ТОП 10:

Религиозно-философская мысль в средневековой Руси



Е.Е. МИХАЙЛОВА

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

Курс лекций

Тверь 2009

 

 

УДК 930.1 (470)

ББК Ю63г (2), 022

М69

 

Михайлова, Е.Е. Русская философия: учебное пособие /Е.Е. Михайлова. Тверь: Изд-во ТГТУ, 2009. 124 с.

 

Учебное пособие «Русская философия» соответствует стандартам, рекомендуемым Министерством образования и науки. Лекции и тестовые задания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения Тверского государственного технического университета и могут оказаться полезным в организации их самостоятельной работы.

 

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Б.Л. Губман; кандидат философских наук, доцент С.В. Рассадин

 

 

ISBN 978-5-7995-0473-1 © Тверской государственный

технический университет, 2009

 

 

Лекция 1

Религиозно-философская мысль в средневековой Руси

 

План

1. Характерные черты и периодизация русской философии

2. Начало русской философской мысли

3. Полемика иосифлян и нестяжателей. Иосиф Волоцкий. Нил Сорский

4. Политическая концепция «Москва – третий Рим». Старец Филофей. Максим Грек

5. Правда и власть в воззрениях И.С. Пересветова

 

Список литературы

 

1. Лосский Н. История русской философии. М.: Академический проспект, 2007. С. 539-548.

2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. С. 5-48.

3. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 7-31.

4. Философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел III. История русской философии. М.: Норма, 2008. С. 342-432.

5. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 3-62.

Полемика иосифлян и нестяжателей. Иосиф Волоцкий.

Нил Сорский

Спор иосифлян и нестяжателей – одно из основных событий в духовной жизни Московского царства XV-XVI вв. Центральными фигурами в идейной борьбе были духовные лидеры этих течений - Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Непосредственной темой спора стало отношение к монастырскому землевладению, против которого выступали Нил Сорский и другие заволжские старцы. Они настаивали на отказе церкви от «стяжания» материальных благ как вступающего в противоречие духу евангельской проповеди. Историческая победа осталась за иосифлянами: нестяжательство было осуждено на церковных Соборах 1503 и 1531 гг. Но смысл и значение этого русского спора не исчерпывается лишь его социальной стороной. Оценки ему в дальнейшем давались самые разнообразные.

Так, Н.А. Бердяев в сочинении «Русская идея» говорит, что Нил Сорский – это «предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции», а Иосиф Волоцкий – «враг всякой свободы». Г.П. Федотов движется в этом же направлении, но дает более взвешенную оценку. Он считает, что начало духовной свободы и мистической жизни, свойственной нестяжателям, следует противопоставлять социальной организации и «уставному благочестию» иосифлян. Г.В. Фроловский, подчеркивает, что спор шел о самих началах и пределах христианской жизни, что здесь не противопоставляется правда и ложь, а сталкиваются две равноценные точки зрения или «две правды». «Правда» Нила Сорского состоит в том, что он отмечает необходимость «умного делания» - постоянной внутренней борьбы человека со своими дурными помыслами и порочными страстями. «Правда» Иосифа Волоцкого состоит в том, что он высказывает мысль о божественной природе монархической власти, о единстве церкви и государства.

Политическая концепция «Москва – третий Рим».

Старец Филофей. Максим Грек

 

С идеологией иосифлянства связана сформировавшаяся в XV-XVI веках общественно-политическая концепция «Москва – третий Рим». Все началось с послания старца Филофеяк великому московскому князю Василию III в начале XVI в., в которой игумен псковского Елеазарова монастыря формулирует идею божественного союза московских государей и православной церкви и актуализирует византийскую тему «странствующего царства». Филофей говорит о том, что «первый Рим» - Римская империя - пал от варваров; «второй Рим» - Византия - пала от предательства, а «третий Рим» – Москва остается единственной великой православной державой, хранителем византийских традиций. В первом случае речь идет о том, что германские племена разгромили Римскую империю и на ее обломках построили свои древние государства. Мы знаем, что второй Рим – Константинополь – был захвачен турками. Что же означают слова Филофея о «предательстве»? Дело в том, что Константинополь, окруженный турками, попросил помощи у Рима. Рим согласился, однако, при одном условии: подписать унию (единение) католической и православной церквей, под эгидой католической. Византийские правители согласились, уния была подписана. Однако Рим военной помощи не оказал и Константинополь пал. Вот почему Филофей говорит именно о предательстве: для него Византия пала не от ударов турок, а от «предательства веры».

