Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

знаниями сущности процесса развития и т.д.

Поиск

Также автоматически положительная оценка по разделам курса «Социология» выставляется, если с учетом работ, сверх предусмотренных основной программой освоения курса, студент набрал свыше 60 баллов.

Критерии оценивания по видам работ:

Критерии оценки работы на практическом (семинарском) занятии Балл
Пропуск практического занятия  
Присутствие на практическом занятии без активной работы 1,65
Дополнение на основные вопросы, рассматриваемые на практическом занятии 1,8
Развернутый ответ студента (доклад) на вопрос семинарского занятия или активная работа  
Критерии оценки составления тематических глоссариев Балл
соответствие терминов заданной направленности словаря; недостаточная полнота словаря; фрагментарность толкований того или иного термина  
соответствие терминов заданной направленности словаря; полнота словаря; наличие альтернативных толкований того или иного термина.  
Критерии оценки работы студентов с заданиями (вопросами) проблемного характера Балл
Проблемная ситуация не понята, не раскрыта или дана информация не в контексте проблемного задания.  
Задача по поднятой проблеме решена на основании материала учебника без аргументации.  
Представлены различные социологические концепции при раскрытии условий задачи. Проблема раскрыта при формальном использовании социологических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни.  
Представлена различные социологические концепции при раскрытии представленной социологической проблемы Проблема раскрыта с недостаточно корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни.  
Представлена различные социологические концепции и собственная позиция при раскрытии условий задачи, понимание социологической проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа. Задача решена на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием социологических терминов и понятий в контексте ответа.  
Критерии оценки реферата Балл
Глубина проработки материала  
Оформление реферата  
Уровень защиты (свободная, грамотная речь, наличие ответов на вопросы)  
Итого максимальное количество баллов  
Критерии оценки ответа на теоретический вопрос экзамена Балл
Нет ответа  
Студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, несформированность категориального аппарата социологии. 5 - 7
Студент демонстрирует знание основных терминов и понятий курса; студент демонстрирует знание персоналий социологии; студент демонстрирует умение выделять сущностные характеристики социологической проблемы; в целом ответ носит репродуктивный характер. Ответы имеют определенные погрешности 8 - 10
Полный ответ, наличие ответов на дополнительные вопросы с мелкими погрешностями; в ответах используется сравнение, сопоставление социологических фактов и теорий; студент демонстрирует умение соотносить теоретические положения с практикой (может привести пример); студент демонстрирует доказательность своих утверждений. 11 - 15
Полный ответ, наличие ответов на дополнительные вопросы, в ответах используется сравнение, сопоставление социологических фактов и теорий; студент демонстрирует умение соотносить теоретические положения с практикой (может привести пример); студент демонстрирует доказательность своих утверждений; студент демонстрирует умение устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи социологии; студент демонстрирует глубокое знание первоисточников и дополнительной литературы по социологии. 16-20

 

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

1. Философия как специфическая форма духовной активности человека.

2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

3. Проблема познаваемости мира.

4. Проблема смысла человеческой жизни.

5. Монизм.

6. Дуализм и плюрализм.

7. Онтологический и гносеологический рационализм.

8. Эмпиризм и мистицизм.

9. Бытие как онтологическая категория.

10. Основные философские трактовки категории «материя». Атрибуты материи.

11. Движение как объект философского анализа.

12. Основные принципы и законы диалектики.

13. Пространство и время как способы существования материи.

14. Познание в контексте философского анализа.

15. Общенаучный статус философского знания.

16. Субъект и объект познавательной деятельности.

17. Эмпирическое и рациональное познание.

18. Гносеологическая проблема истины.

19. Философская интерпретация категории «ценность».

20. Этика и эстетика.

21. Социальная действительность и социальное движение материи.

22. Цивилизационная и формационная теории.

23. Основные проблемы философской антропологии.

24. Сознание как объект философского исследования.

25. Основные структурные элементы социальной действительности.

26. Природа человека как философская проблема.

