Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные проблемы философии истории

Поиск

Глава 1. Концепця двуполушарной структуры мира: смысл

дихотомии Восток — Запад.............................………………………..…..... 16

1.1. Кризис европоцентризма......................………………………...... 16

1.2. Биполушарная модель всемирной истории.......……………....... 19

1.3. Перспективы постиндустриальной цивилизации в

горизонте открытой истории...................………………….…..... 21

1.4. Восточные и западные мегациклы всемирной истории.….….... 30

Глава 2. Проблемы демократизации исторического процесса......……….. 37

2.1. Исторические и неисторические народы: драма

«догоняющего развития»............………….......……………...….. 37

2.2. Кризис постулатов исторической рациональности.......……..…. 39

2.3. Историзм и финализм..........................…………………………… 43

2.4. Парадоксы исторического творчества................………………… 46

2.5. Утопия прогрессизма и ее альтернативы...........………………… 52

Глава 3. Глобальный мир: коллизии обретения общечеловеческой

перспективы …………………………………………………………………... 57

3.1. «Открытое общество» как западная модель глобального

мира................................………………………………………........ 57

3.2. Ограниченность дихотомии Север — Юг в глобалистике ….…... 61

3.3. Парадоксы межкультурного обмена в глобальном мире ………... 63

3.4. Глобальные проблемы глобального мира......…………………...... 68

Глава 4. Смысл истории.....................…………………………………............ 77

4.1. Античный, христианский и просвещенческий взгляд на

историю.................................………………………………..……... 77

4.2. Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной

свободы к безграничному деспотизму»...........………………….... 89

4.3. Второй парадокс всемирной истории: «злоключения

тотальной упорядоченности»...............……………………………. 91

4.4. Третий парадокс всемирной истории: «блаженны "нищие

духом"»......................……………………………………….............. 95

4.5. Смысл и назначение истории.................…………………………... 100


Раздел II

Национальные школы философии истории

Глава 1. Немецкая школа философии истории.............…………………….... 108

1.1. Общая характеристика немецкой историософской

традиции.......................………………………………………........... 108

1.2. Школа Г. Гегеля и концепция универсального

исторического процесса....................……………………………...... 109

1.3. Органология немецкой «исторической школы».

А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольд...……………………........... 113

1.4. Прусская школа. И. Дройзен..................…………………………..... 115

1.5. Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт.....……………... 116

1.6. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше,

В. Дильтей............................……………………………………........ 118

1.7. Юго-западная (баденская) неокантианская школа.

В. Виндельбанд, М. Вебер.....................……………………………. 121

1.8. Марбургская неокантианская школа. Г. Коген, П. Наторп ………. 124

1.9. Историческая динамика немецкой школы в контексте

современности.............................…………………………………... 125

Глава 2. Французская школа философии истории:

антропологические основания европейской цивилизации..……………….... 126

2.1. Общая характеристика французской историософской

традиции............................………………………………………...... 126

2.2. Историософский конструктивизм Р. Декарта........………………... 127

2.3. «Трагический реализм» историософии Б. Паскаля...……………... 130

2.4. Французские просветители о философии истории.....……………. 130

2.5. Французская романтическая историография. Ф. Гизо,

О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле................………………………... 143

2.6. Историософская традиция утопического социализма.

Сен-Симон.................................…………………………………….. 144

2.7. Позитивизм во французской историософии. О. Кант,

Э. Лависс..................................……………………………………… 145

2.8. Биологизаторские концепции философии истории.

