Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философия ХХ столетия

Поиск

Массовое разочарование в народничестве поставило перед революционным движением задачу поиска социальных идеалов и новых форм борьбы с самодержавием. В этой обстановке в начале ХХ в. усилилось влияние марксизма, который на первых порах увлек людей самых различных социальных слоев - от промышленных пролетариев до университетских профессоров. Всем казалось, что найдена окончательная истина и социализм из народнической утопии превратился в научную теорию.

Зарождение русского марксизма относится еще к 80-м годам XIX века, когда в Женеве несколько бывших народников создали группу «Освобождение труда». Возглавил ее Г.В.Плеханов (1856 - 1918), который прежде был народовольцем, но разочарованный в «революционной метафизике» народничества, обратил свой взор к учению Маркса и Энгельса. Однако философию марксизма он осваивает через призму субъективной социологии.

Разделяя марксовский тезис об определяющей роли экономического фактора в развитии общества, Плеханов, тем не менее, ставит материальное производство в зависимость от состояния географической среды и венчает структуру общественных отношений идеологией, которая обусловлена уже не экономикой, как того требовала теория Маркса, а состоянием психики. Несколько упрощенно первый русский марксист понимал и диалектический метод, сводя его исключительно к схеме «скачкообразного» революционного развития.

В дальнейшем именно этот пункт станет причиной теоретических разногласий в рядах российской социал-демократии. Многие социал-демократы причисляли диалектику к «устаревшим частям» марксизма, трактуя ее как «идеалистический пережиток», который никак не совместим с «научным характером общественного учения Маркса». Своего предельного накала споры о диалектике достигли в трудах А.А.Богданова и В.И.Ленина, выразивших противоположные подходы к философскому обоснованию марксизма.

А.А.Богданов (1873 - 1928), сильно тяготевший к позитивизму, уже в ранний период своего творчества пытался представить марксистскую философию в «более широкой и яркоцветной редакции», чем «сухая и отжившая плехановская ортодоксия». И главной помехой на этом пути он считал диалектику, которая, по его мнению, не достигла «полной ясности и законченности» ни у Гегеля, ни у Маркса и в силу этого не могла быть применена в сфере мировоззрения и научного познания. Вместо диалектического метода Богданов предлагал обратиться к «критической философии» Э.Маха, полагая, что она органично сочетается с учением Маркса. Пытаясь «гармонически» соединить махизм и марксизм, он приходит к созданию философии эмпириомонизма, противостоявшей во многих пунктах диалектическому материализму.

Таким образом, позиции Плеханова и Богданова резко разошлись, и это вызвало брожение в рядах российских марксистов. Однако данная ситуация не устраивала В.И.Ленина (1870 - 1924), который решение проблемы видел не в ортодоксальном принятии учения Маркса и Энгельса (Плеханов), но и не в сближении с махизмом, или эмпириокритицизмом (Богданов).

Учитывая полемику в социалистическом движении вокруг гегелевского метода, вождь большевиков писал, что «Логику Гегеля нельзя принимать в данном виде, нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от Ideenmystik», т.е. мистики идей. Иначе говоря, Гегеля надо читать материалистически, т.е. выкидывая «большей частью боженьку, абсолют, чистую идею».

Ленин также не мог пройти мимо того факта, что марксистская философия оказалась в противоречии с новейшими открытиями в естествознании, особенно в физике. Как известно, Энгельс придерживался традиционной трактовки сущности материи, т.е. сводил ее к телесности, к веществу. Однако в конце XIX века наука пришла к выводу, что реальное бытие не сводится к одной только телесности (вещественности), а имеет еще энергийное состояние. Это побудило многих ученых не только отвергнуть материализм (ибо «материя исчезла»), но и стать на позиции субъективного идеализма («материя есть плод чистой мысли»).