27. Сущностные характеристики проблемы отчуждения.

28. Осмысление социального и культурного кризиса западного общества XX века в европейской философской мысли.

29. Историческое развитие человека как философская проблема.

30. Основные закономерности познавательной активности человека.

31. Генезис философии. Ранняя греческая философия.

32. Учение Платона об идеях.

33. Причинность, форма и материя в философской системе Аристотеля.

34. Генезис средневековой философии и её основные черты.

Философия эпохи Возрождения.

34. Эмпиризм и сциентизм Ф. Бэкона. Индуктивный метод.

35. Философия Р. Декарта.

36. Гносеология И. Канта.

37. Немецкая классическая философия.

38. Философия Ф. Ницше.

39. Психоаналитическая философия.

40. Аналитическая философия 20 века.

41. Экзистенциализм.

42. Герменевтика. Понятие «герменевтического круга».

43. Диалогизм. Философия Франкфуртской школы.

44. Неопозитивизм.

45. Философия П.Я. Чаадаева.

46. Славянофилы и западники.

47. Философия «всеединства» Вл. Соловьёва.

48. Экзистенциальность философии Н.А. Бердяева.

49. Космизм философии П.А. Флоренского.

50. Специфика русской философской мысли.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Темы заданий для самостоятельной работы

1. С позиции современной психоаналитической философской традиции проанализируйте развитие российского общества в период с 1989 по 2001 гг.

2. С позиций западного экзистенциализма дайте оценку феномену религиозного фундаментализма и терроризма.

3. Проведите герменевтический анализ любого художественного текста на ваше усмотрение.

4. Выявите содержательные элементы проблемы взаимоотношений «Я – Другой» в развитии современного российского общества.

5. Определите перспективы дальнейшего развития западного и российского общества с точки зрения религиозного экзистенциализма.

6. Определите точки соприкосновения психологической науки и философии в изучении современных социальных процессов.

7. Проведите анализ самореализации индивидов в сфере социального бытия с позиций философско-психологического подхода к данной проблеме.

8. Определите психологические аспекты познавательной деятельности человека и выявите их философское содержание.

9. Социально-психологические последствия развития высоких технологий в контексте социально-философского анализа современного информационного общества.

10. Проанализируйте с позиций психологического и философского знания проблему жизни и смерти человека.

Темы рефератов

 

1. Отличительные черты и особенности средневековой философии.

2. Философия эпохи Ренессанса.

3. «Критика чистого разума» Иммануила Канта.

4. Сравнительный анализ античного, средневекового и новоевропейского философского понимания сознания.

5. Соотношение биологического и социального в человеке.

6. Информационное общество: перспективы и противоречия развития.

7. Специфика цивилизации Востока и Запада.

8. Научное сознание и его особенности.

9. «…Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы … нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться» (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).

10. Предмет философии и специфика философского мышления.

 

Темы для самостоятельного изучения.

 

1. Социальная философия и ее основная проблематика.

2. Этика как раздел философского знания.

3. Философия науки.

4. Философия Ренессанса.

5. Западная философия второй половины двадцатого века.

 

 

Список рекомендованной литературы:

 

1. Алексеев П.В. Философия. М., 1997.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

3. Вальяно М.В. Основы философии. М., 1999.

4. Делёз Ж. Что такое философия. СПб., 1998.

5. Коплстон Ф.И. История средневековой философии. М., 1997.

6. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

8. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 век. М., 1976.

9. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М., 1971.

10. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М., 1996.

11. Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990.

12. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991

13. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001 г.

14. Губин В.Д. Философская антропология. М., 2000 г.

15. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих\ся по специальности «Философия» / В.Д. Губин. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2009. – 367 с.

16. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. М., 2000 г.

ГЛОССАРИЙ

Абстрагирование – мысленное выделение некоторых признаков предмета, первый шаг к образованию понятий. Абстракция – это более бедный содержанием термин, чем понятие.