Ж.А. Гобино, В. Ляпуж........................……………………………... 147

2.9. Историософский социологизм Э. Дюркгейма.........……………….. 149

2.10. Школа «Анналов»...........................………………………………... 151

2.11. Новая историческая школа. П. Нора..............……………………... 158

2.12. Рационалистическое направление французской

историософии. Р. Арон........................……………………………… 161

2.13. Исторический нигилизм «новых философов».........……………… 163

2.14. Историософия «новых правых». А. де Бенуа, П. Вьяль,

И. Бло....................................…………………………………………. 164

Глава 3. Философско-историческая мысль России.............………………….. 168

3.1. Общая характеристика русской историософской традиции ……… 168

3.2. «Древлее любомудрие».........................……………………………… 171

3.3. Идеологема «Москва — третий Рим».................…………………… 175

3.4. Русское просвещение и поиски национальной

идентичности...............................……………………………………. 178

3.5. Полемика славянофилов и западников. Русская идея....…………... 182

3.6. Историософские ориентиры западников.............………………… 186

3.7. Модели культурно-исторических типов..............………………… 190

3.8. Социологическое направление. «Формула прогресса»....……….. 197

3.9. Школа Г. Плеханова и легальный марксизм..........………………. 199

З.10. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как

Богочеловеческий процесс......................…………………………. 203

3.11. Религиозный материализм С. Булгакова............………………… 209

3.12. Историософия вседенинства Л. Карсавина..........………………. 211

3.13. Историософия евразийцев......................…………………………. 214

3.14. Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории...…………. 217

Раздел III

Проблемы исторического познания

Глава 1. Интерпретации истории и парадигмы исторического знания ……… 223

1.1. О возможностях и границах историософской

интерпретации...........................……………………………………... 223

1.2. Циклическая парадигма истории..................……………………….. 224

1.3. Парадигма исторического прогресса...............……………………... 238

1.4. Постмодернистская парадигма истории.............…………………… 245

Глава 2. Формационный и цивилизационный подходы к истории:

Рro et contra................………...............………………………………………..… 248

2.1. Формации или цивилизации? …………………………………..…... 248

2.2. О формационном подходе к истории...........……………………….. 249

2.3. О сущности цивилизационного подхода к истории …………...….. 255

2.4. О соотношении формационного и цивилизационного

подходов к истории........………………………………..........…....... 258

2.5. О возможных путях модернизации формационного

подхода.............................…………………………………………..... 262

Программа курса «Философия истории».………………………..……............. 271

Литература...................………………………………………………................... 277


Книги издательской группы «Юристъ» и «Гардарика»

можно купить в объединении «Юристъ-Гардарика»:

107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1

(ст. метро «Курская», «Чкаловская»)

Тел.: (095) 917-2991

Розница, мелкий опт, книга-почтой, доставка по Москве

107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10

(ст. метро «Бауманская») Тел. (095) 261-9624, 267-7650

Факс (095) 261-6010

Опт, розница, доставка

Москва, ул. Знаменка, д. 10 (ст. метро «Арбатская»)

Розница

Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 85/11

(вход с ул. Гончарной, д. 11), тел. (812) 168-4928

Опт, розница

Учебное издание

Александр Сергеевич Панарин

Ирина Алексеевна Василенко

Евгений Александрович Карцев

Лидия Ивановна Новикова

Герман Константинович Овчинников

Ирина Николаевна Сиземская

Философия истории

Учебное пособие

Редактор З. Н. Осадченко

Корректор О.В. Мехоношина

Художественный редактор Е. Ю. Молчанов

Компьютерная верстка И. В. Клименко

Оформление переплета А. Л.Бондаренко

Изд. лиц. № 066160 от 02.11.98.

Подписано в печать 26.02.99. Гарнитура Освальд.

Формат 60 * 90 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 27.

Тираж 5000 экз. Заказ № 517

УИЦ «Гардарики»

107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных депозитов

в ОАО «Можайский полиграфкомбинат»

143200, г. Можайск, ул. Мира, 93


[1] Бердяев Н.А. Смысл истории.М.,1990.С.23.

[2] Лаплас П С. (1749—1827) — французский ученый, один из корифеев классической науки, распространивший закономерности, проявленные в уравнениях Ньютона, на всю Вселенную, превращенную таким образом в жестко детерминированную механическую систему.

[3] Февр Л. Бои за историю.М.,1991.С.37.

[4] По некоторым данным, около 65% всей российской экономики контролируется теневым капиталом

[5] Успенский Ф.И. История Византийской империи. М., 1996. С. 31.

[6] Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. С. 175.

[7] Бердяев НА О назначении человека М., 1993 С. 308

[8] 1Фурсов А.И. Возникновение капитализма и европейская цивилизация… // Социологические исследования 1990 № 10. С. 27.

[9] Ellul J, Trahison de L’Occident Paris 1976.

[10] В нашей литературе по глобальным проблемам с таких позиций выступал в частности ЕТ Фадеев- «...коль скоро данная природой среда не устраивает людей, надо найти средства и способы соответствующих преобразований..., сначала каких-то фрагментов, а затем и всего нашего земного природного окружения» (Марксизм-ленинизм и глобальные проблемы современности. Вып. 1. М., 1984. С. 255).

[11] См. об этом: Кутарев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994.

[12] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.

[13] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / Пер. с анг. М: Прогресс, 1988.

[14] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.. ИНИОН, 1991 С. 115—116.

[15] Шлезингер А. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992.

[16] Веll D. Тhе сulturа1 contradictions of capitalism //Capitalism today N.Y., 1971.

[17] Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Восток 1997. № 2. С. 42.

[18] Attali J.Ligues d’horizon. Paris, 1990.

[19] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Наука, 1996. С. 52.

[20] Честертон Г. К. Вечный человек М. Политиздат, 1991. С. 122.

[21] Васильев Л.С. Что такое «азиатский» способ производства?// Народы Азии и Африки. 1988. № 3. С. 68.

