в современной культуре и философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

в современной культуре и философии



Распространение в современной философии понятия «постмодерн» свидетельствует об определенной неудовлетворенности существующим положением дел во многих сферах культуры, искусства и самой философии. С момента своего появления он рассматривается как феномен искусства и философии Франции, но уже с 70-х гг. ХХ века становится фактом европейской культурной жизни. В рамках постмодерна понятием «модерн» обозначается мышление Нового (modern) времени, осмысляющее процесс научной и философской революции, начавшейся в Европе с XVII века. В то же время под «модернизмом» в узком смысле подразумевают как новое мышление в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм и т.д.), так и направление в католицизме, стремящееся к обновлению христианского вероучения на основе науки и философии.

Постмодернизм представляет собой реакцию на модернизм и в начале оформляется как теория искусства и литературное направление и лишь затем приобретает статус философского течения. В качестве своего рода идеологии он синтезировал в себе теорию постструктурализма, практику литературно-критического анализа деконструктивизма и художественную практику современного искусства и в то же время пытался обосновать этот синтез как «новое видение мира», в результате чего стал осмысливаться как выражение «духа времени» во всех сферах человеческой деятельности - в искусстве, социологии, экономике, политике и, конечно же, философии.

Постмодернистские идеи являются следствием и выражением кризиса современной цивилизации, и в частности кризиса рационалистической традиции, берущей свое начало еще в XVII веке. Отказ от рационализма и сомнение в достоверности научного знания приводит представителей постмодернизма к «эпистемологической неуверенности», т.е. к утверждению, что наиболее адекватное постижение действительности доступно вовсе не естественным и точным наукам или традиционной философии, опирающейся на систематически сформированный понятийный аппарат, а напротив, интуитивному «поэтическому мышлению» с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью.

Антирационализм, свойственный многим постмодернистам, предопределил специфическое видение мира как хаоса, лишенного всяких причинно-следственных связей. И это видение «децентрированного мира», предстающего перед сознанием в качестве неупорядоченных фрагментов, получило название «постмодернистской чувствительности».

В области искусства постмодернистские установки проявляются в виде сознательного отказа от всяких правил и ограничений, выработанных предшествующей культурной традицией. Отсюда принцип «нонселекции» как способ создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса. Чтобы явно представить фрагментарность и разорванность опыта, используется так называемый прием «деконструкции», суть которого состоит в выявлении внутренней противоречивости всякого художественного текста, в обнаружении в нем скрытых «остаточных смыслов», доставшихся в наследие от дискурсивных практик прошлого и закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов. Все это приводит к возникновению в текстовой ткани так называемых «неразрешимостей», т.е. внутренних логических тупиков, как бы изначально присущих природе языкового текста, когда автор думает, что отстаивает одно, а на деле получается нечто совсем другое.

Под влиянием Р.Барта, М.Фуко, Ж.Дерриды, придерживающихся идеи панъязыкового характера мышления, сознание человека было отождествлено с письменным текстом как единственно возможным средством его фиксации более или менее достоверным способом. И, в конечном счете, все стало рассматриваться как текст: литература, культура, общество, история и, наконец, сам человек.

Утверждение, что история и общество могут быть прочитаны как текст, привело к восприятию человеческой культуры в качестве единого интертекста, который, в свою очередь, служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста. Другим важным следствием уподобления сознания тексту было интертекстуальное растворение суверенной субъективности человека в текстах-сознаниях, составляющих «великий интертекст» культурной традиции. Таким образом, автор любого текста - художественного или нехудожественного - превращается «в пустое пространство проекции интертекстуальной игры». И тем самым утверждается постулат «безличной продуктивности» (Ю.Кристева) текста, который порождается якобы сам по себе, помимо сознательной волевой деятельности человека. Именно в этой связи постмодернисты говорят о «смерти субъекта».

Со временем постмодернистский комплекс установок, сформировавшийся в русле постструктуралистских идей, стал осознавать себя как «философию постмодернизма», которая складывается под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до герменевтики, аналитической философии и т.д. Но постмодернистская мысль всегда двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них.

