Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Философское понимание человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте 1. Человек как объект философского осмысления: основные концепции в истории философской мысли. 2. Антропосоциогенез как важнейшая проблема философии. Современная наука о происхождении человека. 3. Сущность понятий «человек», «индивид», «личность». Социальное и природное в человеке. Свобода и необходимость во взаимоотношениях личности и общества. 4. Проблема смысла существования человека в философии. Темы докладов и рефератов 1. Человек как творец и творение культуры. 2. Происхождение человека: основные концепции. 3. Религиозно-идеалистические интерпретации человека. 4. Материалистическое видение человека. 5. Проблемы природного и социального во фрейдизме и неофрейдизме. 6. Специфика антропологического подхода в западной философии XX века. 7. Антропологическая тема в русской философии. 8. Кризис современного человека: его истоки и перспективы. 9. Свобода и ответственность личности. 10. Феномен внутренней свободы. 11. Философские аспекты социализации и самоидентификации. 12. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Контрольные вопросы и задания 1. Почему тема человека является центральной в философии? 2. В чем состоит уникальность бытия человека? 3. В чем суть основных концепций происхождения человека? Какая из них кажется Вам наиболее убедительной? 4. Раскройте соотношение биологического и социального в человеке? 5. Назовите основные компоненты антропосоциогенеза? В чем заключается его комплексный характер? 6. Каково соотношение между сущностью и существованием человека? 7. Каковы роль и место сознательных и бессознательных факторов в человеке? Объясните понятие «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»? 8. Может ли личность сформироваться вне общества? 9. Что представляет собой процесс социализации человека? 10. Почему люди, живущие в одном социуме, ведут себя по-разному? 11. Каков характер взаимодействия социального статуса и социальной роли личности? 12. В чем, с вашей точки зрения, состоит проблема отчуждения личности? Как проявляется феномен отчужденности в экономической сфере? 13. Как вы ответите на вопрос о цели и смысле жизни? 14. Свобода человека — это величайшая ценность или величайшее бремя? Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности? Литература для дополнительного чтения 1. Антропология: учебное пособие / под ред. Л.Д. Столяренко. – М.-Ростов-на-Дону: Март, 2008. – 302 с. 2. Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 149-158. 3. Борзенков, В. Что такое «человеческая природа»? / В. Борзенков // Высшее образование в России. – 2008. –№ 10. – С. 121-129. 4. Волков, Ю.Г. Личность и общество / Ю.Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 4. – С. 165-179. 5. Гаджиев, К.С. Этюды о тоске человека по вечности / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 3-18. 6. Гранин, Ю.Д. Человек в поисках идентичности / Ю.Д. Гранин // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 176-180. 7. Золотухина-Аболина, Е.В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов по специальности «Философия» / Е. В. Золотухина- Аболина. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 232 с. 8. Марков, Б.В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. «Философия» / Б. В. Марков. – 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 349 с. 9. Марков Б.В. Образ человека в постантропологическую эпоху / Б.В. Марков // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 23-33. 10. Озеров, А.А. Смысл жизни как духовная ценность / А.А. Озеров // Социально-гуманитарные знания. – 2009. –№ 3. – С. 75-87. 11. Розин, В.М. Как можно помыслить развитие личности? / В.М. Розин // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 141-156. 12. Соловьев, О.В. Человеческое Я в «просвете» физического закона / О.В. Соловьев // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 52-64. 13. Сорокин, А.А. Идеальное, творчество и развитие человека / А.А. Сорокин // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 82-91. 14. Труфанова, Е.О. Человек в лабиринте идентичностей / Е.О. Труфанова // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 13-22. 15. Хайруллина, В.Г. Способность человека к творчеству и труду – системное качество / В.Г. Хайруллина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 7. – С. 262-267. 16. Хоружий, С.С. Проблема Постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии / С. С. Хоружий // Вопросы философии. – 2008. – № 2. – С. 10-31. 17. Черногорцева, Г. Философия как последнее вопрошание и последний спор к проблеме человека / Г. Черногорцева // Alma mater. – 2007. – №2. – С. 17-19. Основные понятия темы Антропология, антропосоциогенез, эволюционистские и креационистские концепции, человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация, социальная роль, биологизаторство и социологизаторство, индивидуализм и конформизм, отчуждение, внутренняя и внешняя свобода, смысл жизни.
