Перечень вопросов К экзамену 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень вопросов К экзамену



1. Мировоззрение и философия. Функции философии.

2. Сравнительный анализ исторических типов мировоззрения.

3. Предметная область философии.

4. Значение философии в жизни человека и общества.

5. Предпосылки возникновения философии в древних цивилизациях.

6. Возникновение философии в Китае (даосизм и конфуцианство).

7. Философия Древней Индии и ее особенности.

8. Космоцентризм и онтологизм ранней греческой философии.

9. Основные идеи философии Гераклита.

10. Этический рационализм Сократа.

11. Философия Платона: бытие и познание, этика и политика.

12. Аристотель: основные идеи его философии.

13. Общая характеристика средневековой эпохи. Роль философии в средние века.

14. Теоцентризм средневековой философии. Учение Августина.

15. Средневековая схоластика: Фома Аквинский.

16. Новое время: духовная характеристика эпохи и характер философских воззрений.

17. Материалистический эмпиризм Ф.Бэкона.

18. Дуализм и рационализм Р.Декарта.

19. Дж. Локк, Т. Гоббс – родоначальники философии и идеологии Просвещения.

20. Французские просветители о человеке.

21. Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

22. Особенности философских взглядов И.Канта.

23. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

24. Теоретические предпосылки и исторические условия возникновения философии марксизма.

25. Материалистическая диалектика К.Маркса и Ф.Энгельса.

26. Сущность материалистического понимания истории.

27. Проблема знания и языка в современной западной философии (неопозитивизм, герменевтика, прагматизм, структурализм).

28. Антисциентизм и иррационализм в западной философии XIX-XX веков (философия жизни, экзистенциализм).

29. Философия Древней Руси, ее особенности.

30. Философская мысль России XVIII-XIX веков.

31. Особенности развития русской философии XX века.

32. Феномен евразийства.

33. Философское учение о бытии. Многообразие форм бытия.

34. Многомерность бытия. Современные представления о его уровнях.

35. Пространство и время как атрибутивные свойства материального бытия. Разнообразие видов пространства-времени.

36. Движение и его основные формы.

37. Системность как атрибут материального мира. Типы систем.

38. Сущность процесса развития. Направленность развития.

39. Целесообразность в природе и в обществе.

40. Познание как особый вид деятельности.

41. Познавательные способности человека.

42. Научное познание и его особенности.

43. Уровни и методы научного познания.

44. Проблема научной истины. Объективность истины.

45. Специфика философского познания.

46. Проблема понимания в философии. Знание-понимание-объяснение.

47. Отражение как атрибутивное свойство материального мира. Формы отражения.

48. Мышление – сознание – язык.

49. Природа сознания и проблема его происхождения.

50. Сознание как целостная система.

51. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические типы взаимодействия общества с природой.

52. Проблема периодизации истории. Формационный и цивилизационный подходы.

53. Проблема направленности истории. Критерии общественного прогресса.

54. Основные этапы исторического развития: докапиталистическое общество, классический капитализм и информационная цивилизация.

55. Личность и общество. Проблема формирования и реализации личности.

56. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.

57. Философское осмысление культуры. Функции культуры.

58. Типы культур.

59. Массовая культура и личность.

60. Культура и цивилизация.


6. УЧебно - методиЧеское обеспеЧение дисциплины.

 

Рекомендуемая литература.

Основная

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Уч. М., 1999.

2. История философии. / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 2001.

3. Спиркин А. Г. Философия. Уч. М., 2000.

4. Философия. Уч. / Под ред В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М., 2000.

5. Философия: Учебник / Под ред. Проф. О. А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. – 655 с.

Справочная

1. Всемирная энциклопедия. Философия. М.- Минск, 2000.

2. Табачкова Е. В. Философы: краткий биографический словарь. М., 2002.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1982.

Дополнительная

К теме 1:

1. Вольф Р. П. О философии. М., 1996.

2. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

3. Ильенков Э. В. Философия и культура. М..1991.

4. Канке В. А. Философия. М., 1996.

5. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

6. Шрейдер Ю. А. Загадочная притягательность философии. 1996 №7.

К теме 2:

1. Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.

2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.,1978-1984 (“Метафизика”, “Категории”).

3. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.

4. Восточная философия. М., 2000.

