Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнегреческая натурфилософияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Деятельность семи мудрецов находится непосредственно в преддверии античной философии. Неслучайно Фалес (640 - 560 до н.э.), один из мудрецов, по общему признанию, является и первым философом. Он считается основателем философской школы в Милете, городе на Ионийском побережье Малой Азии. Этот мыслитель был тесно связан с ближневосточной культурой, потому что совершил путешествия в Вавилонию, Финикию и Египет, где почерпнул мудрость у халдейских магов и жрецов Мемфиса. В античной традиции Фалес также первый астроном и математик. Полагают, что именно он ввел у греков календарь, разделив продолжительность года на 365 дней. Кроме того, он впервые измерил высоту египетских пирамид и предсказал солнечное затмение в 585 году до н.э. Первоначалом мироздания Фалес положил воду, которая «разумна и божественна». Из нее все возникает и в нее же все возвращается. Одновременно философ утверждает, что все одушевлено и мир полон богов: именно боги и души суть источники движения и самодвижения тел. Так, магнит тоже имеет душу, потому что он притягивает железо. Ученик Фалеса Анаксимандр (610 - 546 до н.э.) расширяет понятие начала до понятия «арх е», т.е. первопринципа всего сущего. И этим первопринципом, по его мнению, является апейрон, характеризующийся тем, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Апейрон предстает не только как субстанциальное, но и как генетическое начало космоса, ибо является единственной причиной рождения и гибели. И в то же время как первооснова мира, т.е. как субстанция, он самодостаточен: «все объемлет и всем управляет». Пребывая во вращательном движении, апейрон выделяет из себя две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; а их комбинации порождают четыре основные стихии - воздух, воду, огонь и землю. Как самая тяжелая стихия земля сосредоточивается в центре, образуя цилиндр, высота которого равна трети основания. На его поверхности располагается более легкая стихия - вода, еще выше находится воздух. Огонь, в свою очередь, образовал три сферы, из разрыва которых возникли Солнце, Луна и звезды. Ближе всего к Земле находятся звезды, затем Луна и, наконец, Солнце. Все живое, согласно Анаксимандру, зародилось под воздействием небесного огня из ила на границе моря и суши. Первые живые существа сначала жили в воде, а потом некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую. Последователь Анаксимандра Анаксимен (588 - 525 до н.э.) не смог принять такую абстрактную сущность, как апейрон, и поэтому в качестве первоначала всего сущего выбрал воздух - самую бескачественную и неопределенную из четырех стихий. По его мнению, все возникает из воздуха посредством его сгущения и разрежения. При разрежении образуется огонь, а при сгущении - ветер, облака, вода, земля, камни. Солнце, Луна и звезды - это камни, которые раскалились от быстрого движения. Анаксимен исправил ошибочные представления своего учителя о расположении небесных тел, установив, что ближе всего к Земле находится Луна, затем Солнце и дальше всего - звезды. Согласно его учению, воздух является началом не только тела, но и души, которая по своей природе воздушна, а значит, вещественна. Несколько позже в соседнем с Милетом городе Эфесе жил и мыслил философ Гераклит (520 - 460 до н.э.), которого современники называли «темным» из-за малопонятности его высказываний и «плачущим» из-за постоянных сетований на несовершенства человека. Первоосновой всего он объявил огонь как наиболее подвижную и изменчивую стихию. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону - Логосу. В связи с этим сам космос рассматривается мыслителем как «вечно живой огонь, в полную меру воспламеняющийся и в полную меру погасающий». Итак, принципиальная особенность мира, по Гераклиту, состоит в его постоянной изменчивости: отсюда сам мир предстает в образе реки, в которую нельзя войти дважды. Все в мире соткано из противоположностей, существующих в единстве и в вечной борьбе. Своим учением о противоположностях философ сформулировал основания диалектики как теории развития. Человеческая душа также сочетание противоположностей - огня и влаги. И чем больше огня в душе, тем она лучше. Но философия развивалась не только на востоке Греции - в Ионии. Крупные школы возникли также и на западе, в Южной Италии. К ним относятся философские учения пифагорейцев и элеатов. Пифагор (580 - 500 до н.