Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Философское понимание человека↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Человек как объект философского осмысления: основные концепции в истории философской мысли. 2. Антропосоциогенез как важнейшая проблема философии. Современная наука о происхождении человека. 3. Сущность понятий «человек», «индивид», «личность». Социальное и природное в человеке. Свобода и необходимость во взаимоотношениях личности и общества. 4. Проблема смысла существования человека в философии. Темы докладов и рефератов 1. Человек как творец и творение культуры. 2. Происхождение человека: основные концепции. 3. Религиозно-идеалистические интерпретации человека. 4. Материалистическое видение человека. 5. Проблемы природного и социального во фрейдизме и неофрейдизме. 6. Специфика антропологического подхода в западной философии XX века. 7. Антропологическая тема в русской философии. 8. Кризис современного человека: его истоки и перспективы. 9. Свобода и ответственность личности. 10. Феномен внутренней свободы. 11. Философские аспекты социализации и самоидентификации. 12. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Контрольные вопросы и задания 1. Почему тема человека является центральной в философии? 2. В чем состоит уникальность бытия человека? 3. В чем суть основных концепций происхождения человека? Какая из них кажется Вам наиболее убедительной? 4. Раскройте соотношение биологического и социального в человеке? 5. Назовите основные компоненты антропосоциогенеза? В чем заключается его комплексный характер? 6. Каково соотношение между сущностью и существованием человека? 7. Каковы роль и место сознательных и бессознательных факторов в человеке? Объясните понятие «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»? 8. Может ли личность сформироваться вне общества? 9. Что представляет собой процесс социализации человека? 10. Почему люди, живущие в одном социуме, ведут себя по-разному? 11. Каков характер взаимодействия социального статуса и социальной роли личности? 12. В чем, с вашей точки зрения, состоит проблема отчуждения личности? Как проявляется феномен отчужденности в экономической сфере? 13. Как вы ответите на вопрос о цели и смысле жизни? 14. Свобода человека — это величайшая ценность или величайшее бремя? Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности? Литература для дополнительного чтения 1. Антропология: учебное пособие / под ред. Л.Д. Столяренко. – М.-Ростов-на-Дону: Март, 2008. – 302 с. 2. Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 149-158. 3. Борзенков, В. Что такое «человеческая природа»? / В. Борзенков // Высшее образование в России. – 2008. –№ 10. – С. 121-129. 4. Волков, Ю.Г. Личность и общество / Ю.Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 4. – С. 165-179. 5. Гаджиев, К.С. Этюды о тоске человека по вечности / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 3-18. 6. Гранин, Ю.Д. Человек в поисках идентичности / Ю.Д. Гранин // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 176-180. 7. Золотухина-Аболина, Е.В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов по специальности «Философия» / Е. В. Золотухина- Аболина. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 232 с. 8. Марков, Б.В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. «Философия» / Б. В. Марков. – 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 349 с. 9. Марков Б.В. Образ человека в постантропологическую эпоху / Б.В. Марков // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 23-33. 10. Озеров, А.А. Смысл жизни как духовная ценность / А.А. Озеров // Социально-гуманитарные знания. – 2009. –№ 3. – С. 75-87. 11. Розин, В.М. Как можно помыслить развитие личности? / В.М. Розин // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 141-156. 12. Соловьев, О.В. Человеческое Я в «просвете» физического закона / О.В. Соловьев // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 52-64. 13. Сорокин, А.А. Идеальное, творчество и развитие человека / А.А. Сорокин // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 82-91. 14. Труфанова, Е.О. Человек в лабиринте идентичностей / Е.О. Труфанова // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 13-22. 15. Хайруллина, В.Г. Способность человека к творчеству и труду – системное качество / В.Г. Хайруллина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 7. – С. 262-267. 16. Хоружий, С.С. Проблема Постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии / С. С. Хоружий // Вопросы философии. – 2008. – № 2. – С. 10-31. 17. Черногорцева, Г. Философия как последнее вопрошание и последний спор к проблеме человека / Г. Черногорцева // Alma mater. – 2007. – №2. – С. 17-19. Основные понятия темы Антропология, антропосоциогенез, эволюционистские и креационистские концепции, человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация, социальная роль, биологизаторство и социологизаторство, индивидуализм и конформизм, отчуждение, внутренняя и внешняя свобода, смысл жизни.
