Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Диалектика – философское учение о развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие диалектики, ее основные идеи. Исторические формы диалектики. Альтернативы диалектики. 2. Принципы диалектики. Диалектика как метод познания. 3. Категории диалектики (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность, часть и целое, форма и содержание, элемент и структура, единичное и общее, явление и сущность). 4. Понятие закона и закономерности, их классификация. Универсальные законы развития: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и взаимоисключения (борьбы) противоположностей, закон отрицания отрицания. 5. Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Самоорганизация. Синергетика и современная научная картина мира. Темы докладов и рефератов 1. Понятие развития, его соотношение с понятиями движения и изменения. 2. Диалектика и метафизика как альтернативные теории мира и его познания. 3. Формы диалектики в истории философии. 4. Диалектика природы. 5. Диалектика социального бытия. 6. Современные альтернативы диалектики. 7. Проблема классификации категорий диалектики. 8. Детерминизм и индетерминизм в истории философии. 9. Проблема направленности развития в истории философии. 10. Диалектическая культура мышления. 11. Феномен самоорганизации в природе и обществе. 12. Классическая диалектика и синергетика: проблема взаимосвязи. 13. Современные концепции теории катастроф и диалектика. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое диалектика? Как изменялось содержание этого понятия в истории философии? 2. Назовите основные исторические формы диалектики? В чем специфика каждой из них? 3. Что общего и в чем различие между объективной и субъективной диалектикой? 4. Каковы основные аргументы противников диалектики? Насколько они состоятельны? 5. Что такое категория? В чем состоит отличие философских категорий от специально-научных понятий? 6. Что входит в содержание диалектики как теории? 7. В чем состоит диалектический метод познания? 8. Что такое закон? В чем состоит отличие философских законов от специально-научных? 9. К каким последствиям на практике может привести преувеличение роли в общественной жизни единичного или общего? 10. Почему между содержанием и формой в процессе развития возникают противоречия? 11. Почему нельзя отождествлять необходимость с причинностью, а случайность – с беспричинностью? 12. Противоречит ли принцип причинности учению о свободе воли? 13. На какие мировоззренческие вопросы дают ответ основные законы диалектики? 14. Какие этапы в своем развитии проходит диалектическое противоречие? 15. Как соотносятся друг с другом теория диалектики и синергетика? Литература для дополнительного чтения (чуть дополнить) 1. Аршинов, В.И. Синергетика конвергирует со сложностью / В.И. Аршинов // Вопросы философии. – 2011. – № 4. – С.74-83. 2. Баранов, В.Е. Диалектика как высшая форма рациональности / В.Е. Баранов // Философия и общество. – 2006. – № 2. – С. 68-93. 3. Бузгалин, А.В. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций / А.В. Бузгалин // Вопросы философии. – 2009. – №5. – С. 20-35. 4. Губарев, В.В. Наука ли синергетика? / В.В. Губарев // Вопросы философии. – 2009. –№10. – С. 159-165. 5. Зеленов, Л.А. Диалектический метод / Л.А. Зеленов // Философия и общество. – 2007. – №1. – С. 5-13. 6. Князева, Е.Н. Как возможно мышление о сложном и управление сложностью? / Е.Н. Князева // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 81-83. 7. Коршунов, А.М. Онтология устойчивого развития: диалектика и синергетика / А.М. Коршунов, В.В. Мантатов // Вестник Московского университета, Сер.7: Философия. – 2010. – № 6 – С. 54-65. 8. Кузнецов, К.А. Философский метод Гегеля / К.А. Кузнецов // Философские науки. – 2011. – №11. – С. 31-37. 9. Науменко, Л.К. Эвристический потенциал диалектической теории мышления / Л.К. Науменко // Вопросы философии. – 2009. –№6. – С. 60-71. 10. Метлов, В.И. Диалектика и современное научное познание / В.И. Метлов // Философия и общество. – 2005. – № 4. – С. 30-55. 11. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2006. – № 9. – С.3-33. 12. Соколов, А.С. Проблема причинности и закономерности в социальной онтологии К. Маркса / А.С. Соколов // Философия и общество. – 2007. – № 1. – С. 69-81. 13. Штеренберг, М.И. Синергетика: Наука? Философия? Псевдорелигия? / М.И. Штеренберг. – М.: Академия, 2007. – 176 с. Основные понятия темы Стихийная диалектика, идеалистическая и материалистическая диалектика, метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, негативная диалектика, категория, детерминизм, системность, закон, закономерность, эволюция, противоречие, диалектическое отрицание, самоорганизация, синергетика.
