Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет философии. Основной вопрос философии↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос о предмете философских размышлений, предназначении и задачах философии, а также о соотношении ее с другими формами духовной деятельности человека порождал всегда пестрое разнообразие мнений и вызывал острые споры. Уже в древности мыслители высказывали различные точки зрения на понимание предмета философии. Так Пифагор, измысливший само слово «философия», подразумевал под нею любовь к мудрости и к нравственной жизни. Для Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем; а для Аристотеля она - исследование «первых начал и причин». В средние века главным предметом философских размышлений становится Бог, а в Новое время философское знание все больше ориентируется на науку и стремится обосновать методы научного исследования. В конце концов И.Фихте называет философию «наукоучением», понимая под ней не только всеобщую науку, но и предпосылку всякого знания. Однако в ХХ веке философию все чаще выводят за границы науки и за рамки познания мира вообще. «Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний», - отмечал В.Дильтей. Одновременно многие мыслители прошлого столетия сближают философию с искусством. «Философия значительно ближе к поэзии, чем к науке, - писал М. де Унамуно. - Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора». Итак, разброс мнений в понимании предмета философии весьма велик, и градация подходов движется от крайнего объективизма до крайнего субъективизма, т.е. от понимания философии как способности проникновения в первоначала мира до индивидуального самовыражения души философа. Почему так происходит и как избежать этих крайностей? Прежде всего надо четко уяснить, что философия имеет дело не с реальностью как таковой, которая является объектом естественных наук. Философствующий субъект исследует то, как эта реальность преломляется и живет в сознании людей той или иной эпохи. Это примерно то же, что сопоставлять природу физическую и природу в представлении гренландских эскимосов. Первую можно изучать эмпирически, вторую - нельзя. Первая - предмет науки, вторая - предмет философии. Итак, в отличие от науки, которая занята реальностью как таковой, философия ориентирована на смысл бытия, на сущность, лежащую за видимой действительностью. Но смысл вычленяется только в процессе рефлексии над тем, что можно назвать миром человека, т.е. культурой. Культура же - это традиции, нравы, образцы деятельности, навыки, а также формы их осознания в умах людей. Стало быть, в философском понятии выражается не столько сама реальность, сколько ее смысл. При этом одна и та же реальность может иметь множество смыслов. Вот почему наука, изучающая факты, дает нам одну единственную истину, которая не зависит от того, кто ее открыл. Напротив, философия, занятая проблемой смысла, создает различные картины мира. Например, Демокрит измышляет учение об атомах и пустоте; Платон - о мире идей, о конях влекущих человеческую душу; стоики - об огне, необходимости и дыхании космоса. Какая из этих картин мира является истинной? На этот вопрос невозможно ответить, потому что предельные понятия философии принципиально неверифицируемы. Одним словом, философия как размышление о смысле бытия есть знание sui generis. Философствуя, индивид деятелен в качестве самого себя. Это значит, что философия являет нам не объективную реальность, а осознание человеком бытия. Иначе говоря, как совершенно верно писал Н.А.Бердяев, «главный признак, отличающий философское знание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла; наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека». Поэтому если человек хочет понять смысл своей жизни, он обратится не к научным, а к философским трактатам, поскольку то, что он произошел от обезьяны (как утверждает современная наука), не делает его жизнь по глубинному смыслу обезьяньей. Научное знание может многое объяснить ему, но не через него он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Стало быть, только философия способна раскрыть человеку смысл бытия, а это значит, что ей как мировоззрению присущ не только познавательный, но и ценностный элемент. Из сказанного выше явствует, что философия, познавая бытие в человеке и из человека, неизбежно оказывается антропологичной. Однако она антропологична еще и в том смысле, что не может быть оторвана от жизни людей, не может быть исключительно теоретической; и поэтому volens-nolens неизбежно становится практической. Однако такое понимание специфики философского знания разделяется не всеми. Антропологически-экзистенциалистскому подходу, который мы здесь представили, противостоит позитивистски-сциентистский. А как известно, позитивисты строго разделяли позитивное знание, т.е. знание, опирающееся на факты, и умозрительное, метафизическое знание, к которому они относили как раз смысложизненные проблемы. В связи с чем все метафизические вопросы трактовались ими как ненаучные и поэтому не включались в «подлинно научную» философию. Но чем же тогда должна была заниматься, с их точки зрения, философия, претендующая на научность? Она из размышления над смыслом бытия должна была стать методологией научного исследования. Такой позитивистский крен во многом был свойственен и марксизму, и особенно сильно он проявился в учении Ф.Энгельса, который в одной из своих работ делает вывод, что «... из прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории». Такая трактовка специфики философского знания исключает из него учение о ценностях и идеалах, и человек рассматривается тогда как вещь среди вещей, т.