5. Гершперц Т. Греческие мыслители. Спб.. 1999.

6. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. М, 1989.

7. Материалисты Древней Греции. М., 1957.

8. Матрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

9. Мюллер М Шесть систем индийской философии. М., 1991.

10. Платон. Сочинения: в4 т. М., 1990-1995 (диалоги: “Федр”, “Государство”, “Тимей”).

11. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Спб., 1996.

12. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

13. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

К теме 3:

1. Антология мировой философии. М., 1962. Т.1.

2. Боэций. Утешение философией. М., 1990.

3. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1977. 1978. (Новый органон).

4. Валла Л. Об истинноми ложном благе. ЛО свободе воли. М., 1989.

 

5. Гельвеций К. А. Сочинения: в 2 т. (О человеке).

6. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения.

7. Ильин В. В. Философия эпохи Возрождения. Спб.,1991.

8. Ильин В. В. Философия Нового времени. Спб., 1993.

9. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

10. Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

11. Николай Кузинский. Сочинения: в 2 т. М., 1980 (Об ученом незнании. О возможно сти бытия.).

12. Макиавелли Н Государь. М., 1982.

13. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1997.

14. Мор Т. Утопия. М., 1978.

15. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

16. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

17. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII в. М.,1999.

18. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М., 1957 (Этика).

19. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

20. Философия в Энциклопедии Дидро и д,Аламбера. М., 1994.

21. Философия эпохи Возрождения и Реформации. Хрестоматия. Кн.2. Спб.,1996.

22. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

23. Юм Д. Сочинения: в 2 т. М, 1965 (Трактат о человеческой природе).

К теме 4:

1. Гегель. Феноменология духа. Спб., 1992.

2. Гегель. Философия истории. Спб., 1993.

3. Гегель. Философия права. Спб., 1990.

4. Гегель Энциклопедия философских наук: в 3 т. М.,1974-1977.

5. Кант И. Критика практического разума.//Сочинения: в 6т. М.,1963-1966. Т.4 (1). Спб., 1995.

6. Кант И. Критика способности суждения. Т.5 (М.,1995; Спб.,1995).

7. Кант И. Критика чистого разума.//Сочинения: в 6т. М., 1963-1966. Т.3 (М.,1994).

8. Кант И. Пролегомены…//Там же. Т.4 (1).

9. Фейербах Л. Сочинения. В 2т. М., 1995.

10. Фихте И.Г. Сочинения: в 2т. Спб., 1993.

11. Шеллинг. Сочинения: в 2т. М., 1989.

12. Шеллинг. Философия искусства. М., 1976.

К теме 5:

1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Там же. Т.3.

2. Маркс К. Экономически-философские рукописи. // Там же.

3. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Там же. Т.3. (разд. Фейербах).

4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21.

К теме 6:

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

2. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

3. Бергсон А. Творческая эволюция. Спб.,1914.

4. Бубер М. “Я” и “Ты”. М, 1993.

5. Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 ч. М.,1994.

6. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988.

7. Гуссерль Г.Г. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 101-126.

8. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

9. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

10. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985.

11. Маритен Ж. Философия мира. М., 1994.

12. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

13. Поппер К. Логика и рост научного сознания. М., 1983.

14. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

15. Сартр Ж.-П. Эквистенциализм-это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989.

16. Фейербант П.К. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

17. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

18. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

19. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Т 1.

20. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.

К теме 7:

1. Аксаков К.С. Литературная критика (О русском воззрении. Еще раз о русском воззрении). М.,1981.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

3. Блинников Л.В. Великие русские философы. Словарь-справочник. М., 2000.

4. Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. (Два града. Философия хозяйства.). М.,1991.

5. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера.М.,1989.

6. Ленин В.И. Государство и революция.//Полн. Сбр. Соч. Т. 31.

7. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.,1949.

8. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988.

9. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера.//Сочинения. 12-е изд. М.,1911. 4.13.

10. Хомяков А.С. О старом и новом. М.,1988.

11. Шестов Л.И. Сочинения: В 2 т. (Власть ключей). М.,1993.

К теме 8:

1. Астрономия и современная картина мира. М.,1996.

2. Карпенко М.А. Вселенная разумная. М.,1992.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. // Вопросы философии.1992. №12.