[22] Валлерстайн И. Социальное изменение вечно ? Ничто никогда не меняется ?// Социс. 1997. № 1. С. 9.

[23] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: ИНИОН, 1991. С. 115.

[24] Benoist A. Europe, Tiers-monde, meme combat. Paris, 1987 Р. 34.

[25] Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке / Пер. с англ. М.: Наука, 1996. С. 169.

[26] Трубецкой Н. История Культура. Язык.М.: Прогресс, 1995. С. 97.

[27] Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 40.С. 5.

[28] ГегельГ.В.Ф. Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С.87.

[29] Тоиrain А. Produktion de la societe. Paris, 1973. Р. 12.

[30] Ibid. P.60-61.

[31] Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.С. 515—516.

[32] Гадамер X. Истина и метод.М.: Наука, 1988. С. 419.

[33] Там же. С. 425.

[34] Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М.: Наука, 1990. С. 289.

[35] Там же.С. 311—312.

[36] См.: Fourastie J/ Lettre ouvert a quatre milliards d’hommes. Paris, 1970.

[37] Так называемая «Революция среднего класса» была провозглашена теоретиками «диффузии собственности» связывающими со средним классом преодоления роковой политической поляризации

[38] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 44.

[39] Никого не должна обмануть стилизованная «восьмерка» — приглашение России на декоративную роль участника с совещательным голосом после того, как серьезные решения уже приняты. Назначение этого фарса — помочь компрадорскому режиму спасти лицо и снизить накал национального негодования в России.

[40] Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: УМСА-РRESS. 1969. С. 121.

[41] Тиллих П. История и Царство Божие. // Философия истории. Антология. М.: Аспект. Пресс. 1994. С.246

[42] Бердяев Н. Смысл истории. М.: УМСА-PRESS,1969. С. 116.

[43] Цит. по: Философия истории. Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 267

[44] Бердяев Н Указ соч С 37

[45] Бердяев Н. Указ соч. С. 109.

[46] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23- С. 660.

[47] Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории. Антология М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 251.

[48] Досон К Христианский взгляд на историю // Философия истории Антология М Аспект Пресс 1994 С 251

[49] Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М„ 1989. С. 418.

[50] Там же. С. 419.

[51] Там же. С. 253.

[52] Васильчук Ю.А. Переход ко второму этапу НТР... // Рабочий класс и современный мир. 1988 № 3. С. 67.

[53] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 121.

.[54] Несомненную связь геноцида с модерном убедительно раскрыли «новые Философы» во Франции, а также постмодернистские теоретики: на Западе — З. Бауман, у нас — Б. Гройс. См.: Gluksmann F. La Cuisiniere et le mangeur d’hommes. Paris,1975; Bauman Z. Modernity and holocaust. Cambrige. 1989; Гройс Б. утопия и обмен. М.: Знак, 1993

[55] Бердяев НА Смысл творчества М 1989 С 329

[56] Там же С 331

[57] Мюллер М Смысловые толкования истории // Философия истории. Антология М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 280.

[58] Dumazedier J. Sociologie empirigue du loisir. Paris,, 1974 Р 61

[59] Альтернативнее видение, характерное для русской культуры, выразил Пушкин «Нет истины, где нет любви» («Александр Радищев», 1836)

[60] Гидденс Э Постмодерн // Философия истории Антология С 347

[61] Сенкевич Г Без догмата М, 1989 С 121.

[62] Тойнби А Христианское понимание истории // Философия истории Антология. С. 224

[63] Цит. по Фишер Р, Юри У Путь к согласию или переговоры без поражения. М Прогресс, 1990 С П.

[64] Там же С 87

[65] Хабермас Ю О субъекте истории // Философия истории Антология С 28

[66] Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов СПб, 1997. С. 245.

[67] Там же. С 305

[68] Там же С 215

[69] Там же С 222

[70] Цит. по: Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 23.

[71] Там же. С. 27.

[72] Там же.С 50

[73] Валлерстайн И Америка и мир сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль 1995 № 4 С 75

[74] Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юристь, 1994. С. 23.

[75] Там же С 22

[76] Поппер К Нищета историцизма М. Прогресс, 1993 С 37

[77] Виндельбандт В. Избранное Дух и история. М.: Юристъ, 1995. С. 118.

[78] Там же. С 119.

[79] Трельч Э. Указ. соч. С. 209.

[80] См.: Кант И. Первое введение в критику способности суждения // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. С. 101.

[81] Виндельбанд В. Указ. соч. С. 318.

[82] Подробнее о гегелевской концепции прогрессивного спиралевидного развития см.: Ч. 1. С. 246.

[83] Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 72.

[84] Там же. С. 71.

[85] Там же. С. 69.