«Послания» Филофея были адресованы разным лицам. Но его обращение именно к Василию III имеет особое значение. Сын великого московского князя Ивана III, завершившего процесс объединения русских земель вокруг Москвы, и византийской принцессы Софьи Палеолог, Василий III был первым московским правителем, в жилах которого текла кровь византийских императоров.

Из послания Филофея вытекают три исторических значения Москвы:

1) Москва является не только центром единого российского государства начиная с XV в., но, после падения языческого Рима и отклонившейся от православия Византии, она остается единственной великой православной державой, преемницей Рима и Константинополя;

2) Россия становится православно-христианским универсальным государством, осознающим себя наследником прав и обязанностей Римской империи с устойчивым убеждением уникальности своей судьбы и сильными антилатинскими настроениями;

3) Московские государи получают власть из рук церкви, таким образом, их правление приобретает харизматический характер, так как власть дается им свыше - Богом.

Непосредственное отношение к дальнейшему развитию концепции «Москва – третий Рим» имеет выдающийся греческий просветитель Максим Грек (ок. 1475-1556). В 1518 г. по просьбе великого князя Василия III он прибывает в Москву из Афона с другими монахами-переводчиками. Довольно быстро овладев русским языком и приняв постриг, благодаря своему уму и глубокому знанию европейской культуры Максим Грек приобретает заметное влияние в московском обществе. В полемике нестяжателей и иосифлян философ занимает позицию, близкую первым, осуждая в своих сочинениях стяжательство. Обвиненный в политических преступлениях и ереси, он много лет провел в заточении. Лишь последние восемь лет прожил в Троице-Сергиевом монастыре в качестве свободного монаха.

Максим Грек традиционно выделяет в человеке три начала: плотское, душевное и духовное. Ум играет главенствующую роль по отношению к душе и телу. Добиться власти над телом позволяет аскетическая практика. Ум сам нуждается в просвещении, которое тесно связано с нравственным совершенствованием. Чтобы постичь истину, надо жить в ней. Необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Если «сердце суетно», если «вмещается в сердце враг и ослепляет душевные очи», то никакое постижение истины, и, следовательно, спасение, невозможно. Сердце – символ цельности душевной жизни. У Максима Грека, как это принято в православной традиции, достичь чистоты сердца и ума позволяет любовь к Богу и ближнему, и она превыше всего.

В оригинальном учении о «молчании» Максима Грека чувствуется влияние исихазма. Исихазм - мистическое течение в Византии в 13-14 вв. о пути человека к единению с богом через «очищение сердца» и через сосредоточение сознания в самом себе. Молчание для Максима Грека – это состояние духовной сосредоточенности, позволяющей отойти от суетности и приблизиться к истине. Оставаясь верным аскетическим традициям, философ все же признает важным культурное творчество и свободу нравственного выбора. В воззрениях на государственную власть он является сторонником гармонического единства власти светской и духовной. Идеологию культа государственной власти, подчиняющей себе церковную, Максим Грек решительно не принимает. Его идеал – просвещенный властитель, глубоко чувствующий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет церкви и служителей.

