Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская философия второй половины XIX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В середине XIX века в жизни России совершается великий перелом - внешний и внутренний. В удушающей атмосфере полицейского режима Николая I начали выкристаллизовываться основные направления русского идейного и политического радикализма, который выступает на историческую арену с полной бескомпромиссностью и решительностью. Характерными чертами интеллектуалов 50 - 60-х гг. являются резкая оппозиция предыдущему поколению, борьба с его «романтизмом», с любовью к отвлеченному мышлению. «Новые люди» защищают «реализм», ищут опоры в точном знании, отсюда их преклонение перед точными науками и перед естествознанием. Культ искусства сходит на нет, и на его место выдвигаются утилитарные требования. И в то же время верховным принципом мировоззрения «новых людей» становится вера в личность, в ее творческие силы, защита «естественных» движений в душе человека и наивная вера в «разумный эгоизм». Во главе радикалов, или «мыслящих реалистов», как они себя величали, стояла знаменитая троица Н.Г.Чернышевский (1828 - 1889), Н.А.Добролюбов (1836 - 1861) и Д.И.Писарев (1840 - 1868). Чернышевский называет себя «рационалистом» и тем самым безапелляционно отрицает «романтизм» и «сентиментализм», а также «философию умозрений», выставляя против них культ пользы и культ естественных наук. Отбрасывая идеализм, как «метафизическую бессмысленность», отцом новой философии он считает Фейербаха, идее которого о неизменности «человеческой природы» дает название «антропологический принцип». Отстаивая мысль о «единстве человеческого организма», Чернышевский утверждает, что в человеке нет никакого дуализма, что он состоит из «единой натуры» и что вся его духовная деятельность есть проявление его материальной субстанции. По мнению мыслителя, философия должна ответить не только на вопрос, что такое человек вообще, но и определить те условия, которые обеспечивают свойственное ему стремление к счастью. И здесь основой новой этики он провозглашает «разумный эгоизм». В эпоху «великих реформ» 60 - 70-х гг. XIX века был поставлен вопрос о церковных преобразованиях, в связи с чем стали предприниматься попытки обновить ортодоксальное православие. Особое место в развитии христианской философии этого периода принадлежит Н.Ф.Федорову (1828 - 1903), душу которого волновало два болезненных чувства: первое - ощущение людской разобщенности и отсутствие братских отношений; второе - невозможность забыть тех, кто ушел из жизни. Причина недоброжелательного и даже враждебного отношения людей и народов друг к другу, по мнению философа, кроется в том, что каждый человек под давлением грозных и смертоносных сил природы становится одержимым стремлением к самосохранению. В следствие этого силы людей разобщены, а посему недостаточны для разрешения великой проблемы - господства над природой. Идеальный общественный строй, считает Федоров, должен основываться на единстве сознания и действия. Но это возможно лишь при коренном изменении нашей основной установки: к истории нужно относиться не объективно, т.е. безучастно, и не субъективно, т.е. лишь с внутренним сочувствием, а «проективно», т.е. превращая знания в проект лучшего мира. В практическом плане это значит, что жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а «со всеми и для всех». Эта неутолимая жажда царства божьего как жизни «со всеми и для всех» была постоянным стимулом философских исканий Федорова. Человек призван овладеть природой и преобразовать хаос бытия в космос; но на пути всех этих задач стоит последний враг - смерть. По мнению мыслителя, современное религиозное сознание легко примиряется со смертью, утешая себя грядущим воскресением. Необходимо же активное преодоление «неправды смерти». Именно здесь начинаются расхождения Федорова с христианской традицией. Традиционное христианство говорит лишь о «трансцендентном воскресении» (т.е. придет Бог и воскресит). Однако такое воскресение будет для избранных, а для остальных оно станет только выражением гнева божьего. Федоров же выдвигает идею трудового соучастия людей в спасении мира. Он ищет полного и всеобщего спасения и в связи с этим создает «Философию общего дела», т.е. философию действия, а не пассивного созерцания. Трагической запутанности человека в истории философ противопоставляет свою оптимистическую веру в исцеляющее влияние «совокупного действия», веру в возможность технической регуляции природы. В рамках религиозного обновления развивали свои идеи великие русские писатели Достоевский и Толстой. Взгляды Ф.М.Достоевского (1821 - 1881) невозможно уложить ни в какую концепцию о человеке, жизни и мире, в том числе и христианскую догматику. Он исследует проблему человеческого существования, его внутренней неустойчивости и иррациональности, корни которой в темных глубинах сознания. Основной для писателя становится «тайна и загадка человека». В его представлении нет ничего дороже и значительнее последнего, хотя, быть может, и нет ничего страшнее него. Человек загадочен и соткан из противоречий, однако, в то же время он обладает абсолютной ценностью. Достоевский глубоко исследует человеческую свободу, ее позитивные и негативные моменты. Таким образом, его антропология касается последних глубин человеческого духа, вскрывает непреодолимую силу этического начала в человеке, но одновременно и помутнение его сердца. В своих произведениях великий писатель подчеркивает слепоту человеческой свободы, которая зачастую становится причиной мучительной болезни души (Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов). В свободе, считает он, есть «семя смерти» и саморазрушения. Поэтому последняя правда о человеке не в самой свободе, а в том, к добру или к злу она ведет его. Но диалектика добра и зла предполагает религиозную жизнь, ибо моральные движения в человеке определяются не рассудком, не разумом, а живым отношением к Богу. Поэтому человеку невозможно прожить без Бога, и тот, кто теряет веру в Него, встает на путь человека-божества, т.