[86] Трельч Э. Указ. соч. С. 223—224.

[87] Там же. С. 227.

[88] Гадамер Х.Г. Истина и метод. М, 1988. С. 437.

[89] См.: Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М, 1933; Штраус Д.Ф. Старая и новая вера. СПб., 1907; Фишер К. Введение в историю новой Философии. В 2 т. 1900—1901.

[90] См- Шеллинг Ф В Философия искусства М Наука, 1966

[91] См Гумбольдт В Избранные труды по языкознанию М. Прогресс, 1984.

[92] Виндельбанд В Указ соч С 315

[93] Там же С 313

[94] Поппер К Нищета историцизма М Прогресс, 1993 С 48

[95] Поппер К Указ соч С 44

[96] См: Wundt W. Geschichte und Gesellschaftslehre. Volker-Psych. X. 1920. S. 21-27.

[97] О концепции О Конта см с 365—366 настоящего издания

[98] См например Раu! Н Рrinzipien der Sprachgeschichte. Berlin, 1880

[99] Поппер К Указ соч С 51

[100] Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 50.

[101] См.: Ницше Ф. Антихрист // Там же. Т. 2.

[102] Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Там же. Т. 1. С. 366.

[103] Ницше Ф. Там же. С. 365—366.

[104] См Трельч Э Историзм и его проблемы. М.. Юристь, 1994. С 414

[105] Виндельбанд В Избранное Дух и история. М Юрист, 1995 С 40

[106] Там же С 139

[107] Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1903

с. 7.

[108] Ясперс К Речь памяти Макса Вебера // Макс Вебер. Избранное М.- Юристь 1994. С 558.

[109] Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Iabingen, 1951. P.190

[110] См Трельч Э Историзм и его проблемы М Юрисгь, 1994. С 444.

[111] Бердяев Н Смысл истории М, 1990 С 5—6

[112] Одоевский В Ф О литературе и искусстве М, 1982 С 81

[113] Шоню П Во что я верую М, 1996 С 21

[114] Там же С 27.

[115] Токвиль А. де Старый порядок и революция М, 1997 С 16.

[116] Там же. С. 17.

[117] Там же. С. 18.

[118] Спор о древних и новых М, 1985 С 251

[119] Декарт Р Избранные произведения М, 1951 С 272

[120] См Реале Д, Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней Новое время (От Леонарда до Канта) СПб, 1996 Т 3 С 457

[121] Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 23.

[122] Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981. С. 5.

[123] Рассел Б История западной философии В 2 т М, 1993 Т 2 С 204

[124] Трельч Э Историзм и его проблемы М, 1994 С 606—608

[125] Хайек ФА Пагубная самонадеянность Ошибки социализма М, 1992 С

[126] Lesquen H. de le lub de I’Horloge. La politique du vivant. Paris. 1979 Р 26

[127] Цит по Поляков Л Арийский миф Исследование истоков расизма СПб 1996 С 42

[128] Там же

[129] Там же

[130] Там же С 43

[131] Le Comte de Gobineau. Essai sur l’inegalite des races humaines. Paris, 1884, —2 II Цит. по Поляков Л. Арийский миф СПб С. 254.

[132] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991. С. 221.

[133] Berr H. L’histoire traditionale et synthese historique. Paris, 1921 // Февр Л. Бои за историю М., 1991. С. 67—68.

[134] Lefebvre G. La naissance de l’historiografie moderne. Paris, 1971. Р. 303 // Долин В.М. Историки Франции XIX—XX веков. М., 1981. С. 174.

[135] См.: Aries Ph. L’Homme devant la mort. Paris, 1977.

[136] См.: Lebren F. Les Hommes et la mort en Anjou au XVII—XVIII siecles. Paris, 1971.

[137] См.: Chaunu P. La civilisation de l’Europe des Lumieres. Paris, 1971.

[138] См.: Chaunu P. La civilisation de l’Europe slassique. Paris, 1969.

[139] См.: Chaunu P. L’expansion europeenne du XIII au XV siecle. Paris, 1969.

[140] См.: Duby G. Histoire des mentalites. Histoire et ses methodes. Paris, 1961.

[141] Цит. по: Политика и экономика производства и проката фильмов во Франции. М., 1980. С. 38—40.

[142] Les lieux de memoire. Sous la direction de Pierre Nora. Paris, Vol. 1-2,1984—1986.

[143] См. подробнее. Автономова Н.С, Караулов Ю.Н, Муравьев Ю.А. Культура, история, память // Вопросы философии. 1988. № 6.

[144] Les lieux de memoire. Vol. 1. Р. XIX — цит по Вопросы философии. 1988. № 6. С. 77.