Итак, созданная в условиях объединения русских земель в единое централизованное государство, концепция «Москва – третий Рим» надолго стала главным символом российской власти. В самой идее «Москва – третий Рим» изначально не содержалось никакой мысли об особом превосходстве и мессианистском призвании русского народа. Мессианизм самого старца Филофея носил исключительно религиозный характер. Идеологический смысл концепция стала приобретать в XIX-XX столетиях. Это проявилось, главным образом, в имперских притязаниях России на влияние в балканских странах в течение всего XIX столетия. Это же проявилось в условиях «холодной войны» между США и СССР в 60-70-х гг. XX вв.

 

Лекция 2

План

 

1. Реформы Петра I – истоки русского просвещения

2. Мыслитель Г.С. Сковорода и его учение о человеке

3. Философские воззрения М.В. Ломоносова

4. Просветитель Н.И. Новиков

5. Философские идеи А.Н. Радищева

Список литературы

 

1. Лосский Н. История русской философии. М.: Академический проспект, 2007. С. 4-11.

2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. С. 49-67.

3. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 32-53.

4. Философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел III. История русской философии. М.: Норма, 2008. С. 342-432.

5. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 63-72, 83-88, 89-94.

 

 

Просветитель Н.И. Новиков

Особенностью русского просвещения второй половины XVIII века, вызванного к жизни широкими идейно-теоретическими процессами после петровских реформ, было то, что выразителем его идеологии стала не буржуазия, а дворянство. Дело в том, что Петр I осуществлял свои преобразования преимущественно для дворянства на фоне усиления крепостнической системы, а Екатерина II в своей «Жалованной грамоте дворянству» и вовсе освободила их от обязательной государственной службы и разрешила полноправно распоряжаться своими крестьянами. Таким образом, расширение прав верхнего общественного слоя сопровождалось закрепощением низшего слоя. Поэтому дворянство стояло на защите самодержавия как главного гаранта своих привилегий, а идеи просвещения приобрели так называемый «охранительный» характер, т.е. обосновывали разумность и законность царской власти.

У историков на этот счет есть термин «просвещенный абсолютизм». Речь идет о противоречивом характере российского самодержавия этого периода. По форме оно носит просвещенческий характер: правитель разрешает открытие новых типографий и журналов, открыто поддерживает того или иного «вольнодумца», считая, однако, себя вправе вершить его судьбу. По содержанию же в стране господствуют феодальные порядки, усиливается крепостное право. Такова «просвещенная монархия» Пруссии и России. Лицемерные правители поддерживали переписку с просветителями, просили у них совета по различным государственным вопросам, старались не только украшать свои дворы светилами науки и поэзии, но и занять известное место в мире законодателей литературных вкусов. Именно с этой целью Фридрих II вызывает Вольтера ко двору и пишет «Антимакиавелли», а Екатерина II оказывает материальную помощь Дидро, выкупая его библиотеку, и пишет знаменитый Наказ для законодательной комиссии в духе Монтескье и Беккарио. При этом государство Фридриха II держится не на общенациональных интересах, а на насилии и страхе, а Россия с ее «просвещенной» правительницей, наряду с Австро-Венгрией и Пруссией участвует в трех разделах Польши.

В этой связи интересна судьба Николая Ивановича Новикова (1744-1818). Писатель-сатирик, историк литературы и критик, философ-моралист, автор педагогических трудов, крупный книгоиздатель времен правления Екатерины II. Из его типографии вышло более 1000 наименований книг, в том числе переводы Руссо, Вольтера, Монтескье, Свифта, Шекспира. Новиков был одним из просветителей, заложивших основы идеологии русского просвещения. В издававшихся им журналах «Трутень», «Живописец», «Московское издание» и др. он активно отстаивает права крестьян и людей среднего сословия, борется против преклонения перед иностранной, в особенности французской, культурой и идеологией, высоко оценивает национальную русскую самобытную культуру. Критика дворян, увлекающихся «всем французским», обернулась в его произведениях общей критикой правления Екатерины II. В 1770-е гг. Новиков сблизился с масонами. Масоны (с фр. francs-masons – вольные каменщики) - члены религиозно-этического общества, возникшего в 18 в. в Великобритании, затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы, в том числе и России. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозно-братском союзе. Проповедь нравственного самоусовершенствования у масонов сопровождалась специальной обрядностью и таинственностью. Поэтому в своем издании «Утренний свет» Новиков все больше внимания стал уделять проблемам мистического, «истинного» знания, единства веры и разума, свободы духовных исканий.