Тема 9. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ 1. Понятие природы. Образы природы в истории философской мысли. Природа живая и неживая. Биосфера. 2. Преобразование природы — способ человеческого существования в мире. История взаимодействия человечества и природы: основные этапы. 3. Специфика философского подхода к изучению общества. Проблема создания концептуально-теоретической модели общества в истории социально-философской мысли. 4. Общество как системное, саморазвивающееся образование. Строение общества, его основные сферы и социальные институты. Темы докладов и рефератов 1. Природная среда и ее роль в истории человечества. 2. Образы природы в мифах, религиях и искусстве. 3. Жизнь как земной и космический феномен (по работам В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и Л.Н. Гумилева). 4. Рост народонаселения и его последствия. 5. Экологические проблемы современного мира: научные, философские, нравственные аспекты. 6. Экологическое сознание: сущность, проблемы формирования. 7. Особенности социального познания. 8. Теоретическая модель общества и реальность: проблема соотношения. 9. К.Маркс и историко-материалистическая модель социальной реальности. 10. Идеалистические модели объяснения общественной жизни 11. Натуралистические модели социальной реальности.. 12. Феноменологические модели объяснения общественной жизни. 13. Основные концепции технологического детерминизма. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные формы восприятия природы в истории философской мысли. 2. Каково взаимоотношение понятий «природа», «естественная среда обитания», «искусственная среда обитания», «географическая среда», «биосфера»? 3. Общество и природа взаимодействуют друг с другом. В чем, по Вашему мнению, проявляется: а) воздействие природы на общество, б) воздействие общества на природу? Одинаковы ли эти воздействия в разные исторические эпохи? 4. Назовите основные исторические этапы взаимодействия природы и общества. Охарактеризуйте их особенности. 5. В чем состоит сущность современной экологической ситуации? 6. Какие экологические проблемы приобрели глобальный характер? 7. Какие меры предпринимает мировое сообщество для решения глобальных экологических проблем? 8. Конечна ли жизнь на Земле? 9. В чем состоит специфика философского подхода к изучению общества? 10. Назовите и дайте краткую характеристику основным концептуально-теоретическим моделям, используемым в социальной философии для объяснения общества. 11. Наличие каких признаков (характеристик) общества позволяет рассматривать его как системное образование? 12. Можно ли рассматривать человеческую деятельность субстанцией общественной жизни? 13. Что побуждает людей к деятельности и определяет их цели? 14. Что представляют собой общественные отношения, какова их роль в жизни людей? 15. Дайте характеристику основных форм социальной предметности, в которых объективируются деятельность и общественные отношения. 16. Что представляют собой социальные институты? Какую роль они играют в общественной жизни? 17. Назовите основные сферы (подсистемы) общества и охарактеризуйте их функциональное предназначение для существования и развития общества как целостного системного образования. Литература для дополнительного чтения 1. Андреев, И.Л. Пресная вода как глобальная социальная проблема / И.Л. Андреев // Вопросы философии. – 2010. – №12. – С. 55-67. 2. Бузгалин, А.В. Социальная философия XXI в.: ренессанс марксизма / А.В, Бузгалин // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 36-47. 3. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. – М.: Академ. Проект, 2010. – 352 с. (С. 14-146). 4. Гусейнов, О.М. Природа, интересы и потребности человека / О.М. Гусейнов, Ж.О. Гусейнова // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – №1. – С. 311-322. 5. Жолков, С.Ю. О законах социума и истории / С.Ю. Жолков // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2010. – № 3. – С.73-80. 6. Ивин, А.А. Основы социальной философии: учебное пособие для вузов / А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 440 с. (С.5-58). 7. Келле, В. Социальная философия: актуальные проблемы / В. Келле // Философия и общество. – 2006. – №1. – С.5-18. 8. Кемеров, В.Е. Социальная философия: учебник для вузов / В.Е. Кемеров. – М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 381 с. (С. Х-У). 9. Красилов, В.А. На пути к системной теории эволюции // Экология и жизнь. – 2004. – № 5. – С. 5-15. 10. Крылова, И.А. Демографический кризис в современной России и его возможные негативные социальные последствия // Философия и общество. – № 3. – 2008. – С. 138-159. 11. Крячко, Т.А. Философские основания формирования экологического сознания в современном российском обществе / Т.А. Крячко // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 363-368. 12. Маленков, А. Восхождение к ноосфере / А. Маленков, В. Провотворов // Наука и религия. – 2005. – № 1. – С. 2-7. 13. Марков, Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы: учебное пособие для вузов / Ю.Г. Марков. – Новосибирск: Сибир. университ. изд-во, 2004. – 543 с. 14. Олейников, Ю.В. Экологические ограничения бытия общества / Ю.В. Олейников // Философия и общество. – № 3. – 2008. – С. 90-108. 15. Тихонова, Н.Е. Социальная структура современной России / Н.Е. Тихонова // Свободная мысль. – 2007. – № 11. – С. 43-62. 16. Трубецкой, К.Н. Экологические проблемы и методология их решения при развитии технократического общества / К.Н. Трубецкой, Ю.П. Галченко // Экология. – 2011. – № 2. – С.83-91. 17. Хруцкий, К.С. Человек и биосфера – проблемы эволюционного единства / К.С. Хруцкий // Вопросы философии. – 2007. – №10. – С. 166-170. Основные понятия темы Природа, биосфера, географическая среда, техносфера, ноосфера, демография, экология, глобальные экологические проблемы, социальная философия, социология, общество, идеалистическое, натуралистическое и материалисти-ческое понимание общественной жизни, сфера (подсистема) общества, социальный институт, социальный детерминизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.007 с.) |