Тема 3. Социальная система и ее элементы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Социальная система и ее элементы



Социальная система и система культуры как два взаимообусловленных феномена жизни общества, как ее содержание и форма. Социальная система как целостное образование. Элементы социальной системы, уровни социальных систем. Социальная связь как любое проявление зависимостей индивидов, групп, как любой факт, отражающий совместную жизнедеятельность людей. Классификация социальных связей. Социальная связь как одно из оснований самоидентификации личности. Понятие социального взаимодействия. Устойчивый и деятельностный характер взаимодействий. Основные виды взаимодействий. Необходимость кооперации, координации и субординации для поддержания целостности социальной системы. Конфликт и конкуренция как особые виды взаимодействий. Категория «социальное отношение» и ее место в анализе процессов общественной жизни. Содержание основных социальных отношений в обществе.

 

Тема 4. Социальная структура

Понятие социальной структуры в широком и узком смыслах слова. Социальная структура как устойчивая связь элементов в социальной системе. Социальная структура как строение общества в целом. Социальная структура как многомерная система. Основные элементы социальной структуры общества.

Марксистская концепция структурирования общества. Классовый подход как основа выделения структурных единиц общества. Понятие класса. Отношения собственности как основа, критерий выделения классов. Классы основные и неосновные. Понятие социальной прослойки. Теория стратификации. Вебер, Парсонс, Дэвид, Мур о новых основаниях структурирования социальных систем. Основные критерии выделения страт в обществе. Примеры стратификации обществ на различных стадиях их развития. Барбер о структуре современного американского общества. Заславская, Дмитриев, другие современные российские социологи о стратификации российского общества. Проблемы выделения среднего класса в современной России.

Понятие «социальная группа» как одно из основных в социологии. Социальные объекты, близкие группам. Агрегаты и квазигруппы как социальные объекты. Проблемы социологического изучения толпы, аудитории, социальных кругов и социальных категорий. Типологизация социальных групп, основные их характеристики и параметры. Большие и малые группы. Группы референтные и нереферентные. Аут- и ингруппы. Различие групп по степени организованности. Группы социальные и асоциальные. Проблемы социологического анализа криминальных групп.

Этнические социальные группы и их значение в понимании развития и функционирования общества. Естественно-биологическая и социокультурная концепции формирования этнических социальных общностей. Гумилев о проблемах этногенеза. Общее и специфическое между социальными группами и этническими общностями. Исторические типы этнических социальных общностей.

 

Тема 5. Социальные организации и социальные институты

Понятие социальной организации. Многозначность содержания этого понятия. Организация как вид деятельности, искусственно созданный социальный объект и свойство социального объекта иметь упорядоченную структуру. Эффект синергии в различных общностях и социальная организация как средство увеличения синергии. Различные социологические подходы к понятию организация. Барнард об организации как системы кооперации индивидов. Саймон и Марч о наличии центральной координирующей системы как главном факторе организации. Блау и Скотт об организации как строго структурированном объекте. Организация – как целевая система с точки зрения Этциони. Основные элементы социальных организаций и их взаимодействие. Структура, внешнее окружение, социальная технология, наличие персонала с определенной квалификацией как условия деятельности организации. Различные виды социальных организаций. Вебер и Парсонс о бюрократическом типе социальных организаций. Достоинства и недостатки бюрократии как воплощения целерационального действия.

Организационные цели и их виды, взаимообусловленность организационных целей. Цели задания, цели ориентиры и цели системы. Проблема управления социальными организациями и их саморегуляция. Социальные технологии как условие успешного функционирования социальных организаций. Различные стратегии отношений социальных организаций с внешним окружением.

Понятие социального института. Потребности и возможности их реализации, удовлетворения, как главное условие функционирования социальных институтов. Этапы институционализации взаимодействий. Появление социальной потребности, стихийных норм взаимодействия, их отработка и закрепление, появление фиксированных статусов и санкций за нарушение норм. Социология о «вечных» социальных институтах. Явные и латентные функции социальных институтов, их основные признаки.

Семья как один из важнейших социальных институтов. Эволюция брака и семьи в истории общества. Различная классификация семей. Кризис семьи в современном обществе. Проблемы семьи и первичной семейной социализации в современной России.

 

Тема 6. Социология культуры

Социологическое рассмотрение культуры как целостного феномена, обеспечивающего воспроизводство и функционирование социальной жизни. Культура как исторически сложившаяся система, обеспечивающая социальное наследование основных форм жизнедеятельности людей. Основные элементы системы культуры. Культура духовная и материальная, их влияние друг на друга. Нормативный характер культуры. Виды социальных норм, проблемы выявления и отграничения норм. Ценности как основа культуры. Виды и уровни ценностей. Знаково-символические элементы культуры. Язык как средство аккумуляции, передачи социального опыта и информации. Основные социальные функции культуры.

Культура доминирующая и субкультура, понятие контркультуры. Проявления контркультуры в современном обществе. Культурный этноцентризм как обособление инкультуры от других источников и условий социального наследия. Культурный релятивизм как форма растворения своеобразного этнического культурного наследия, стихийного восприятия ценностей, норм, форм взаимодействия, принятых в иной культурной среде. Взаимообусловленность двух этих подходов к реализации культуры в жизни общества. Общество как целостная макросоциокультурная система.

 

Тема 7. Социология личности

Отграничение и определение понятий «человек», «индивид», "индивидуальность", «личность». Специфика социологического понимания личности. Интра- и интериндивидуальный подходы в изучении личности. Первичные факторы формирования личности и внутриличностных структур. Роль биологической наследственности, среды обитания в появлении личностных качеств человека.

Личность как продукт социализации. Понятие «социализация» с социологической точки зрения. Групповой опыт, индивидуальный опыт, включенность в культуру и определенные этнические сообщества как условия появления зрелой личности. Социально-психологическая концепция «зеркального Я» и ее место в социологическом понимании появления уникального, наделенного специфическими социальными свойствами индивида. Основные этапы социализации. Подходы к решению этой проблемы в советской и зарубежной социологии. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая социализация как уровни формирования личности с точки зрения советской социологии. Первичная и вторичная социализация. Особенности ресоциализации и условия, при которых этот процесс наиболее важен. Проблемы социализации подрастающего поколения в современной России.

Основные социологические теории личности. Марксистская концепция личности. Личность как ансамбль общественных отношений. Общество как решающий фактор появления развитой личности. Личность как продукт длительного исторического развития, предметно-чувственной деятельности. Усложнение и разделение труда как факторы усложнения личностных структур. Ролевая теория личности. Понятие социального статуса, виды статусов. Статус предписанный и достигаемый. Социальная роль как поведенческая модель, как поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенное положение в обществе. Ролевое поведение как реальное действие личности. Возможность конфликта между социальной ролью и ролевым поведением. Способы преодоления ролевого напряжения. Понятие комплексов генеральных ролей личности. Общегражданский, профессиональный и семейный комплексы ролей. Ролевое обучение, его виды и содержание.

Типология личности, основы выделения типов личности. Маргинальная, конформистская и модальная личности. Проблемы изучения личности в современной России. Социализирующие возможности современного российского социума. Маргинальность и люмпенизация российского общества.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.97.64 (0.004 с.)