ТОП 10:

Тема 12. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА



1. Духовная сфера жизни общества, ее основные характеристики. Понятие духовного производства. Общественное сознание и его структура.

2. Культура и цивилизация. Ценности как ядро культуры. Исторические типы культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.

3. Мораль как регулятор социального поведения людей. Особенности нравственного сознания и поведения. Иерархия нравственных ценностей. Этическая теория и ее направления.

4. Искусство и эстетическое освоение действительности. Прекрасное, возвышенное и трагическое как основные эстетические ценности.

5. Феномен религии. Особенности религиозного сознания. Исторические формы религии. Религия в современном мире.

Темы докладов и рефератов

1. Духовность как основа человека.

2. Духовный кризис современности.

3. Цивилизация как социокультурное образование.

4. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

5. Общественная психология.

6. Идеология: сущность, место и роль в жизни современного общества.

7. Культурные символы в жизни человека и общества.

8. Культура в условиях глобализации.

9. Ценность как способ освоения мира человеком.

10. Общечеловеческие ценности.

11. Природа этического.

12. Этика как философская дисциплина.

13. Мораль и право: проблема соотношения.

14. Мораль светская и мораль религиозная.

15. Историческая эволюция эстетического идеала.

16. Философская эстетика и ее основные направления.

17. Религиозные ценности и свобода совести.

Контрольные вопросы и задания

1. Можно ли отождествлять понятия «духовная жизнь общества» и «общественное сознание»? Аргументируйте свой ответ.

2. Что такое «бездуховность»?

3. Каковы отличительные особенности обыденного и теоретического уровней общественного сознания?

4. В чем состоит различие специализированного и массового сознания?

5. Какую роль в жизни общества играют общественная психология и идеология?

6. В чем состоит специфика философского подхода к культуре? Назовите и дайте характеристику основных социальных функций культуры.

7. Какова природа ценностей? Какую роль они играют в жизни человека и общества?

8. Проведите сравнительный анализ понятий: ценность, идеал, оценка, ценностная ориентация, норма.

9. Чем отличается нравственное регулирование общественных отношений от правового? Охарактеризуйте основные функции морали?

10. Существуют ли общечеловеческие ценности?

11. Что есть совесть?

12. В чем состоит тайна красоты?

13. Объясните понятие «искусство». Назовите социально значимые функции искусства.

14. Какое место занимает религия в духовной жизни? Дайте характеристику ее основных функций.

15. Почему религия сохраняется в современном обществе?

Литература для дополнительного чтения

1. Бычков, В.В. Искусство в техногенной цивилизации в зеркале эстетики / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская // Вопросы философии. – 2011. – № 4. – С. 62-72.

2. Гуревич, П.С. Этика: учебник для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Юнити, 2006. – 415 с.

3. Зинченко, В.П. Ценности в структуре сознания / В.П. Зинченко // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 85-97.

4. Ильин, А.Н. Массовая культура и субкультуры современного общества: специфика соотношения / А.Н. Ильин // Общественные науки и современность. – 2011. – № 4 – С. 167-176.

5. Калинин, И. Экономика и этика / И. Калинин // Общество и экономика. — 2005. — № 4. — С. 118-136.

6. Кузнецова, Т.В. Современные проблемы эстетики / Т.В. Кузнецова // Вестник Московского университета: Сер.7, Философия. – 2011. – № 3. – С. 46-56.

7. Лапина, Т.С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование / Т.С. Лапина // Философия и общество. – 2008. – № 2. – С. 54-70.

8. Липский В.Н. Эстетика – это не только философия искусства / В.Н. Липский // Философские науки. – 2006. – № 6. – С. 151-158.

9. Малахов, В.С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет / В.С. Малахов // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 87-94.

10. Матвеева, А.И. Духовная культура как регулятор социального бытия личности / А.И. Матвеева // Вопросы культурологии. – 2011. – №6. – С. 24-29.

11. Надточий, И.О. О парадоксальности философской этики / И.О. Надточий // Социально-гуманитарные знания. – 2010. –№ 2. – С. 97-109.

12. Надточий, И.О. Нравственная философия о взаимоотношениях морали и религии / И.О. Надточий // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 4. – С. 100-111.

13. Патнэм, Х. Ценности: создает ли их человек или находит? / Х. Патнэм // Философские науки. – 2011. – № 12. – С. 92-107.

14. Разин, А.В. Этика как светская научная дисциплина / А.В. Разин // Философские науки. – 2010. – № 8. – С.22-34.

15. Скляр, В.В. Духовность как феномен культуры / В.В. Скляр // Философские науки. – 2011. – № 2. – С.71-82.

16. Степин, В.С. Философия религии в социокультурном контексте / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 4-14.

17. Столович, Л.М. Об общечеловеческих ценностях / Л.М. Столович // Вопросы философии. – 2004. – № 7. – С.86-97.