4. Мельникова Н.А. Образ мира. М., 1998.

5. Малеев Н.Н. Восхождение к разуму. М.,1993.

6. Пятое состояние вещества. // Человек и наука. 2001. №3.

7. Скрытая масса Вселенной. // Человек и наука. 2002. №4.

8. Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. М., 2001.

К теме 9:

1.Абдеев Р.Э. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3. Голубев В.С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. М., 1992.

4. Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991.

5. Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1989.

6. История диалектики. М., 1980.

7. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М., 1989.

8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

9. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

10. Селиванов Ф.А. В мире сплетения причин и следствий. М., 1991.

11. Турсунов В.А. Познание эволюционных процессов во Вселенной (на материалах космологии). М., 1983.

К теме 10:

1. Видинеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.,1989.

2. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1985.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1985.

4. Еракин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

6. Природа и дух. Кн. 1-2. Спб., 1995.

7. Тихоплав Т. С., Тихоплав В. Ю. Великий переход. Спб., 2002.

8. Тихоплав Т. С., Тихоплав В. Ю. Жизнь напрокат. Спб., 2002.

9. Язык, который видит. // Человек и наука. 2002. №4.

10. Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., 1992.

К темам 11, 12:

1. Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.

2. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.

3. Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

4. Знание за пределами науки. М.,1990.

5. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.,1990.

6. Когнитивная эволюция и творчество. М.,1998.

7. Щавелев С.П. Практическое познание. Воронеж, 1994.

К темам 13, 14:

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М.,1994.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

4. Введение в социальную экологию. Ч. 1-2. М.,1991.

5. Ивин А. А. Введение в философию истории. Уч. пос. М., 1997.

6. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 1998.

7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для студентов вузов. М., 2000.

8. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.,1994.

9. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. Уч. пос. М., 1997.

10. Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999.

11. Социальная философия. Уч. пос. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1995.

12. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М.,1993.

К теме 15:

1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

2. Казначеев В.П., Спирин Г.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

3. Межуев В.М. Культура и история. М., 1991.

4. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

5. Очерки социальной философии. М., 1994.

 

6. Философия истории: учеб. Пособие. / Под ред. Проф. А.С. Панарина. М., 1999.

К теме 16:

1. Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М., 1991.

2. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993.

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998. Гл.11.

5. Освобождение духа. М., 1991.

6. О человеческом в человеке. М., 1991.

7. Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004.

8. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. Кн. 1-2. М., 1991-1995.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

Ø специализированные аудитории;

Ø технические средства обучения (компьютеры, видео-, аудиоаппаратура).


II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Смысл и предназначение философии в духовной жизни общества и человека.

 

Цель занятия: Сформировать представление о философии как историческом типе мировоззрения, предметной области и структуре философского знания.

План.

1) Понятие, сущность и структура мировоззрения.

2) Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, их особенности.

3) Предметная область философии. Структура философского знания:

а) возникновение учения о бытии (онтологии);

б) гносеологические проблемы и возможные пути их решения;

в) философская антропология, её специфика;

г) социальная философия и философия истории;

д) история философии и её место в структуре философского знания.

4) Значение философии в жизни человека и общества.

 

Задания.

1. Подумайте и ответьте, согласны ли Вы с утверждением:

Философия по мере развития науки утрачивает свой предмет, растворяется в положительном знании, и поэтому нужно отказаться от традиционной философской проблематики, заменив ее анализом языка или вообще отказаться от философии.

Объясните, почему?

 

2. Назовите общие черты и различия между объективным и субъективным идеализмом.

 

3. Объясните, в чем разница между метафизическим и диалектическим видением мира?

 

4. Объясните, как взаимодействуют между собой философское и частнонаучное знание?

 

5. Как Вы понимаете высказывание Гёте о том, что «каждому возрасту человека соответствует известная философия»?

 

6. Установите соответствие между двумя столбиками:

гносеология отрицание познаваемости мира

онтология учение о развитии

диалектика учение о формах правильного мышления

логика учение о познании

агностицизм учение о бытии

 

7. Сравните исторические типы мировоззрения и заполните таблицу:

 

  мифология религия философия
Объект      
Способ описания      
Соотношение уровней (мироощущение, мировосприятие, миропонимание)      
Время возникновения      
Характерные черты      

 

8. Что такое сциентизм и каково Ваше отношение к нему?