Тема 16. ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Понятие истории. Проблема смысла, направленности и типологии исторического процесса: · концепции общественного прогресса и единой всемирной истории (Ж.А. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и др.); · концепции локальных культур и цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и др.). 2. Закономерности общественно-исторического процесса. Субъекты, формы и движущие силы истории. 3. Человечество в ХХI веке: особенности и противоречия современной общепланетарной цивилизации. Глобальные проблемы современности, их признаки, сущность и возможные пути решения. 4. Будущее человечества: перспективы исторического развития в современных футурологических концепциях. Место и роль России в мировом сообществе: проблема самоопределения. Темы докладов и рефератов 1. Проблема насилия и ненасилия в истории. 2. Формационная типология общественно-исторического процесса в оценке историков и философов Новейшего времени. 3. Цивилизационный подход в философии истории: наследие и перспективы. 4. Специфика закономерностей общественно-исторического развития. 5. Концепция социокультурных суперсистем П. Сорокина. 6. Эволюция и революция в общественном развитии. 7. Необходимость и случайность в историческом процессе. 8. Проблема «конца истории» применительно к Западной цивилизации. 9. Прогресс науки и будущее человечества. 10. Глобальные проблемы глобального мира. 11. «Открытое общество» как западная модель глобального мира. 12. Постиндустриальное общество: основные черты и перспективы развития. 13. Национализм и его перспективы в современном мире. 14. Футурология, её возможности и пределы. Контрольные вопросы и задания 1. Имеется ли общечеловеческое единство и целостность исторического процесса в самой действительности? Если имеется, то в чем конкретно это выражается? 2. Как представляли историю средневековые христианские философы? 3. Назовите основные положения философии истории Г. Гегеля. 4. Из каких теоретических положений исходил К. Маркс, выделяя общественно-экономические формации как конкретно-исторические типы общества? 5. Какой критерий выделения исторических типов общества лежит в основе концепций «постиндустриального» «информационного») общества? Назовите авторов этих концепций. 6. Назовите основные положения, раскрывающие сущность концепций «локальных» культур и цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Дайте сравнительный анализ этих концепций. 7. Если признать, что в истории человечества наблюдается прогресс, то каковы его критерии? Можно ли говорить о существовании универсальных, одинаковых для всех стран и народов критериев прогресса? 8. Кто является главным субъектом исторического процесса? 9. Какова роль социальных революций в историческом процессе? В каких смыслах в научной литературе используется понятие «цивилизация»? Можно ли утверждать, что в настоящее время существует единая мировая цивилизация? 10. Назовите характерные черты современности, качественно отличающие ее от прошлых исторических эпох. 11. Каковы основные противоречия в развитии современной цивилизации? 12. Что такое глобализация и как она проявляется в современном мире? В какой степени глобализация выражает единство человечества, а в какой – его разобщенность? 13. Дайте характеристику основных глобальных проблем современности и объясните причины их возникновения. В состоянии ли человечество решить эти проблемы? 14. Возможно ли предсказать будущее человечества? Могут ли «сценарии» будущего быть научными? 15. Назовите основные положения концепции безопасного и устойчивого развития мирового сообщества. Дайте оценку ее реалистичности. 16. Каковы исторические перспективы России в ХХI веке: национально-самобытная, евразийская, либеральная или социалистическая? Какой ответ даст Россия на исторический вызов постиндустриальной цивилизации? Литература для дополнительного чтения 1. Гезалов, А.А. Глобальные проблемы и их место в концепции устойчивого развития / А.А. Гезалов // Вестник Московского университета: Сер.7, Философия. – 2009. – № 4. – С. 70-80. 2. Гобозов, И.А. Материалистическое понимание истории и современность // Философия и общество. – № 2. – 2008. – С.5-21. 3. Ивин, А.А. Основы социальной философии: учебное пособие для вузов / А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 440 с. (С.59-81, 251-379). 4. Любутин, К.Н. Социально-философские основания периодизации истории в концепции К. Маркса / К.Н. Любутин, П.Н. Кондрашов // Философия и общество. – 2007. – № 4. – С. 51-67. 5. Кара-Мурза, С.Г. Россия: кризис мировоззренческой основы общества / С.Г. Кара-Мурза // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – С. 3-16. 6. Кондаков, И.В. Ментальная доминанта российской цивилизации / И.В. Кондаков // Философские науки. –2010. –№ 3. –С.23-32. 7. Майданский, А.Д. История и общественные идеалы / А.Д. Майданский // Вопросы философии. — 2010. — № 2. – С. 127-133. 8. Маслов, В.Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу / В.Ф. Маслов // Вопросы философии. — 2010. — № 7. — С. 40-46. 9. Овчинников, Г.К. Законы истории как философская проблема / Г.