Тема 16. ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Понятие истории. Проблема смысла, направленности и типологии исторического процесса: · концепции общественного прогресса и единой всемирной истории (Ж.А. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и др.); · концепции локальных культур и цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и др.). 2. Закономерности общественно-исторического процесса. Субъекты, формы и движущие силы истории. 3. Человечество в ХХI веке: особенности и противоречия современной общепланетарной цивилизации. Глобальные проблемы современности, их признаки, сущность и возможные пути решения. 4. Будущее человечества: перспективы исторического развития в современных футурологических концепциях. Место и роль России в мировом сообществе: проблема самоопределения. Темы докладов и рефератов 1. Проблема насилия и ненасилия в истории. 2. Формационная типология общественно-исторического процесса в оценке историков и философов Новейшего времени. 3. Цивилизационный подход в философии истории: наследие и перспективы. 4. Специфика закономерностей общественно-исторического развития. 5. Концепция социокультурных суперсистем П. Сорокина. 6. Эволюция и революция в общественном развитии. 7. Необходимость и случайность в историческом процессе. 8. Проблема «конца истории» применительно к Западной цивилизации. 9. Прогресс науки и будущее человечества. 10. Глобальные проблемы глобального мира. 11. «Открытое общество» как западная модель глобального мира. 12. Постиндустриальное общество: основные черты и перспективы развития. 13. Национализм и его перспективы в современном мире. 14. Футурология, её возможности и пределы. Контрольные вопросы и задания 1. Имеется ли общечеловеческое единство и целостность исторического процесса в самой действительности? Если имеется, то в чем конкретно это выражается? 2. Как представляли историю средневековые христианские философы? 3. Назовите основные положения философии истории Г. Гегеля. 4. Из каких теоретических положений исходил К. Маркс, выделяя общественно-экономические формации как конкретно-исторические типы общества? 5. Какой критерий выделения исторических типов общества лежит в основе концепций «постиндустриального» «информационного») общества? Назовите авторов этих концепций. 6. Назовите основные положения, раскрывающие сущность концепций «локальных» культур и цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Дайте сравнительный анализ этих концепций. 7. Если признать, что в истории человечества наблюдается прогресс, то каковы его критерии? Можно ли говорить о существовании универсальных, одинаковых для всех стран и народов критериев прогресса? 8. Кто является главным субъектом исторического процесса? 9. Какова роль социальных революций в историческом процессе? В каких смыслах в научной литературе используется понятие «цивилизация»? Можно ли утверждать, что в настоящее время существует единая мировая цивилизация? 10. Назовите характерные черты современности, качественно отличающие ее от прошлых исторических эпох. 11. Каковы основные противоречия в развитии современной цивилизации? 12. Что такое глобализация и как она проявляется в современном мире? В какой степени глобализация выражает единство человечества, а в какой – его разобщенность? 13. Дайте характеристику основных глобальных проблем современности и объясните причины их возникновения. В состоянии ли человечество решить эти проблемы? 14. Возможно ли предсказать будущее человечества? Могут ли «сценарии» будущего быть научными? 15. Назовите основные положения концепции безопасного и устойчивого развития мирового сообщества. Дайте оценку ее реалистичности. 16. Каковы исторические перспективы России в ХХI веке: национально-самобытная, евразийская, либеральная или социалистическая? Какой ответ даст Россия на исторический вызов постиндустриальной цивилизации? Литература для дополнительного чтения 1. Гезалов, А.А. Глобальные проблемы и их место в концепции устойчивого развития / А.А. Гезалов // Вестник Московского университета: Сер.7, Философия. – 2009. – № 4. – С. 70-80. 2. Гобозов, И.А. Материалистическое понимание истории и современность // Философия и общество. – № 2. – 2008. – С.5-21. 3. Ивин, А.А. Основы социальной философии: учебное пособие для вузов / А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 440 с. (С.59-81, 251-379). 4. Любутин, К.Н. Социально-философские основания периодизации истории в концепции К. Маркса / К.Н. Любутин, П.Н. Кондрашов // Философия и общество. – 2007. – № 4. – С. 51-67. 5. Кара-Мурза, С.Г. Россия: кризис мировоззренческой основы общества / С.Г. Кара-Мурза // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – С. 3-16. 6. Кондаков, И.В. Ментальная доминанта российской цивилизации / И.В. Кондаков // Философские науки. –2010. –№ 3. –С.23-32. 7. Майданский, А.Д. История и общественные идеалы / А.Д. Майданский // Вопросы философии. — 2010. — № 2. – С. 127-133. 8. Маслов, В.Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу / В.Ф. Маслов // Вопросы философии. — 2010. — № 7. — С. 40-46. 9. Овчинников, Г.К. Законы истории как философская проблема / Г.