 

9. Почему философию называют духовной квинтэссенцией эпохи?

 

10. Объясните следующие понятия: агностицизм, аксиология, гносеология, диалектика, идеализм (его формы), квинтэссенция, логика, материализм (его формы), метафизика, мировоззрение, мифология, монотеизм, онтология, парадигма, политеизм, религия, тотемизм, синкретизм, философия.

 

 

Рекомендуемая литература.

 

Основная

1. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2000. Вводное слово. §1,2.

2. Философия. Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2000. Разд. 1.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

4. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2003. Гл.1.

5. Философия. Учебник. / Под ред. Проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. Разд. 1.

 

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Гл.1,§1-3 / Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

2. Библер В.С. Что есть философия?// Вопросы философии.1995. №1.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура, М., 1991. Разд.1.

 

Тема 2. Возникновение философии в древних цивилизациях.

 

Цель занятия: Показать особенности философских учений Древних цивилизаций.

 

План.

1. Предпосылки возникновения философии в древних цивилизациях.

2. Древнекитайская философия (даосизм, конфуцианство): приспособление человека к миру.

3. Древнеиндийская философия: погружение во внутренний мир, психологические основы и техника избавления от страдания.

4. Греко-эллинистическая философия:

а) космоцентризм и онтологизм ранней греческой философии (досократики);

б) классический период развития греческой философской мысли (Сократ, Платон, Аристотель);

в) эллинистическая философия;

г) римский период развития античной философии.

 

Задания.

1. Объясните, какая связьмежду возникновением денег и формированием философии.

 

2. Сравните направленность философской проблематики в древних цивилизациях:

 

  Древняя Индия Древний Китай Древняя Греция
Проблемы, вызывающие наибольший интерес      
Основные понятия      

 

3. Проанализируйте досократовский и классический этапы развития античной философии и определите их характерные особенности.

 

4. Объясните, почему философия Сократа получила название «этический рационализм».

 

5. Объясните следующие понятия: аподиктика, гилозоизм, карма, космоцентризм, логос, онтологизм, предфилософия, рационализм, сансара.

 

Рекомендуемая литература.

Основная

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2000. Разд.1. Гл.1.

2. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2003. Гл.2, §1,2.

3. Философия. Учебник. / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. Разд. II, гл.2.

 

Дополнительная

1. История философии Уч. для вузов / Под ред. В. П. Кохановского, В. П Яковлева. Ростов-на-Дону, 2001.

2. История философии. Учебник для вузов. М.,1998. Гл. 1.2.

3. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества.М., 1988.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Уч. Для вузов. - М.: «Логос», 2001. Ч.1, гл.1.1.

5. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 1999.

 

Тема 3. Особенности философии средневековья и Нового времени.

Цель занятия: Сформировать представление о специфике европейской философии в средние века и в Новое время, показать взаимосвязь изменений в духовной жизни общества и в философских учениях каждой эпохи.

 

План.

1. Изменение роли, социальных функций философии. Религиозный характер философской мысли. (Августин, Ф. Аквинский)

2. Новое время: духовная характеристика эпохи и характер философских воззрений.

3. Проблема метода познания в философии (Ф.Бекон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм.

4. Проблема человека в философии просвещения (Вольтер, Руссо).

5. Французский материализм и его трактовка человека и общества (П.Гольбах, К.Гельвеций, Дидро).

 

Задания.

1. Объясните, почему христианизация Рима была исторической необходимостью.

 

2. Какая разница в статусе философии и философа в античности и в средние века?

3. Найдите общие черты и различия античной и средневековой философии.

 

4. Выберитеимена философов, которые относятся к средневековью:

Платон, Августин, ФомаАквинский, Гераклит, Спиноза, Абеляр, Ансельм

Кентерберийский, Иоанн Дамаскин, Боэций.

 

5. В чем сходство и в чем различия в понимании материи и формы Аристотелем и Фомой Аквинским?

 

6. Назовите характерные черты эпохи Нового времени. Как они

повлияли на характер философских воззрений?

 

7. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить распространение

деизма и пантеизма в Новое время?

 

8. Почему материалистические концепции Нового времени носили печатьмеханицизма и метафизики?

