Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Сократа – рождение философии нового типа.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Именно творчество Сократа стало рубежом, разделившим эпохи философствования. Его вклад в развитие мысли обозначают как «сократовский поворот» в философии. Суть его – в обращении философского мышления с космогонической проблематики на тему человека. Сократ избирает своим девизом известные слова «Познай себя» и говорит, что «всегда стремился к истине и справедливости». Взгляды Сократа (469-399 гг. до н.э.), излагавшего свое учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложениях его учеников, в первую очередь Ксенофонта и Платона. Как видно из записей учеников Сократа, главным предметом его бесед и речей были вопросы этики, вопросы о том, как следует жить. Нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. Для него, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный, а не относительный характер. Именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности, выяснить их сущность. Для него являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Для решения проблем нравственной жизни необходимо знать, что есть благо как таковое. В этом вопросе есть два основных пути: 1) благо соответствует законам, и добродетель состоит в их исполнении; 2) следует признать божественный разум и необходимость соответствовать ему для человека, то есть человек должен ориентироваться на божественное. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятия с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, то есть повивальным искусством, помогающим рождению истины. Своими поисками Сократ проложил путь к миру идей Платона и его диалектике.
Учение Платона о бытии, душе, познании, государстве. Философская система Платона (427-347 гг. до н.э.) – логическое развитие идей не только сократовской, но и досократовской философии (понятие Логоса у Гераклита, понятие вечного неподвижного бытия у Парменида). Однако истоки философии Платона, направленность его мышления невозможно понять вне контекста трагедии его жизни, а именно казни Сократа. Платон задает вопрос: «Может ли быть подлинным тот мир, который осудил на смерть достойнейшего из людей, поправ тем самым идеи справедливости и истины?» И он отвечает: «Нет». Обычный мир существует, бытийствует, но всегда, по Платону, неистинным образом. Помимо чувственного мира существует мир чистых сущностей. Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея» («Эйдос»). Мир идей представляет собой царство благих сущностей. Платон противопоставил идеальный мир чувственному миру не только как сущность – явлению, но и как благое – злому. Мир идей – это мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Антиподом бытия выступает у Платона мир небытия, где властвует не идея, а материя («хора»), хаотическая, небытийная первоматерия. Материя – источник единичности, вещности, изменчивости, смертности, естественной необходимости, зла и несвободы. Материя, как и идея, вечна. Для объяснения динамики чувственного природного мира Платон ввел третье начало – мировая душа. Душа космоса – творческая сила, источник движения, жизни. Мировая душа охватывает мир идей и мир вещей, придавая ему целостность. Учение о душе у Платона дуалистическое: понимание человека (душа + тело). Достояние человека – разумная способность. Восхождение к прекрасному предполагает отрешение от чувственности, телесности, пока человек не обретет способность узреть умом духовное во всей его чистоте. Человек должен раскрывать мир идей. Мнение человека, которое опирается только на сферу чувственного, – обманчиво, то есть оно должно быть подвержено оценке рассудка. Платон не только рассуждал об истинных добродетелях, но и пытался воплотить их в жизнь, разрабатывая проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве строго регламентирована, частное подчинено общественному, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, идеи справедливости и разума. Обосновывая свой проект идеального государства, Платон со знанием дела подверг критике существовавшие формы государственной власти. Платон выделил 4 типа несправедливого государственного устройства: тимократия (власть военных), олигархия (власть богатых), демократия (власть толпы), тирания (власть тирана). Наиболее неприемлемыми формами власти для Платона были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессиональные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Они умеют только громко кричать и не умеют ничего делать. Безграничная демократия, по мнению Платона, приходит к самоотрицанию. Ненасытное стремление к свободе создает предпосылки для перехода к тирании. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство.
Философские идеи Аристотеля. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) будучи величайшим из учеников Платона, в то же время был не согласен с философской концепцией платонизма, что нашло выражение в следующих его словах: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истина». Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, о первых началах и причинах. Предмет второй философии – природа. В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего сущего (формальная, материальная, движущая, целевая). Этика Аристотеля. Нравственность человека понимается им как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью и назначением человека, связанным с его разумом. Поэтому дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности. Жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть добродетельной. Настоящая цель человеческой жизни, как ее определяет Аристотель, не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Аристотель выделяет два вида добродетели: этические (середина между пороками) и интеллектуальные (обретение истины или нормы поведения). Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрей, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путем созерцания истины. Человек, по мнению Аристотеля, не только разумное, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима. Человеческое общежитие начиналось с семьи, через род и селение, находит полное свое развитие в государстве, которое представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного существования (счастливая и прекрасная жизнь). Семинарское занятие (2 ч.) 1. Атомистический материализм Демокрита. 2. Философия софистов (Протагор, Горгий, Продик). 3. Философия раннего эллинизма. 4. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатонисты. Методические рекомендации к семинару. При изучении темы «Античная философия» необходимо рассмотреть: – наиболее важные вехи в истории развития философской мысли Древней Греции и Древнего Рима (становление древнегреческой философии, классический век древнегреческой философии, эллинистическо-римская философия); – специфика античной философии (этический характер, философствование и жизнь, учитель и ученик, диалогичность мысли, космологизм); – решение философских проблем в рамках различных направлений и школ Античности. Для понимания студентами специфики античной философии необходимо провести исторический анализ условий ее возникновения (разложение родового строя, утверждение рабовладельческого общества, появление полиса). При рассмотрении первого вопроса необходимо выявить особенности предлагаемых Демокритом решений философских проблем в аспекте онтологии, космологии, антропологии. Важно раскрыть содержание разработанного Демокритом учения о причинности. Изучение философии софистов предполагает, прежде всего, обозначение субъективистско-антропологических тенденций в философии. Выявление своеобразия философии раннего эллинизма возможно в результате изучения таких школ, как эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Кроме того, при рассмотрении третьего вопроса семинара необходимо знакомство студента с философией кинизма, которая предшествовала этим трем философским школам эллинизма. Для закрепления изученного материала важно определить признаки, идеи, которые объединяют философские школы эллинизма. Особое внимание следует уделить изучению классическому периоду античной философии, высшим достижением которого стали философские системы Платона и Аристотеля, определившие круг проблем, актуальных и для современного человека. В данном случае эффективным средством обучения становится самостоятельная работа студентов (помимо рассмотрения учений Сократа, Платона и Аристотеля в лекции, возможно рассмотрение их основополагающих философских идей на семинаре; для этого следует разделить студенческую группу на несколько подгрупп с различными заданиями и с последующим прочтением его решения на практическом занятии). Рассмотрение конкретных философских учений, выявление их особенностей, понимание содержания и логики мышления требует обращения к первоисточникам: 1. Аристотель. Метафизика. Ростов н/Д., 1999г. 2. Платон. Диалоги. М., 1986г. 3. Платон. Законы. М., 1999г. Предлагаемые вопросы для самостоятельной работы можно использовать в качестве тем для обсуждения, дискуссий, для написания эссе. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается решение различных упражнений и задач на соответствие, на знание определений, на выявление сущностных особенностей античной философии. Самостоятельная работа (3ч.) Вопросы для самостоятельного изучения. 1. Охарактеризуйте основные черты античной философии. 2. Этико-социальные воззрения Демокрита. 3. Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.011 с.) |