К. Овчинников // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2009. – № 9. – С.25-27. 10. Осипов, Н.Е. О диалектике формационных и цивилизационных изменений в развитии общества / Н.Е. Осипов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – С. 266-278. 11. Пелипенко, А.Л. Русская система на весах истории / А.Л. Пелипенко // Философские науки. – 2010. –№ 3. – С.7-22. 12. Федотова, В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации / В.Г. Федорова // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 45-53. 13. Философия истории: учебное пособие / под ред. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999. – 432 с. 14. Чайковский, Ю.В. История и прогноз / Ю.В. Чайковский // Вопросы философии. – 2011. – № 5. – С. 75-90. 15. Чумаков, А,Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности / А.Н. Чумаков // Вопросы философии. – 2009. – № 1. – С.32-39. 16. Шупер, В.А. Россия в глобализированном мире: альтернативы развития / В.А. Шупер // Вопросы философии. – 2008. – № 12. – С. 3-21. Основные понятия темы История, законы истории, смысл истории, линеарность и цикличность истории, общественный прогресс, социальная революция, субъект истории, глобализация, глобальные проблемы современности, модернизация, постиндустриальная (информационная) цивилизация, стратегия устойчивого развития, футурология, социальное прогнозирование.
Приложение 1. ВОПРОСЫ для подготовки к экзамену 1. Мировоззрение и его структура. Миф и религия как исторические типы мировоззрения. 2. Особенности философии как исторического типа мировоззрения. Предмет, структура и функции философии. Место философии в системе знания. 3. Основные вопросы философии. Принципы классификации философских направлений. 4. Возникновение философии. Философская мысль Древнего мира. 5. Философия Средневековья и эпохи Возрождения. 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.). 7. Немецкая классическая философия и философия марксизма. 8. Основные течения неклассической философии (втор. пол. XIX – ХХ вв.). 9. Становление и этапы развития русской философии, ее основные направления. 10. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы и виды бытия. Картина мира и ее виды. 11. Проблема субстанции в философии. Философское понимание материи, ее свойств и системной организации. 12. Движение, пространство и время, их основные свойства. Проблема классификации форм движения. Концепции пространства и времени. 13. Философское понимание сознания, его происхождение и сущность. 14. Структура сознания, его взаимосвязь с бессознательным. Сознание и язык. 15. Диалектика, ее основные идеи, принципы и исторические формы. 16. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия. 17. Понятие закона и закономерности. Универсальные законы развития. 18. Альтернативы диалектики. Синергетика и ее связь с диалектикой. 19. Природа как объект философского осмысления. Уровни организации природы. Основные этапы взаимодействия общества и природы. 20. Понятие общества и его признаки. Общество как объект философского осмысления. Концептуально-теоретические модели общества в социально-философской мысли. 21. Социальный детерминизм. Общественные отношения и социальные институты. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. 22. Материально-производственная сфера общества. Производительные силы и производственные отношения, их основные компоненты и взаимосвязь. Формы хозяйственно-экономической жизни. 23. Философское осмысление техники. Технический прогресс: сущность, этапы. Техника как фактор развития цивилизации. 24. Социальная сфера общества, Социальные общности людей, их роль в жизни человека и общества. Социальная структура. 25. Политика как вид социального взаимодействия. Политическая система общества и ее типы. Государство как политический институт. 26. Право и правовые отношения. Происхождение и функции права. Правовое сознание. Правовое государство и гражданское общество. 27. Духовная сфера жизни общества. Духовное производство. Общественное сознание и его структура. Проблема ценностей в философии. 28. Понятие, сущность, основные функции культуры Культура и цивилизация. Исторические типы культур. Национальное и общечеловеческое в культуре. 29. Мораль как регулятор социального поведения людей. Особенности нравственного сознания и поведения. Иерархия нравственных ценностей. Этическая теория. 30. Искусство и эстетическое освоение действительности. Основные эстетические ценности. 31. Феномен религии. Особенности религиозного сознания. Исторические формы религии. Религия в современном мире. 32. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Формы познания и их взаимосвязь. 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Диалектика объективного и субъективного, абстрактного и конкретного, абсолютного и относительного в истинном знании. 34. Понятие науки, ее социальные функции. Специфика научного познания, его структура. Взаимосвязь научного и вненаучного знания. 35. Основные формы научного знания (проблема, гипотеза, теория, научная картина мира). Методы научного познания, их классификация и сущность. 36. Проблема человека в философии. Происхождение человека. Природное и общественное в человеке. 37. Человек как личность. Условия и механизмы формирования личности. Проблема свободы и ответственности личности. Предназначение человека. 38. Понятие истории. Специфика ее философского осмысления. Концепции общественного прогресса и единой всемирной истории. 39. Концепции общественного круговорота (локальных цивилизаций и культур). Основные субъекты, формы и движущие силы общественно-исторического процесса. 40. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации. Социальное прогнозирование. Место и роль России в мировом сообществе.
