Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В работах итальянских гуманистов XV в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
У истоков итальянского гуманизма стоял Франческо Петрарка (1304 - 1374), который заявлял: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое». Его интересовал внутренний мир человека, рвущего связи со средневековыми традициями и осознающего этот разрыв. По пути, открытому Петраркой, пошел Колюччо Салютати (1331 - 1406), коего считают родоначальником флорентийского гражданского гуманизма. Мыслитель затратил много сил на то, чтобы утвердить первенство активной жизни над созерцательной. Его последователь Леонардо Бруни (1370 - 1444) выступил защитником гражданских свобод, противопоставляя республиканское правление феодальному произволу и тирании государей. У Поджо Браччолини (1380 - 1459) в центре внимания находится Фортуна и превратности жизни людей, над которыми добродетель должна брать верх. Одним словом, в работах флорентийских гуманистов проповедуется отказ от сословных привилегий, отстаивается последовательный республиканизм и гражданская активность, высказывается мысль о всеобщей обязательности труда. В указанное время возрождаются философские взгляды стоиков, неоплатоников, эпикурейцев. Это находит яркое отражение в учении Лоренцо Валлы (1407 - 1457), представленном в диалоге «Об истинном и ложном благе». По мнению философа, наслаждение не только тождественно с благом, но и является символом связи человека с миром природы, не враждебной по отношению к нему, а доброй. В связи с чем Валла провозглашает следующую моральную максиму: доставляющие наслаждение чувственные удовольствия и духовные радости должны направлять всю жизнь человека, ибо долг перед собственной природой для него превыше всего. При этом итальянский мыслитель не считает, что прославление земных радостей и утех идет в разрез с христианской моралью, поскольку, по его мнению, любовь человека ко всему естественному означает одновременно любовь к Богу, постоянно присутствующему в сотворенном им мире. Таким образом, в основе учения Валлы лежит не отказ от наслаждений земной жизни как непременное условие небесного блаженства, а следование единому принципу на небе и на земле. Вот почему земное блаженство рассматривается им как подготовительная ступень к небесному блаженству. Ко второй половине XV в. относится формирование еще одного влиятельного направления в итальянском гуманизме - так называемого флорентийского неоплатонизма. Его идейным главой стал МарсилиоФичино (1422 - 1495), учение которого было направлено против схоластики, поскольку в нем утверждалось, что философия - не «служанка теологии», но ее «сестра». Философия совершенствует теологию и является «ученой религией». Гуманистическая ориентация флорентийских неоплатоников наиболее ярко проявляется в их размышлениях о человеке. Сам Фичино считает, что человек занимает первое место в иерархии мира, и задача его состоит в том, чтобы совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, т.е. Богу. В деятельности «Платоновской Академии» (так называли кружок Фичино) принимали участие также Кристофоро Ландино (1424 - 1498) и Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1495). Для гуманистической концепции Ландино стала характерной мысль о сочетании двух образов жизни - жизни активной, гражданской и жизни, сконцентрированной на интеллектуальной деятельности. Энергичный акцент мыслителя на социальной значимости науки, на высокой и ответственной роли ученых в жизни общества, по сути дела, снимал противоречие между «действием» и «созерцанием», которые оказывались взаимодополняющими сферами деятельности человека, равно необходимыми для обретения морального совершенства и счастья земной жизни. Учение Пико делла Мирандолы стало одной из вершин гуманистической мысли XV века. В его знаменитой речи «О достоинстве человека» отмечается, что, поставленный в центр мира и не обладающий собственной особой природой, человек «должен сформировать себя сам как свободный и славный мастер. Все зависит от его собственного свободного и ответственного выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, а может опуститься до звериного состояния». Таким образом, природа человека рассматривается итальянским мыслителем как итог постоянного процесса его становления, самостоятельного и сознательного выбора. Поэтому божественность человеческого существа изначально не дана: она результат его усилия, деяния. Итак, антропоцентризм гуманистической философии означал не только перенесение внимания с онтологических проблем на этические, но и перестройку всей картины мира, новое понимание соотношения божественного и природного начал. Мир теперь рассматривается не как юдоль печали и слез, а как область человеческой деятельности. Бог же трактуется, прежде всего, как творческое начало, в уподоблении которому состоит главное предназначение человека.