е. сам стремится занять место Бога, что по своей сути кощунственно. Основная тема размышлений Л.Н.Толстого (1828 - 1911) - смысл жизни, смерть и бессмертие, отчаяние и надежда, вера и неверие человека, живущего в противоречивом мире. На основе некоторых положений христианства писатель измышляет собственную метафизику, где по-своему перетолковывает текст Евангелия, из-за чего у него возникают конфликты с Синодом. Пытаясь создать новую религию без попов, церкви и ритуалов, Толстой утверждал, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума. Главный же вред церкви он усматривал в том, что она, проповедуя на словах добро, на деле сама участвует в том общественном порядке, который основан на насилии. Поэтому в основу жизни людей должен быть положен принцип всеобщей любви, дополненный смирением и непротивлением злу. Таким образом, мировоззрение Толстого можно охарактеризовать как панморализм. Однако и толстовство, и почвенничество, к которому примыкал Достоевский, при всей своей критичности оставались тесно связанными с господствующей церковной идеологией; но время требовало нового откровения о человеке, нового религиозного сознания. И эту задачу осуществил В.С.Соловьев (1856 - 1900), который в своем учении стремился к целостному синтезу философии, теологии и позитивной науки. Существенное влияние на его творчество оказали Шеллинг и Федоров. Последнего философ считал «своим учителем и отцом духовным». Подобно Шеллингу, Соловьев называет собственное учение «философией всеединства». При этом, в противовес западному рационализму, он исходит из нравственного начала, которое «и должно быть положено в основу теоретической философии». Не случайно его главный философский труд носит название «Оправдание добра». В нем автор совершенно сознательно на место рационалистического принципа Декарта «Cogito ergo sum» ставит свой нравственный принцип: «Я стыжусь, следовательно, существую». Основой философии Соловьева, как мы уже отмечали, является понятие абсолютного единства, или «всеединства». Абсолютное, как начало всякого тварного бытия, само по себе есть более, чем бытие. Оно - субъект бытия, «сущее», которое одновременно и Все, и Ничто. «Ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и все, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь». В Абсолютном следует различать положительную потенцию бытия - Бога-Творца и отрицательную потенцию бытия - возможность всего, первоматерию, или хаос. Бог сознательно допускает хаос, ибо хочет, чтобы тот, как Его другое, принял Его подобие и воссоединился с ним. В духе неоплатонизма философ утверждает, что мировое бытие с его множественностью существ возникает из взаимодействия сущего и первоматерии. Поэтому процесс эволюции природы Соловьев называет «богоматериальным процессом». Важнейшей составляющей бытия, по мнению русского мыслителя, является человечество. Представляя собой целостный и отдельный организм, оно оказывается субъектом не только исторического, но и космического процесса. И смысл его существования состоит в выполнении своего вселенского предназначения - в служении добру и установлении нравственного порядка, в объединении космоса и воссоединении с Богом. Поэтому данный процесс получает название «богочеловеческого». Однако современная эпоха, с точки зрения Соловьева, характеризуется упадком религиозного сознания. Христианская идея, согласно которой осуществление «живого всеединства» свершилось в лице Христа, владеет немногими. Для основного же большинства Христос как живое воплощение гармонии идеального и материального остается далеким и непостижимым фактом. В результате христианство превращается в формализм церковной организации, безуспешно пытающейся одухотворить общество, социальные отношения, самого человека верой в «чудо, тайну, авторитет». В современной ему религиозной жизни мыслитель видит две тенденции: старая религия вырождается в клерикализм, во имя Бога отрицающий человека; а новая религия, принявшая облик социализма, во имя человека отрицает Бога. Но лишь последовательно проведенные до конца вера в Бога и вера в человека могут привести к истине Богочеловечества. Разделяя во многом взгляды славянофилов, Соловьев утверждал, что Запад создал культуру, но исказил истину Христа; Восток, напротив, хранит в чистоте божественную истину, однако он не создал культуры. Поэтому только свободное сочетание лучших сил Запада и Востока может дать великий синтез - совершенную христианскую культуру, в которой государство должно свободно подчиниться церкви. Так возникнет «свободная теократия» как предварение Царства Божия на Земле. Примирение крайностей Востока и Запада могут быть произведены лишь третьей силой, которая от них свободна. И роль этого посредника Соловьев отводил России. «Историческое призвание России, - писал он, - доставить Вселенской церкви политическое могущество, которое ей необходимо, чтобы спасти и возродить Европу». Значение мыслителя для развития отечественной философии трудно переоценить. Как отмечал Н.О.Лосский, «именно Соловьев явился создателем оригинальной русской системы философии и заложил основы целой школы русской религиозной и философской мысли». Семена, посеянные им, дадут обильные всходы в начале ХХ века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.007 с.) |