[145] Тоффлер А Футурошок СПб, 1997 С 21

[146] См, Aron R. Introduction a la philosophie de l’histoire. Paris, 1948; La philosophie critique de l’histoire Paris, 1969; Dimensions de la conscience historique. Paris, 1961; Les etapes de la pensee sociologique. Paris, 1967; Essai sur les libertes. Paris, 1965; Les desillusions du progres. Paris, 1969.

[147] Арон Р Этапы развития социологической мысли М, 1993 С 520

[148] См .: Glucksmann A. Les maitres penseurs. Paris, 1977; Cynisme et passion. Paris, 1981; Levy B.-H. La barbarie a visage humanie. Paris, 1977; Le testament de dieu. Paris, 1979; Le diable en tete. Paris, 1984; Dolle J.P. Danser maintenant. Paris, 1981; Jambet Ch., Lardreau G. L’Ange (Ontologie de la revolution 1). Paris, 1976; Benoiste J.-M. La revolution structural. Paris, 1975.

[149] Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. С. 436,487.

[150] Коммунист. 1986. № 16. Ст. 65.

[151] Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973. С. 7.

[152] См.: Benoist A de. Vu de droite. Antologie critique des idees contemporaines. Paris, 1977; Les idees a l’endroit. Paris, 1979; Orientations pour des annees decisives. Paris, 1982, Maiastra: Renaissance de l’Occident? Paris, 1979; Pour une renaissance culturelle. Le GRECE prend la parole. Paris, 1979; Aves ou sans Dieu. Paris, 1987; Comment peut-on etre paien / Paris, 1981; L’Eclipse du sacre: Discours et responses. Paris, 1986; Benoist A. de, Vial P. La mort: traditions populaires. histoire de l’actualite. Paris, 1983; Benoist A. de, Marmin M., Vial P. Voila ce que nous pensons vraiment. Paris, 1980; Le Peril bureaucratique. Paris, 1983; Le Grand Tabou. Paris, 1977; Blot Y. Les racines de la liberte. Paris, 1985; Lesquen H. de et le Club de l’Horloge. La politique du vivant. Paris, 1979; Les racines du future: Demain la France. Paris, 1984.

[153] Blot Y. Les racines de la liberte. Paris, 1985. P. 111.

[154] См.: Зенъковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 16—17.

[155] Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. № 11.

[156] Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. С. 86.

[157] Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси XI чало XII века М, 1978 С 219

[158] Голубинский Е История русской церкви М, 1901 Т 1 С 156

[159] Повесть временных лет. С. 151.

[160] Там же.

[161] Иларион. Слово о законе и благодати // Златоструй. Древняя Русь XI— XIII веков. Антология. М., 1990. С. 107.

[162] Там же.

[163] Там же. С. 113.

[164] Жданов И.Н. Слово о законе и благодати и похвала кагану Владимиру // Жданов И.Н. Соч Т. 1. СПб, 1904. С. 74.

[165] Федотов Г.П. Святые древней Руси М, 1990. С. 152.

[166] Послание старца Филофея к великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. М, 1984. С. 441

[167] Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М„ 1914. С 27.

[168] Там же. С. 25.

[169] Бердяев НА Русская идея // О России и русской философской культуре М, 1990 С 49—50

[170] Там же С 52

[171] Ключевский В.О Курс русской истории Соч.- В 9 т. М, 1987. Т. 1. С. 65

[172] Одоевский В Ф Русские ночи Л., 1975 С. 148, 182.

[173] Чаадаев П Я Философические письма // Чаадаев П.Я Соч. М., 1989. С.18

[174] Чаадаев П.Я. Письмо А.И. Тургеневу // Там же. С. 377.

[175] Добролюбов НА. От Москвы до Лейпцига // Добролюбов НА. Избр. филос. произв М., 1948. Т. 2. С. 196—197.

[176] Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. 41// Собр соч. Т. VII. СПб., 1911. С XII.

[177] Аксаков КС. Краткий исторический очерк земских соборов // Аксаков КС. Поли. собр. соч., М, 1989. Т. 1. С. 279.

[178] Белинский ВТ. Письмо В.П. Боткину 8 сент 1941 г. // Собр. соч • В 9 т. М, 1982 Т. 9. С. 482.

[179] См.: Киреевский И В Девятнадцатый век // Киреевский И В. Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 75

[180] Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Там же. Т. 2. С. 267.

[181] Там же.

[182] См.: Славянофильство и западничество, консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М., 1991 Вып 1

[183] Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. Там же. С. 277.

[184] Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 6.

[185] Бердяев Н.А А.С. Хомяков. М., 1912. С. 148—149.

[186] Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // Хомяков А.С. Соч. М., 1900. Т. 1. С. 174.

