ТОП 10:

Тема 1. Что такое философия.



Лекция (2ч)

1.Предмет философии.

2.Философия и мировоззрение.

3.Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений.

Предмет философии.

В современной науке сложились и стали общеприня­тыми представления о том, как определить предмет лю­бой науки. Для этого необходимо: 1. Зафиксировать, ка­кие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня. 2. Определить возможные направ­ления развития науки, т. е. направления исследований. 3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии не пред­ставляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), «представляет собой размыш­ление о предметах, знание о которых еще невозможно».

И сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существу­ют ли во Вселенной некие универсальные законы, дей­ствующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения «предмета науки», определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Мож­но обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, У истоков которого стоял Аристотель (384—322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень «общего». Философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Она пока­зывает нам «первоначала бытия и познания». Филосо­фия — это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др.

В целом такое понимание предмета философии сохра­нялось очень долго и считалось «классическим». С неко­торыми модификациями это определение предмета фило­софии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как «... наука о всеобщих законах развития природы общества и мышле­ния». Обычно к этому добавляли, что философия не толь­ко наука, но и форма общественного сознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, об отно­шениях человека к миру».

Такое определение является «собирательным»: здесь философия определяется и как наука, и как учение, и форма общественного сознания, а если читать дальше, то и как мировоззрение, способ постижения мира. Все это правильно, но что же главное в предмете философии? Можно отвлечься от классического подхода к философии и посмотреть на другие определения ее предмета.

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как «любви к мудрости». Именно так переводится само слово «философия» с древ­негреческого на русский язык. Тогда предмет философии — мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость? Древние греки определяли мудрость как некий космический «Ум», который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что фи­лософия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т. е. предмет философии - это учение о добре и зле.

Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII— XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX—XX вв. предметом философии называли «мировое целое», «сущность и законы общества», «изучение наиболее общих понятий», «познание Универсума», науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т. д.

Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

Возможен такой ход мысли. Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, био­логия, физиология нервной деятельности, история, социология и т. д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную ре­альность, (Например, психология, психопатология и т. д.). Философия изучает не объекты, не эмпирическую ре­альность, а то, как эта реальность «живет» в обществен­ном сознании; она изучает смыслы реальности для обще­ства и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые раз­ных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т. д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии - это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т. е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нрав­ственные, эстетические основания. Философ всегда стро­ит систему ценностей мира, и тем самым показывает исход­ные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос — что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.

Пытаясь очертить предмет философии в наше время, Бертран Рассел писал об истинно философских проблемах так: «... в чем смысл жизни, если он вообще есть? Если у мира цель, ведет ли куда-нибудь развитие истории, или все это бессмысленные вопросы? ... действительно ли при­родой управляют какие-то законы, или мы только так ду­маем из-за того, что нам нравится видеть во всем какой-то порядок? ... разделен ли мир на две в корне различные части — дух и материю, и если это так, то как они сосу­ществуют? А что мы должны сказать о человеке? Частица ли он пыли, беспомощно копошащаяся на маленькой и незначительной планете, как это видится астрологам? Или он, как это могут представить себе химики — кучка хими­ческих веществ, соединенная вместе хитроумным обра­зом? Или, наконец, человек таков, каким он представляет­ся Гамлету, в основе своей благородный, с безграничными возможностями. А может быть человек — все это вместе?.. Существует ли один жизненный путь — хороший, и дру­гой — плохой, или не имеет значения как мы живем. А если существует хороший жизненный путь, то что это та­кое или как нам научиться жить, следуя ему? Существует ли нечто, что мы можем назвать мудростью, или то, что нам кажется таковой, — просто пустое сумасшествие?».

Эти вопросы являются частью нашего жизненного мира. Именно поэтому мы изучаем философию.

Философия и мировоззрение.

Всякая философия — мировоззрение, хотя мировоззрение не обязательно философия: существуют религиозное мировоззре­ние, атеистическое мировоззрение и т. д. Многозначность поня­тия «мировоззрение» постоянно выявляется как в научном, так и в обыденном словоупотреблении. Говорят о гелиоцентричес­ком мировоззрении в противоположность геоцентрическому, и в этом глубокий смысл, если представить себе революцию в со­знании людей, вызванную великим открытием Коперника. Ми­ровоззрение может быть материалистическим, идеалистическим, механистическим, метафизическим, оптимистическим, песси­мистическим и т. д. Мы говорим о феодальном, буржуазном, коммунистическом мировоззрениях.