э.), как известно, основой всего сущего считал число, или числовые отношения. Сохранилась легенда, как у философа возникла эта идея: однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что разные по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. И коль скоро эта зависимость может быть выражена числами, то «число владеет вещами». Каждое число возникает «из гармонии конечных и бесконечных элементов». Затем из чисел рождаются точки, из точек - линии, из них - плоские фигуры и, наконец, из плоских фигур - объемные. Пифагорейцы разработали десятичную систему, где каждое число было наделено своими характеристиками. Пять стихий, составляющих основу мироздания, в число которых помимо четырех традиционных Пифагор включал эфир, тоже связаны с числами. Так, земля состоит из частиц кубической формы, огонь - из тетраэдров (четырехгранных пирамид), воздух - из восьмигранников, вода - из двадцатигранников, а эфир - из двенадцатигранников. Пифагор основал союз своих единомышленников, который был религиозно-философской школой и одновременно политическим объединением. В него принимали только свободных людей, причем как мужчин, так и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготовку. Члены союза много времени уделяли психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важное место в их жизнедеятельности отводилось занятиям наукой. Существовали также многочисленные требования к образу жизни, например, ограничения в пище и т.д. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями и высоко ценили дружбу. Заслуга Пифагора и его последователей состояла в том, что именно с их учения начинается концепция вечного мира, доступного интеллекту и недоступного чувствам. Поэтому неслучайно продолжателем их дела считают Парменида (540 - 470 до н.э.), основавшего в городе Элея свою школу. В поэме «О природе» этот мыслитель говорит о двух путях познания - пути истины и пути мнения. Люди склонны считать, что мир состоит из множества преходящих, изменчивых вещей, но это только видимость. Для познания мира мало одних смутных и неустойчивых восприятий, необходимы еще элементы разума, который бы улавливал за изменчивым устойчивое, за преходящим вечное. Итак, путь истины - это путь разума. Что же доказывает нам разум? 1. Существует только бытие, а небытия не существует, ибо не может существовать то, чего нет. 2. Бытие вечно, оно не возникает и не исчезает, ибо ему не из чего возникнуть и не во что перейти. 3. Бытие едино: оно не имеет частей, ибо нет ничего, что его разделяло бы. 4. Бытие однородно: его не может быть больше в одном месте и меньше в другом. 5. Мышление и бытие суть одно и то же, или одно и то же мысль о предмете и предмет мысли. Итак, в учении Парменида бытие едино, однородно и неизменно; оно замкнуто (шарообразно), и для него не существует ни прошлого, ни будущего. Тем самым бытие отрывается от становления, а единство от множества. Стало быть, осознание различия чувственного и рационального познания сразу же приводит к полному разрыву этих двух ступеней единого процесса. Развитие идей Парменида продолжил его ученик Зенон (490 - 430 до н.э.). Он вел доказательство путем метода от противного, обосновывая невозможность существования множества и движения. Особый интерес представляют его рассуждения против движения, так называемые апории. Их насчитывается четыре: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадий». В первой доказывается, что движение никогда не может начаться; во второй делается вывод, что, даже если оно и начнется, то никогда не сможет закончиться. Третья, исходя из допущения, что движущееся тело в каждый конкретный момент находится в определенном месте, утверждает, что из суммы состояний покоя нельзя вывести движение. Доктрина элеатов оказала существенное влияние на всю последующую греческую философию. Парменид, опираясь на доводы разума, создал концепцию единого и неизменного бытия, которая оказалась диаметрально противоположной учению Гераклита, исходившего в основном из данных непосредственного опыта. Поэтому философы следующего поколения (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты) создавали свои учения, прежде всего, для того, чтобы как-то сочетать парменидовские идеи с опытными данными. Эмпедокл (490 - 430 до н.