[187] Бердяев Н.А.А.С. Хомяков М, 1912 С 229

[188] Кавелин К Д Краткий взгляд на русскую историю // Кавелин К Д. Наш умственный строй М, 1989 С 68

[189] Кавелин К Д. Взгляд на юридический быт древней Руси // Там же С 66

[190] Кавелин К.Д Злобы дня // Там же Т. 3. С 1031.

[191] Герцен А.И. Былое и думы. («Роберт Оуэн») // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954—1964. Т. П. С. 249.

[192] Герцен А.И. С того берега // Там же. Т. 6. С. 32—33.

[193] Герцен А.И. Былое и думы. («Роберт Оуэн») // Там же. Т. 11. С. 246.

[194] Там же.

[195] Страхов Н.Н. Жизнь и труды Н Я Данилевского // Данилевский Н Я Россия и Европа Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому СПб., 1889. С. XXVII.

[196] Зеньковский В.В История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 262.

[197] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1988. С. 115.

[198] Там же. С. 129—130.

[199] Там же. С. 88.

[200] Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1955. С. 133—134.

[201] См.: Соловьев В.С. Данилевский // Соловьев В.С. Соч: В 2 т. Т 2. М„ 1988. С 406—414.

[202] См.: Милюков П.Н Разложение славянофильства // Вопросы философии и психологии. Кн. 18 (3), 1893 С. 55.

[203] Леонтьев КН. Византизм и славянство // Леонтьев КН. Собр. соч. М., 1912. т 5.С. 189.

[204] Там же.

[205] Там же. С. 226.

[206] Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Там же. Т. 6. С. 59—60.

[207] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Там же. Т. 5. С 113—114.

[208] Там же. С. 252—253.

[209] Арнолъди (псевдоним Лаврова. — Авт.). Задачи понимания истории. Проект введения в изучение человеческой мысли. М, 1898. С. 108.

[210] Лавров П.Л. Исторические письма // Лавров П.Л. Избранные произведения. Философия и социология. М„ 1965. Т. 2. С. 81.

[211] Там же. С. 54.

[212] Михайловский Н.К. Письма о правде и неправде // Михайловский Н.К Полн. собр. соч. СПб., 1906—1909. Т. 4. С. 451.

[213] Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Там же Т. I. С. 477.

[214] Кареев Н. И. Историко-философские и социологические этюды. СПб, 1899. 180—181.

[215] Там же С. 182.

[216] Кареев Н.И Моим критикам. Защита книги «Основные вопросы философии

истории». Варшава 1884. С. 81.

[217] Сорокин ПА Категория «Должного» и ее применимость к изучению соци ологических явлений // Юридический Вестник М, 1917 Кн 17 С 121

[218] Сорокин П А Основные проблемы социологии П Л Лаврова // Лавров П Л Сборник статей Пг, 1922 С 291

[219] Плеханов Г В Философские и социальные воззрения К Маркса // Плеханов Г В Избр филос произв В 5 т М, 1956 Т 2 С 452

[220] Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. В 5 т. М., 1956—1958. Т. 1. С. 645.

[221] Плеханов Г.В В защиту экономического материализма // Там же. Т. 2. 216.

[222] Струве ПБ. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России СПб, 1894. С. 283.

[223] Туган-Барановский М. М. Предисловие к книге: Форлендер К. Кант и Маркс. Очерк этического социализма. СПб., 1909. С. 7.

[224] Он же. Очерки из новейшей истории политической экономии. СПб., 1903-С. 5.

[225] Мережковский Д.С. Поли. собр. соч СПб., 1912. Т. 15. С. 245.

[226] Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 175.

[227] Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. с 691, 692.

[228] Он же Первый шаг к положительной эстетике // Соч В 10 т 1911—1914 Т 7 С 74

[229] Соловьев В С Чтения о Богочеловечестве // Соч В 2 т М, 1989 Т 2 137

[230] Там же С 140

[231] Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В. С Соч.- В 2 т М, 1988. Т. 1. С. 345

[232] Там же С. 522.

[233] Соловьев В С Русская идея // Соловьев В С Соч В 2 т М, 1989 Т 2 220

[234] Трубецкой ЕН Миросозерцание Вл. С. Соловьева М, 1913 Т 2 С 33

[235] Соловьев В С Три разговора о воине, прогрессе и конце всемирной истории

соч.: В 2 т М, 1988 Т 2 С 761

[236] Соловьев В С. Тайна прогресса // Там же С. 557.

[237] Проблемы идеализма Сборник статей М., 1902. С. 7.

[238] Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. СПб., 1903. С. 195—196.

[239] Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина // После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 33.

[240] Зандер Л А Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова) Париж, 1948 В 2 т Т 1 С 181

[241] Булгаков С. Н. Свет невечернии М, 1994 С 159

[242] Там же С 180

[243] Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм. // Соч. В 2 т М, 1993 Т 2 С. 424—425.