В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин опровергает тезис об «исчезновении материи» как очередной миф идеалистической философии. По его мнению, исчезает вовсе не материя, а существовавший до сих пор предел наших знаний о материи, т.е. оказываются относительными такие ее свойства, которые раньше казались абсолютными и неизменными. Вместе с тем материя всегда сохраняется как некая постоянная константа, которая не может быть опровергнута никакими научными открытиями. Эта константа не онтологического, а гносеологического характера, ибо «единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, - это свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

На какой-то период марксизм овладел умами многих российских интеллигентов, но после поражения первой русской революции 1905 - 1907 годов происходит откат назад, или эволюция «от марксизма к идеализму», а затем и к «новому религиозному сознанию».

Начался период так называемого «русского религиозного ренессанса», который по своему духовному напряжению, по страстности исканий, по богатству принесенных им плодов является беспрецедентным в истории отечественной культуры.

Русская религиозно-философская мысль этого времени не была изолирована от общего потока культурной жизни; напротив, она оказалась с ним тесно связанной, и особенно с тем периодом в развитии поэзии, который позднее был назван «Серебряным веком». Русский символизм, яркими представителями которого были А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов, явился, вместе с творчеством В.С.Соловьева, одним из источников «религиозного возрождения». Другим его источником, как ни парадоксально, были учения Маркса и Ницше (двух Антихристов XIX в.), через увлечение которыми прошли многие крупные фигуры русского религиозного ренессанса. Таким образом, его зачатие было в определенной степени «греховным». Это предопределило некоторые темные и даже отрицательные стороны данного движения - духовные метания, эстетское любование контрастами добра и зла, культ эротизма и т.д. В целом же оно проходило под знаком религиозно-культурных ценностей.

Наиболее видными его представителями от литературы были Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, А.Белый. Религиозный интерес их коснулся, будучи преломленным через призму эстетики. К профессиональным философам принадлежали Н.О.Лосский, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и многие другие.

В книгах и статьях В.В.Розанова (1856 - 1919) уделяется большое внимание критике исторического христианства, которое, по его мнению, есть печальная религия смерти, проповедующая пост и аскетизм. Поэтому ее конечным результатом является самопожертвование. Розанов же хочет светлой религии, языческой чувственной радости. По этой причине Ветхий Завет привлекает его больше, чем Новый, так как он импонирует ему своей заботой о человеке и любовью к семейной жизни. Именно языческий культ плоти, считает писатель, является источником всякого вдохновения. Неслучайно вся розановская антропология сосредоточена на тайне пола. Понимая пол как ту сферу человека, где он таинственно связан со всей природой, Розанов утверждает, что все остальное в нем становится выражением и развитием этой тайны. Пол для него свят, ибо является источником жизни и антисмерти. Но обожествление пола превращает религию в «сексуальный пантеизм».

Если Розанов критиковал историческое христианство во имя Ветхого Завета, то Д.С.Мережковский (1865 - 1941) исходил из противопоставления христианства и античности, уделяя также большое место идее пола. Половое разделение людей, с его точки зрения, является распадом личности, ее раздвоением. Но полное разделение невозможно, поскольку в каждом мужчине есть тайная женщина, а в каждой женщине - тайный мужчина (теория пола О.Вайнингера). Поэтому идеалом личности для Мережковского является андрогин, однако не в телесном смысле гермафродита, а в духовном. В его учении речь идет о божественном гермафродитизме как единении духовного мужского и женского начала. Стало быть, идеальная личность должна гармонично сочетать в себе мужские и женские добродетели. Но этот идеал полностью осуществим лишь в царстве божьем, где преображенные тела не имеют половых органов и сексуальных функций, а значит, являются сверхсексуальными.

С проблемой пола Мережковский тесно связывает проблему плоти. Он высоко ценит язычество за то, что оно понимало значение тела и окружало его религиозным поклонением. Поэтому его идеал - не бесплотная святость, а святая плоть, царство божье, в котором осуществляется мистическое единение тела и духа.