э.) в своей поэме «О природе» также придерживается тезиса: «ничто не может произойти из того, что не существует». Однако применяет эту парменидовскую мысль только к простым элементам вещей и в то же время сложные вещи считает становящимися и гибнущими. Но для того, чтобы проводить этот взгляд, необходимо было порвать с монистическим объяснением мира посредством принципиально единого первоначала и перейти на плюралистические позиции. Поэтому Эмпедокл принимает четыре качественно различных первоэлемента мира - воду, воздух, огонь и землю. Их он называет «корнями всего», «началами», или «стихиями». Однако тогда возникает вопрос: почему эти стихии соединяются и разъединяются? Эта проблема была новой, потому что ионийские философы считали движение неотъемлемым атрибутом первоначала и поэтому перед ними не вставала задача объяснить его происхождение. Эмпедокл же под влиянием элейского учения о неизменности и неподвижности бытия был вынужден понимать стихии как пассивную и инертную массу. И коль скоро они могли быть приведены в движение только извне, то он признает также и существование двух сил - раздора и любви. Именно под их воздействием элементы то соединяются, то разъединяются. Когда безраздельно властвует любовь, а раздор вытеснен на периферию, все стихии смешаны между собой и образуют хаотическую массу; в период господства раздора они, напротив, полностью отделены друг от друга. И только в переходные периоды под одновременным воздействием раздора и любви из соединения первоэлементов могут образовываться окружающие нас вещи и, следовательно, мир, каким мы его видим. Стало быть, первый и третий периоды развития мироздания (когда безраздельно властвует какая-то одна из сил) являются периодами парменидовского единства и неизменности, а второй и четвертый (когда обе силы действуют одновременно) - периодами гераклитовской изменчивости и множественности. Таким образом, Эмпедокл создал первую плюралистическую теорию мира, соединив изменчивость картины мира Гераклита с постулатами элеатов о неизменности бытия; и, кроме того, он четко отделил силы, действующие в природе, от стихий, т.е. первоэлементов. Его современник Анаксагор (500 - 428 до н.э.) создал свою теорию с той же целью - разрешить противоречие между гераклитовским и парменидовским учениями. И в то же время в понимании первоэлементов он расходится с Эмпедоклом, ибо считает, что ни одно качество не может зародиться из комбинации иных качеств. «Как может возникнуть волос из того, что не является волосом, а мясо - из того, что не является мясом?» - вопрошает философ. Отсюда им провозглашается неизменность не только определенных начал, но и любых качеств. Поэтому первоэлементов не четыре, а столько же, сколько существует отдельных качеств. Эти неисчислимые элементы Анаксагор называет «зародышами», или «семенами» (spermata). Позднее Аристотель даст им название «гомеомерии», т.е. «подобочастные». Итак, каждая вещь включает в себя все множество качеств, однако при этом в ней преобладающим является какое-то одно, делающее ее именно этой вещью: в мясе превалируют гомеомерии мяса, а в хлебе - хлеба и т.д. В таком случае все сложно и в каждой вещи есть частицы любой другой. Анаксагор также отделял силу от первоэлементов. На вопрос, как возник мир, он отвечал следующим образом: какой-то импульс вызвал вихрь в первоэлементах и вовлек их в движение. Источником же этого импульса является Ум (Нус). Одним словом, философ отбросил мысль о том, что начало мироздания может быть делом случая, ибо против этого свидетельствовали разумное устройство и гармония, существующие в природе. Значит, импульс могла дать не механическая, а лишь духовная сила. Но Анаксагор не разработал всесторонне учение об Уме, за что его впоследствии критиковал Сократ. В противовес взглядам Эмпедокла и Анаксагора, считавших, что первоэлементы природы различаются между собой прежде всего качественно, Левкипп и Демокрит выдвинули теорию количественного различия, положив в основу своей системы учение об атомах. О Левкиппе нам известно очень мало, хотя и утверждается, что он находился под большим влиянием Парменида и Зенона. Демокрит (460 - 370 до н.э.) предстает как гораздо более определенная фигура. В чем же суть его позиции? Демокритовская теория содержала в себе четыре принципиальных тезиса: 1) вся природа состоит из множества неделимых частиц, т.