Приложение 2. СЛОВАРЬ Основных понятий и терминов Абсолют — безусловное, единое, бесконечное и совершенное духовное первоначало всего сущего (в религиозно-идеалистической философии – бог, мировой разум, идея и т.п.). Агностицизм (от греч. а – отрицание и gnosis – знание) — учение, полностью или частично отрицающее возможность достоверного познания окружающего мира. Представители: Д. Юм, И. Кант. Аксиология (от греч. axia – ценность) — философское исследование природы ценностей. Антропология философская (от греч. anthropos – человек) — философское учение о человеке, его происхождении, сущности, смысле существования и т.д. Антропосоциогенез — процесс формирования человека как вида и общества как способа организации совместной деятельности. Антропоцентризм — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Биосфера (от греч. bios – жизнь) — земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, населенная живыми организмами или имеющая следы их пребывания. Бытие — предельно общее философское понятие, обозначающее все существующее. Вера — признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, в силу субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах. В. является универсальным свойством человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Время — коренная форма бытия, выражающая длительность процессов и последовательность смены состояний. Всеединство — распространенный в русской философии конца XIX – начала ХХ в. онтологический и этико-гносеологический принцип, означающий органическую целостность Бога, природы и человека, синтез религии, науки и философии в поиске истины. Гипотеза (от греч. hipothesis – основа, предположение) – форма знания в виде предположения, требующего проверки, доказательства. Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности (экологических, демографических, технических и др.), затрагивающих как мир в целом, так и его регионы, непосредственно связанных с его существованием, требующих для своего эффективного разрешения концентрации усилий всего человечества в различных областях деятельности. Гносеология (от греч. gnosis – знание) — философское учение о познании (его целях, принципах, методах, границах, формах). Движение — изменение бытия, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. Является важнейшим атрибутом существования материи. Деизм (от лат. deus – бог) — религиозное и философское учение, признающее существование Бога, но отвергающее идею его вмешательства в земные дела человека. Дедукция (от лат. deductio – выведение) — переход от общего к частному; в более специальном смысле — метод мышления, процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посылок) к их следствиям (заключениям). Если посылки Д. истинны, то истинны и ее следствия. Детерминизм (от лат. determinare – определять) — философское учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Противоположно индетерминизму. Диалектика (от греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) — учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Основными положениями являются идеи о связи и изменчивости всего существующего, борьбе противоположностей как источнике развития, их единстве и переходе друг в друга. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. Духовность — высший уровень развития личности, когда основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся нравственные императивы, ценности знания, творчества, происходит отказ от узколичных материальных потребностей и эгоизма. Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности, ее неадекватное отражение. З. следует отличать от лжи. Закон — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. Закономерность — совокупность устойчивых по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении системы. Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека, позволяющее достигать намеченных целей. Идеализм — философское направление, объединяющее учения, признающие первичным началом идею, мысль, сознание. Идеализм можно подразделить на объективный и субъективный. Индукция (от лат. inductio – наведение) — форма мысли, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему, а также вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В логике И. называют умозаключение, позволяющее из наличия какого-либо признака у части предметов данного класса делать вывод о присутствии этого признака у всех его предметов. Интерпретация (от лат. interpretatio – истолкование, разъяснение) — приписывание информации смысла и значения. Интуиция (от лат. intueri – пристально смотреть) — форма познания, когда реальность постигается непосредственно, в отвлечении от показаний органов чувств. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) — направление в философии, выдвигающее на первое место внерациональные источники познания (воля, интуиция, созерцание, воображение, инстинкт и т.д.). Истина — объективное, логически непротиворечивое, достоверное знание о действительности. История философии — наука о развитии философского знания, становлении философского мировоззрения. Картина мира —целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Выделяют обыденный, религиозный, научный, философский типы К.м. Категория —форма осознания в понятии всеобщих способов отношения человека к миру, отражающая наиболее устойчивые и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) — деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности. Космоцентризм — тип мировоззрения, характерный для ранней греческой натурфилософии, рассматривающей космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Личность — человеческий индивид в многообразии его социальных качеств (взглядов, способностей, потребностей, интересов и т.п.), формирующихся в процессе деятельности и общественных отношений. Логос (от греч. logos) — термин философии, означающий «слово» (или «высказывание», «речь») и «мысль», а также причину. В древнегреческой философии Л. — космический закон бытия, душа космоса, источник сотворенных вещей в инертной материи; в христианской философии — синоним Слова Божьего. В некоторых течениях современной идеалистической философии — «смысл» (понятие, причина, основание) вещи или события. Материя — объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отражаемая им. Материализм (от лат. materials – вещественный) — философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу. Идейно и духовно противостоит идеализму. Материя, согласно материалистическому подходу, первична, объективна, несотворима и неуничтожима. Метафизика (от греч. meta physika – «после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности. К М. относят онтологию и космологию – осмысление мироздания. В XIX в., в связи с развитием диалектики, М. также стали называть противоположный способ миропонимания, отвергающий целостность мира, связь старого и нового, имманентную, а не внешнюю природу движения, восходящий характер развития бытия, единство абсолютного и относительного в знании и т.д. Метод — способ теоретического или практического освоения действительности. Методология — совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Мировоззрение — система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом. Миф (от греч. muphos – слово, речь, предание) —специфический тип мировосприятия, соответствующий коллективному наглядно-образному (синкретическому) представлению о мире древних людей. Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения. Монизм (от греч. monos – один, единственный)—философское учение, исходящее из признания одной субстанции. Выделяют материалистический и идеалистический М. Мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, привычкам) —один из основных типов нормативной регуляции человеческих действий, основанный на личных убеждениях и воздействии общественного мнения. Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои. Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Мышление — высшая форма активного (понятийного и образного) отражения реальности, связанная с обобщением и способами опосредованного познания действительности. Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных и обоснованных знаний о мире. Научно-техническая революция — начавшаяся в середине XX в. перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Составные части НТР: увеличение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования; повышение эффективности производства; электронизация, комплексная автоматизация, информатизация производства; производство синтетических материалов; использование новых видов энергии; ускоренное развитие биотехнологии; освоение космического пространства. Нация (от лат. natio – племя, народ) —историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. Неклассическая философия — совокупность различных течений западно-европейской философии втор. пол. XIX – ХХ вв., исходящих из убеждения о необходимости изменения предмета философии и ее методологии в связи с теми или иными обстоятельствами социальной эволюции (чаще всего – развитием науки). Н.Ф. Также знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. Общество —сложная система исторически сложившихся форм организации совместной деятельности людей, их социальных связей и отношений, культурных норм и ценностей. Объективный идеализм —философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала. Представители: Платон, Гегель. Объяснение — форма знания, главной целью которого выступает выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с определением причин, условий, источников его развития и механизмов их действия. Онтология (от греч. ontos – существующее) — учение о бытии, т.