Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия всеединства В.С. СоловьеваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В истории русской философии Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – одна из самых значительных фигур. Как философ своим творчеством Соловьев вызвал к жизни целый ряд направлений в последующей русской философии. Он явился идейным вдохновителем С.Н. Булгакова, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского и др. Как поэт оказал неоспоримое влияние на блестящую плеяду русских поэтов, был близким другом Ф.М. Достоевского и интересным оппонентом Л.Н.Толстого. Будущий философ родился в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева, профессора кафедры русской истории в Московском университете и автора знаменитой «Истории России с древнейших времен» в 29-ти томах. По материнской линии Соловьев был родственником Г.С. Сковороды, по отцовской – происходил из духовного звания, его дед был священником. В Московском университете Соловьев изучал естественные науки, историю и филологию, был слушателем Московской духовной академии. Преподавал в Московском и Петербургском университетах и на высших женских курсах. Последовательно защитил сначала магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивизма)», затем докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». В 1875 году Соловьев уехал в научную командировку за границу, там занимался в библиотеке Британского музея в Лондоне, посетил Францию, Италию и Египет. В пустыне под Каиром в его сознании впервые запечатлелся образ Софии – «Премудрости Божией» (всего таких явлений было три). О своих мистических переживаниях философ-поэт поведал в стихотворении «Три свидания» (1898). Этот образ был насколько глубоким, что оказал влияние на все последующее поэтическое и философское творчество Соловьева. Учение о «Софии», «душе мира», «вечной женственности» станет существенным элементом его философской системы и одновременно – важнейшей особенностью личного духовного опыта философа, мистической стороной его мировоззрения. В 1881 г. от рук народников-террористов был убит император Александр II. Хотя сам террористический акт 1 марта был встречен русским обществом с единодушным осуждением, нравственные выводы из этого трагического события делались неоднозначные. Так, Л.Н. Толстой обращается к наследнику с просьбой не казнить народовольцев. Соловьев осуждает террор, но выступает против смертной казни и также публично призывает Александра III помиловать убийц своего отца. По замыслу Соловьева, царь как «помазанник Божий» должен всенародно показать «пример христианина» - отречься от языческого начала возмездия и устрашения смертью и проникнуться христианским началом жалости к безумному злодею[56]. На призыв Соловьева «казнить помилованием» убийц царя последовала незамедлительная реакция в официальных кругах: его вынудили оставить преподавательскую деятельность. В итоге все последующие годы жизни философ занимался научной и литературной работой. Как философ Соловьев завершает целый этап философского развития европейской философии в ее фазе начинающегося кризиса на рубеже XIX-XX вв. Позитивизм, пришедший на смену классическому идеализму, провозгласил сущность мира непознаваемой и предложил ограничиваться познанием явлений. Вскоре стало ясно, что такой подход не оставляет места вере в духовные ценности. Пессимистическое учение А. Шопенгауэра, казалось, поставило точку этим направлениям, возвестив бессмысленность самой сущности мироздания, в основе которого лежит зло. В направлении мысли своего учителя двигался и Ф. Ницше, изобразивший в парадоксальной форме утрату миром своего положительного смысла. В противовес европейской традиции Соловьев выдвигает в качестве основополагающего вопрос о смысле жизни и противопоставляет идее «атомизации» западноевропейской цивилизации идеал целостной жизни, выдвинутый в свое время под влиянием философии Шеллинга русскими славянофилами. Их идеи «соборности», «всецелого разума» (А.С. Хомяков) и «цельности духа» (И.В. Киреевский) Соловьев творчески развивает до целостной философской системы. Значение Соловьева в истории русской мысли состоит в том, что он создал оригинальную философию, где предпринял попытку теоретически объединить христианско-платоническое миросозерцание, немецкую классическую философию и научный эмпиризм. В основе онтологии философа лежит идея всеединства – признание Бога как абсолютно идеального начала и цели мирового развития. Идея всеединства – одна из старейших в философии. Соловьев наполняет ее особым содержанием и глубиной: «Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них, как полнота бытия»[57]. Соловьев не только ввел категорию всеединства в русскую философскую мысль, но сделал ее средоточием своей философской системы и обогатил новым содержанием на основе уникального синтеза знания и веры, Бога как абсолюта и Софии Премудрости Божией как символа «мировой души» и «вечной женственности». Творчество