Адроны – элементарные частицы, участвующие в сильном взаимодействии, делятся на классы мезонов и барионов.

Агностицизм – учение о существовании недоступных познанию вещей

Аксиология – учение о ценностях, раздел философии.

Аналитическая философия – направление западной философии XX века, сводящее философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки философских проблем. Этот анализ в аналитической философии рассматривается в качестве единственно правомерного метода философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительные ситуации употребления языковых средств, порождающих философские проблемы. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование.

Анархизм – философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения.

Антропогенез - эволюция человека от высших млекопи­тающих животных (обезьян) к человеку современного типа (Homo Sapiens).

Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира.

Антропоцентризм - философская идея, по которой чело­век должен быть главным предметом изучения как централь­ное звено мироздания.

Антиномия – противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории.

Апория – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

Апостериори – знание на основании опыта.

Априори – знание, предшествующее опыту.

Аскет – человек, исповедующий аскетизм, отличающий­ся аскетическим поведением.

Аскетизм – философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения ду­ховного просветления (постижения истины).

Атараксия – душевная невозмутимость в учении антич­ных скептиков.

Атеизм – отрицание существования Бога.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта

Барионы – тяжелые (тяжелее электрона) элементарные частицы.

Вакуум – или физический вакуум — особое состояние материи, вещественная пустота (пространство, не содержа­щее в себе никакого вещества).

Верификация – установление достоверности высказываний опытным путем.

Виртуальное – возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное.

Воля – способность человека к усилиям, достаточным для достижения цели.

Волюнтаризм объявляет волю высшим принципом бытия.

Галактика – космическая система, представляющая собой упорядоченное скопление сотен миллионов или миллиардов взаимодействующих звезд.

Гедонизм – идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Гелиоцентризм – представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижное Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него.

Гены – мельчайшие сложно устроенные частицы, находящиеся в ядрах клеток живых организмов и содержащие в себе наследственную информацию.

Герменевтика – истолкование, понимание текстов, первоначально искусство толкования иносказаний; способ философствования, центром которого является процесс понимания.

Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности универсума, бытия.

Гносеология – философская теория познания. В западной философии вместо этого термина используют термин эпистемология.

Дедукция – выведение новых понятий логическим путем, от общего знания к частному.

Деизм – согласно этому взгляду Бог создал мир, наделил его законами и самоустранился.

Детерминизм – философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни первой (беспричинной) причины, ни последнего (беспоследственного) следствия.

Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления.

Доказательство – обоснование истинности высказывания

Дуализм – признание двух несводимых друг к другу начал.

Закон – категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира. Материализм исходит из признания объективного характера законов природы и общества, не зависящего от воли и сознания.

Законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон отрицания отрицания; 3) закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Западники – направление русской антифеодальной общественной мысли 1840-х годов (А. Герцен, В.Белинский, Н. Чернышевский, Н. Огарев, К. Кавелин, Д. Писарев, Н. Добролюбов, И. Тургенев, И. Панаев, П. Анненков и др.) В полемике со славянофилами о путях социально-экономического развития России связывали будущее России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Вместе с тем у них имелись различные точки зрения на социально-политические проблемы, эстетику, на атеизм и материализм.

Идеализм – это философское воззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Индукция – форма мышления, целью которого является выведение общего правила.

Инструментализм – философская идея, по которой науч­ные теории, суждения и понятия являются не отражением реального мира, но только инструментами для практической в нем ориентации.

Интерференция – физическое явление наложения двух волн, при котором они, совпадая в противоположных фазах, друг друга уничтожают.

Ион – атом, который потерял часть своих электронов или приобрел их в избыточном количестве.

Интуиция – способность к непосредственному постиже­нию истины без доказательств и обоснований.

Иррационализм – философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами.

Иррациональное – неразумное или нерассудочное, не подчиняющееся законам разума, относящееся к противоположной разуму сфере.

Категория – в философии общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме

Качество – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других.