Взгляды Новикова в конечном итоге приобрели характер вызова абсолютизму. В 1792 г. Он был арестован и заточен в Шлиссербургскую крепость. Все его издательства подверглись правительственному разгрому. Около 20 тыс. книг по приказу Екатерины II были сожжены.

 

Лекция 3

Русская философия XIX века

 

План

1. «Философское пробуждение» в России в первой половине XIX в.

2. Философия славянофилов и западников

3. Идеи материализма и социализма

4. Антропологическое мышление Льва Толстого

5. Философские идеи Ф.М. Достоевского

Список литературы

1. Виппер Р.Ю. Две интеллигенции и другие очерки. М., 1912. С. 214-215.

2. Грановский Т.Н. О современном состоянии и значении всеобщей истории // Он же. Соч. М.: Наука, 1900. С. 25, 591; Лекции Т.Н. Грановского по истории позднего средневековья. М.: Наука, 1971. С. 27, 28.

3. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.2. Глава 8. Человек в русской философии. М: РАН; Ин-т философии, 2001. С. 171-195

4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. С. 4-81.

5. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1908. С. 371.

6. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. С. 68-127, 229-232.

7. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 54-129.

8. Философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма. 2007. С. 358-390; 387-390.

9. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 134-220; 259-268.

10. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т.1. М.: Наука, 1991. С. 323.

Лекция 4.

Русский позитивизм

План

1. Духовная ситуация в российском обществе в конце XIX - начале XX вв.

2. Особенности философии позитивизма в России

3. Взаимосвязь культуры и истории в русском позитивизме

 

Список литературы

 

1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. С. 83-89.

2. Михайлова Е.Е. Русский позитивизм на рубеже XIX – XX столетий: Проблема социокультурного развития. М.: Изд-во МГОУ, 2004.

3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. С. 159-167, 185-189.

4. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 105-112.

5. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 297-318.

 

Лекция 5

Рубежа XIX – XX веков

План

1. Философия всеединства В.С. Соловьева

2. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

3. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. 832 с.

2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). Глава III. Искание смысла жизни. М.: Книга, 1991. С. 83-90.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон, 2002. С. 203-218; 256-310.

4. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря /Сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1995. 383 с.

5. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.2. Глава 8. Идея универсальности всеединства. М: РАН; Ин-т философии, 2001. С. 189-191.

6. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х ч. СПб.,2000 или http://www.agnuz.info/library/books/metaphisic/

7. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. С. 105-174; 306-329; 448-459.

8. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997. С. 218-239; 290-310.

9. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 130-165; 220-232; 292-314.

 

10. Философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2008. С. 390- 395; 402-403.

11. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 268-296; 471-476.

Рубежа XIX-XX веков

 

1. Назовите сочинения В.С. Соловьева, в которых сформулирована его концепция «цельного знания»:

1. «Критика отвлеченных начал», «Три силы»

2. «Духовные основы жизни», «Россия и Вселенская церковь»

3. «Смысл любви», «Оправдание добра»

2. После убийства Александра II этот мыслитель публично призвал «казнить помилованием» убийц царя:

1. П.Я. Чаадаев

2. Н.Г. Чернышевский

3. В.С. Соловьев.

3. Русский мыслитель, разработавший идею многообразия типов культур:

1. Н.Г. Чернышевский

2. Н.Я. Данилевский

3. К.Н. Леонтьев

4. Центральной темой философствования Н.А. Бердяева была:

1. идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения

2. идея Святой Софии

3. идея эволюции

5. Сопоставьте имена мыслителей с философскими направления, к которым они принадлежали:

А.С. Хомяков философия всеединства

Т.Н. Грановский славянофильство

С.В. Соловьев экзистенциальный персонализм

Н.А. Бердяев западничество

6. Постоянной темой философских рассуждений Н.А. Бердяева была тема (впишите нужное слово) _________________________________. За свою верность этой теме он сам себя называл «рыцарем свободного духа»

7. Как перефразировал В.С. Соловьев изречение Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»?

