ТОП 10:

Философия всеединства В.С. Соловьева



 

В истории русской философии Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – одна из самых значительных фигур. Как философ своим творчеством Соловьев вызвал к жизни целый ряд направлений в последующей русской философии. Он явился идейным вдохновителем С.Н. Булгакова, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского и др. Как поэт оказал неоспоримое влияние на блестящую плеяду русских поэтов, был близким другом Ф.М. Достоевского и интересным оппонентом Л.Н.Толстого.

Будущий философ родился в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева, профессора кафедры русской истории в Московском университете и автора знаменитой «Истории России с древнейших времен» в 29-ти томах. По материнской линии Соловьев был родственником Г.С. Сковороды, по отцовской – происходил из духовного звания, его дед был священником. В Московском университете Соловьев изучал естественные науки, историю и филологию, был слушателем Московской духовной академии. Преподавал в Московском и Петербургском университетах и на высших женских курсах. Последовательно защитил сначала магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивизма)», затем докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал».

В 1875 году Соловьев уехал в научную командировку за границу, там занимался в библиотеке Британского музея в Лондоне, посетил Францию, Италию и Египет. В пустыне под Каиром в его сознании впервые запечатлелся образ Софии – «Премудрости Божией» (всего таких явлений было три). О своих мистических переживаниях философ-поэт поведал в стихотворении «Три свидания» (1898). Этот образ был насколько глубоким, что оказал влияние на все последующее поэтическое и философское творчество Соловьева. Учение о «Софии», «душе мира», «вечной женственности» станет существенным элементом его философской системы и одновременно – важнейшей особенностью личного духовного опыта философа, мистической стороной его мировоззрения.

В 1881 г. от рук народников-террористов был убит император Александр II. Хотя сам террористический акт 1 марта был встречен русским обществом с единодушным осуждением, нравственные выводы из этого трагического события делались неоднозначные. Так, Л.Н. Толстой обращается к наследнику с просьбой не казнить народовольцев. Соловьев осуждает террор, но выступает против смертной казни и также публично призывает Александра III помиловать убийц своего отца. По замыслу Соловьева, царь как «помазанник Божий» должен всенародно показать «пример христианина» - отречься от языческого начала возмездия и устрашения смертью и проникнуться христианским началом жалости к безумному злодею[56]. На призыв Соловьева «казнить помилованием» убийц царя последовала незамедлительная реакция в официальных кругах: его вынудили оставить преподавательскую деятельность. В итоге все последующие годы жизни философ занимался научной и литературной работой.

Как философ Соловьев завершает целый этап философского развития европейской философии в ее фазе начинающегося кризиса на рубеже XIX-XX вв. Позитивизм, пришедший на смену классическому идеализму, провозгласил сущность мира непознаваемой и предложил ограничиваться познанием явлений. Вскоре стало ясно, что такой подход не оставляет места вере в духовные ценности. Пессимистическое учение А. Шопенгауэра, казалось, поставило точку этим направлениям, возвестив бессмысленность самой сущности мироздания, в основе которого лежит зло. В направлении мысли своего учителя двигался и Ф. Ницше, изобразивший в парадоксальной форме утрату миром своего положительного смысла. В противовес европейской традиции Соловьев выдвигает в качестве основополагающего вопрос о смысле жизни и противопоставляет идее «атомизации» западноевропейской цивилизации идеал целостной жизни, выдвинутый в свое время под влиянием философии Шеллинга русскими славянофилами. Их идеи «соборности», «всецелого разума» (А.С. Хомяков) и «цельности духа» (И.В. Киреевский) Соловьев творчески развивает до целостной философской системы.

Значение Соловьева в истории русской мысли состоит в том, что он создал оригинальную философию, где предпринял попытку теоретически объединить христианско-платоническое миросозерцание, немецкую классическую философию и научный эмпиризм. В основе онтологии философа лежит идея всеединства – признание Бога как абсолютно идеального начала и цели мирового развития. Идея всеединства – одна из старейших в философии. Соловьев наполняет ее особым содержанием и глубиной: «Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них, как полнота бытия»[57].

Соловьев не только ввел категорию всеединства в русскую философскую мысль, но сделал ее средоточием своей философской системы и обогатил новым содержанием на основе уникального синтеза знания и веры, Бога как абсолюта и Софии Премудрости Божией как символа «мировой души» и «вечной женственности».