е. устройстве мира, его первоначале, формах. Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии – материализму или идеализму. Пантеизм (от греч.pan – всё и theos – бог) — учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Различают натуралистический П. (представители – стоики, Д. Бруно, Б. Спиноза), наделявший природу божественными свойствами, и мистический П. (представители – Н. Кузанский, Я. Бёме), растворявший природу в боге. Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Политика (от греч. politike – искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти. Понимание —присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. Право —нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Система норм, принятых или санкционированных государством, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение. Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) —основополагающая истина, руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности; внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения. Природа —окружающий мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, объективная реальность, естественная среда обитания человека. Проблема (гносеологическая) — форма знания, состоящая в теоретическом осмыслении гносеологического противоречия, требующего разрешения; «знание о незнании». Провиденциализм (от лат. providencia – божественная сила,высший промысел) —положение о том, что Бог управляет созданным им миром, событиями человеческой истории и судьбой отдельных людей. Прогресс (от лат. progressus – движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположно регрессу. Пространство — форма сосуществования объектов и процессов, характеризующая их структурность и протяженность. Рационализм (от лат. ratio – разум) — целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Чувственное познание, с точки зрения рационализма, ведет к недостоверному знанию. Революция (от лат. revolutio – поворот, изменение) — коренное качественное изменение, скачок в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (утверждение нового социального строя), в познании (появление новых форм, принципов познания, смена господствующих теорий и т.д.). Религия (от лат. religio – благочестие, святость) — система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов и групп, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определенных социальных нормах, обычаях, поведении. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) — умственная деятельность, направленная на осмысление своих собственных знаний и действий. Русская идея —результат интерпретации национального самосознания в самобытной русской идеалистической философии. При многообразии конкретных трактовок Р.и., ключевым моментом везде выступает положение о духовном лидерстве России, наличии у русского народа всемирно-исторической миссии по сохранении христианских этических принципов и нравственному преображению человечества, созданию справедливого общества всеобщего братства. Синергетика (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) — научно-философская теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Система (от греч. systema – составленное из частей, соединенное)—множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое. Сознание —высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. Соборность —один из господствующих принципов русской философии середины XIX – начала ХХ в., означающий духовное единство членов общества, свободу совести на основе абсолютных ценностей. Социализация (от лат. socialis – общественный)—процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социокультурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств. Социальная общность —реально существующая совокупность людей, возникшая естественным путем под влиянием определенных природных и социальных условий, в которых протекает их совместная жизнедеятельность. Выделяют этнические, сословно-кастовые, классовые, территориальные С.о. Социальная структура —совокупность относительно устойчивых, исторически сложившихся социальных групп и общностей людей, их закономерных связей и отношений. Социальная философия —раздел философии, связанный с целостным осмыслением общественного бытия, исследованием общества во взаимодействии всех его сторон, разработкой принципов социального познания. Социальный институт —устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей, посредством которых реализуются их общие потребности и интересы. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Способ производства —исторически определенный способ добывания материальных благ. Является единством двух неразрывно связанных сторон: 1) производительных сил – системы субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение к природе; 2) производственных отношений – совокупности материальных экономических отношений в процессе производства. Субстанция (от лат. substantia – сущность) — философская категория, служащая
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.013 с.) |