1. «Я чувствую, следовательно, существую»

2. «Я стыжусь, следовательно, существую»

3. «Я страдаю, следовательно, существую»

8. В чьих сочинениях открытость России миру понимается как преодоление ее исторических грехов и осуществление единения вселенской церкви, государства и свободной общественности?

1. Н.Я. Данилевского

2. К.Н. Леонтьева

3. В.С. Соловьева

9. «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа… Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя». Какое философское направление отражают эти рассуждения Н.А. Бердяева?

1. религиозный экзистенциализм

2. диалектический материализм

3. позитивизм

10. В творчестве В.С. Соловьева это понятие означает первообраз мира, объединяющее начало мира, идеальный план мира, «вечную женственность» и любовь ____________________________________________ (впишите нужное понятие).

 

Словарь

Антропология, антропологизмнаука о человеке, философская дис­циплина, рассматривающая комплекс проблем относительно усло­вий бытия и сущности человека; человекоцентристский подход в философии.

АпокалипсисОткровение Иоанна Богослова, завершающая часть Но­вого Завета; пророчество, предвещающее катастрофическую гибель человечества, культуры, природы.

Архетиппервообраз, в соответствии с учением Юнга - изначальные, врожденные психические структуры, схемы образов.

Волюнтаризмфилософское направление, рассматривающее волю в качестве основополагающего принципа бытия; употребляется в ка­честве негативной оценки стиля мышления и социального дейст­вия.

Гносеологиятеория познания; специальная философская дисципли­на, изучающая условия возможности (или невозможности) истин­ного познания.

Естественное правопонятие политической и правовой мысли, оз­начающее совокупность принципов и прав, якобы вытекающих из самой природы человека; к ним обычно относят право на жизнь,

собственность, сопротивление насилию, русский либерализм до­бавил к этому право на достойное существование.

Идеологиясовокупность идей, взглядов, мифов, преданий; искусственно «сконструированная» реальность, ориентированная на манипулирование сознанием людей.

Имманентноевнутренне присущее объекту, неотделимое от него свойство; имманентное противопоставляется трансцендентному как внеположенному объекту.

Имплицитный—неявно содержащийся в чем-либо.

Интуициянепосредственное постижение истины, не связанное с ее логическим обоснованием.

Исихазмтип религиозно-мистического миросозерцания о достиже­нии единения человека с Богом путем глубокой аскезы молчания, направленной на очищение сердца слезами и «умной» безмолвной молитвой.

Клирдуховенство, совокупность всех священнослужителей, за исклю­чением архиерейских чинов.

Конститутивныйэлемент, входящий в природу предмета, его струк­туру, определяющий его сущность

Конструктлогическая модель объекта или ситуации.

Ксенофобиястрах, неприятие чужих

Легитимностьзаконность.

Мессианизмбогоизбранничество народа для выполнения особой пре­допределенной роли в судьбах мира.

Миссианствокультурно-историческое призвание народа в силу его особого исторического положения; в отличие от мессианизма мис­сианство лишено провиденциалистского смысла.

Мировоззрение - система взглядов на мир в целом и место человека в этом мире

Мистериитайные религиозные обряды, в которых принимают учас­тие лишь посвященные, в переносном смысле употребляется для обозначения тайных сборищ.

Миф1) форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающимися самостоятельными явлениями реальности

2) своеобразное опредмечивание коллективных и индивидуальных фобий, оформление в ярких и доступных образах массовых и индивидуальных ожиданий, страхов и надежд.

Мифологемасовременный термин используемый для обозначения идейно-образной конструкции мифа

Метафизика—то, что находится за пределами физики, философское учение о надприродных основах бытия, доступных непосредствен­ному интуитивному знанию.