е. атомов; 2) атомы обладают только количественными характеристиками и не имеют качественных. Параметры, по которым они отличаются друг от друга, трояки - форма, порядок и положение. Именно эти исключительно геометрические свойства атомов объясняют все особенности сложных тел; 3) важнейшей характерной чертой атомов является движение. Оно также вечно, как и сами атомы, и не вызывается какими-то внешними факторами; 4) атомы пребывают и перемещаются в пустоте. Ведь если бы пустоты не существовало, то невозможно было бы обосновать движение (на чем как раз настаивали Парменид и Зенон). Называя атомы бытием, а пустоту небытием, Демокрит высказывает мысль о том, что «бытие существует не более, чем небытие». Это был важный пункт в атомистической теории, который в корне расходился с учением элеатов. Но так как атомисты признают два начала мироздания: небытие (пустоту, пространство) и бытие (атомы), то они являются дуалистами. А поскольку они трактуют само бытие как бесконечное множество атомов, разделенных пространством, то они плюралисты. Подводя итог первому периоду становления и развития античной философской мысли, можно сказать, что философия этого времени, несмотря на все свои достижения, была достаточно ограниченной и односторонней, ибо ее интересы оказались сосредоточенными исключительно на космологической проблематике и, прежде всего, на вопросах о первоначале мира и его устройстве. Поэтому мыслителей, придерживавшихся этого направления, стали называть натурфилософами, а их учения - натурфилософией. Но последняя не была единой: уже с самого начала высказываются диаметрально противоположные взгляды, отстаивающие, с одной стороны, идею всеобщей изменчивости мира (Гераклит), а с другой, - мысль о принципиальной неизменности и неподвижности бытия (Парменид). Ввиду чего дальнейшее развитие натурфилософии (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты) было связано с разрешением данной антиномии. И это предопределило, в свою очередь, переход от монистических концепций к плюралистическим учениям, делающим акцент то на качественной, то на количественной определенности первоэлементов мира. Софисты и Сократ В V в. до н.э. центр духовной жизни Древней Греции переместился из колоний на территорию метрополии. Афины стали столицей греческой культуры. Это было время расцвета эллинской цивилизации, искусств и наук, которое вошло в историю под названием «золотой век Перикла». В данный период возросла не только интенсивность духовной жизни, но изменилась ее направленность. Если до сих пор главным объектом интересов древнегреческих мыслителей была в основном природа (космос), то теперь им стал человек и его деятельность. В условиях афинской демократии оказалось востребованным искусство ведения спора, знакомство с политическими и правовыми знаниями. И роль наставников и учителей в этой области выполняли софисты, которые выразили в философии новое направление, перенеся фокус своего внимания с природы на человека. Среди софистов принято выделять «старших» и «младших». К первой группе относят Протагора, Горгия, Продика, Антифонта, а ко второй - Алкидама, Трасимаха, Калликла и Крития. Софисты впервые обращаются к человеческой субъективности, к человеку в его ограниченности. Они апеллируют уже не к космическому разуму, а к разуму человеческому. Поэтому неслучайно основной тезис первого софиста Протагора (481 - 411 до н.э.) гласил: «Человек есть мера всех вещей». Это высказывание следует понимать так, что вещи не обнаруживают себя перед людьми такими, какими они являются сами по себе, а предстают всегда перед ними той стороной, коя определяется обстоятельствами и конкретным способом их использования. Подобный взгляд на вещи приводит (говоря современным языком) к эпистемологическому перспективизму, согласно которому наше знание вещей всегда обусловлено ракурсом их рассмотрения. Из этого положения вытекает эпистемологический плюрализм, утверждающий разнообразие способов смотреть на вещи, а также гносеологический релятивизм, согласно которому наше знание является ситуативно относительным, ибо определяется нашей деятельностью и сложившимися обстоятельствами. До сих пор тезис о человеке как мере всех вещей истолковывался в качестве эпистемологического положения, в виде вопроса о том, как вещи предстают перед индивидами. Но его можно интерпретировать и в нормативном плане. Человек есть мера всех вещей, ибо ценность или значение, которыми обладают вещи, так или иначе относятся к людям. А это значит, что вещи сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими; они становятся таковыми лишь по отношению к отдельному индивиду или какой-то группе индивидов. В итоге Протагор приходит к взгляду на познание, который можно сформулировать в четырех пунктах: 1) мы познаем истину только при помощи чувств (сенсуализм); 2) всеобщей истины нет, поскольку она у каждого своя (релятивизм); 3) истина одного человека выше истины другого человека только потому, что имеет большую практическую ценность (практицизм); 4) в большинстве случаев общераспространенные истины являются результатом договора между людьми (конвенционализм). Но если о каждой вещи возможны диаметрально противоположные мнения, и одно является верным не более, чем другое, то, значит, «всё истинно». И поэтому мудрец тот, кто понимает это и извлекает для себя пользу. Поскольку все критерии носят относительный характер, то людей можно убеждать во всем, что угодно. Это ярко продемонстрировал другой софист Горгий (480 - ок. 380 до н.