 

9. В чём принципиальное отличие философии Нового времени от средневековой философии? Сравните философские парадигмы двух эпох и заполните таблицу:

 

  Средние века Новое время
Онтология    
Гносеология    
Учение о человеке    
Социальные идеи    

 

 

10. Объясните понятия: атеизм, деизм, дуализм, креационизм, монизм, патристика, плюрализм, провиденциализм, пантеизм, рационализм, сенсуализм, схоластика, теоцентризм, эмпиризм.

 

Рекомендуемая литература.

 

Основная

1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М., 2005. Темы 5-7, 8-10.

2. Спиркин А. Г. Философия. Уч. М.: Гардарики, 2000. Разд.1. Гл. 2-5.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1993.

4. Философия. Уч. / Под ред. В. П. Лавриненко, В. П. Ратникова. М., 2000. Гл. II-V.

5. Философия. Учебник. / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. Разд. II, гл.3.

Дополнительная

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Уч. Для вузов. - М.: «Логос», 2001. Ч.1, гл.1.2 – 1.5.

2. Табачкова Е. В. Философы. Краткий биографический словарь. М., 2002

3. Антология мировой философии. М., 1962. Т.1.

4. Беркли Дж Сочинения. М., 1978 (Опыт новой теории зрения. Трактат о принципах человеческого знания.).

5. Боэций. Утешение философией. М., 1990.

6. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1977. 1978. (Новый органон).

7. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

 

8. Гельвеций К. А. Сочинения: в 2 т. (О человеке).

9. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. 1989,1991 (Левиафан…,Человеческая природа).

10. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения.

11. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М., 1989,1991 (Рассуждения о методе. Размышление о первой философии).

12. Ильин В. В. Философия эпохи Возрождения. Спб.,1991.

13. Ильин В. В. Философия Нового времени. Спб., 1993.

14. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

15. Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

16. Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. М., 1980 (Об ученом незнании. О возможности бытия.).

17. Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. М., 1982-1989 (Монадология. Рассуждение о метафизике).

18. Локк Дж. Сочинения: в 4 т. М.. 1985-1988 (Опыты о человеческом разумении. Два трактата о правлении).

19. Макиавелли Н Государь. М., 1982.

20. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1997.

21. Мор Т. Утопия. М., 1978.

22. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

23. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Спб.,1991.

24. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

25. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII в. М.,1999.

26. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М., 1957 (Этика).

27. Тертуллиан. О плоти Христа. // Избр. Соч. М., 1994.

28. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

29. Философия в Энциклопедии Дидро и д,Аламбера. М., 1994.

30. Философия эпохи Возрождения и Реформации. Хрестоматия. Кн.2. Спб.,1996.

31. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

32. Юм Д. Сочинения: в 2 т. М, 1965 (Трактат о человеческой природе).

 

ТЕМА 4. Немецкая классическая философия.

 

Цель занятия: достичь понимания основных идей немецкой классической философии и её роли в развития философской и научной мысли Европы.

 

План.

1. Философские позиции И.Канта. Наука и нравственность.

2. Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля.

3. Антропологический материализм Л.А.Фейербаха.

 

Задания.

1. Почему Канта считают агностиком?

 

2. Что такое априоризм? В чём состоял априоризм теории познания Канта?

 

3. В чём состояло основное достижение гегелевской философской мысли?

4. Объясните, почему диалектика Гегеля была идеалистической?

 

5. Чем Фейербах отличается от всех других представителей немецкой классической философии?

 

6. Объясните, почему материализм Фейербаха является антропологическим.

 

7. Объясните понятия: априоризм, апостериорное знание, объективный идеализм.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная

1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М., 2005. Тема 11.

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2000. Разд.1. Гл.6.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1993.

4. Философия. Уч. / Под ред. В. П. Лавриненко, В. П. Ратникова. М., 2000. Разд.2. Гл. VI.

5. Философия: Учебник. / Под ред. Проф. О.А.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. Гл.4.

Дополнительная

1. Гегель. Феноменология духа. Спб., 1992.

2. Гегель. Философия истории. Спб., 1993.

3. Гегель. Философия права. Спб., 1990.

4. Гегель Энциклопедия философских наук: в 3 т. М.,1974-1977.

5. Кант И. Критика практического разума.//Сочинения: в 6т. М.,1963-1966. Т.4 (1). Спб., 1995.