[244] Хоружий С С Жизнь и учение Льва Карсавина // Карсавин Л Религиозно-Философские сочинения М, 1992 Т 1 С 24

[245] Карсавин Л П Философия истории СПб, 1993 С 81

[246] Там же С. 98.

[247] Там же С. 118.

[248] См.: там же. С. 204-205.

[249] Карсавин Л П Основы политики // Мир России — Евразия (Антология) М, 1995. С. 118.

[250] Бердяев НА О рабстве и свободе человека // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М, 1995. С. 19.

[251] Евразийство (Формулировка 1927 г.) // Евразийская хроника Вып. IX Париж, 1927 С. 3

[252] Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Там же С. 24.

[253] Евразийство; опыт систематического изложения. Париж, 1926. С. 32.

[254] Савицкий ПН. Степь и оседлость // На путях Утверждение евразийцев Кн 2 Москва, Берлин, 1923 С 342

[255] Карсавин Л.П. Основы политики // Евразийский временник. Кн. 5. Париж, 1927. С. 220.

[256] Бердяев НА. Евразийцы // Путь. Париж, 1925. № 1. С. 134—139.

[257] Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Современные записки. Париж, 1928. кн. 34.. С. 313.

[258] Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев НА. Царство духа и царство кесаря М., 1995. С 190

[259] Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 310.

[260] Бердяев Н. А. Я и мир объектов // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 254.

[261] Бердяев Н.А. Смысл истории М, 1990 С 13, 14

[262] Шестов Л Николай Бердяев. Гносис и экзистенциальная философия // Бердяев Н.А. pro et contra. СПб, 1994. Т. 1. С. 412—413

[263] Бердяев НА Судьба России. М., 1990. С. 9.

[264] Там же. С 127

[265] Там же. С. 98.

[266] Там же. С. 5—6

[267] Там же. С. 43.

[268] Бердяев НА. Смысл истории. М., 1990. С. 155.

[269] БердяевНА Я и мир объектов С 316 // Бердяев НА Философия свободного духа М, 1994

[270] См Фукуяма Ф Конец истории? // Вопросы философии 1990 № 3

[271] Agnes H. Theory of History. Cambrige (Mass.), 1982. P. 216.

[272] Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение // Философия истории. Антология М: Аспект-Пресс, 1994. С. 77—78.

[273] См .: Фихте И Г. Основные черты современной эпохи. СПб.: Изд-во Д. Жуковского, 1906. С. 126.

[274] Коллингвуд Р Дж Идея истории Автобиография М Наука, 1980. С. 237

[275] Тиллих П История и Царство Божие // Философия истории Антология М Аспект-Пресс, 1994 С 235

[276] Там же С 237—238

[277] Вико Дж Основания новой науки об общей природе наций. Л.: Гослитиздат, 1940. С. 117.

[278] Там же. С. 115—121.

[279] Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю..: Наука, 1991. С. 242—247.

[280] Febre L., Tonnelat E. Civilizations: Le mot et l’idee. Paris, 1930. P. 1-13, 19-36.

[281] Kreber A L., Kluckhon C. Culture: A Critical Review of Concept and Definitions. N. Y., 1952. P. 291.

[282] Сорокин П. Социологические истории современности М.: ИНИОН, 1992 С. 192—194.

[283] Тойнби А Цивилизация перед судом истории. М.. Прогресс, 1995. С 134

[284] Данилевский Н Россия и Европа М.. Книга, 1991. С. 21—87.

[285] Данилевский Н. Указ. соч. С. 74.

[286] Там же. С. 34.

[287] Там же. С. 508—509.

[288] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. М; П.: Изд. А.Д. Френкель, 1923. С. 16.

[289] Toynbee A. A study of Histori. Vol. 12 Reconsiderations. L: Oxford, Univ.Press, 1961. P. 283.

[290] Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 33.

[291] Здесь концепция А Тойнби явно перекликается с «пассионарной» теорией А. Гумилева. «Творческое меньшинство» А. Тойнби во многом напоминает «пас сионариев» в гумилевской концепции. Пассионарность — это страсть, «характе-риологическая доминанта, необходимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)» Во многом Пассионарность представляет собой форму антиинстинкта, поскольку часто толкает творческую личность на поступки, которые идут вразрез с его инстинктом самосохранения. И в концепции А. Тойнби, и у Л. Гумилева пассионариев, творческих личностей не так уж много, но именно они создают необходимую для развития социума критическую массу, увлекая своим примером других, заряжая их своей энергетикой (См.: Гумилев Л.Н. Коней и вновь начало. М.: Танаис, 1994. С. 71.

[292] Тойнби А. Указ. соч. С. 26.