э.). Его философия является своего рода манифестом античного нигилизма, в основании которого лежат три тезиса: 1). Не существует бытия, т.е. существует ничто. В самом деле, если философы трактовали бытие таким образом, что их определения взаимно исключали друг друга, и если бытие - «ни единое, ни многое, ни сотворенное, ни несотворенное», то, стало быть, оно ничто. 2). Но если бы бытие и существовало, мы не могли бы его познать, поскольку между мышлением и бытием всегда имеется зазор или разлом. Так, например, бегущие по морю блики - всего лишь химеры, однако их можно мыслить. 3). И даже если принять, что бытие мыслимо, то надо признать, что оно невыразимо, ибо слово не может передать подлинным образом то, что отлично от него. Однако коль скоро слово не связано с бытием, то высказанное «все ложно» (позиция, диаметрально противоположная тезису Протагора). В практической области из этого следовал вывод, что обязанности зависят от ситуации; поэтому один и тот же поступок может быть оценен то как хороший, то как плохой в зависимости от того, к чему его относят. «Младшие» софисты занимались в основном проблемами социального характера. Трасимах прямо утверждал, что «истина - это выгода более сильного». Калликл делал вывод, что «по природе всегда прав сильный, доминирующий над слабым», хотя это и является несправедливым. О Критии говорили, что он «учился у философов и считался невеждой среди философов и философом среди невежд». Именно такими софисты предстанут в диалогах Платона. Итог деятельности софистов был противоречивым. С одной стороны, они пробудили интерес к внутренней жизни человека, показали необходимость критически рефлексивного отношения к явлениям общественной жизни. Своим скептицизмом софисты ставили под сомнение устоявшиеся предрассудки. Утверждая, что гражданин любого города такой же, как гражданин другого, а представитель одного класса равен представителю другого, они подрывали авторитет аристократической касты и вообще мнение о превосходстве греков над остальными народами. Софистами была разработана моральная проблематика, заложены основы логики и риторики. Все это позволяет говорить о них как о первых просветителях древности. Однако, с другой стороны, они в значительной мере поколебали сами основы жизни древних греков, релятивизировав и сделав субъективными нормы и ценности, которыми они руководствовались и которые прежде считались абсолютными и незыблемыми. Опасность растворения человека в чистой субъективности увидел Сократ (469 - 399 до н.э.), который, вопреки релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности. Интересна и поучительна жизнь философа, о коей можно узнать из воспоминаний его учеников Ксенофонта и Платона. Известно, что отец Сократа по профессии был каменотесом, а мать - повивальной бабкой. Как гражданин Афин, во время войны со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг и был участником трех сражений. Однако философ не стремился к активной политической деятельности. Он был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях; зато все время проводил в спорах и диспутах, бродя по афинским улицам и площадям. У него было много учеников, но в отличие от софистов Сократ не брал плату за обучение. Философ был убежден, что избран богом и приставлен им к народу Афин, как овод к коню, дабы не давать своим согражданам впасть в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о самих себе, т.