Католицизм – западная ветвь христианства, отличающаяся от праволавия толкованием догматов веры.

Квант – порция энергии, физический объект, характеризующийся как корпускулярными, так и волновыми свойствами.

Квантовая механика – раздел физики, посвященный изучению процессов и законов микромира.

Кварки – элементарные частицы с дробным электрическим зарядом (1/3 от заряда электрона или 2/3 от заряда протона)

Количество – категория, отображающая общее и однородное в качествах вещей и явлений, благодаря чему они оказываются сравнимыми. Поскольку качество находит свое выражение в свойствах, постольку сравнивать количественно можно только лишь одинаковые свойства (вес тел, их объем, температуру и т.д.)

Концептуализм – учение об универсалиях, согласно которому последние не обладают самостоятельной реальностью, а лишь отдельные вещи, однако универсалии приобретают реальность как понятия в сфере мышления.

Корпускула – мааленькая частица вещества.

Корпускулярно-волновой дуализм – одно из свойств материальных объектов, прежде всего характерное для микромира), заключающееся в одновременном наличии у них корпускулярных (вещественных) и волновых (полевых) качеств.

Космология – учение о происхождении мира.

Лептоны – легкие элементарные частицы, участвующие в слабом взаимодействии.

Либидо – бессознательное сексуальное влечение в учении З. Фрейда.

Логика – наука о формах и законах правильного мышления.

Космоцентризм – учение, согласно которому Космос является некой проекцией человеческого общества или живой природы, мир человека и мир природы сливаются в гармоничное и упорядоченное единство.

Майевтика – искусство определять понятия при посредстве наведения собеседника на смысл.

Материализм – философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя.

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В истории философии термин «метафизика» нередко употреблялся как синоним философии.

Механистический детерминизм трактует все многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицая объективный характер случайностей, он ведет к фатализму.

Мировая душа – движущее начало Космоса, иерархически находящееся между бестелесным миром и созидаемыми ею чувствами

Модус – 1) свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета; 2) в логике – разновидность силлогизмов, определяема я формой (количеством и качеством) посылок и заключения.

Монада – мельчайший духовный элемент бытия, непрерывно изменяющийся, обладающий активностью и самостоятельностью, способностью страдания, восприятия и сознания. По Лейбницу, имеет три вида.

Монизм – философские учения, признающие основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бога)

Необходимость – это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений.

Неопозитивизм – одно из основных направлений западной философии XX века. Неопозитивизм претендует на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, - роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и др. Отрицает возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием. Объединяет ряд школ: логический позитивизм, лингвистическую философию, аналитическую философию.

Номинализм – отрицание объективного существования, универсалии (общее) существуют только в человеческом разуме.

Онтология – учение о бытии.

Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают.

Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – VIII века (так наз. отцов церкви)

Позитивизм – направление в философии, исходящее из того, что только положительные, конкретные науки могут дать настоящее знание, тем самым умаляется специфика собственно философского знания, или это знание уподобляется конкретно-научному, позитивному знанию.

Понятие – результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, позволяющий отделять эти явления от других.

Прагматизм – течение философии, согласно которому задача философии заключается в организации социального бытия в целях улучшения образа жизни людей, их бытия в мире. Истинны те идеи, концепции и теории, которые результативно-выгодны, ведут к достижению прагматических целей. Представители течения – Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.

Противоречие диалектическое – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, противоречие занимает центральное место в диалектике.

Сенсуализм – метод познания, согласно которому знание выводится из деятельности органов чувств, сведение элементов в сумму при помощи чувственного знания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Видные представители материалистического сенсуализма - Гассенди, Т. Гоббс, Д. Локк, идеалистического сенсуализма – Дж. Беркли, Д. Юм.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (заключение).