Социально-политические и космологические учения Эпохи Возрождения Эпоха Возрождения характеризуется принципиальными изменениями в области социально-политических воззрений, в особенности на сущность государства и государственной власти. В средневековье господствовали теократические взгляды, согласно которым считалось, что власть Римского папы, являющегося через посредство апостола Петра преемником самого Иисуса Христа, выше власти любого светского государя. Поэтому каждый государь, хоть он и есть «избранник Божий», но власть получает из рук церкви. В XIV - XV вв. папство потерпело ряд серьезных поражений в своей борьбе за верховную светскую власть. В результате этого ряд мыслителей провозгласили идею главенства светской власти над церковной, а некоторые выступали даже за необходимость отделения церкви от государства. Чрезвычайно оригинальное и во многом опережающее свое время учение о государстве и государственной власти создал итальянский политический деятель и мыслитель Никколо Макиавелли (1469 - 1527). В своих трудах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он стал рассматривать политику как совершенно самостоятельную сферу человеческой деятельности. И поэтому проблемы завоевания и удержания власти выводятся им из-под влияния религиозных и этических воззрений того времени. В итоге его учение можно назвать политическим реализмом, ибо управление людьми здесь основывается на знании действительной человеческой природы. Говоря о последней, Макиавелли неоднократно подчеркивает, что люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю имущества. Стало быть, в борьбе за собственность конфликт между ними достигает особого накала. Поэтому, чтобы избавить государство от бунтов и анархии, правитель должен быть сильным, жестоким и одновременно хитрым, как лиса. Для достижения стабильности и порядка в обществе пригодны все меры. Отсюда основной принцип политики - «цель оправдывает средства». В результате Макиавелли разделяет этику и политику, различая, с одной стороны, цели, которые заслуживают того, чтобы их добивались, а с другой - политические средства, которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими, но только более или менее эффективными. Потребность в сильной государственной власти выразил французский мыслитель Жан Боден (1530 - 1596), который изложил свои социально-политические взгляды в работе «Шесть книг о государстве». Здесь он утверждает, что государству необходима сильная власть, которая бы объединяла всех членов общества, связывая их в единое целое. Но этого нельзя достичь методами, рекомендуемыми Макиавелли, которые грешат аморализмом и атеизмом. Ее можно установить лишь на справедливых началах, апеллируя к разуму и естественным законам. Таким образом, абсолютизм Бодена имеет свои точные границы в виде этических норм (справедливости), природных и божественных законов. И власть, которая не уважает эти законы, по его мнению, уже не легитимная власть, а тирания. Особое место в эпоху Ренессанса занимают космологические идеи, которые получили свое развитие в трудах Н.Кузанского, Н.Коперника и Дж.Бруно. Концепция Николая Кузанского (1401 - 1464) носит переходный характер; здесь новые воззрения переплетаются еще со средневековыми представлениями. Единым и единственным началом, по его мнению, является Бог, который есть максимум и высший предел, поскольку он охватывает собою все сущее и содержит мир в себе. Однако Кузанец отвергает свойственную средневековой традиции дуалистическую трактовку мира и Бога: у него мир содержится в Боге, а Бог охватывает мир. Процесс перехода от Бога к миру философ именует «развертыванием», ибо Бог есть все, но все в свернутом виде. Созданный же Богом мир - это развертывание того, что существует в Боге в свернутом виде. Поскольку мир не имеет самостоятельного отграниченного от Бога существования, то данное учение вело к признанию единства земной и небесной субстанции: в результате Земля и другие небесные тела признавались одинаково «благородными». Важнейшей вехой в развитии научной астрономии явилось учение Николая Коперника (1473 - 1543), который создал гелиоцентрическую модель мира в своей книге «Об обращении небесных сфер». Ее основные положения следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали Аристотель и Птолемей, а вращается вокруг своей оси; 2) Земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной. Значение гелиоцентрической теории вышло далеко за рамки астрономии. По словам Ф.Энгельса, польский ученый своей книгой «бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии». Но учение Коперника содержало в себе ряд заблуждений и традиционных для того времени представлений. Так, он считал, что существует «небо неподвижных звезд», т.е. что мир конечен. Хотя Земля, согласно его теории, и перестала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранялся. Им становилось Солнце. Опровержение этих ошибочных взглядов явилось заслугой выдающегося итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548 - 1600). По его мнению, центра Вселенной вообще нет. Любая планета и даже любая точка может быть истолкована находящимся на ней наблюдателем как центр мироздания. Следовательно, Солнце не абсолютный, а лишь относительный центр, т.е. центр нашей планетарной системы. И оно не единственное во Вселенной. То, что раньше философам и астрономам представлялось сферой неподвижных звезд, Бруно объявляет солнцами других удаленных от нас на колоссальные расстояния миров. Из этого следует, что Вселенная не имеет никаких границ, и число миров в ней бесконечно. Таким образом, философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую по своей сути картину мира, тяготеющую к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, к обожествлению природы и человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.153 (0.011 с.) |