К. Овчинников // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2009. – № 9. – С.25-27. 10. Осипов, Н.Е. О диалектике формационных и цивилизационных изменений в развитии общества / Н.Е. Осипов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – С. 266-278. 11. Пелипенко, А.Л. Русская система на весах истории / А.Л. Пелипенко // Философские науки. – 2010. –№ 3. – С.7-22. 12. Федотова, В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации / В.Г. Федорова // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 45-53. 13. Философия истории: учебное пособие / под ред. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999. – 432 с. 14. Чайковский, Ю.В. История и прогноз / Ю.В. Чайковский // Вопросы философии. – 2011. – № 5. – С. 75-90. 15. Чумаков, А,Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности / А.Н. Чумаков // Вопросы философии. – 2009. – № 1. – С.32-39. 16. Шупер, В.А. Россия в глобализированном мире: альтернативы развития / В.А. Шупер // Вопросы философии. – 2008. – № 12. – С. 3-21. Основные понятия темы История, законы истории, смысл истории, линеарность и цикличность истории, общественный прогресс, социальная революция, субъект истории, глобализация, глобальные проблемы современности, модернизация, постиндустриальная (информационная) цивилизация, стратегия устойчивого развития, футурология, социальное прогнозирование.
Приложение 1. ВОПРОСЫ для подготовки к экзамену 1. Мировоззрение и его структура. Миф и религия как исторические типы мировоззрения. 2. Особенности философии как исторического типа мировоззрения. Предмет, структура и функции философии. Место философии в системе знания. 3. Основные вопросы философии. Принципы классификации философских направлений. 4. Возникновение философии. Философская мысль Древнего мира. 5. Философия Средневековья и эпохи Возрождения. 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.). 7. Немецкая классическая философия и философия марксизма. 8. Основные течения неклассической философии (втор. пол. XIX – ХХ вв.). 9. Становление и этапы развития русской философии, ее основные направления. 10. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы и виды бытия. Картина мира и ее виды. 11. Проблема субстанции в философии. Философское понимание материи, ее свойств и системной организации. 12. Движение, пространство и время, их основные свойства. Проблема классификации форм движения. Концепции пространства и времени. 13. Философское понимание сознания, его происхождение и сущность. 14. Структура сознания, его взаимосвязь с бессознательным. Сознание и язык. 15. Диалектика, ее основные идеи, принципы и исторические формы. 16. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия. 17. Понятие закона и закономерности. Универсальные законы развития. 18. Альтернативы диалектики. Синергетика и ее связь с диалектикой. 19. Природа как объект философского осмысления. Уровни организации природы. Основные этапы взаимодействия общества и природы. 20. Понятие общества и его признаки. Общество как объект философского осмысления. Концептуально-теоретические модели общества в социально-философской мысли. 21. Социальный детерминизм. Общественные отношения и социальные институты. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. 22. Материально-производственная сфера общества. Производительные силы и производственные отношения, их основные компоненты и взаимосвязь. Формы хозяйственно-экономической жизни. 23. Философское осмысление техники. Технический прогресс: сущность, этапы. Техника как фактор развития цивилизации. 24. Социальная сфера общества, Социальные общности людей, их роль в жизни человека и общества. Социальная структура. 25. Политика как вид социального взаимодействия. Политическая система общества и ее типы. Государство как политический институт. 26. Право и правовые отношения. Происхождение и функции права. Правовое сознание. Правовое государство и гражданское общество. 27. Духовная сфера жизни общества. Духовное производство. Общественное сознание и его структура. Проблема ценностей в философии. 28. Понятие, сущность, основные функции культуры Культура и цивилизация. Исторические типы культур. Национальное и общечеловеческое в культуре. 29. Мораль как регулятор социального поведения людей. Особенности нравственного сознания и поведения. Иерархия нравственных ценностей. Этическая теория. 30. Искусство и эстетическое освоение действительности. Основные эстетические ценности. 31. Феномен религии. Особенности религиозного сознания. Исторические формы религии. Религия в современном мире. 32. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Формы познания и их взаимосвязь. 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Диалектика объективного и субъективного, абстрактного и конкретного, абсолютного и относительного в истинном знании. 34. Понятие науки, ее социальные функции. Специфика научного познания, его структура. Взаимосвязь научного и вненаучного знания. 35. Основные формы научного знания (проблема, гипотеза, теория, научная картина мира). Методы научного познания, их классификация и сущность. 36. Проблема человека в философии. Происхождение человека. Природное и общественное в человеке. 37. Человек как личность. Условия и механизмы формирования личности. Проблема свободы и ответственности личности. Предназначение человека. 38. Понятие истории. Специфика ее философского осмысления. Концепции общественного прогресса и единой всемирной истории. 39. Концепции общественного круговорота (локальных цивилизаций и культур). Основные субъекты, формы и движущие силы общественно-исторического процесса. 40. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации. Социальное прогнозирование. Место и роль России в мировом сообществе.