18. Тульчинский, Г.Л. Российская культура: особенности и перспективы / Г.Л. Тульчинский // Философские науки. – 2010. – № 3. – С. 63-72.

19. Тощенко, Ж.Т. Цивилизация. Опыт социологического анализа / Ж.Т. Тощенко // Философские науки. – 2010. – №11. – С.5-16.

20. Шапинская, Е.Н. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против» / Е.Н. Шапинская // Философские науки. – 2010. – № 9. – С.139-142.

Основные понятия темы

Духовность, духовное производство, общественное сознание, общественная психология, идеология, менталитет, культура, норма культуры, цивилизация, космополитизм, аксиология, ценность, ценностная ориентация, идеал, мораль, нравственность, этика, искусство, эстетика, религия.

 

Тема 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

1. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.

2. Проблема истины и ее критериев. Абсолютное и относительное в истинном знании. Истина и заблуждение.

3. Соотношение чувственных, рациональных и иррациональных форм познания. Понимание и объяснение.

4. Знание и его виды. Соотношение научного и вненаучного знания.

Темы докладов и рефератов

1. Истина как ценность.

2. Релятивизм и проблема познаваемости мира.

3. Роль языка в познании.

4. Проблемы интерпретации в теории познания.

5. Природа интуиции и ее роль в познании.

6. Вера как компонент познавательной деятельности.

7. Миф как специфическая форма познания.

8. Проблема соотношения религиозного и научного познания.

9. Рационализм и эмпиризм как стратегии познания.

10. Логика как научно-философская дисциплина.

11. Концепции истины.

12. Научное знание и религия.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие варианты решения проблемы познаваемости мира сложились в истории философии?

2. Каковы основные аргументы скептиков и агностиков?

3. Можно ли согласиться с трактовкой познания как отражения объективной реальности?

4. Как соотносятся объект и предмет познания?

5. В чем состоит активность субъекта в процессе познания?

6. Какие концепции истины Вам известны, в чем их специфика и взаимосвязь?

7. Каково соотношение абсолютного и относительного моментов в истинном знании?

8. Охарактеризуйте основные формы чувственного познания, в чем, по-Вашему, заключается их роль в познании?

9. Чем отличается рациональное познание от чувственного, каковы его основные формы?

10. Какие факторы способствуют проявлению интуиции?

11. Проанализируйте высказывание В. Дильтея: «Природу мы объясняем, душевную жизнь понимаем».

12. Чем отличаются понятия «знание» и «истина»?

13. Назовите основные отличия научного знания от вненаучного.

14. Почему наука не стала единственной формой знания?

Литература для дополнительного чтения

1. Аронов, Р.А. Происхождение знания: истоки и основы / Р.А. Аронов, О.Е. Баксанский // Вопросы философии. — 2008. — № 4. — С. 98-108.

2. Билалов, М.И. Гносеологические идеи в религиозном сознании / М.И. Билалов // Вопросы философии. — 2011. — № 8. — С. 177-180.

3. Бряник, Н.В. Введение в современную теорию познания: учебное изд. для высшей школы / Н.В. Бряник. — М.: Академ проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. — 284 с.

4. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.: Рус. Словари, 1997. – 411с.

5. Илларионов, С.В. Теория познания и философия науки / С.В. Илларионов. — М.: РОССПЭН, 2007. — 535 с.

6. Ильин, В.Н. Основная проблема теории познания / В.Н. Ильин // Вопросы философии. — 2009. — № 7. — С. 123-135.

7. Карпов, А.О. Современное образование и знание / А.О. Карпов // Философские науки. — 2010. — № 4. — С. 126-138.

8. Касавин, И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания / И.Т. Касавин. — Вопросы философии. — 2011. — № 3. — С. 157-171.

9. Кемеров, В.Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы / В.Е. Кемеров // Вопросы философии. — 2008. — № 10. — С. 20-32.

10. Косьмин, А.Д. Теория и методология познания / А.Д. Косьмин, С.Е. Мелетьев, Е.А. Косьмина. – М.: Экономика, 2006. – 478 с.

11. Лекторский, В.А. Конструктивизм и реализм в эпистемологии / В.А. Лекторский // Философские науки. — 2008. — № 3. — С. 5-9.

12. Миронов, В.В. Онтология и теория познания: учебник для вузов по направл. «Философия» / В.В. Миронов, А.В. Иванов. – М.: Гардарики, 2005. – 447 с.

13. Родин, А.В. Рациональность и релятивизм / А.В. Родин // Вопросы философии. — 2008. — № 9. — С. 55-76.

14. Рынковой, И.В. Внерациональное познание истины как объект философского анализа / И.В. Рынковой // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 2. — С. 275-288.

15. Соболева, М.Е. Истина: свойство, оператор, событие? / М.Е. Соболева // Вопросы философии. — 2008. — № 2. — С. 117-124.

16. Черняк, А.З. Эпистемическое обоснование в условиях самоорганизации знания / А.З. Черняк // Синергетическая парадигма. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – С.131-156.