Среди философов-профессионалов наиболее крупной величиной был несомненно Н.А.Бердяев (1874 - 1948). Если говорить по большому счету, то ум этого мыслителя был поглощен экзистенциальным интересом к человеку. Однако его волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода творчества. В этой связи Бердяев заявляет, что «цель человека - не спасение, а творчество», которое не нуждается в моральном оправдании. Значит, «творческий акт есть самоценность, не знающая над собой внешнего суда». Поэтому культ святости, свойственный христианству, должен быть дополнен культом гениальности и творческой силы. Здесь чувствуется явный отход от ортодоксального христианского учения. Философ прямо говорит, что христианство как религия искупления не раскрыло сути творчества. В связи с этим христианской морали смирения он противопоставляет «этику творчества». Это ведет к тому, что в философии Бердяева доминирующим становится эстетический и даже анархический элемент, ибо во имя творчества мыслитель забывает о Боге как носителе абсолютных ценностей. В итоге личность у него оказывается не подчиненной никакому универсальному закону. В этом чувствуется отзвук идей Ницше, и в частности его учения о сверхчеловеке. Но если у немецкого философа сверхчеловек призван занять место Бога, то у Бердяева он обязан стать продолжателем божественного творения, т.е. «сотрудником Бога».

Философия «русского духовного ренессанса» не завершила своего развития, будучи безжалостно прерванной революцией 1917 года и гражданской войной. В 1922 г. по указу Ленина многие видные русские интеллигенты, не разделявшие идей большевизма, были высланы из страны. В их числе оказались Ильин, Лосский, Бердяев, Франк и др. Они продолжили свою творческую деятельность в изгнании, внеся значительный вклад в развитие русской философии XX века.

К первой половине минувшего столетия относится такое значимое течение философской мысли, как русский космизм. Попытки применить теорию эволюции к космосу имели место и на Западе, но как самостоятельное направление космизм получил развитие именно в России. Одна из центральных его идей - космическое предназначение человечества, задача которого состоит в выходе в космос, освоении его и решении при этом еще тех или иных задач. Наиболее крупными фигурами среди мыслителей этого направления были

К.Э.Циолковский (1857 - 1935), В.И.Вернадский (1863 - 1945) и

А.Л.Чижевский (1897 - 1964).

Циолковский выдвигает концепцию «космических эр», описывающую эволюционные перспективы человечества. Их последовательность соответствует росту преобразующих возможностей разума как фактора космической эволюции. Согласно Вернадскому, биосфера - это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам, в результате чего образуется ноосфера (сфера разума), дающая возможность человеку «целиком переработать», т.е. преобразовать и одухотворить окружающую его природу. Чижевский сделал вывод о том, что развитие органического мира на Земле не замкнутый в самом себе процесс, а результат комплексного воздействия земных и космических агентов.

 

IX. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Под современной философией подразумеваются, как правило, философские концепции и направления, сформировавшиеся в ХХ веке. В этот период традиционное деление философии на материализм и идеализм отходит на второй план, и его сменяет плюрализм философских позиций и школ. Однако, если исходить из того, как ставится и решается в ХХ столетии проблема рациональности в самом широком смысле слова, то можно выделить два направления - сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм основан на убеждении, что особенности познавательной деятельности, присущие естествознанию, являются эталоном для любой формы знания, в том числе и для философии. В социальной практике он проявляет себя как стремление организовать жизнь общества на научной основе, утверждает веру в могущество научно-технического прогресса, стремится с помощью науки разрешить все проблемы, встающие перед человечеством. Антисциентизм, напротив, указывает на ограниченность сферы влияния научного знания, отрицает возможность понять посредством научно-ориентированного разума феномены человеческой свободы, творчества, индивидуальности и т.д. Он выступает против непомерного превознесения научно-технического прогресса, против технизации образа жизни людей, призывает вернуться к ценностям традиционной культуры, как правило, не приемлет универсализацию и глобализацию социальных связей. К сторонникам сциентизма относят неопозитивистов, а также авторов концепций индустриального и постиндустриального общества. Антисциентистская тенденция находит свое воплощение в идеях экзистенциализма, персонализма, философии Франкфуртской школы и в других концепциях, которые ратуют за приоритет гуманитарных ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.011 с.)