Метаисторияпонятие, аналогичное метафизике, но более позднего происхождения, означает скрытый от эмпирического познания смысл истории, ее начало, конец в историческом времени и бес­конечности.

Монизмфилософские системы, исходящие из единого основания многообразия мира; противоположен дуализму, различающему два начала - духовное и материальное, или «тварное», и плюрализму, исходящему из множественности начал.

Обскурантизм—(от лат. - затемнять) принципиально враждебное от­ношение к просвещению.

Онтологияучение о бытии как таковом; раздел философии, изучаю­щей фундаментальные основания бытия, его наиболее общие принципы и соответствующие им категории: сущность, явление, пространство, время, причинность и пр.

Охлократия{полит, термин) - власть толпы.

Парадигма—(лог. термин) образец-идея, принятый в качестве основа­ния для построения теории.

Партикулярныйчастный, ограниченный.

Позитивизмфилософское направление, основанное на утверждении, что все истинное знание может быть получено на основе специ­альных наук и их синтетических связей.

Провиденциализмрелигиозное и религиозно-философское понима­ние истории как предопределенной волей Бога.

Репрезентативныйпредставительный; часть или элемент, достаточ­ный для суждения о целом.

Религия (от лат. «religio» – совестливое отношение к чему-либо). Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие религии представляют собой тщательно разработанные и исторически сложившиеся системы. Они содержат в себе все элементы, характеризующие религию как феномен духовной культуры и общественной жизни.

Рефлексия1) размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния;

2) форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, их теоретических предпосылок и результатов.

Русская идеяметафора, означающая совокупность специфичес­ких черт, присущих русской культуре и русскому менталитету на протяжении истории.

Сакральныйсвященный, заветный.

Секуляризацияобращение церковной собственности в светскую, мирскую; освобождение общества и индивидуального сознания от влияния религиозной идеологии.

Соборность понятие, введенное в русскую религиозную философию А.С. Хомяковым, означающее «единство во множестве», идеалом со­борности Хомяков и за ним другие славянофилы считали Право­славную церковь, которая, в отличие от авторитарной католичес­кой церкви, сочетает свободу духа и единство верующих.

София, или Премудрость Божьяодно из центральных понятий фи­лософии всеединства с весьма широким диапазоном значений. Ос­новное из них то, что София выступает как посредница между Бо­гом и миром, как божественная душа человечества, как «вечная женственность».

Сублимация(психол.) процесс преобразования и переключения вну­тренних психических аффектов в план духовного творческого или социального поведения.

Субстанциянеизменная основа сущего, сохраняющаяся при всех его превращениях и изменениях

Субъективный метод-учениео необходимости оценочного фактора в познании человеческой истории и социальной жизни.

Теодицеяоправдание Бога; догматическое и религиозно-философское учение, направленное на согласование идеи Бога как всеблагого и всесильного существа с наличием зла в мире. С элементарной фор­мой теодицеи мы встречаемся уже в «Повести временных лет», к высокоинтеллектуальным разновидностям этого жанра может быть отнесено и сочинение Вл. Соловьева «Оправдание добра».

Теократиявласть Бога или представляющих его священнослужите­лей.

Теофония—(греч.) явление Бога в тварном субстрате.

Тоталитаризмабсолютизация роли государства, предусматриваю­щая его полный контроль над всеми сферами общественной жиз­ни и обеспечение подчинения власти всеми средствами, включая насилие.

Трансцендентноевсе то, что находится за пределами чувственного опыта, по ту его сторону;

Трансцендентальноетакие планы бытия, которые выходят за преде­лы эмпирического умопостигаемого мира в сферу метафизики и образуют систему ее универсалий типа - единое, истина, благо, кра­сота и пр.

Утопия- в философии и общественной мысли имеется в виду проект идеального общества без определения необходимых и достаточ­ных для этого оснований. Утопия может быть реализована посред­ством силы или в результате фанатизма масс, но от этого она не перестает быть нежизненной.

