Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные философские направления эпохи эллинизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие философии в рассматриваемый период было сосредоточено в школах. Продолжали функционировать и развиваться платоновская Академия и аристотелевский Ликей; но, кроме них, почти одновременно возникли еще три школы - эпикурейская, стоическая и скептическая. Первой из них по времени появилась школа Эпикура (342 - 271 до н.э.), сторонников которой называли «философами Сада», ибо дом, где проходили занятия, находился в предместье Афин среди садовых деревьев. Эпикур делил философию на физику, гносеологию (канонику) и этику. Вслед за Демокритом он утверждал, что мир состоит из атомов и пустоты. Причем атомы различались им не только по форме, размерам и положению (как это было в демокритовском учении), но еще и по весу. Пустота бесконечна, и все же она неодинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз. Эпикура не устраивал фатализм атомистов, вытекающий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений. Поэтому для обоснования свободы воли человека философ допускал, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, в результате чего происходит их столкновение, порождающее в мире случайность. Этот вывод играет очень важную роль для обоснования этического учения Эпикура, где утверждается, что основой деятельности человека является его стремление к счастью. Тем не менее, древнегреческий мыслитель не считает, что надо стремиться к удовольствиям без разбора. Более того, он подчеркивает, что целью жизни должно быть не получение удовольствий, а скорее избегание страданий. Для этого надо уяснить, что потребности людей качественно различаются. Они подразделяются на 1) естественные и необходимые, 2) естественные, но ненеобходимые, 3) неестественные и ненеобходимые. Из физических желаний, согласно Эпикуру, следует удовлетворять только естественные и необходимые, всячески подавляя вздорные и суетные стремления, которые неминуемо ведут к пороку. Идеал эпикурейского мудреца - человек, который умеет владеть своими страстями и независим от всего внешнего. Эта безмятежность и невозмутимость носит название «атараксия», что значит покой души. Поскольку эпикуреец стремится вести уединенную и обособленную жизнь, то его девиз - «живи незаметно». И это неслучайно, ибо счастье идет к нам не из внешнего мира, но рождается изнутри. В конце IV в. до н.э. начал формироваться стоицизм. Его основателем был Зенон из Кития (336 - 264 до н.э.). Занятия со своими учениками он проводил в некоем Портике, а так как на греческом языке «портик» обозначался словом «stoa», то приверженцев его школы стали называть стоиками. Наиболее значительными последователями Зенона были Клеанф (331 - 232 до н.э.) и Хрисипп (280 - 207 до н.э.). В работах этих мыслителей сложилась система стоицизма, состоящая из трех частей - логики, физики и этики. В связи с чем стоики сравнивали философию с яйцом, где желток - это этика, белок - физика, а скорлупа - логика. Поэтому, двигаясь как бы извне вовнутрь, они начинали изложение своей системы с логики, переходя затем к физике и далее к этике. И в этом был свой резон, ибо логика, устраняя заблуждения, дает возможность правильно мыслить, тогда как физика учит о природе, а этика - о том, как жить «согласно природе». В стоической логике рассматривались вопросы об источниках познания и критериях его истинности, а также были разработаны учение об обозначаемом (лектоне) и теория понятия. В физике стоики придерживались мнения, что космос - живое, разумное и материальное целое сферической формы, находящееся в пустоте. В едином мире они выделяли два начала: пассивное - материальное и активное - идеальное: всепроникающий сперматический Логос (Бог). Саморазвитие мира происходит циклично, причем каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнем. В начале нового цикла творческий огонь-логос, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя четыре стихии, а из них уже - все тела в мире. При соединении с воздухом творческий огонь образует «огненное дыхание» (пневму), которая пронизывает собой все мироздание и связывает его в единое целое. Мировым развитием управляет Логос, выступающий в качестве природного закона и Судьбы. Поэтому принцип жесткого детерминизма становится основой стоической