Определение понятия мировоззрения представляет значитель­ные трудности, которые, однако, не должны создавать впечат­ления, будто, не имея этого определения, мы не знаем, о чем, собственно, идет речь. Речь идет об основных человеческих убеж­дениях относительно природы, личной и общественной жизни, - убеждениях, которые играют интегрирующую, ориентирую­щую роль в поведении, творчестве, совместной практической деятельности людей. В зависимости от характера убеждений (ре­лигиозные, естественнонаучные, эстетические, социально-поли­тические, философские) различаются типы мировоззрений, ко­торые, впрочем, связаны друг с другом и нередко так или иначе сливаются воедино. Ориентирующая функция мировоззрения предполагает определенные представления (научные или нена­учные) о человеке, о его месте в мире, о цели и смысле его существования. Эти представления способствуют уяснению возможных путей движения, выбору определенного направления развития общества. Ориентирующая функция мировоззрения возможна благодаря его интегрирующей функции, т. е. такого рода обобщению знания, опыта, потребностей, которое позволя­ет намечать сравнительно отдаленные цели, обосновывать опре­деленные общественно-политические, нравственные, научные идеалы, критерии и т. д.

Таким образом, мировоззрение, какова бы ни была его фор­ма, обосновывает принципы: этические, философские, естествен­нонаучные, социологические, политические и т д. Эти принци­пы заслуживают специального рассмотрения, однако и без него ясно, как велика их роль, например, в исследовательской рабо­те. Сошлемся на естествоиспытателей, которые обычно скупы в своих высказываниях о роли философского мировоззрения. М. Планк в докладе «Физика в борьбе за мировоззрение» говорил: «Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы».

Таким образом, мировоззрение - это совокупность представле­ний о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смыс­ле его существования. Мировоззрение – это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (по­чему именно эти цели наиболее важные). Наиболее обобщенные формы мировоззрения – религия и философия.

Мировоззрение — понятие более широкое, чем философия. Называя философию мировоззрением, не умножаем ли мы труд­ности, встающие на пути научного определения понятия фило­софии? Ведь если философия—мировоззрение, то уж во всяком случае мировоззрение особое, иными словами, философское мировоззрение. Получается нечто вроде логического круга. Но выход из него увидеть нетрудно: необходимо выявить специфи­ческие черты того типа мировоззрения, который может быть назван философией.

Итак, в чем же заключается своеобразие философского ми­ровоззрения? В отличие от стихийно складывающегося религи­озного мировоззрения философия всегда есть теоретически обо­сновываемое мировоззрение. Особенность философского миро­воззрения состоит, прежде всего, в том, что оно представляет со­бой общее теоретическое мировоззрение.

Рассматривая проблему «человек — мир» философия транс­формирует ее в более абстрактную проблему соотношения ду­ховного и материального. В зависимости от ее решения в фи­лософии сформировались два направления — материализм и иде­ализм. Материалистическое направление (мировоззрение) рассмат­ривает материальное начало как первичное, определяющее, а дух, сознание, разум — как свойство материи. Идеалистическое на­правление (мировоззрение) рассматривает духовное начало как главное, определяющее, а материю как порождение духа. Тот или иной вариант решения проблемы взаимосвязи материально­го и духовного определяет решение многих других философских проблем, определяет философское мировоззрение в целом.

Предельность абстракций и универсальность постановки ми­ровоззренческих проблем — особенность философского мировоз­зрения. Именно теоретический характер осмысления обществен­ной практики позволяет философии выработать и обосновать те принципы и идеалы, которые ориентируют человека в мире. Философия не просто познает действительность (как это делает наука), но и интерпретирует ее определенным образом, осмыс­ливает, оценивает. Философское мировоззрение наиболее син­тетично, так как оно опирается на совокупный опыт человече­ства, обобщает и синтезирует различные типы отношения чело­века к миру.

Философия является формой самосознания человеческой де­ятельности вообще.

Философское мировоззрение есть прежде всего постановка вопросов, осознаваемых как главные вопросы. Вопросы эти воз­никают не только из научных исследований, но также из инди­видуального и общественно-исторического опыта, на что уже указывалось выше. Они могут быть названы главными, посколь­ку, ставя эти вопросы, философия приступает к обсуждению того, что существенно важно для всего человечества. Таковы, например, знаменитые вопросы «Критики чистого разума», ре­шение которых, по Канту, составляет истинное призвание фи­лософии:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.007 с.)