е. в основном как продукт биологической эволюции и исторического развития. Человеческая личность с ее неповторимым внутренним миром, с ее экзистенциальными проблемами остается в стороне, т.е. рассмотрение человека в философском аспекте преднамеренно устраняется. Но это совершенно неправомерно, поскольку (повторяем еще раз) подлинная философия есть размышление о смысле бытия и месте в нем человека. А этот смысл, как мы выяснили, постигается только в человеке и через человека; и в силу этого философия всегда оказывается самопостижением человека. Она постоянно пытается сформулировать абсолютный смысл, но делает это, как правило, в терминах определенной эпохи, культуры, исходя из наличного мыслительного материала, который всегда является ограниченным, и тем самым всегда создаются условия для дальнейшего развития философской мысли. Для выявления специфики философии большое значение имеет понимание ее основного вопроса, который не совпадает полностью с ее предметом. Дело в том, что предмет философии - это исследование всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их общих характеристиках; а основной вопрос философии показывает, какой стороной это всеобщее как бы «повернуто» к человеку. Именно здесь выявляется фундаментальный разлад во взаимоотношениях человека с миром, та исходная оппозиция, кою надо преодолеть. При определении основного вопроса философии большую роль играет специфика той или иной философской системы и основные практические задачи, которые она перед собой ставит. Так, у древнегреческих натурфилософов на первом месте стоит проблема первоначала (архэ), поэтому все они пытаются найти то единое, что находится за многообразием вещей. Но уже у софистов и Сократа центр тяжести перемещается с космоса на человека, и в этой связи максима «Познай самого себя» становится доминирующей для многих философов. В более развернутом виде ее формулирует в XVIII веке И.Кант. В конце работы «Критика чистого разума» он ставит три вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Кантовский вопрос «что я могу знать?» - это не столько вопрос, что мы знаем о мире, сколько о самой возможности познания. Из него вытекает целая цепочка производных вопросов: «познаваем ли мир в принципе?», «безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет пределы?» и т.д. Сам Кант считал, что однозначно ответить на эти вопросы невозможно. Поэтому высоко ценя науку и мощь философского разума, он все же приходит к выводу о том, что существуют границы познания. Но смысл философствования, по мнению немецкого философа, не исчерпывается лишь познавательными задачами. В связи с этим он подчеркивал, что «мудрость... больше состоит в образе действий, чем в знании». И сконцентрировавшая в себе «мудрость жизни», философия призвана указать человеку, что он должен делать, определить, какими ценностями и идеалами ему следует руководствоваться в своем поведении. Одним словом, в обосновании высших нравственных ценностей усматривается Кантом суть философствования. Опыт показывает, что человек может полнокровно жить, если он надеется на что-то лучшее, и эту надежду ему дает вера, под которой следует понимать не только веру в Бога и бессмертие души. Веру как таковую вообще нельзя отождествлять с религиозной верой, ибо любой человек, даже атеист, может быть преисполнен веры в самого себя, в свои убеждения, в свои начинания и т.д. У человека всегда существует нравственно-психологическая необходимость веры, ибо без нее, как и без доказательного знания, невозможно жить. Таким образом, вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости. При этом нельзя рассматривать разум и веру, веру и знание как нечто совершенно «несопоставимое». Продолжая дальше свои размышления о предназначении философии, Кант пришел к выводу, что в сущности все три вышеуказанные вопроса можно было бы свести к четвертому: что есть человек? Он писал так: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та..., из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Итак, следуя за немецким мыслителем, можно сказать, что основной проблемой философии является человек, его счастье (благо, блаженство) и вместе с тем его достоинство и высокий нравственный долг. А значит основной вопрос, на который должна ответить философия, состоит в прояснении, что такое человек, в чем состоит подлинный смысл его бытия, на каких принципах должно строиться его взаимоотношение с миром и другими людьми, на какие ценности и идеалы он должен ориентироваться, чтобы сформировать себя как подлинную личность. Иначе был сформулирован основной вопрос философии в марксизме. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, - писал Ф.Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию»; и важнейшее его содержание составляет альтернатива, «что является первичным - дух или природа». И в зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два лагеря: те, которые первичной считают природу, материю, называются материалистами, а те, которые отдают приоритет идее, духу, - идеалистами. Но основной вопрос философии, по Энгельсу, имеет и вторую сторону. И суть проблемы здесь состоит в том, как относится наше познание к окружающей нас действительности, способно ли оно постичь ее или неспособно. Одним словом, вопрос ставится так: познаваем ли мир в принципе или нет? Может ли наше познание дать нам объективную истину или не может? Справедливости ради, надо отметить: сама проблема относительно того, что первично - материя или дух, безусловно, существует, и этот спор вряд ли когда-либо будет завершен. Но следует ли считать ее основополагающей