В работах итальянских гуманистов XV в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В работах итальянских гуманистов XV в.



У истоков итальянского гуманизма стоял Франческо Петрарка (1304 - 1374), который заявлял: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое». Его интересовал внутренний мир человека, рвущего связи со средневековыми традициями и осознающего этот разрыв. По пути, открытому Петраркой, пошел Колюччо Салютати (1331 - 1406), коего считают родоначальником флорентийского гражданского гуманизма. Мыслитель затратил много сил на то, чтобы утвердить первенство активной жизни над созерцательной. Его последователь Леонардо Бруни (1370 - 1444) выступил защитником гражданских свобод, противопоставляя республиканское правление феодальному произволу и тирании государей. У Поджо Браччолини (1380 - 1459) в центре внимания находится Фортуна и превратности жизни людей, над которыми добродетель должна брать верх. Одним словом, в работах флорентийских гуманистов проповедуется отказ от сословных привилегий, отстаивается последовательный республиканизм и гражданская активность, высказывается мысль о всеобщей обязательности труда.

В указанное время возрождаются философские взгляды стоиков, неоплатоников, эпикурейцев. Это находит яркое отражение в учении Лоренцо Валлы (1407 - 1457), представленном в диалоге «Об истинном и ложном благе». По мнению философа, наслаждение не только тождественно с благом, но и является символом связи человека с миром природы, не враждебной по отношению к нему, а доброй. В связи с чем Валла провозглашает следующую моральную максиму: доставляющие наслаждение чувственные удовольствия и духовные радости должны направлять всю жизнь человека, ибо долг перед собственной природой для него превыше всего. При этом итальянский мыслитель не считает, что прославление земных радостей и утех идет в разрез с христианской моралью, поскольку, по его мнению, любовь человека ко всему естественному означает одновременно любовь к Богу, постоянно присутствующему в сотворенном им мире. Таким образом, в основе учения Валлы лежит не отказ от наслаждений земной жизни как непременное условие небесного блаженства, а следование единому принципу на небе и на земле. Вот почему земное блаженство рассматривается им как подготовительная ступень к небесному блаженству.

Ко второй половине XV в. относится формирование еще одного влиятельного направления в итальянском гуманизме - так называемого флорентийского неоплатонизма. Его идейным главой стал МарсилиоФичино (1422 - 1495), учение которого было направлено против схоластики, поскольку в нем утверждалось, что философия - не «служанка теологии», но ее «сестра». Философия совершенствует теологию и является «ученой религией». Гуманистическая ориентация флорентийских неоплатоников наиболее ярко проявляется в их размышлениях о человеке. Сам Фичино считает, что человек занимает первое место в иерархии мира, и задача его состоит в том, чтобы совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, т.е. Богу.

В деятельности «Платоновской Академии» (так называли кружок Фичино) принимали участие также Кристофоро Ландино (1424 - 1498) и Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1495). Для гуманистической концепции Ландино стала характерной мысль о сочетании двух образов жизни - жизни активной, гражданской и жизни, сконцентрированной на интеллектуальной деятельности. Энергичный акцент мыслителя на социальной значимости науки, на высокой и ответственной роли ученых в жизни общества, по сути дела, снимал противоречие между «действием» и «созерцанием», которые оказывались взаимодополняющими сферами деятельности человека, равно необходимыми для обретения морального совершенства и счастья земной жизни.

Учение Пико делла Мирандолы стало одной из вершин гуманистической мысли XV века. В его знаменитой речи «О достоинстве человека» отмечается, что, поставленный в центр мира и не обладающий собственной особой природой, человек «должен сформировать себя сам как свободный и славный мастер. Все зависит от его собственного свободного и ответственного выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, а может опуститься до звериного состояния». Таким образом, природа человека рассматривается итальянским мыслителем как итог постоянного процесса его становления, самостоятельного и сознательного выбора. Поэтому божественность человеческого существа изначально не дана: она результат его усилия, деяния.

Итак, антропоцентризм гуманистической философии означал не только перенесение внимания с онтологических проблем на этические, но и перестройку всей картины мира, новое понимание соотношения божественного и природного начал. Мир теперь рассматривается не как юдоль печали и слез, а как область человеческой деятельности. Бог же трактуется, прежде всего, как творческое начало, в уподоблении которому состоит главное предназначение человека.

 

Социально-политические и космологические учения

Эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения характеризуется принципиальными изменениями в области социально-политических воззрений, в особенности на сущность государства и государственной власти. В средневековье господствовали теократические взгляды, согласно которым считалось, что власть Римского папы, являющегося через посредство апостола Петра преемником самого Иисуса Христа, выше власти любого светского государя. Поэтому каждый государь, хоть он и есть «избранник Божий», но власть получает из рук церкви.