17. Шамис, А.Л. О механизмах познания / А.Л. Шамис. — Школьные технологии. — 2011. — № 2. — С. 31-34.

Основные понятия и категории темы

Познание, субъект, объект и предмет познания, чувственное познание, формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление), рациональное познание, формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение), иррациональное познание, интуиция, истина, вера, заблуждение, практика, понимание, объяснение.

 

Тема 14. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Понятие науки, этапы ее становления. Классификация наук. Исторические типы науки.

2. Структура научного знания. Диалектика эмпирического и теоретического уровней научного знания. Динамика науки.

3. Основные формы научного знания (проблема, факт, гипотеза, теория), их взаимосвязь.

4. Понятие методологии. Основные методы научного познания, их классификация и сущность.

Темы докладов и рефератов

1. Системный подход в научном познании.

2. Проблема единства отраслей научного знания.

3. Философия науки: истоки, становление, проблематика.

4. Философия науки ХХ столетия.

5. Российская философия науки.

6. Научные революции.

7. Типы научной рациональности.

8. Системный подход в науке.

9. Идеалы и нормы науки.

10. Научная теория: структура и функции.

11. Роль формализации в научном познании.

12. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание: проблема соотношения.

13. Наука и нравственность.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является целью научного познания?

2. Как соотносится научное познание с практикой?

3. Почему астрологию нельзя считать наукой?

4. В какое время наука стала особой областью знания?

5. Как соотносятся философское и научное знание?

6. В чем состоит специфика субъекта научного познания?

7. Каковы признаки научной революции? Какие научные революции в истории мировой науки Вам известны?

8. В чем специфика каждой из основных отраслей научного знания: формальных наук, естествознания, социально-гуманитарных наук, технических наук?

9. В чем различие эмпирического и теоретического уровней научного познания? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим, а рациональное – теоретическим?

10. Каковы основные формы научного познания, в чем их специфика?

11. Какая из форм научного знания является главной?

12. Что означает понятие «методология»?

13. Назовите основные методы эмпирического познания, дайте их краткую характеристику.

14. Дайте характеристику основных методов теоретического исследования.

Литература для дополнительного чтения

1. Баксанский, О.Е. Современный когнитивизм: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины / О.Е. Баксанский // Вопросы философии. – 2006. – № 1 – С. 175-181.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методология как основа научного поиска / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина // Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С.30-33.

3. Лебедев, С.А. Философия науки: терминологический словарь / С.А. Лебедев. – М.: Академ. проект, 2011. – 268 с.

4. Лебедев, С.А. Предмет и структура современной философии науки / С.А. Лебедев // Вестник Московского университета: Сер.7, Философия. – 2009. – № 1. – С. 3-25.

5. Левин, Г.Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания / Г.Д. Левин // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 104-114.

6. Летов, О.В. Социальные исследования науки и техники / О.В. Летов // Вопросы философии. – 2010. – №8. – С. 115-124.

7. Мамчур, Е.А. Фундаментальная наука и современные технологии / Е.А. Мамчур // Вопросы философии. – 2011. – № 13. – С.80-89.

8. Пружинин, Б.И. Псевдонаука сегодня / Б.И. Пружинин // Вестник Российской академии наук. – 2005. – № 2. – С.117-125.

9. Раджабов, О.Р. Проблема «парадигмы» в научном познании и философской онтологии / О.Р. Раджабов // Социально-гуманитарные знания.– 2009.– № 5. – С. 303-312.

10. Розов, М. Неклассическая наука и проблемы объективности знания / М. Розов // Высшее образование в России. – 2006. – № 2. – С.145-154.

11. Сокулер, З.А. Философия науки: что же дальше? / З.А. Сокулер // Вестник Московского университета, Сер. 7.: Философия. – 2010. – № 3. – С. 95-106.

12. Стеклова, И.В. Научная рациональность: грани исследования / И.В. Стеклова // Философские науки. – 2003. – № 3. – С.145-149.

13. Степин, В.С. Философия науки: общие проблемы: учебник для послевузовского профессионального образования / В.С. Степин. – М.: ЭКСМО, 2007. – 603 с.

14. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов / Е.В. Ушаков. 2-е изд., пер. и доп. М.: КНОРУС, 2008. – 584 с.

15. Фалько, В.И. Диалектика философии науки и ее метатеоретические основания / В.И. Фалько // Вестник Московского университета, Сер.7: Философия. – 2010. – №4. – С. 124-128.

16. Философия науки: проблемы исследования и преподавания; беседа гл. ред. Журнала «Вопросы философии» В.А. Лекторского с акад. В.С. Степиным // Вопросы философии. – 2006. – № 10. – С.45-54.

Основные понятия и категории темы

Научное познание, уровни научного знания, классическая и неклассическая наука, научная парадигма, научная революция, тип научной рациональности, методология, метод научного познания, научная проблема, научный факт, гипотеза, теория.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.01 с.)