В связи с этим Ж.Делез в работе «Логика смысла» показал, что в истории философии доминировали два типа мыслителей: один из них ярко представлен Платоном, а другой - Ницше. Первый ввел в культуру образ философа-путника, «восходящего ввысь» в царство чистых идей, а второй создал образ философа, отвергающего диктат высших ценностей и разума и склонного странствовать «по запретному». Но историческое время данных образов мыслителей, согласно Делезу, прошло. В настоящую эпоху возник третий тип, не опирающийся ни на высоту Идей, ни на глубину инстинктов. «Философ теперь, - отмечает французский постмодернист, - не пещерное существо и не платоновская душа-птица, а плоское животное на поверхности - клещ или блоха». Однако там, где нет ни глубины, ни высоты, господствует самодостаточная и автономная «поверхность», т.е. все в мире равнозначно. Это значит, что нет ни «верха», ни «низа», ни морального, ни аморального. Отсюда вывод: «Все дозволено».

Итак, философы эпохи постмодерна сознательно оказываются носителями мировоззрения, лишенного веры в науку, истину, в человека и его духовные способности. Но это не просто их «заморочки», ибо они на деле теоретически осмысливают ситуацию разочарования людей во всякого рода квазибожествах и формируют интеллектуальную культуру, смысл которой состоит в полном раз-божествлении мира (Р.Рорти). Тем самым мысль Ницше о том, что «Бог умер», доводится ими до логического конца.

Однако в период, когда иррационалистические поползновения приобрели небывалый размах, все более актуально звучит поставленный Ю.Хабермасом вопрос: «Следует ли нам полностью порвать с традициями Просвещения или мы их должны диалектически развивать?» И в этой связи все большее число трезво мыслящих философов и ученых проявляют склонность вести поиск новых форм рациональности, которые могли бы оказаться действенными в период глубокого кризиса, испытываемого человечеством в начале третьего тысячелетия.

Литература

К ПЕРВОЙ ЧАСТИ

К первой части

Аббаньяно Н. Антропологическая проблема морали. В 2-х ч. Краснодар, 2009.

Аббаньяно Н. Философия, религия, наука. Краснодар, 2010.

Аббаньяно Н. Человек: проект 2000. Краснодар, 2010.

Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник. М., 2002.

Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Введение в историю философии. М., 2004.

Алексеев В.П. История философии. М., 2005.

Антология мировой философии. I - IV. М., 1969 - 1972.

Антология мировой философии. Мн. - М., 2001.

Антология русской философии. В. 3-х. т. СПб., 2000.

Апель К.О. Трансформация философии. М., 2001.

Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 3-20.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. М., 2000.

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М. - СПб., 1998.

Гидиринский В.И. Введение в русскую философию. М., 2003.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. М., 2004.

Демидов А.Б. История философии в текстах с ответами, пояснениями и и хрестоматийными приложениями. Мн., 2005.

Евлампиев И.И. История русской философии: Для вузов. М., 2002.

Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков Ю.К. История русской философии. М., 2005.

Ермаков В.С. Справочник по истории философии. СПб., 2003.

История философии / Отв. ред. В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону, 1999.

Ильин В.В. История философии. СПб., 2003.

История философии. Энциклопедия. Мн., 2002.

Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии. М., 2005.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

Манекин Р.В. История философии. М., 2004.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. Общий курс. М., 2003.

Никифоров А. Природа философии. Основы философии. М., 2001.

Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Рассел Б. История западной философии. В 2-х ч. М., 1993.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I - IV. СПб., 1994 -1997.

Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 124-131.

Сизов В.С. История философии. М., 2004.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Современная западная философия. Словарь. Сост. и отв. ред. В.С.Малахов, В.П.Филатов. М., 2000.

Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам. М., 2004.

Сравнительная философия. М., 2000.

Столович Л.Н. История русской философии. М., 2005.

Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. Пермь, 2000.

Философия и мировоззрение. М., 1990.

Франк С.Л. Введение в философию. СПб., 1993.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

Яковенко Б.В. История русской философии. М., 2003.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие.....................................................................................

I. Философия, ее специфика и место в духовной культуре............

II Античная философия от истоков до Платона................................

III. Античная философия от Платона до ее завершения.....................

IV. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.........................

V. Философия XVII и XVIII веков....................................................

VI. Немецкая классическая философия............................................

VII. От классической философии к неклассической............................

VIII. Русская философия........................................................................

IX. Современная западная философия: основные направления........

 

 

Зорин Александр Львович

Философия. Курс лекций.

Часть I.

 

 

Типография Краснодарского государственного

университета культуры и искусств

Краснодар, 350072, ул. 40-летия Победы, 33.

Заказ № 34, объем 7,63 уч.-изд. л., тираж 100 экз.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.28.179 (0.022 с.)