Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просветительская мысль во ФранцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Просвещение, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли, на французской почве выразилось с наибольшей четкостью, последовательностью и радикальностью. Его основателями стали Ф.Вольтер и Ш.Монтескье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, которое начало свою деятельность с середины 40-х годов XVIII столетия. Одним из средств распространения своих идей, помимо салонов, академий и масонских лож, французские просветители сделали «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Будучи плодом коллективного труда многих выдающихся людей того времени, «Энциклопедия» выходила в свет с 1751 по 1772 гг. и по своему влиянию стала важнейшим явлением в политической и общественной жизни предреволюционной Франции. Именно благодаря ей получила распространение новая культура, которая решительно порвала с отжившими стереотипами существовавшего тогда знания. Значительную роль в формировании общественного мнения во Франции того периода сыграли социально-политические взгляды Монтескье, Вольтера и Руссо. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) в своих работах пытался объяснить возникновение и развитие общества на основе естественных факторов. В книге «О духе законов» он утверждал единство природы и человеческого общества. Из этого философ делал вывод о решающей роли географической среды в формировании нравов и законов человеческого общежития. «От различия в потребностях, порождаемого различием в климатах, - писал он, - происходит различие в образе жизни; а от различия в образе жизни происходит различие в законах». Таким образом, «власть климата сильнее всех властей». Монтескье различал три вида правления - республиканское, монархическое и деспотическое. Он являлся решительным противником деспотии и считал лучшим типом государственного устройства в Европе конституционную монархию. Развенчанию провиденциалистской концепции истории способствовал Франсуа Вольтер (1694 - 1778). Свою задачу он видел в том, чтобы объяснять ход и исход человеческих событий не волей Провидения, а сознанием, выбором и действиями людей. Принцип необходимости, утверждал философ, не может исключать случайность и существовать в своей чистой форме. Поэтому нет и не может быть предопределенности событий ни в природе, ни в человеческом обществе. Решимость писать историю так, как она проистекала в реальной действительности, т.е. без чудес и божьего промысла, стала огромным шагом вперед в исторической науке. Вольтер также сформулировал мысль о том, что, несмотря на случайности, зигзаги и отступления, человеческая история развивается по восходящей линии. Несколько особняком среди французских просветителей стоит Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Социально-политическим вопросам посвящена его работа «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми», а критике основ государства и права - трактат «Об общественном договоре». В первом из указанных сочинений французский мыслитель приходит к убеждению, что неравенство между людьми существовало невсегда, ибо в «естественном состоянии» все были равны, никто не возвышался над другими и не знал, что такое имущество и частная собственность. Характерной чертой данного периода была также нравственная неиспорченность: ведь там, где нет собственности, не может быть и несправедливости. Однако эта «идиллия» естественного состояния закончилась, когда кто-то захватил определенный клочок земли и провозгласил: «Это моё!» Таким образом, с появлением частной собственности и расслоением на богатых и бедных, согласно Руссо, связана первая ступень общественного неравенства. В дальнейшем, в связи с «ужасающим состоянием вражды», люди вынуждены были заключить договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна являться гарантом справедливости и мира. Вследствие этого неравенство между богатыми и бедными поднимается на следующую ступень и превращается в неравенство между властвующими и подвластными. И, наконец, третья ступень неравенства в обществе, по мнению французского просветителя, появляется с превращением законной власти в деспотизм, ибо деспот полностью игнорирует законы и волю народа. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо обосновать право народа на бунт против деспотизма и на совершение революции. Осознание того факта, что возникновение классового общества несет людям неисчислимые бедствия, заставляет Руссо сделать вывод о необходимости возвращения назад к природе от уродующей человека цивилизации. Таким образом, он в принципе отвергает идею исторического прогресса, и его точка зрения как на историю, так и на результаты развития культуры оказывается крайне пессимистической. Неслучайно трактат «Рассуждение о неравенстве» Вольтер назвал «пасквилем, направленным против рода человеческого». И все же, несмотря на это, значение Руссо состоит в том, что он первым обратил внимание на противоречивость становления цивилизации и пришел к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит не только пользу, но и вред. Эти важные наблюдения стали импульсом для дальнейшего развития социальной мысли. В философии французского Просвещения важную роль играли материалисты Жюльен Оффре де Ламетри (1709 - 1751), Клод АдрианГельвеций (1715 - 1771), Дени Дидро (1713 - 1784) и Поль Гольбах (1723 - 1789). Главной составной частью их концепций было учение о природе, в котором они ставили и решали вопрос о сущности материи и движения. Наиболее полно оно было разработано в «Системе природы» Гольбаха, где утверждалось, что материя есть «причина всего», что она существует благодаря самой себе и будет существовать вечно и что движение является «необходимым следствием ее существования». Давая физическую характеристику материи, французские материалисты утверждали, что все материальные тела состоят из атомов, т.е. неделимых и неизменных элементов (Гольбах), или молекул (Дидро). Основными первоначальными свойствами материи они считали протяженность, фигуру, непроницаемость, движение. Дидро в число этих свойств включал также и чувствительность. Таким образом, для вышеупомянутых философов понятие материи было тождественным понятию вещества. Однако в некоторых случаях у них встречаются отдельные высказывания, свидетельствующие о том, что они вплотную подходили к пониманию материи как объективной реальности. Так, Гольбах писал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши органы чувств». Особую важность приобрело также признание неразрывности материи и движения. Характеризуя движение как атрибут материи, французские материалисты одновременно подвергали критике те взгляды, где последняя рассматривалась как нечто неподвижное, косное и требующее для перехода в движущееся состояние потусторонней нематериальной силы или внешнего толчка. Гольбах различал два вида движения: 1) движение материальных масс, благодаря которому тела переходят из одного места в другое; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии, т.е. от сочетания действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых оно состоит. По его мнению, материалистическое понимание природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных сил, ибо в ней могут быть лишь естественные причины и действия. И над всем происходящим в мире господствует строжайшая необходимость. Отсюда делался вывод о том, что в природных процессах нет случайности. Поэтому и в жизни людей все события предопределены и не могут происходить иначе, чем происходят. Итогом века Просвещения явилось то, что философская мысль приобретает четкое деление на материализм и идеализм, в рамках которого она будет развиваться на протяжении следующего столетия. В то же время явно заметен отказ от установок на эзотеричность и элитарность. Философы XVIII века стремятся популяризировать свои теории, делая общедоступной форму их изложения. Наиболее важными учениями и школами, созданными в этот период, были в Англии локковский эмпиризм, берклианство и юмизм, а во Франции - вольтерианство, руссоизм, материализм Ламетри, Дидро, Гельвеция и Гольбаха. Они приобрели, можно сказать, всемирно-историческое значение, поскольку их влияние распространилось на многие другие страны, в том числе на Россию, и вышло далеко за пределы породившего их времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.007 с.) |