Особенности украинской философской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности украинской философской культуры



Оглавление

 

Введение 5

Особенности украинской философской культуры 6

Периодизация украинской философской культуры 7

Философские идеи в культуре Киевской Руси 8

Становление этнического философского самосознания в культуре Х1У – ХУ1 вв. 13

Философская мысль Киево-Могилянской академии 17

Философские идеи просветительской идеологии Кирилло - Мефодиевского братства (декабрь 1845 – март 1847) 26

Философские идеи в творчестве деятелей украинской культуры Х1Х - первой половины ХХ века 29

Философская концепция Памфила Юркевича (1826-1874) 31

Академическая философия конца Х1Х – начала ХХ века 34

Философская мысль Украины ХХ века и философия украинской диаспоры 35

Литература 38

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского

 

 

О.В. Ковалевская

Украинская философия

 

 

Методическое пособие для студентов, магистров и аспирантов

 

 

Харьков «ХАИ» 2004

Введение

В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Ее своеобразие определяется, с одной стороны, историческими условиями формирования этнической ментальности, тем сложным переплетением мировоззренческих оснований близких по духу и крови братских славянских народов, которые соединились в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влиянием лучших образцов философской мысли, отразивших становление классической философской культуры в европейском самосознании.

Особенность украинской философии заключается еще и в том, что она не представила себя в систематизированных и стройных теориях, за исключением некоторых учений (Сковороды, Юркевича, академической философии конца Х1Х – начала ХХ века), а растворила себя в литературно- публицистическом творчестве известных писателей и поэтов (Гоголь, Шевченко, Франко), полемической мысли украинского Ренессанса ХУ-ХУ1 в (И.Вышенский, З.Копыстенский, Г. Смотрицкий), реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов.

Украинская философская мысль сложна для восприятия тем, что как ни какая другая философская традиция, она отражает духовно-практическую историю нации, характер ментальности этноса, оригинальность ее социокультурного фона, и только понимание всех этих факторов во взаимодействии явится условием раскрытия самобытности украинской философской мысли.

Следует отметить, что традиционная привычка к шаблонным обобщениям иногда затрудняет объективное исследование предмета. Особенно это относится к тем вопросам общественной жизни, культуры и истории народа, относительно которых господствует, как правило, поверхностный взгляд, полагающий себя в категоричности характеристик, четких идеологических акцентах, претензиях на универсальность концептуальных определений. Но действительный предмет, в нашем случае философская мысль слагается более осложненно, менее прямолинейно, чем типические обобщения; те или иные отдельные понятия не исчерпывают иногда сущности исследуемого явления, новые не искореняют сразу давних, обозначая принципиально иную теоретическую модификацию изучаемого феномена, и история украинской философии являет этому замечательное подтверждение. Она представляет переплетение разных исторических периодов, переработанное под влиянием общего течения общественной жизни, в ней встречаются отголоски борьбы одного мировоззрения с другим, в ее современности содержится предание.

Попробуем рассмотреть особенности, исторические этапы, основные проблемы украинского философского сознания как проявления драматичной духовной истории украинского народа, как отражение его ментального своеобразия и проявления самобытной национальной культуры.

Академическая философия конца Х1Х – начала ХХ века

 

Романтическо-экзистенциальная традиция в украинской философии оказалась далеко не единственной формой выражения философского миропонимания и органично вписалась в многообразие учений и школ периода конца Х1Х – начала ХХ века. Центрами философского знания стали кафедры киевского, харьковского, одесского университетов, представленные концепциями А. Козлова, Г. Челпанова, А. Потебни, М. Драгоманова, В.Зеньковского, А.Гилярова и других.

Научные интересы академического философствования затрагивали самую разнообразную проблематику. Среди обсуждаемых тем были вопросы социальной философии и гуманитарного знания (так, М. Драгоманов рассматривал развитие человека и общества в зависимости от этнических факторов, экономических оснований, духовно-культурного контекста общественной жизни и полагал, что социальный прогресс является отражением объективного исторического процесса, а решение социальных и экономических проблем тесно связано с решением национального вопроса); фольклорист и этнограф А. Потебня исследовал проблему соотношения языка и мышления в контексте инвариантов культуры, показал активную роль языка в формировании мысли, тем самым, явился одним из непосредственных основателей системно-структурного подхода к изучению языка. Достаточно оригинальным был и философский «панпсихизм» А. Козлова, рассматривающий бытие как духовную субстанцию, в свете которой материальные предметы выступают лишь как символы разнообразных форм проявления всеобщей духовной субстанции, а сама философия понимается как наука о единстве, взаимосвязи и взаимодействии духовного и материального. В этом плане философия является не только способом осмысления мира и знания о нем, но и гарантией интеллектуального порядка и аккумулятором моральных принципов, спасающих мир от этической и познавательной анархии.