е. о собственной душе. Вступая в споры со многими именитыми людьми и высмеивая их невежество, Сократ, естественно, вызывал у них раздражение и неприязнь. Поэтому на него был сделан донос, где он обвинялся в развращении молодежи, в ниспровержении традиционных богов и измышлении новых. Вызванный в суд, философ произнес свою защитительную речь, в конце которой вместо того, чтобы признать себя виновным, предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами. Это окончательно настроило против него присяжных, которые осудили его на казнь большинством голосов. Но Сократа не могли казнить сразу, потому что накануне суда из Афин ушел в Дельфы корабль с дарами для храма Аполлона. Поэтому он провел в тюрьме тридцать дней, прежде чем корабль вернулся. Друзья, желая спасти его, подкупили стражу; но философ отказался бежать, считая, что как добропорядочный гражданин он должен повиноваться установленным законам. Последний день своей жизни Сократ проводит в беседе со своими учениками, размышляя о бессмертии души. Он мужественно принял смерть, выпив чашу с ядом. Однако, как часто бывает, вскоре после этого философ был оправдан, а клеветники понесли заслуженную кару. Что касается взглядов Сократа, то он, подобно софистам, занимался только человеком, пытаясь открыть его сущность. Философ работал в основном в двух областях - в этике и логике, знание которой он считал необходимым для занятия этикой. Его этическое учение можно сформулировать в трех тезисах: 1) добродетель есть абсолютное благо; 2) добродетель связана с пользой и счастьем; 3) добродетель - это знание. В качестве учителя Сократ не обещал, как это делали софисты, что преподнесет истину в готовом виде. Он искал ее вместе со своими собеседниками. Поэтому его теория познания была теорией поиска знания, или эвристикой. Сократовский метод находит свое яркое проявление в диалоге Платона «Гиппий Больший», где ведется спор о сущности прекрасного. Указанный диалог наглядно показывает, из каких элементов состоит метод первого афинского философа. - Во-первых, это - ирония, смысл которой заключается в том, чтобы показать противоречивость обыденных представлений о сущности вещей. - Во-вторых, это - майевтика (повивальное искусство - профессия матери философа). Подобно тому, как она помогала появляться на свет детям, Сократ путем наводящих вопросов помогал рождаться истине в голове собеседника. - В-третьих, это - индукция, т.е. восхождение от частного к общему. Так, заставив перечислить ряд объектов, которые можно считать прекрасными, Сократ делает обобщение: по его мнению, и девушка, и кобылица, и печной горшок становятся прекрасными в силу того, что к ним присоединяется идея прекрасного. Но нахождение этой идеи (т.е. всеобщего определения) является очень сложным делом. Подтверждением тому служит заключение диалога, где философ говорит: «Я не знаю о прекрасном даже того, что оно собой представляет. Прекрасное - трудно». При сопоставлении учения Сократа с взглядами софистов, ясно, что антропологическая и в определенном смысле прагматическая установка была для них общей: они говорили о делах человеческих, о знании и стремились извлечь из него пользу. Однако сама польза понималась ими по-разному: софисты трактовали ее как сугубо утилитарную и преходящую; Сократ же - как высоко духовную и постоянную. Более глубокое различие состояло в том, что софисты понимали истину как относительную и условную, а Сократ искал абсолютную истину, на основе которой должно осуществляться моральное совершенствование людей. Таким образом, софисты были, по сути дела, утилитаристами, тогда как Сократ - моралистом. Отдельные стороны учения Сократа были развиты его учениками и последователями в так называемых сократических школах. Глава Кинической школы Антисфен (444 - 368 до н.э.) радикализировал до крайности принцип автаркии сократовской этики, требуя от человека подавления всякого импульса к наслаждению, отказа от комфорта и роскоши, а также решительного разрыва с общепринятым образом жизни. И все же не сам Антисфен, но его ученик Диоген из Синопа (404 - 323 до н.э.) дал своей жизнью образец кинического мудреца. Аскетизму киников противостоял гедонизм киренаиков, или представителей Киренской школы, которые усматривали счастье в наслаждении. Главное для них - утвердить себя в мире, наслаждаясь жизнью всеми доступными способами. Поэтому глава школы Аристипп (435 - 350 до н.э.) считал удовольствие единственным благом, независимо от источника его получения. Но поскольку в этом мире невозможно достичь всей полноты наслаждений, то лучше покончить счеты с жизнью, что и проповедовал Гегесий. Представители Мегарской школы (Евклид, Евбулид), следуя за Парменидом, полагали, что истинным является только общее. Поэтому для них все сливается в одно; и это высшее Единое вечно, неподвижно и самодостаточно. Доказательству данного тезиса служат софизмы Евбулида «Куча», «Лжец», «Лысый», «Рогатый». Софисты, Сократ и сократики завершают этап становления античной философии. Антропологическое направление, разработанное ими, в дальнейшем привело к созданию великих синтезирующих учений, каковыми являются концепции Платона и Аристотеля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.011 с.) |