или рассматривать как один из возможных подходов, существующих в философии, и не более того? Скорее более правильной будет вторая позиция. Ведь в конечном счете важно не то, материалист или идеалист тот или иной философ, чтобы оценивать его учение позитивно или негативно, как это делали марксисты. При оценке любого философского учения должно, в первую очередь, приниматься во внимание, является ли оно гуманным или антигуманным, защищает свободу личности или относится к ней пренебрежительно, какие средства и пути оно предлагает для достижения выдвигаемого им идеала. И при таком подходе материалистический или идеалистический характер рассматриваемого учения не предопределяет его значимости и предпочтительности. Важно также подчеркнуть, что Энгельс в своем определении уловил только один аспект основного вопроса философии. Он обратил внимание на различие в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой его единства оказывается идеальное начало, в какой-то момент «отпустившее» себя в природу. Однако при этом он упустил из виду ценностный аспект основного вопроса философии, выраженную в нем потребность преодоления раздвоенности мира на материю и дух. Примечательно, что в философии ХХ века на первый план выходит как раз этот момент, в котором выражена безусловная настоятельность слияния материального и идеального в жизни человека, ибо «полнота жизни», т.е. синтез материи и духа - источник человеческой свободы и творчества. И, наконец, в самой постановке вопроса: «что первично, а что вторично?» кроется определенная двусмысленность. Все зависит от того, что подразумевать под словом «первичное». Данное же понятие можно употреблять в двух значениях: «первичным» может считаться то, что возникло раньше по времени. Тогда возможно утверждать, что первичен материальный мир, природа, а человеческое сознание есть продукт развития материи. Но понятие «первичное» можно трактовать и иначе, как то, что «определяет», «руководит», «направляет». И тогда может произойти инверсия. Рассмотрим это на примере человека. Что является у него первичным: инстинкт или разум, биологическое или духовное? По времени, безусловно, инстинкт. Но что должно определять поведение цивилизованного человека? Наверное, все согласятся, что разум. Так вот, идеалисты первичность духа, разума часто трактовали именно в том смысле, что он является руководящим и направляющим началом развития материального мира, а не в том, что он предшествует последнему. У Платона, которого считают первым законченным идеалистом, вопрос не стоит так: что раньше во времени - идея или материя. Для древнегреческого философа идея является «первичной» в том плане, что она представляет собой активное, формирующее начало, в отличие от пассивной и косной материи. С учетом вышесказанного, не покажется столь надуманной, как это часто пытались представить, и система абсолютного идеализма Гегеля: ведь, согласно его учению, развивающаяся Идея есть не что иное, как имманентные природе законы. Но даже материалист согласится с тем, что любая материальная частица подчинена каким-то законам и что они являются для нее определяющими и в этом смысле первичными. Различные формы ответа на основной вопрос философии позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских учений, хотя данная классификация во многом довольно условна, ибо современные философские концепции порой вообще невозможно однозначно связать с тем или иным решением основного вопроса. И тем не менее, по характеру решения вопроса о связи материи и духа философские учения традиционно делятся на материалистические и идеалистические. Под идеализмом обычно подразумевают учение, признающее исходным, или первичным началом всего сущего дух, идею, сознание. Сам идеализм имеет две основные разновидности. Первая - это объективный идеализм. Представители данного направления (Платон, неоплатоники, большинство философов средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объективно, т.е. независимо от человека. Вторая разновидность - субъективный идеализм. Его сторонники (Беркли, Юм, Мах и др.) рассматривают идеальное как форму внутреннего человеческого опыта. Материализм - это течение в философии, где в качестве первоначала бытия признается материя (природа). Он тоже имеет различные формы. Так, выделяют наивный материализм древних греков (атомисты), механистический материализм XVIII века (Ламетри, Гольбах), вульгарный материализм естествоиспытателей XIX века (Бюхнер, Фохт) и диалектический материализм (марксизм). Вопрос о примате какого-то из первоначал бытия сопряжен с вопросом о количестве этих первоначал, в связи с чем можно говорить о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (от греч. monos - один, единственный) - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может быть материалистическим или идеалистическим. Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так Р.Декарт полагал, что основу бытия составляют две равноправные субстанции - мыслящая (дух) и протяженная (материя). Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - предполагает несколько или множество исходных оснований. Примером тому могут служить учения древнегреческих философов Анаксагора и Эмпедокла. В заключение следует отметить, что основной вопрос философии, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму. Для современного этапа развития философской мысли в отличие от предыдущих эпох, когда имела место резкая конфронтация материалистического и идеалистического направлений, является характерным их взаимодействие в форме диалога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.009 с.) |