этики. И коль скоро в мире господствует фатальная необходимость, то человек должен покорно следовать ей, ибо непокорного судьба тащит насильно. На вопрос, «чем должно руководствоваться в своем поведении», стоики дают два ответа: «живи согласно природе» и «живи согласно разуму». Однако несходство этих формул чисто внешнее, ибо, как гласит стоическое учение, природа разумна, а разум человека есть проявление космического закона (Логоса). Поскольку ход вещей предопределен судьбой, то человек не может изменить этот мир и сделать его более совершенным; однако он может найти более совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство. Если во внешнем мире нет свободы, то ее нужно обрести внутри себя. Так возникает одно из центральных понятий этики стоиков - понятие внутренней свободы. Человек становится свободным в процессе своего нравственного совершенствования, которое состоит в полном подавлении страстей и в отказе от внешних связей, делающих его несвободным. Не надо стремиться к тому, что от нас не зависит; а для этого следует выработать равнодушное отношение к миру, бесстрастие и невозмутимость. Одним словом, нравственный идеал стоиков - это мудрец, который руководствуется только разумом и совершенно глух к волнениям страстей. Все внешнее для него безразлично; важна лишь внутренняя свобода. Поэтому пусть мир разлетится вдребезги, мудрец спокойно стряхнет с себя его осколки. Это полное бесстрастие получило название «апатия». Таким образом, этика стоиков формулировала довольно суровые правила поведения и поощряла рассудочную трезвость, а также необходимость беспрекословного повиновения судьбе и воспитания характера. Средний период развития Стои связан с именами Панеция с Родоса (180 - 100 до н.э.) и Посидония (135 - 50 до н.э.). Главными фигурами позднего стоицизма были римские философы Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.), Эпиктет (50 - 130) и Марк Аврелий (121 - 180). Свое внимание они в основном сосредоточивают на этических проблемах. Причем человеческая личность в их учениях утрачивает свое гордое величие и предстает порой в жалком и ничтожном виде. Почти одновременно с эпикуреизмом и стоицизмом возникает скептицизм, который получил свое название от греческого глагола «skeptomai», что значит «озираться», «осматриваться», «быть в нерешительности». Его родоначальником был Пиррон из Элиды (360 - 275 до н.э.). Подобно Эпикуру, он утверждал, что каждый человек стремится к счастью, которое состоит только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Поэтому желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи, 2) как мы должны к ним относиться, 3) какую выгоду мы получим из нашего к ним отношения. На первый вопрос, по мнению философа, мы не можем дать никакого однозначного ответа, ибо ни о чем нельзя сказать что-то определенное. И поскольку всякому высказыванию о предмете может быть противопоставлено противоположное, то ни об одном способе познания нельзя утверждать, что он истинный или ложный. Из невозможности однозначных высказываний о предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам заключается в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Этим определялся ответ на третий вопрос, который состоял в том, что выгодой, возникающей из воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость или безмятежность духа. Именно в ней скептик видит высшую ступень возможного блаженства. Поскольку сам Пиррон ничего не писал, то заслуга его ученика Тимона (325 - 235 до н.э.) состояла в том, что он изложил в письменном виде, систематизировал и пустил в оборот размышления учителя. Второй этап развития скептицизма связан с именем Аркесилая (315 - 240 до н.э.), особенность метода которого состояла в том, что он сам не утверждал никаких тезисов, но опровергал любой тезис, выдвинутый оппонентами. Его достойным продолжателем в этом смысле стал Карнеад (214 - 129 до н.