Феноменфилософское понятие, означающее явление, данное нам в чувственном опыте, противополагается ноумену.

Феноменология- философское направление, ориентированное на вы­явление изначального опыта сознания, путем недопущения при­менительно к нему каких бы то ни было оценок

Хронографытип исторического сочинения, основанный на описа­нии хронологически последовательного течения события, к этому типу может быть отнесена «Повесть временных лет».

Эгалитаризмравенство как принцип организации общества.

Эзотерическийтайный, сокровенный, понятный лишь посвященным.

Экзотерический—открытый, предназначенный для непосвященных.

Экзистенциальные вопросывопросычеловеческого существования: жизни, смерти, совести, страха и т.п.

Эклектикамеханическое соединение различных, часто несовмести­мых принципов.

Эманацияистечение чего-либо из некоего центра, сопровождающе­еся утратой полноты.

Эмансипацияосвобождение от зависимости (социальной, идеологи­ческой, церковной).

Эмпирическоеданное в опыте, раскрывающееся посредством органов чувств.

Эон(греч.) вечность, жизненный цикл.

Эпигонствонетворческое, механическое следование традиции, под­ражательность мысли, языку и стилю.

Эпистолярный жанрлитературный, философский жанр, использу­ющий форму частного письма. В России получил распростране­ние в периоды засилья цензуры.

Эпистемологиятермин, употребляемый для обозначения теории по­знания.

Эсхатогия—религиозно-философское учение о конечных судьбах мира и человека.

Этатизм(полит.) направление политической мысли, рассматрива­ющее государство как высшую цель общественного развития и его главную движущую силу.

Содержание

Лекция 1. Религиозно-философская мысль в средневековой Руси………………3

1. Характерные черты и периодизация русской философии………...…4

2. Начало русской философской мысли………………………………….7

3. Полемика иосифлян и нестяжателей. Иосиф Волоцкий…………….10

Нил Сорский

4. Политическая концепция «Москва – третий Рим»…………………..11

Старец Филофей. Максим Грек

5. Правда и власть в воззрениях И.С. Пересветова…………………….14

Лекция 2. Философская мысль в России в XVIII веке…………………………..16

1. Реформы Петра I – истоки русского просвещения…………………..17

2. Мыслитель Г.С. Сковорода и его учение о человеке………………..20

3. Философские воззрения М.В. Ломоносова…………………………..22

4. Просветитель Н.И. Новиков…………………………………………..23

5. Философские идеи А.Н. Радищева……………………………………25

Лекция 3.Русская философия XIX века……………………………………….....27

1. «Философское пробуждение» в России в первой половине XIX в…28

2. Философия славянофилов и западников……………………………..33

3. Идеи материализма и социализма…………………………………….37

4. Антропологическое мышление Льва Толстого………………………39

5. Философские идеи Ф.М. Достоевского………………………………41

Лекция 4. Русский позитивизм…………………………………………………….45

1. Духовная ситуация в российском обществе в конце XIX-

начале XX веков……………………………………………………....46

2. Особенности русского позитивизма………………………………….69

3. Взаимосвязь культуры и истории в русском позитивизме…..……86

Лекция 5. Русская религиозно-идеалистическая философия рубежа

XIX-XX веков…………………………………………………………..95

1. Философия всеединства В.С. Соловьева……………………………..96

2. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского……….101

3. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева……………………104

Тестовые задания по теме: Религиозно-философская мысль в средневе-

ковой Руси…………………………………………………………………………………113

Словарь…………………………………………………………………………………….120

 

Михайлова Елена Евгеньевна

 

Русская философия

Учебное пособие

 

Издано в редакции автора

 

Технический редактор Г.В. Комарова

Подписано в печать 18.03.09

Формат 60х84/16 Бумага писчая

Физ.печ.л.7,75 Усл.печ.л. 7,21 Уч.-изд.л. 6,74

Тираж 100 экз. Заказ № 23 С – 17

Редакционно-издательский центр

Тверского государственного технического университета

170026, г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, 22


[1] Ключевский В.О. Курс русской истории // Он же. Соч. в 9-ти т. Т.4. М., 1989. С. 198; 202.