Соловьева традиционно делится исследователями на три периода: 1) 1878-1881 гг. – разработка идеи «цельного знания», критика одностороннего рационализма и эмпиризма, 2) 1881-1890 гг. - учение о соединении христианских церквей, 3) 1890-е гг. – нравственная философия, историософские идеи. Рассмотрим содержательно каждый период. В 1870-х гг. Соловьев формулирует концепцию «цельного знания», основу которого составляет единство трех видов знания: рационального (философия), эмпирического (наука) и мистического (религиозное созерцание). Эти воззрения изложены в работах «Кризис западной философии (против позитивизма), «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве» и «Три силы». Цель истинной философии, по Соловьеву, - содействовать в сфере знания перемещению центра человеческого бытия из его данной природы в абсолютный, трансцендентный мир, помогать его внутреннему соединению с истинно-сущим. Нельзя найти безусловный характер истины только в «отвлеченно-эмпирическом» (в науке) или только в «отвлеченно-рациональном» (философии): первая дает нам только относительную реальность, вторая – относительную разумность. В основе истинного знания, по Соловьеву, лежит мистическое, или религиозное, восприятие, благодаря которому логическое мышление приобретает значение безусловной разумности, а опыт – значение безусловной реальности [58]. В 1880-е гг. в центре внимания Соловьева находятся проблемы воссоединения христианских церквей и всемирной теократии. В публицистических работах философ выступает за рост национального самосознания и очищение его от национализма и религиозной нетерпимости. Наиболее значимые работы этого периода: «Духовные основы жизни», «Великий спор и христианская политика», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская церковь», «Национальный вопрос в России». В этих сочинениях открытость России миру понимается как преодоление ее исторических грехов и осуществление единства вселенской церкви, государства и свободной общественности. В 1890-х гг. Соловьев увлекается исследованием проблемы нравственной философии. Связывая философское творчество с практической деятельностью по воплощению в жизни христианского идеала, Соловьев полагает, что все богатство духовного мира человека выводится из трех особых переживаний – это стыд, жалость и благоговение. Именно поэтому знаменитый афоризм Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» Соловьев перефразирует в «Я стыжусь, следовательно, существую»: не физически только существую, но и нравственно, стыжусь своей животности, поэтому существую, как человек. Чувство жалости, в интенции Соловьева, состоит в том, что человек соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, отзывается на них болезненно, проявляет свою солидарность с другим. Поскольку человек стыдлив и жалостлив, он относится нравственно «к самому себе и ближнему». Чувство благоговения - столь же первичное состояние, как стыд и жалость, однако оно определяет нравственное отношение человека не к низшей стороне собственной природы и не к миру подобных существ, а к чему-то особому, что признается человеком как высшее, перед чем он должен преклоняться [59]. Развитие морального сознания философ не мыслит без веры в Бога, считая, что человек нравственен, если он служит Богу как абсолютному добру и стремится укоренить Царство Божье. Каждая из установленных Соловьевым нравственных основ – стыд, жалость и религиозное чувство – могут рассматриваться с трех сторон: как добродетель, как правило действия и как условие известного блага. В завершающий период творческой деятельности Соловьев уделяет много внимания философии любви. Высшая любовь – это божественная любовь, когда человек предстает как цельное существо, в единстве мужского и женского начала. Эта любовь побеждает всякое нравственное зло на земле и его тяжелые физические последствия – болезнь и смерть. В работах этого периода «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Оправдание добра», «Жизненная драма Платона», «Три разговора» усиливаются христианские эсхатологические мотивы, предчувствие катастрофического конца истории. Творчество В.С. Соловьева богато идеями и охватывает большое многообразие проблем. Системность философии Соловьева – в ее замысле: «Не бегать от мира, а преображать мир». Преображать – значит возвращаться к основам христианской цивилизации. Общий пафос философского творчества Соловьева заключается в «двойном» освобождении человека: от пагубной власти индивидуалистических заблуждений и от антигуманистического давления общества, самого нуждающегося в преобразовании. Уникальность философии Соловьева заключается в том, что в основе его творчества лежит стремление к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни» на основе «цельного знания» и «цельного творчества». Путь к этому мыслитель находит в универсальном синтезе философии, науки и религии (знания, опыта и веры).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.008 с.) |