[293] Тойнби А. Указ. соч. С. 523.

[294] Тойнби А. Указ. соч. С. 284.

[295] Тойнби А. Указ. соч. С. 524.

[296] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1 С. 35.

[297] Huntington S. If not civilizations, what? Paradigms of the Post-ColdWhar World // Foreign Affairs. Nov. – dec. 1993. Vol. 72. № 5. P. 186-188.

[298] Шпенглер О Указ. соч. С. 344.

[299] Шпенглер О. Указ соч. С. 344—345.

[300] Цит. по: Сорокин ПА. Социологические теории современности. М., 1992 С. 101.

[301] ЧешковМА. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. М., 1995 С. 91.

[302] Huntington S. If not civilizations, what? Paradigms of the Post-ColdWhar World // Foreign Affairs. Nov. – dec. 1993. Vol. 72. № 5. P.187.

[303] Панарин А С Циклы российской истории // Реформы и контрреформы в России М Изд-во МГУ, 1996 С 236

[304] Foreign Policy. 1994 № 96 P. 144.

[305] Ibid P. 117.

[306] Ibid P. 127.

[307] Ibid P. 128.

[308] Тиллих П Указ, соч С 239

[309] Кондорсе Ж А Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума // Философия истории Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994 С. 39.

[310] Кондорсе Ж. Указ. соч. С. 47.

[311] Конт О Основные законы социальной динамики, или общая теория естественного прогресса человечества // Философия истории. Антология М • Аспект-Пресс, 1994 С. 116.

[312] Там же. С. 123.

[313] Гегель Г.В.Ф. Философия истории Введение // Философия истории Антология. М Аспект-Пресс, 1994 С 78.

[314] Там же С 79—80

[315] Там же С 80

[316] Там же С 98

[317] Там же. С 99

[318] Тиллих П. Указ соч С. 240

[319] См.: Holton R. Problems of crisis and normalicy in the contemporary world // Rethinking Progress. Boston, 1990. P. 39, 43-44.

[320] Тиллих П. Указ соч С. 240

[321] ФукуямаФ Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134—155

[322] New York Times. Dec. 25, 1990. P. 41.

[323] Мюллер М Смысловые толкования истории // История философии Анто логия М Аспект-Пресс, 1994 С 274—275

[324] Метанарративы — базовые повествовательные идеи, объяснительные схемы, лежащие в основе научной картины мира.

[325] Бауман 3 Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994 № 4 С. 73.

[326] Мюллер М. Указ. соч. С. 279—281.

[327] Бауман 3 Указ соч С 74

[328] Бауман 3 Указ соч С 79

[329] Там же

[330] См.: Формации или цивилизации? Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1989. № 10.

[331] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 13. М., 1959. С. 7.

[332] Там же.

[333] Там же. С. 7, 8.

[334] Там же. Т. 6. С. 442.

[335] Там же. Т. 19. С. 26.

[336] Подробнее об этом см.. Горинов М. Исторические журналы. Вторая половина 1991 года // Свободная мысль. 1992. № 4. С. 115—117.

[337] Гуреаич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11;БаргМ. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. 1991.!№ 3

[338] Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С 10—11.

[339] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. 1. М., 1987. С. 113.

[340] Там же.

[341] Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 283.

[342] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 765.

[343] Черняк Е.Б. Цивилиография. М., 1996. С. 384.

[344] Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления // Новая и новейшая история. 1994. № 4—5. С. 33.

[345] См, например: Цивилизация как проблема исторического материализма. М., 1983. Ч. 1. С. 8; Введение в философию. М., 1989. Ч. 2. С 531; Черняк Е.Б. Указ. соч. С. 11.

[346] Цит. по: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994. С. 36.

[347] См. там же. С. 37.

[348] McLannan G. Marxism, pluralism and beyond: classic debates a new departures. Cambrige, Polity press. 1989. P. 13.

[349] См. там же.

[350] Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. 1997. № 1. С. 158.

[351] Там же. С.159.

[352] Там же. С.160

[353] Там же. С.163.

[354] Там же. С 177.

[355] Там же. С 183

[356] Там же. С. 28.

[357] Там же. С. 29.

[358] Там же. С. 206

[359] Там же. С. 207

[360] Там же. С. 211

[361] Там же. С. 213

[362] Там же. С. 217

[363] Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 1994. Т. 1. М С. 27—28.

[364] Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса (эскиз теоретической конструкции) // Философия и общество. 1997. № 1. С. 113.

[365] Там же. С. 115.

[366] Там же. С. 117.

[367] Там же. С. 125.

[368] Там же. С. 127.

[369] Там же. С. 143.

[370] Там же. № 2. С. 146.

[371] Там же. С. 160—161.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.013 с.)