Славянофилы – течение русской философии, выступавшее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов – в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Такие же особенности они усматривали и у зарубежных славян, откуда и название течения, данное им западниками. Видные представители течения: А. Хомяков, И. Киреевский, И. Аксаков, К. Аксаков, Ю. Самарин. К ним примыкали писатели и поэты В. Даль, Ф. Тютчев, А. Григорьев, Н. Языков, историки Ф. Буслаев и В. Григорович.

Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть; может произойти так, но может произойти и иначе.

Структурализм – философский подход, в основе которого лежит идея структуры, т.е. порядка, упорядоченного расположения, устойчивого способа организации системы и ее внутренних отношений; как философский подход противоположен атомизму.

Субстанция – вещь в сверхприродном смысле; сущее, самодостаточное в отличие от отношений, свойств и функций, которое является началом и причиной всего.

Сциентизм – абсолютизация науки, особенно естествознания, как единственного образца собственно научного способа осмысления сущего.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм как метод противостоит иррационализму и сенсуализму. Основной вклад внесли Декарт, Спиноза, Лейбниц, Мальбранш.

Реализм средневековый – учение о существовании универсалий (общего) как в виде концепций о трех видах существования (до вещей, в вещах и после вещей), так и в виде концепции……..

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений, из отказа от признания преемственности в развитии знания, преувеличения зависимости процесса познания от его условий.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением первенству теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Господствовал в Европе в средние века.

Телеология – воззрение, согласно которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей.

Теодицея – оправдание Бога.

Трансцендентальное – то, что способствует объяснению возможности априорного знания.

Феноменология – учение о феноменах, или возникающих в сознании смыслах предметов. Согласно Э. Гуссерля, внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить свои выводы исходя из этого факта. Во время анализа должно воздерживаться от суждений о внешнем мире, в своих стремлениях изучать феномены философ имеет дело и с внешним миром, и с внутренним миром человека.

Философия жизни – иррационалистическое философское течение XIX – XX века ставящее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Имеет несколько разных направлений: биолого-натуралистическое (Ф.Ницше, Клагес, Т. Лессинг), историцистское (Дильтей, Шпенглер, Зиммель, Ортега-и-Гассет), пантеистическое (Бергсон)

Экзистенциализм – одно из главных направлений западной философии XX века, для которого характерна антропологическая ориентация: в центре его внимания – проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Представители направления: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Бубер. Духовные истоки в философии жизни. Экзистенциалисты различают бытие и существование: бытие относится к окружающей человека природе и обществу, существование – к внутренней жизни человека, индивидуальному «Я». Индивид – это страдающее существо, заброшенное во враждебный и холодный мир.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта. Либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму. В противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

 

ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ

Промежуточный контроль

  1. Философия – это

§ поиск смысла жизни

§ исследование мировых закономерностей

§ вид духовной деятельности

§ наука о мышлении

§

  1. Объект и субъект – это

§ два общающихся человека

§ термины суждения

§ философ и его ученик

§ окружающий мир и познающий человек

 

  1. Идеальное - это

§ бестелесное и совершенное

§ умопостигаемое и сверхчувственное

§ все перечисленное

§ ничто из перечисленного

  1. Онтологией называется

§ существование Бога

§ сверхчувственное бытие

§ учение о бытии

§ учение о добре и зле

  1. Под материей понимается

§ инобытие духа

§ единственная реальность

§ первоначало мира

§ всё, чувственно воспринимаемое

  1. Аскетизм – это

§ противоположность гедонизма

§ синоним фатализма

§ направление в философии

§ то же, что буддизм

  1. Перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира называется

§ антропоцентризмом

§ антропологизмом

§ антропогонизмом

§ антропоморфизмом

§

  1. Апейрон – это

§ философский трактат

§ нечто бесконечное

§ греческий философ

§ пифагорейское божество

  1. Основателем элейской школы был

§ Ксенофонт

§ Ксенофан

§ Ксенократ

§ Парменид

  1. Положение «Все течет, все изменяется» принадлежит

§ Гесиоду

§ Гераклиту

§ Гомеру

§ Герострату

  1. Диалектика – это философское учение

§ о вечности Бытия

§ о всеобщей относительности

§ о происхождении мира

§ о всеобщем изменении

 