6. Кант И. Критика способности суждения. Т.5 (М.,1995; Спб.,1995).

7. Кант И. Критика чистого разума.//Сочинения: в 6т. М., 1963-1966. Т.3 (М.,1994).

8. Кант И. Пролегомены…//Там же. Т.4 (1).

9. Фейербах Л. Сочинения. В 2т. М., 1995.

10. Фихте И.Г. Сочинения: в 2т. Спб., 1993.

11. Шеллинг. Сочинения: в 2т. М., 1989.

12. Шеллинг. Философия искусства. М., 1976.

* * *

13. Асмус В.Ф. Кант. М.1975.

14. Бушцева В. В. Философия XIX века. М.,1994.

15. Быковский Б. Э. Фейербах. М..1987.

16. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М.,1986.

17. Канке В.А. Философия. Исторический и ситематический курс: Уч. для вузов. М.: «Логос», 2001. Гл. 1.5, 1.6

18. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия. М.,1986.

19. Мотрошилова Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М.,1990.

20. Табачкова Е. В. Философы. Краткий биографический словарь. М., 2002.

 

 

ТЕМА 5. Возникновение философии марксизма

Цель занятия: Показать особенности формирования и сущность философии марксизма.

 

План.

1. Зарождение марксистской философии:

а) исторические условия;

б) теоретические предпосылки.

2. Материалистическая диалектика:

а) отношение Маркса к гегелевской диалектике;

б) материалистическое основание диалектики Маркса;

в) философское содержание «Диалектики природы» Ф.Энгельса.

3. Сущность материалистического понимания истории:

а) материальные основы развития общества;

б) структура общества;

в) понятие общественно-экономической формации;

г) закономерности смены формаций.

4. Марксов анализ современного ему общества, проблема отчуждения и пути его преодоления.

 

Задания.

1. Найдите связь между немецкой классической философией и философией марксизма.

 

2. Проведите сравнительный анализ гегелевской диалектики и диалектики К. Маркса.

 

3. В чем принципиальная новизна философии марксизма?

 

4. Какие отношения в обществе К.Маркс назвал материальными и почему?

 

5. Подумайте и объясните, почему русская Октябрьская революция 1917 года не соответствовала социальной теории К.Маркса?

 

6. К.Маркс считал, что ситуацию отчуждения в обществе можно преодолеть, ликвидировав частную собственность. В нашей стране в советское время частная собственность была уничтожена. Было ли преодолено отчуждение? Ответ обоснуйте.

 

7. Объясните понятия: базис, диалектический материализм, общественно-экономическая формация, социальная революция, надстройка.

 

Рекомендуемая литература.

 

Основная

1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М., 2005. Тема 11.6.

2. Философия: уч. пособие / Под ред. Лариненко. – М., 1996. Разд. 2. Гл. VIII.

 

 

Дополнительная

1. История философии. М., 1998.Гл.VI, §7.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М. «Логос», 2001. Гл. 1.6.

3. Ойзерман Т.К. Формирование философии марксизма. М., 1986.

4. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1975.

 

Тема 6. Западно-европейская философия конца XIX-XX веков.

 

Цель занятия: Достичь понимания основных тенденций развития западно-европейской философии конца XIX – начала XX века.

 

План.

1. Проблема знания и языка:

а) Неопозитивизм;

б) Герменевтика;

в) Прагматизм;

г) Структурализм.

2. Иррационалистические тенденции в зарубежной философии:

а) Философия жизни;

б) Экзистенциализм.

3. Основные направления современной философии.

 

Задания.

1. В чём состоит принципиальное отличие западной философии конца XIX – XX веков от философии XVII-XVIII веков?

2. Проведите сравнительный анализ категории «воля» в философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

3. Как изменяется философия в конце XX века? Каковы причины этих изменений?

 

Рекомендуемая литература.

 

Основная

1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М., 2005. Темы 13, 15.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2000. Разд.1. Гл.7.

2. Философия. Уч. пособие / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. М., 1996. Разд. 2, гл. X.

 

Дополнительная

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

2. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

3. Бергсон А. Творческая эволюция. Спб.,1914.

4. Бубер М. “Я” и “Ты”. М, 1993.

5. Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 ч. М.,1994.

6. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988.

7. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия.//Вопросы философии. №3.1986.

8. Гуссерль Г.Г. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 101-126.

9. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

10. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

11. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985.

12. Маритен Ж. Философия мира. М., 1994.

13. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

14. Поппер К. Логика и рост научного сознания. М., 1983.

15. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

16. Сартр Ж.-П. Эквистенциализм-это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989.

17. Фейербант П.К. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

18. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

19. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

20. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

21. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Т 1.

22. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.

* * *

24. Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. М.,1997.

25. Воронина Т.П. Современная западная философия. М., 1997.

26. Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1995.

27. История философии. Уч. пособие для вузов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев, Р.Н. Данильченко и др. М., 1997. Гл. IX, X.

28. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс.- М., 2001. Гл.1.7-1.9.

29. Современная западная философия XX в. М., 1995.

30. Социальная перспектива (философско-методологический анализ современных западных концепций). Киев, 1992.

31. Философия. Уч. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. Минск, 1999. Гл. 1.3.

 

ТЕМА 7. Философская мысль России

Цель занятия: Охарактеризовать основные этапы развития отечественной философской мысли.

План.

1. Формирование и развитие русской философии до XVIII в.

2. XIX век: разнообразие философских идей.

3. Особенности развития философии в XX веке.

4. Русский космизм.

 

Задания.

1. Проведите сравнительный анализ философии Древнего Востока, Древней Греции и Древней Руси:

  Древний Восток Древняя Греция Древняя Русь
Время возникновения      
Основные проблемы      
Форма существования      

 

2. С какими восточными школами перекликается проблематика древнерусской философии?

Рекомендуемая литература.

 

Основная

1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М., 2005. Темы 8, 14.

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2000. Разд.1. Гл.8.

3. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2003. Гл.II §8,9.

4. Философия: Учебник. / Под ред. Проф. О.А.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. Разд. III.

 

Дополнительная

1. Блинников Л. В. Великие русские философы. Словарь-справочник. М., 2000.

2. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVIII веков. М., 1990.

3. История философии. М., 1998. Гл. VII.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Уч. для вузов. М.: «Логос», 2001. Гл. 1.10.

5. Новиков А.И. История русской философии X – XX веков / Спб.: Изд-во «Лань», 1998.

6. Русский космизм. М., 1993.

 

ТЕМА 8. Философское учение о бытии

Цель занятия: Показать смысл философского учения о бытии и сформировать представление о многообразии форм бытия.

 

План.

2. Проблема бытия в философии. Многообразие форм бытия.

3. Современные представления о структуре бытия.

4. Разнообразие пространственно-временных отношений и форм движения.

5. Многомерность человека и его бытия.

6. Онтология и различные картины мира.

 

Задания.

1. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «субстанция»? Объясните, почему.

 

2. Покажите на историко-философском материале, как философское понимание материи связано с уровнем развития естественных наук.

 

3. Чем ленинское определение материи принципиальным образом отличается от всех предшествующих?

 

4. Распределите перечисленные ниже процессы по трем классам движения:

теплота, обмен веществ, взаимопревращение молекул, производственные отношения, звук, телефонный разговор, радиоактивные излучения, информационное отражение, война, деление клеток, кристаллизация.

 

5. В чем, с вашей точки зрения, состоит атрибутивность пространства-времени и движения?

Рекомендуемая литература.

 

Основная

1. Спиркин А. Г. Философия. Уч. М.: Гардарики, 2000. Разд. 2. Гл. 9.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 1993.

3. Философия. Уч. / Под ред. В. П. Лавриненко, В. П. Ратникова. М., 2000. Разд. 3. Гл. I, II.

4. Философия: Учебник. / Под ред. Проф. О.А.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. Разд. IV. Гл.9,10.

 

Дополнительная

9. Астрономия и современная картина мира. М.,1996.

10. Карпенко М.А. Вселенная разумная. М.,1992.

11. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. // Вопросы философии.1992. №12.

12. Мельникова Н.А. Образ мира. М., 1998.

13. Малеев Н.Н. Восхождение к разуму. М.,1993.

14. Пятое состояние вещества. // Человек и наука. 2001. №3.

15. Скрытая масса Вселенной. // Человек и наука. 2002. №4.

16. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

17. Тихоплав В. Ю., Т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.35 с.)