э.). Идеи позднего скептицизма развивали Энесидем, Агриппа и Секст Эмпирик. В этот период этическая позиция отходит на задний план, а на передний - выдвигается эпистемологическая критика. Аргументы против возможности познания вещей при помощи чувств дал в своих классических десяти тропах (путях, способах) Энесидем. В лице Секста Эмпирика скептицизм из триумфальной фазы переходит в декадентскую. По этому поводу сам философ говорит, что подобно тому, как огонь, пожирая дерево, уничтожает сам себя и затихает, так и аргументация против возможности доказательства сама за компанию выбрасывается за борт, как и любая другая аргументация. В конце античной эпохи произошел переворот в мышлении людей: от земных забот они обратились к вечным проблемам; пресыщенные и разочарованные благами этого мира, стали искать в мире ином цель и смысл жизни. Жажда вечной жизни, освобождения от земной бренности и воссоединения с божеством овладела их помыслами. Этот религиозный дух охватил также и философию. Она должна была теперь отвечать на вопросы религиозного характера, иначе становилась просто ненужной. Но соединение с религией привело к коренному изменению понимания задач самой философии: из орудия познания мира она становится инструментом воссоединения с Богом; из средства руководства жизнью превращается в средство освобождения от жизни. Этим новым потребностям наиболее полно отвечал неоплатонизм, родоначальником которого считают Плотина (205 - 270). Он учил, что исходным началом является Единое, которое постигается только в состоянии сверхразумного экстаза. Само Единое философ сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исходит свет, так от Единого исходит эманация (излучение, истечение), которая порождает Ум (Нус), содержащий в себе идеи (понятия). Существуя вне времени, Ум познает сам себя. Мысля свое содержание - идеи, он тем самым творит их. Начинается этот процесс с наиболее общих идей, а от них уже происходят все другие. Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души, которая порождает время и сама существует во времени. Она становится связующим звеном между сверхчувственным и чувственным миром, будучи источником движения для всех телесных объектов. В процессе дробления Мировой души возникают души звезд, планет, а затем растений, животных и людей. Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, есть материя, необходимая для образования чувственного, телесного космоса. Материя - это субстрат, совершенно лишенный формы и красоты, и, стало быть, она - несущее и безусловно злое. Но будучи вновь пронизанной Единым, материя превращается из хаоса в космос, который содержит в себе элементы гармонии и красоты. Поскольку в каждом человеке присутствует элемент божественного, то его душа стремится ввысь, жаждет воссоединения с Единым посредством «экстаза», который и есть подлинное состояние блаженства. Экстаз - это не бессознательное, а скорее сверхсознательное состояние. Непосредственным учеником и продолжателем Плотина стал Порфирий (232 - 304), который составил комментарии к произведениям своего учителя. Его строго последовательное мышление придало неоплатонизму более ясное и простое выражение. В то же время Порфирий уже в полной мере использует народную мистику, оракулы и теургию (превращение в божество). Дальнейшее развитие данное направление получило в учении Ямвлиха (250 - 325), являвшегося разработчиком теургии не только в теоретическом, но и в практическом плане, как демонологии. Им было подробно изложено учение о «возвратных путях», по которым душа проходит, возвышаясь к Единому. Завершителем античного неоплатонизма стал Прокл (412 - 485). У него само первоединство именуется Богом. Философ пошел еще дальше в умножении и дроблении ипостасей, вводя в свое учение демонов, ангелов и божеств различного ранга и назначения. Высшим видом мудрости для него является уже не Истина, а Вера, ибо в ней находит успокоение любая познавательная деятельность и наступает «молчание», мистическое преклонение перед тем, что непознаваемо и наиболее совершенно. Эта абсолютно иррационалистическая концепция стала последним словом древнегреческой мысли. Итак, если говорить об общей тенденции развития философской мысли данного периода, то следует отметить, что скептицизм и свободомыслие, свойственные раннему эллинизму, породившие десакрализацию философии и относительное освобождение ее от религии, постепенно сходят на нет, и вновь усиливаются религиозные и мистические настроения, что особенно отчетливо проявляется в неоплатонизме. Однако это ничуть не принижает величия эллинистической философии, в которой была отражена сама суть породившей ее эпохи, столь противоречивой и неоднозначной, блистательной и убогой одновременно.
IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.013 с.) |