  1. Положение, в силу которого все в мире относительно, является

§ субъективизмом

§ агностицизмом

§ скептицизмом

§ релятивизмом

§

  1. «Сколько людей, столько и мнений», - считали

§ элеаты

§ стоики

§ софисты

§ киники

  1. Анархизм свойствен

§ Сократу

§ Диогену

§ Аристиппу

§ Платону

§ Фалесу

  1. Гедонизм – это

§ отказ от желаний

§ утверждение свободы

§ обретение невозмутимости

§ стремление к удовольствиям

  1. «Отойди и не загораживай мне Солнца», - сказал Диоген

§ Аристотелю

§ Анаксагору

§ Антисфену

§ Александру Македонскому

  1. Мысль о том, что Боги бессмертны и блаженны, в силу чего никак не влияют на человеческую жизнь, принадлежит

§ Эмпедоклу

§ Эпиктету

§ Эпикуру

§ Эроту

  1. Идея о том, что материя неизбежно стремится к превращению в хаос и поэтому необходима внешняя нематериальная сила, которая, удерживала бы ее от этого, представляет собой одно из доказательств существования Бога, а именно –

§ онтологический аргумент

§ материальный аргумент

§ телеологический аргумент

§ космологический аргумент

  1. Реализм средневековый – это философская идея, утверждавшая

§ реальность физического мира

§ необходимость реалистического отображения действительности

§ реалистический взгляд на природу разума

§ реальное существование общих понятий

  1. Рассуждение: «У всякой вещи есть своя причина, ибо ничто не происходит из ничего; значит, и у нашего мира в целом тоже есть причина, которой может быть только Бог», - представляет собой одно из доказательств существования Бога, а именно:

§ онтологический аргумент

§ космологический аргумент

§ телеологический аргумент

§ причинный аргумент

  1. Фома Аквинский во многом заимствовал воззрения античного мыслителя

§ Платона

§ Аристотеля

§ Сократа

§ Пифагора

  1. Пантеизм Джордано Бруно является

§ политеистическим

§ атеистическим

§ натуралистическим

§ реалистическим

  1. Продолжателями бэконовского эмпиризма в философии Нового времени были

§ Декарт и Картезий

§ Спиноза и Лейбниц

§ Гоббс и Локк

§ Кант и Фихте

§ Шеллинг и Гегель

  1. Представителем эмпиризма в новой философии не был

§ Бэкон

§ Гоббс

§ Локк

§ Спиноза

  1. Философская система Декарта представляет собой вариант

§ материализма

§ идеализма

§ пантеизма

§ дуализма

  1. Субстанцией в учении Спинозы является

§ мировой разум

§ бесконечная материя

§ личный Бог-творец

§ мыслящее я

§ пантеистическое начало

  1. Трансцендентальное по И. Канту – это

§ непознаваемая сущность вещей

§ божественный мир идей

§ то же, что трансцендентное

§ доопытные формы сознания

  1. Марксистская философия во многом базировалась на

§ атеизме Гоббса

§ материализме Фейербаха

§ пантеизме Гегеля

§ рационализме Декарта

  1. Воля в учениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше – это совокупность

§ желаний и инстинктов

§ настроений и чувств

§ страстей и порывов

§ бессознательных побуждений

§ иррациональных мотивов

§ всего вышеперечисленного

ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ

Выходной контроль

Задание №1

Рационально оформленная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире есть:

Варианты ответов:

- философия *

- религия

- искусство

- мифология

 

Задание №2

Эвристическая функция связана с ______________ значением философии:

Варианты ответов:

- гуманистическим

- практическим

- методологическим

- культурно-воспитательным

 

Задание №3

В отличие от науки философия…

Варианты ответов:

- опирается на факты

- является систематизированным знанием

- постигает мир в его универсальной целостности

- внутренне непротиворечива

Задание №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.012 с.)