Таким образом, академическая философия остается верна своим идеологическим принципам: она представляет философию как культурно-нравственное обоснование знания о мире и человеке, как способ сознания моральных, эстетических и гносеологических идеалов, выражающих потребности культурного национального самосознания.

 

Литература

 

1) Антична культура і вітчизняна філософська думка К., 1990

2) Горський В.С. Історія української філософії.. Курс лекцій. К..1996

3) Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х - ХУ11вв. М.,1990

4) Захара И.С.. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже ХУ11-ХУ111 вв. (Стефан Яворский) Киев.1982.

5) Коломієць Т.А. Історія філософської думки в Україні.ч.1. Епоха феодалізму. Харків, ХАЇ. 1994.

6) Нитик В.М. Философия и психология Киевской братской школы в контексте восточнославянского возрождения. – Проблемы философии. Киев,1987,с.83-91.

7) Огородник І.В., Русин М.Ю. Українська філософія в іменах. К.1997.

8) Сковорода Г. Вибрані твори в двох томах. К 1972.

9) Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Киевской Руси. М.,1988

10) Украинские революционные демократы.М.,1954

11) Философская мысль в Киеве. К.1982.

12) Философская и социологическая мысль. Раздел: К 170-летию Памфила Юркевича.1966 № 3-4.,с.3-72.

13) Юркевич П. Философские произведения М.1990.

 

 

Вопросы для повторения

Каковы особенности украинской философской мысли?

Охарактеризуйте проблемное поле философии Киевской Руси.

Проследите эволюцию «философии сердца» в отечественной философской культуре.

В чем сущность традиции романтизма в украинской философии?

Охарактеризуйте традиции и современность украинской философии.

 

 


[1] Повесть временных лет.ч.1.стр.102

[2] Антология мировой философии. Т.1, с. 625-626

[3] цит. по Истории философии в СССР, М.1968, с. 395.

[4] Полн.собр.соч.,т.1, с.18.

[5] Там же, с.329.

 

[6] там же, с.382.

[7] там же, с.433.

[8] там же, с. 379.

 

[9] там же, с.410.

[10] там же, с.318.

[11] т.1.с.193.

[12] там же, с. 353.

[13] там же, с.217.

[14] Шевченко Т. Полн. собр. соч. в 6-ти т., К.1963.т. 2, с.215.

[15] В. Г. Белинский. Собр. Соч. в трех томах. М., 1948. т.11. с.605.

[16] Юркевич П. Д. Философские произведения. – М.,1990. – с. 72.

[17] Материалы симпозиума. См. Філософська думка, 1980, № 5 с.105-117, № 6. С. 90-123.

Оглавление

 

Введение 5

Особенности украинской философской культуры 6

Периодизация украинской философской культуры 7

Философские идеи в культуре Киевской Руси 8

Становление этнического философского самосознания в культуре Х1У – ХУ1 вв. 13

Философская мысль Киево-Могилянской академии 17

Философские идеи просветительской идеологии Кирилло - Мефодиевского братства (декабрь 1845 – март 1847) 26

Философские идеи в творчестве деятелей украинской культуры Х1Х - первой половины ХХ века 29

Философская концепция Памфила Юркевича (1826-1874) 31

Академическая философия конца Х1Х – начала ХХ века 34

Философская мысль Украины ХХ века и философия украинской диаспоры 35

Литература 38

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского

 

 

О.В. Ковалевская

Украинская философия

 

 

Методическое пособие для студентов, магистров и аспирантов

 

 

Харьков «ХАИ» 2004

Введение

В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Ее своеобразие определяется, с одной стороны, историческими условиями формирования этнической ментальности, тем сложным переплетением мировоззренческих оснований близких по духу и крови братских славянских народов, которые соединились в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влиянием лучших образцов философской мысли, отразивших становление классической философской культуры в европейском самосознании.

Особенность украинской философии заключается еще и в том, что она не представила себя в систематизированных и стройных теориях, за исключением некоторых учений (Сковороды, Юркевича, академической философии конца Х1Х – начала ХХ века), а растворила себя в литературно- публицистическом творчестве известных писателей и поэтов (Гоголь, Шевченко, Франко), полемической мысли украинского Ренессанса ХУ-ХУ1 в (И.Вышенский, З.Копыстенский, Г. Смотрицкий), реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов.

Украинская философская мысль сложна для восприятия тем, что как ни какая другая философская традиция, она отражает духовно-практическую историю нации, характер ментальности этноса, оригинальность ее социокультурного фона, и только понимание всех этих факторов во взаимодействии явится условием раскрытия самобытности украинской философской мысли.

