Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль украины ХХ века и философия украинской диаспоры

Поиск

 

В украинской философии ХХ века причудливым образом переплетаются различные философские традиции, школы и направления, отражающие динамичную историю государства и смену его идеологических парадигм. В первой трети нового столетия наиболее яркими образами философского миропонимания явились концепции М.С. Грушевского, известного политического и государственного деятеля, идеолога украинизации Н.А. Скрипника, историка философии и философии культуры В. А Юринца, теоретика социально философии Я. Билыка и другие. В их теоретическом наследии содержится и обоснование философии национальной идеи (М, Грушевский, Н. Скрипник), и рассмотрение философских проблем естествознания (В. Юринец, Д. Блохинцев), и критика идеологии украинского буржуазного национализма и великодержавного шовинизма (Комиссия философии при Академии наук УССР) и пропаганда изучения трудов К. Маркса и Ф. Энгельса в переложении ленинского этапа развития философии.

В 40 – е годы много внимания уделяется развитию в стране учебной и научной институциональной базы по философии, большое значение имеет открытие в Киевском государственном университете философского факультета, в учебных планах которого значительное место отведено изучению проблем диалектического и исторического материализма, методологии философского исследования, теме единства диалектики, логики и теории познания. С последней связано имя известного ученого П. В. Копнина, который не только обозначил новое направление в философском знании, тем самым определив стратегию философского поиска в 60-е годы, но и организовал философскую школу, реализовавшую философский потенциал в разработке гносеологических проблем диалектико-материалистической философии.

70-е годы - время активного философского осмысления научно-технической революции. Институт философии в коллективных монографиях анализирует влияние научно-технической революции на все сферы деятельности человека, доминирующей темой становится исследование мировоззренческих аспектов технологической деятельности. В. И. Шинкарук, Ю.А.Богданов, С.Б.Крымский, М.Ф.Тарасенко, В.П.Иванов, М.А.Парнюк развивают концептуальное представление о категориях «практика» и «деятельность», представляют новое понимание человеческого опыта как культурно-исторической интерпретации субъективной деятельности, углубленно исследуют категории не только как формы познавательной активности, но и как формы мировосприятия и формы культуры.

Исходя из опыта мировоззренческого и социально-исторического исследования категорий, философы на основе накопленного психологией, языкознанием, историей техники и науки материала вносят новый вклад в реализацию программы категориальных форм. Делается попытка развить общую теорию способов категоризации действительности, захватывающую сферу не только научного, но и массового сознания[17]. Главной в философском знании становится мысль об органическом единстве мировоззренческой и методологической функции философии, о повышении значимости философских исследований в области общественной жизни и социальной практики.

Философская культура украинской диаспоры также характеризуется разнообразием проблемного поля исследований. В ней разрабатывается философия национальной идеи и в этом контексте философия рассматривается как репрезентатор национальной культуры и истории (Д.И. Чижевский), в духе волюнтаризма Шопенгауэра и Ницше предлагается версия «интегрального национализма» (Д. Донцов), в религиозно-волюнтаристском аспекте интерпретируется феномен нации и народа (В.К. Липинский), создается так называемая «философия счастья» (В. К Винниченко). Философия счастья или «конкордизм» поднимает тему, волнующую человека и человечество – тему счастья. Счастье понимается как состояние внутренней гармонии, следующее за достижением равновесия между жизненными ценностями, предполагающем согласованность между разными сферами бытия, между индивидуальным и коллективным. В философии Винниченко аккумулируется проблематика всей украинской философии, в ней находят отголоски идеи Г Сковороды и П. Юркевича, Н. В Гоголя и И. Франко, М Драгоманова и Т. Шевченко. «Философия счастья» размышляет о счастье человека и человечества, о том самом главном, ради чего человечество и существует.

Таким образом, отечественная философия отразила всю сложность и драматичность истории этноса, показала оригинальность и своеобразие собственной философской традиции неповторимым переплетении позиций, концепций и школ, представив тем самым уникальный вариант философствования в мировой философской культуре.

 

 

Литература

 

1) Антична культура і вітчизняна філософська думка К., 1990

2) Горський В.С. Історія української філософії.. Курс лекцій. К..1996

3) Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х - ХУ11вв. М.,1990

4) Захара И.С.. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже ХУ11-ХУ111 вв. (Стефан Яворский) Киев.1982.

5) Коломієць Т.А. Історія філософської думки в Україні.ч.1. Епоха феодалізму. Харків, ХАЇ. 1994.

6) Нитик В.М. Философия и психология Киевской братской школы в контексте восточнославянского возрождения. – Проблемы философии. Киев,1987,с.83-91.

7) Огородник І.В., Русин М.Ю. Українська філософія в іменах. К.1997.

8) Сковорода Г. Вибрані твори в двох томах. К 1972.

9) Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Киевской Руси. М.,1988

10) Украинские революционные демократы.М.,1954

11) Философская мысль в Киеве. К.1982.

12) Философская и социологическая мысль. Раздел: К 170-летию Памфила Юркевича.1966 № 3-4.,с.3-72.

13) Юркевич П. Философские произведения М.1990.

 

 

Вопросы для повторения

Каковы особенности украинской философской мысли?

Охарактеризуйте проблемное поле философии Киевской Руси.

Проследите эволюцию «философии сердца» в отечественной философской культуре.

В чем сущность традиции романтизма в украинской философии?

Охарактеризуйте традиции и современность украинской философии.

 

 


[1] Повесть временных лет.ч.1.стр.102

[2] Антология мировой философии. Т.1, с. 625-626

[3] цит. по Истории философии в СССР, М.1968, с. 395.

[4] Полн.собр.соч.,т.1, с.18.

[5] Там же, с.329.

 

[6] там же, с.382.

[7] там же, с.433.

[8] там же, с. 379.

 

[9] там же, с.410.

[10] там же, с.318.

[11] т.1.с.193.

[12] там же, с. 353.

[13] там же, с.217.

[14] Шевченко Т. Полн. собр. соч. в 6-ти т., К.1963.т. 2, с.215.

[15] В. Г. Белинский. Собр. Соч. в трех томах. М., 1948. т.11. с.605.

[16] Юркевич П. Д. Философские произведения. – М.,1990. – с. 72.

[17] Материалы симпозиума. См. Філософська думка, 1980, № 5 с.105-117, № 6. С. 90-123.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.006 с.)