В XIV - XV вв. папство потерпело ряд серьезных поражений в своей борьбе за верховную светскую власть. В результате этого ряд мыслителей провозгласили идею главенства светской власти над церковной, а некоторые выступали даже за необходимость отделения церкви от государства.

Чрезвычайно оригинальное и во многом опережающее свое время учение о государстве и государственной власти создал итальянский политический деятель и мыслитель Никколо Макиавелли (1469 - 1527). В своих трудах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он стал рассматривать политику как совершенно самостоятельную сферу человеческой деятельности. И поэтому проблемы завоевания и удержания власти выводятся им из-под влияния религиозных и этических воззрений того времени. В итоге его учение можно назвать политическим реализмом, ибо управление людьми здесь основывается на знании действительной человеческой природы. Говоря о последней, Макиавелли неоднократно подчеркивает, что люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю имущества. Стало быть, в борьбе за собственность конфликт между ними достигает особого накала.

Поэтому, чтобы избавить государство от бунтов и анархии, правитель должен быть сильным, жестоким и одновременно хитрым, как лиса. Для достижения стабильности и порядка в обществе пригодны все меры. Отсюда основной принцип политики - «цель оправдывает средства». В результате Макиавелли разделяет этику и политику, различая, с одной стороны, цели, которые заслуживают того, чтобы их добивались, а с другой - политические средства, которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими, но только более или менее эффективными.

Потребность в сильной государственной власти выразил французский мыслитель Жан Боден (1530 - 1596), который изложил свои социально-политические взгляды в работе «Шесть книг о государстве». Здесь он утверждает, что государству необходима сильная власть, которая бы объединяла всех членов общества, связывая их в единое целое. Но этого нельзя достичь методами, рекомендуемыми Макиавелли, которые грешат аморализмом и атеизмом. Ее можно установить лишь на справедливых началах, апеллируя к разуму и естественным законам. Таким образом, абсолютизм Бодена имеет свои точные границы в виде этических норм (справедливости), природных и божественных законов. И власть, которая не уважает эти законы, по его мнению, уже не легитимная власть, а тирания.

Особое место в эпоху Ренессанса занимают космологические идеи, которые получили свое развитие в трудах Н.Кузанского, Н.Коперника и Дж.Бруно.

Концепция Николая Кузанского (1401 - 1464) носит переходный характер; здесь новые воззрения переплетаются еще со средневековыми представлениями. Единым и единственным началом, по его мнению, является Бог, который есть максимум и высший предел, поскольку он охватывает собою все сущее и содержит мир в себе. Однако Кузанец отвергает свойственную средневековой традиции дуалистическую трактовку мира и Бога: у него мир содержится в Боге, а Бог охватывает мир. Процесс перехода от Бога к миру философ именует «развертыванием», ибо Бог есть все, но все в свернутом виде. Созданный же Богом мир - это развертывание того, что существует в Боге в свернутом виде. Поскольку мир не имеет самостоятельного отграниченного от Бога существования, то данное учение вело к признанию единства земной и небесной субстанции: в результате Земля и другие небесные тела признавались одинаково «благородными».

Важнейшей вехой в развитии научной астрономии явилось учение Николая Коперника (1473 - 1543), который создал гелиоцентрическую модель мира в своей книге «Об обращении небесных сфер». Ее основные положения следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали Аристотель и Птолемей, а вращается вокруг своей оси; 2) Земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.

Значение гелиоцентрической теории вышло далеко за рамки астрономии. По словам Ф.Энгельса, польский ученый своей книгой «бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии».

Но учение Коперника содержало в себе ряд заблуждений и традиционных для того времени представлений. Так, он считал, что существует «небо неподвижных звезд», т.е. что мир конечен. Хотя Земля, согласно его теории, и перестала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранялся. Им становилось Солнце.

Опровержение этих ошибочных взглядов явилось заслугой выдающегося итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548 - 1600). По его мнению, центра Вселенной вообще нет. Любая планета и даже любая точка может быть истолкована находящимся на ней наблюдателем как центр мироздания. Следовательно, Солнце не абсолютный, а лишь относительный центр, т.е. центр нашей планетарной системы. И оно не единственное во Вселенной. То, что раньше философам и астрономам представлялось сферой неподвижных звезд, Бруно объявляет солнцами других удаленных от нас на колоссальные расстояния миров. Из этого следует, что Вселенная не имеет никаких границ, и число миров в ней бесконечно. Таким образом, философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую по своей сути картину мира, тяготеющую к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, к обожествлению природы и человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.006 с.)