Творчество Соловьева традиционно делится исследователями на три периода: 1) 1878-1881 гг. – разработка идеи «цельного знания», критика одностороннего рационализма и эмпиризма, 2) 1881-1890 гг. - учение о соединении христианских церквей, 3) 1890-е гг. – нравственная философия, историософские идеи. Рассмотрим содержательно каждый период.

В 1870-х гг. Соловьев формулирует концепцию «цельного знания», основу которого составляет единство трех видов знания: рационального (философия), эмпирического (наука) и мистического (религиозное созерцание). Эти воззрения изложены в работах «Кризис западной философии (против позитивизма), «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве» и «Три силы». Цель истинной философии, по Соловьеву, - содействовать в сфере знания перемещению центра человеческого бытия из его данной природы в абсолютный, трансцендентный мир, помогать его внутреннему соединению с истинно-сущим. Нельзя найти безусловный характер истины только в «отвлеченно-эмпирическом» (в науке) или только в «отвлеченно-рациональном» (философии): первая дает нам только относительную реальность, вторая – относительную разумность. В основе истинного знания, по Соловьеву, лежит мистическое, или религиозное, восприятие, благодаря которому логическое мышление приобретает значение безусловной разумности, а опыт – значение безусловной реальности[58].

В 1880-е гг. в центре внимания Соловьева находятся проблемы воссоединения христианских церквей и всемирной теократии. В публицистических работах философ выступает за рост национального самосознания и очищение его от национализма и религиозной нетерпимости. Наиболее значимые работы этого периода: «Духовные основы жизни», «Великий спор и христианская политика», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская церковь», «Национальный вопрос в России». В этих сочинениях открытость России миру понимается как преодоление ее исторических грехов и осуществление единства вселенской церкви, государства и свободной общественности.

В 1890-х гг. Соловьев увлекается исследованием проблемы нравственной философии. Связывая философское творчество с практической деятельностью по воплощению в жизни христианского идеала, Соловьев полагает, что все богатство духовного мира человека выводится из трех особых переживаний – это стыд, жалость и благоговение. Именно поэтому знаменитый афоризм Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» Соловьев перефразирует в «Я стыжусь, следовательно, существую»: не физически только существую, но и нравственно, стыжусь своей животности, поэтому существую, как человек. Чувство жалости, в интенции Соловьева, состоит в том, что человек соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, отзывается на них болезненно, проявляет свою солидарность с другим. Поскольку человек стыдлив и жалостлив, он относится нравственно «к самому себе и ближнему». Чувство благоговения - столь же первичное состояние, как стыд и жалость, однако оно определяет нравственное отношение человека не к низшей стороне собственной природы и не к миру подобных существ, а к чему-то особому, что признается человеком как высшее, перед чем он должен преклоняться[59]. Развитие морального сознания философ не мыслит без веры в Бога, считая, что человек нравственен, если он служит Богу как абсолютному добру и стремится укоренить Царство Божье. Каждая из установленных Соловьевым нравственных основ – стыд, жалость и религиозное чувство – могут рассматриваться с трех сторон: как добродетель, как правило действия и как условие известного блага.

В завершающий период творческой деятельности Соловьев уделяет много внимания философии любви. Высшая любовь – это божественная любовь, когда человек предстает как цельное существо, в единстве мужского и женского начала. Эта любовь побеждает всякое нравственное зло на земле и его тяжелые физические последствия – болезнь и смерть. В работах этого периода «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Оправдание добра», «Жизненная драма Платона», «Три разговора» усиливаются христианские эсхатологические мотивы, предчувствие катастрофического конца истории.

Творчество В.С. Соловьева богато идеями и охватывает большое многообразие проблем. Системность философии Соловьева – в ее замысле: «Не бегать от мира, а преображать мир». Преображать – значит возвращаться к основам христианской цивилизации. Общий пафос философского творчества Соловьева заключается в «двойном» освобождении человека: от пагубной власти индивидуалистических заблуждений и от антигуманистического давления общества, самого нуждающегося в преобразовании. Уникальность философии Соловьева заключается в том, что в основе его творчества лежит стремление к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни» на основе «цельного знания» и «цельного творчества». Путь к этому мыслитель находит в универсальном синтезе философии, науки и религии (знания, опыта и веры).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.006 с.)