Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как многообразие и самобытность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На протяжение многих веков народы узнавали друг о друге прежде всего как о носителях иной веры. Величайший авторитет религии до поры до времени ограничивал рамки признания и даже допущения значения иной веры. Наряду с религиозным различением друг друга все большее значение и распространение приобретают национально-этническая дифференциация и идентификация. С именем крупного немецкого мыслителя Гердера связывают обычно обоснование многообразия человеческих культур. В своей книге “Идеи к философии истории человечества” (1784 – 1791) он отводил культуре решающее значение в формировании различных человеческих общностей. И именно культура, подчеркивает он, выраженная в языке, искусстве, науке, религии, ремеслах, семейных отношениях, придает своеобразие каждому обществу. В значительной степени современная мировая культура развивается через взаимодействие различных локальных и функциональных культур, в результате чего возникает сеть общения, поддерживающая огромное разнообразие не только стилей и типов менталитета (глубинный уровень культуры, присущей тому или иному народу или социальному слою, на котором осознанное соединяется с бессознательным и который служит основой устойчивой системы смыслов и представлений, укорененных в сознании и поведении многих поколений) или поведения, но и ценностных ориентаций и национально-этнической самобытности. Это общение протекает через взаимное выяснение отношений, через распри и конфликты, но вместе с тем и через взаимную адаптацию и понимание своеобразия соседей или сожителей на единой территории. Итоговые определения: 1. Культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д. 2. Культура как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности». 3. Культура как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации. 4. Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества – социально-статусные или профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность. 5. Культура как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смысли деятельности. В этом понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом. Мир культуры – это мир самого человека, от начала и до конца создаваемый им самим. Семинарское занятие (2ч.) 1. Специфика философского осмысления общественной жизни. 2. Концепция цикличности исторического процесса (Платон, Аристотель, Дж. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). 3. Понятие культуры и цивилизации. 4. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур. Методические рекомендации к семинару. При рассмотрении первого вопроса семинара необходимо: – выявить особенности социального познания в аспекте различных сторон (онтологической – объяснение бытия общества, гносеологической – характеристика особенностей этого познания, ценностной – понимание аксиологической стороны социального познания), – охарактеризовать предмет социальной философии, – определить основные функции социальной философии и их взаимодействие, – проследить историческое развитие социальной философии (позитивистская социальная философия – О. Конт, Г. Спенсер, марксистская социальная философия, психологическое направление – Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето, социальная философия М. Вебера и др.). При этом следует учитывать многообразие подходов к исследованию общества. Изучение второго вопроса семинара следует начать с определения понятия «история» и выявления специфики основных подходов к пониманию истории: формационного и цивилизационного, обозначения различных парадигм и путей развития истории (прямолинейный, циклический, спиралевидный). Понятие культуры и цивилизации – основные в проблеме третьего вопроса семинара. Студентам необходимо познакомится с теорией мировых цивилизаций. Для этого они выполняют индивидуальное задание – рассмотреть концепции Н. Данилевского, М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, А. Тойнби и др. Самостоятельная работа (3ч.) Вопросы для самостоятельного изучения. 1. Линеарная концепция истории (Тюрго, Кондорсе, Гегель, Конт). 2. Своеобразие исторического познания (Г. Риккерт, В. Дильтей). Тема смысла истории в философии 20в. 3. Понятие культуры, ее компоненты, динамика, исторический характер, культурные символы. Темы рефератов, докладов, сообщений. 1. Проблема человеческого существования в экзистенциализме. 2. Гражданское общество и государство. 3. Социологические концепции народников. 4. Культура как "очеловеченная" вторая природа. 5. Духовная жизнь общества и её культура. Вопросы для самоконтроля. 1. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории? 2. Что такое фатализм и волюнтаризм? 3. Как решался вопрос о смысле и направленности истории в христианской философии? 4. Какова сущность концепции историзма при рассмотрении всемирной истории? 5. Какие принципы являются основными в культурологическом подходе к пониманию истории? 6. Как понимал прогресс всемирной истории Н.Я. Данилевский? 7. Что означает понятие «осевая эпоха» в концепции К. Ясперса? 8. Охарактеризуйте содержание формационного подхода к рассмотрению исторического процесса. Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий: общество, фатализм, волюнтаризм, осевое время культуры, элитарная культура, массовая культура, общественно-экономическая формация, антиисторицизм, общественный прогресс, историцизм. Литература. 1. Бирулин B.C. Социальная философия. Ч. 1,2. М., 1993. 2. Гарсия Дионисий. О понятиях "культура и цивилизация"// Вопросы философии. №2. 2002. 3. Глинчикова А.Г. Капитализм социализм, индустреальное общество - к вопросу о соотношении понятий// Вопросы философии№9 2002 г 4. Гобозов И.А. Введение философию истории. М.,1993. 5. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «Российской судьбы». Тема 13. Познание, наука, техника. Семинар (2ч.) 1. Познание как социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру. 2. Соотношение знания и познания. 3. Чувственное и рациональное познание и их формы. 4. Практика как основа и цель познания.
Самостоятельная работа (4ч.) 1. Понятие техники. Знание и техническая деятельность. 2. Наука и закономерности ее развития. 3. Агностицизм, скептицизм, нигилизм. 4. Постпозитивизм о структуре научных революций. Темы рефератов, докладов, сообщений. 1. Познание как творчество. 2. Интуитивизм и картезианство. 3. Роль знаковых систем в процессе отражения мира. Вопросы для самоконтроля. 1. Что такое истина? Критерии истины? 2. Место творчества в научном познании. 3. В чем различие между заблуждением и ложью? 4. Какова характеристика познавательных способностей человека? Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины, запишите их определения в философский словарь: познание, истина, творчество, индустриальное общество, сенсуализм, агностицизм, скептицизм, нигилизм. Литература. 1. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. – М., 1988. 2. Маритен Т.О человеческом знании // Вопросы философии. 1997. № 5. 3. Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли // Вопросы философии. 2001. № 1-2. 4. Порус Б.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. 1997. № 2. 5. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1989.
Тема 14. Нормы, ценности, идеалы. Природа этического. Лекция (2ч.) 1. Ценность как философская категория. 2. Моральные ценности человека и общества. 3. Эстетическое в жизни человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.104 (0.011 с.) |