Следует отметить, что традиционная привычка к шаблонным обобщениям иногда затрудняет объективное исследование предмета. Особенно это относится к тем вопросам общественной жизни, культуры и истории народа, относительно которых господствует, как правило, поверхностный взгляд, полагающий себя в категоричности характеристик, четких идеологических акцентах, претензиях на универсальность концептуальных определений. Но действительный предмет, в нашем случае философская мысль слагается более осложненно, менее прямолинейно, чем типические обобщения; те или иные отдельные понятия не исчерпывают иногда сущности исследуемого явления, новые не искореняют сразу давних, обозначая принципиально иную теоретическую модификацию изучаемого феномена, и история украинской философии являет этому замечательное подтверждение. Она представляет переплетение разных исторических периодов, переработанное под влиянием общего течения общественной жизни, в ней встречаются отголоски борьбы одного мировоззрения с другим, в ее современности содержится предание.

Попробуем рассмотреть особенности, исторические этапы, основные проблемы украинского философского сознания как проявления драматичной духовной истории украинского народа, как отражение его ментального своеобразия и проявления самобытной национальной культуры.

Особенности украинской философской культуры

 

Самой сложной проблемой в критическом анализе феномена украинского философствования является тема специфики украинской философской традиции, которая отражает и представляет особое прочтение самой философии - философии как метафизической сущности социального индивидуума, раскрывающего себя через ход истории. Множественность философских построений не всегда позволяет разглядеть ту общую сущность, которая конституирует предельный философских смысл как проявление уникальной философской традиции, но в то же время требует обратить внимание на оригинальность почвы, откуда вытекает характер и форма философствования.

Любая философия всегда есть отображение типа и сущности особого мышления, мышления, в котором реконструируется традиция национальной культуры, той цельной жизни духа, что воплощается в характере самой философии. В этом плане главной особенностью украинского философского знания, равно как и русского можно считать, что самобытная украинская философия есть раскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути в жизни. Поэтому в противоположность рационалистическому устремлению к смысловой отвлеченности, украинское философствование всегда конкретно, целостно; оно руководствуется мистической наследственностью культурного исторического самосознания и требует понимания себя из господствующих интересов народного и частного быта. Онтологическая конкретность (первая особенность) украинской философской мысли проявляется в следующем: с одной стороны, она достигает мировых всечеловеческих вершин в глубоко философском творчестве Сковороды, Гоголя, Франко, Шевченко и отражает весьма оригинальную особенность их философствования – отсутствие систем как таковых. С другой стороны жизненная конкретность украинского философского сознания делает ряд замечательных попыток защитить принципиальный онтологизм метафизического сознания от рассудочного ratio самобытностью красок художественного слова, живыми образами художественного творчества, и в этом плане ее можно считать и философией Слова, религией Слова, религией Логоса.

Логос – принцип объективно- божественный. Осознание Логоса есть осознание Божества, поэтому само сознание в силу этих причин уже религиозно. Отсюда вытекает вторая особенность украинского философствования – его глубокая и коренная религиозность. Однако, не следует понимать религиозность как бесконечную идею Бога в тематике проблем, речь идет об идее христианского подвига в форме личностного подвижничества через утверждение и раскрытие всех творческих и существенных сторон личности, этого ядра космической жизни. Именно поэтому украинское философствование неразрывно связано с действительной жизнью человека и народа, чувствует дух времени и нередко является культуре в виде публицистического философствования (труды деятелей кирилло-мефодиевского братства, оригинальные концепции представителей идеологии братских школ.)

Далее, сознание Логоса, его космической и мистической наполненности предполагает в качестве условия сверхобычную напряженность личной жизни, повышенное онтологически жизненное самосознание, Мудрость Слова не может быть дана помимо личности. Она раскрывается через личность и в личности. Всякое усвоение логоса, поэтому сопряжено с внутренней борьбой, духовным подвигом, напряженность которого приводит в движение скрытые силы и резервы духа. Отсюда понятна и естественна третья черта украинской философии – ее персонализм как подчеркнутая значительность личности ее творцов и создателей.

Г.С. Сковорода, полный священного и мистического внутреннего огня, гораздо значительнее своих произведений, Н.В. Гоголь не написал ни единого «философского» произведения, но жизнь его проникнута такой мыслью, такой сознательной философской идеей, что философская значительность этой жизни, а особенно последних его лет, заслуживает особого прочтения. Поэтому мало знать, что написали и сказали Сковорода, Гоголь, Юркевич – необходимо знать, что они пережили и как они жили. Порывы чувства, инстинктивные движения воли, выраставшие из глубин их философского сознания, нужны не для психологического истолкования психологической стороны их личности, а для углубления в логический состав их идей.

Эти особенности украинской философской мысли: онтологизм как направленность в бытийность, понятую как целостность духовного и телесного, религиозность как обращенность и к божественному и трансцендентному, персонализм как выразимость личности в типе философствования создают тот неповторимый и оригинальный вариант философской культуры, который реконструирует эволюцию историко-культурного образа украинского этноса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.028 с.)