Приложение 2. СЛОВАРЬ Основных понятий и терминов Абсолют — безусловное, единое, бесконечное и совершенное духовное первоначало всего сущего (в религиозно-идеалистической философии – бог, мировой разум, идея и т.п.). Агностицизм (от греч. а – отрицание и gnosis – знание) — учение, полностью или частично отрицающее возможность достоверного познания окружающего мира. Представители: Д. Юм, И. Кант. Аксиология (от греч. axia – ценность) — философское исследование природы ценностей. Антропология философская (от греч. anthropos – человек) — философское учение о человеке, его происхождении, сущности, смысле существования и т.д. Антропосоциогенез — процесс формирования человека как вида и общества как способа организации совместной деятельности. Антропоцентризм — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Биосфера (от греч. bios – жизнь) — земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, населенная живыми организмами или имеющая следы их пребывания. Бытие — предельно общее философское понятие, обозначающее все существующее. Вера — признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, в силу субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах. В. является универсальным свойством человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Время — коренная форма бытия, выражающая длительность процессов и последовательность смены состояний. Всеединство — распространенный в русской философии конца XIX – начала ХХ в. онтологический и этико-гносеологический принцип, означающий органическую целостность Бога, природы и человека, синтез религии, науки и философии в поиске истины. Гипотеза (от греч. hipothesis – основа, предположение) – форма знания в виде предположения, требующего проверки, доказательства. Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности (экологических, демографических, технических и др.), затрагивающих как мир в целом, так и его регионы, непосредственно связанных с его существованием, требующих для своего эффективного разрешения концентрации усилий всего человечества в различных областях деятельности. Гносеология (от греч. gnosis – знание) — философское учение о познании (его целях, принципах, методах, границах, формах). Движение — изменение бытия, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. Является важнейшим атрибутом существования материи. Деизм (от лат. deus – бог) — религиозное и философское учение, признающее существование Бога, но отвергающее идею его вмешательства в земные дела человека. Дедукция (от лат. deductio – выведение) — переход от общего к частному; в более специальном смысле — метод мышления, процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посылок) к их следствиям (заключениям). Если посылки Д. истинны, то истинны и ее следствия. Детерминизм (от лат. determinare – определять) — философское учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Противоположно индетерминизму. Диалектика (от греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) — учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Основными положениями являются идеи о связи и изменчивости всего существующего, борьбе противоположностей как источнике развития, их единстве и переходе друг в друга. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. Духовность — высший уровень развития личности, когда основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся нравственные императивы, ценности знания, творчества, происходит отказ от узколичных материальных потребностей и эгоизма. Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности, ее неадекватное отражение. З. следует отличать от лжи. Закон — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. Закономерность — совокупность устойчивых по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении системы. Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека, позволяющее достигать намеченных целей. Идеализм — философское направление, объединяющее учения, признающие первичным началом идею, мысль, сознание. Идеализм можно подразделить на объективный и субъективный. Индукция (от лат. inductio – наведение) — форма мысли, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему, а также вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В логике И. называют умозаключение, позволяющее из наличия какого-либо признака у части предметов данного класса делать вывод о присутствии этого признака у всех его предметов. Интерпретация (от лат. interpretatio – истолкование, разъяснение) — приписывание информации смысла и значения. Интуиция (от лат. intueri – пристально смотреть) — форма познания, когда реальность постигается непосредственно, в отвлечении от показаний органов чувств. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) — направление в философии, выдвигающее на первое место внерациональные источники познания (воля, интуиция, созерцание, воображение, инстинкт и т.д.). Истина — объективное, логически непротиворечивое, достоверное знание о действительности. История философии — наука о развитии философского знания, становлении философского мировоззрения. Картина мира —целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Выделяют обыденный, религиозный, научный, философский типы К.м. Категория —форма осознания в понятии всеобщих способов отношения человека к миру, отражающая наиболее устойчивые и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) — деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности. Космоцентризм — тип мировоззрения, характерный для ранней греческой натурфилософии, рассматривающей космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Личность — человеческий индивид в многообразии его социальных качеств (взглядов, способностей, потребностей, интересов и т.п.), формирующихся в процессе деятельности и общественных отношений. Логос (от греч. logos) — термин философии, означающий «слово» (или «высказывание», «речь») и «мысль», а также причину. В древнегреческой философии Л. — космический закон бытия, душа космоса, источник сотворенных вещей в инертной материи; в христианской философии — синоним Слова Божьего. В некоторых течениях современной идеалистической философии — «смысл» (понятие, причина, основание) вещи или события. Материя — объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отражаемая им. Материализм (от лат. materials – вещественный) — философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу. Идейно и духовно противостоит идеализму. Материя, согласно материалистическому подходу, первична, объективна, несотворима и неуничтожима. Метафизика (от греч. meta physika – «после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности. К М. относят онтологию и космологию – осмысление мироздания. В XIX в., в связи с развитием диалектики, М. также стали называть противоположный способ миропонимания, отвергающий целостность мира, связь старого и нового, имманентную, а не внешнюю природу движения, восходящий характер развития бытия, единство абсолютного и относительного в знании и т.д. Метод — способ теоретического или практического освоения действительности. Методология — совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Мировоззрение — система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом. Миф (от греч. muphos – слово, речь, предание) —специфический тип мировосприятия, соответствующий коллективному наглядно-образному (синкретическому) представлению о мире древних людей. Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения. Монизм (от греч. monos – один, единственный)—философское учение, исходящее из признания одной субстанции. Выделяют материалистический и идеалистический М. Мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, привычкам) —один из основных типов нормативной регуляции человеческих действий, основанный на личных убеждениях и воздействии общественного мнения. Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои. Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Мышление — высшая форма активного (понятийного и образного) отражения реальности, связанная с обобщением и способами опосредованного познания действительности. Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных и обоснованных знаний о мире. Научно-техническая революция — начавшаяся в середине XX в. перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Составные части НТР: увеличение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования; повышение эффективности производства; электронизация, комплексная автоматизация, информатизация производства; производство синтетических материалов; использование новых видов энергии; ускоренное развитие биотехнологии; освоение космического пространства. Нация (от лат. natio – племя, народ) —историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. Неклассическая философия — совокупность различных течений западно-европейской философии втор. пол. XIX – ХХ вв., исходящих из убеждения о необходимости изменения предмета философии и ее методологии в связи с теми или иными обстоятельствами социальной эволюции (чаще всего – развитием науки). Н.Ф. Также знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. Общество —сложная система исторически сложившихся форм организации совместной деятельности людей, их социальных связей и отношений, культурных норм и ценностей. Объективный идеализм —философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала. Представители: Платон, Гегель. Объяснение — форма знания, главной целью которого выступает выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с определением причин, условий, источников его развития и механизмов их действия. Онтология (от греч. ontos – существующее) — учение о бытии, т.