персонализм; г) интуитивизм; 41. Автор принципа «непротивления злу насилием»: а) Л. Н. Толстой; б) К. С. Аксаков; в) Ф. М. Достоевский; г) Н. Ф. Федоров. 42. Создатель первой в России целостной мировоззренческой системы: а) В. С. Соловьев; б) П. Я. Чаадаев; в) А. С. Хомяков; г) В. И. Вернадский. 43. Автор трудов: «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра», «Смысл любви»: а) В. С. Соловьев; б) Н.Ф. Федоров; в) Н. А. Бердяев; г) С. Н. Булгаков. 448. Создателем теории культурно-исторических типов, описанной в книге «Россия и Европа», является … а) В.С. Соловьев; б) А.С. Хомяков; в) Л.Н. Гумилев; г) Н.Я. Данилевский. 459. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - автором этого высказывания является … а) Деррида; б) Цицерон; в) Ленин; г) Сократ. 46. Сопоставьте философов с разными направле<
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.016 с.) |