[2] Милюков П.Н.. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.3. М., 1995. С. 145.

[3] Ключевский В.О. Петр Великий среди своих сотрудников // Соч. в 9-ти т. Т.8. М., 1990. С 376.

[4] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.3. М., 1995. С. 162.

[5] Виппер Р.Ю. Две интеллигенции и другие очерки. М., 1912. С. 214-215.

[6] Грановский Т.Н. О современном состоянии и значении всеобщей истории // Соч. М., 1900. С. 25.

[7] Лекции Т.Н. Грановского по истории позднего средневековья. М., 1971. С. 27, 28; Он же. Записки и программа учебника всеобщей истории // Соч. Т.Н. Грановского. М., 1900. С. 603.

[8] Грановский Т.Н. Записки и программа учебника всеобщей истории // Собр. соч. М., 1900. С. 591.

[9] Чаадаев П.Я. Философические письма // Полн. собр. соч. и избр. письма. Т.1. М., 1991. С. 323.

[10] Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1908. С. 371.

 

[11] См.: Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М., 1997. С. 259-268.

[12] Гуревич П.С. Философия человека. Ч.2. М, 2001. С. 193.

[13] Там же. С. 194.

 

[14] Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1908. С. 331.

[15] Там же. С. 336.

[16] Лавров П.Л. Исторические письма. 4-е изд. СПб., 1906. С. 51.

[17] Лавров П.Л. Философия и социология // Избр. произв. В 2-х тт. М., 1965. С. 57.

[18] Там же. С. 87.

[19] Иванов-Разумник П. История русской общественной мысли. 4-е изд. Т.2. СПб., 1914. С. 128.

[20] Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Он же. Полн. собр. соч. В 10-ти т. Т.1. СПб., 1911. С. 83.

 

[21] Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Он же. Полн. собр. соч. В 10-ти т. Т.1. СПб., 1911. С. 150.

[22] Ковалевский М.М. Социология. Т.1. СПб., 1910. С. 57

[23] Ковалевский М.М. Социология. Т.1. СПб., 1910. С. 106.

[24] Радлов Э.Л. Очерки русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 113.

 

[25] Чичерин Б.Н. Воспоминания // Русские мемуары. М., 1990. С. 188.

[26] Корсаков Д. Жизнь и деятельность К.Д. Кавелина // Кавелин К.Д. Собр. соч. Т.1. СПБ., 1897. С. XVШ.

[27] Кони А.Ф. Памяти К.Д. Кавелина // Кавелин К.Д. Собр. соч. Т.3. СПб., 1899. С. XII.

[28] Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С. 362-368.

[29] Александров В.А., Янин В.Л. Вступительная статья // Ключевский В.О. Соч. в 9-ти т. Т.1. М., 1987. С.21.

[30] Ключевский В.О. Сергей Михайлович Соловьев // Соч. в 9-ти т. Т.7. С. 319.

[31] Милюков П.Н. В.О.Ключевский // Ключевский В.О. Характеристики и воспоминания. М., 1912. С. 186.

[32] Эммонс Т. Ключевский и его ученики // Вопросы истории. 1990. № 10. С. 47.

[33] Сафронов Б.Г. Историческое мировоззрение Р.Ю. Виппера и его время. М., 1976. С. 46.

[34] Сафронов Б.Г. Историческое мировоззрение Р.Ю.Виппера и его время. М., 1976. С. 220.

[35] Богоявленский В. Из воспоминаний о Н.А. Рожкове // Памяти Н.А. Рожкова. М., 1927. С .40.

[36] Рожков Н.А. Автобиография // Памяти Н.А. Рожкова. М., 1927. С. 11.

[37] Виппер Р.Ю.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.066 с.)