е. устройстве мира, его первоначале, формах. Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии – материализму или идеализму. Пантеизм (от греч.pan – всё и theos – бог) — учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Различают натуралистический П. (представители – стоики, Д. Бруно, Б. Спиноза), наделявший природу божественными свойствами, и мистический П. (представители – Н. Кузанский, Я. Бёме), растворявший природу в боге. Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Политика (от греч. politike – искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти. Понимание —присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. Право —нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Система норм, принятых или санкционированных государством, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение. Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) —основополагающая истина, руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности; внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения. Природа —окружающий мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, объективная реальность, естественная среда обитания человека. Проблема (гносеологическая) — форма знания, состоящая в теоретическом осмыслении гносеологического противоречия, требующего разрешения; «знание о незнании». Провиденциализм (от лат. providencia – божественная сила,высший промысел) —положение о том, что Бог управляет созданным им миром, событиями человеческой истории и судьбой отдельных людей. Прогресс (от лат. progressus – движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположно регрессу. Пространство — форма сосуществования объектов и процессов, характеризующая их структурность и протяженность. Рационализм (от лат. ratio – разум) — целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Чувственное познание, с точки зрения рационализма, ведет к недостоверному знанию. Революция (от лат. revolutio – поворот, изменение) — коренное качественное изменение, скачок в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (утверждение нового социального строя), в познании (появление новых форм, принципов познания, смена господствующих теорий и т.д.). Религия (от лат. religio – благочестие, святость) — система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов и групп, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определенных социальных нормах, обычаях, поведении. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) — умственная деятельность, направленная на осмысление своих собственных знаний и действий. Русская идея —результат интерпретации национального самосознания в самобытной русской идеалистической философии. При многообразии конкретных трактовок Р.и., ключевым моментом везде выступает положение о духовном лидерстве России, наличии у русского народа всемирно-исторической миссии по сохранении христианских этических принципов и нравственному преображению человечества, созданию справедливого общества всеобщего братства. Синергетика (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) — научно-философская теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Система (от греч. systema – составленное из частей, соединенное)—множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое. Сознание —высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. Соборность —один из господствующих принципов русской философии середины XIX – начала ХХ в., означающий духовное единство членов общества, свободу совести на основе абсолютных ценностей. Социализация (от лат. socialis – общественный)—процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социокультурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств. Социальная общность —реально существующая совокупность людей, возникшая естественным путем под влиянием определенных природных и социальных условий, в которых протекает их совместная жизнедеятельность. Выделяют этнические, сословно-кастовые, классовые, территориальные С.о. Социальная структура —совокупность относительно устойчивых, исторически сложившихся социальных групп и общностей людей, их закономерных связей и отношений. Социальная философия —раздел философии, связанный с целостным осмыслением общественного бытия, исследованием общества во взаимодействии всех его сторон, разработкой принципов социального познания. Социальный институт —устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей, посредством которых реализуются их общие потребности и интересы. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Способ производства —исторически определенный способ добывания материальных благ. Является единством двух неразрывно связанных сторон: 1) производительных сил – системы субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение к природе; 2) производственных отношений – совокупности материальных экономических отношений в процессе производства. Субстанция (от лат. substantia – сущность) — философская категория, служащая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.170 (0.012 с.) |