Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киеве в семье высшей военной аристократии, учился в кадетском корпусе, затем на естественно-научном и юридическом факультетах Киевского университета. Однако закончить университет ему так и не удалось: за увлечение марксизмом он был сослан в ссылку. Здесь в ссылке Бедяев постепенно разочаровывается в марксизме и его мысль начинает двигаться в направлении идеализма. В начале 1900-х гг. Бердяев живет в Петербурге, является активным участником всех философских собраний столицы - заседаний религиозно-философского общества во главе с Д. Мережковским, «сред» у Вяч. Иванова и «воскресений» у В. Розанова. С 1908 г. Бердяев живет в Москве и издает свои сочинения «Философия свободы» и «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Февральские события 1917 года Бердяев воспринимает восторженно, считая, что революция необходима для обновления России. Он становится одним из организаторов Академии духовной культуры. Однако в 1922 г. Бердяева высылают за пределы России. Оказавшись в эмиграции, он не падает духом и продолжал активную философскую работу. В Берлине, затем в Париже участвует в организации Религиозно-философской академии, становится редактором журнала «Путь» и руководит самым известным эмигрантским изданием «YMKA-PRESS». Здесь же в эмиграции Бердяев создает свои знаменитые труды: «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946) и др. В 1947 г. Бердяеву было присуждено звание почетного доктора Кембриджского университета (до него этой чести были удостоены два других великих деятеля русской культуры – И.С. Тургенев и П.И. Чайковский). Умер Бердяев в предместье Парижа 25 марта 1948 года. Мировоззрение Бердяева представляет собой персоналистическую разновидность экзистенциальной философии, т.е. философии человеческого существования. Проблемы личности, свободы и творчества, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. По Бердяеву, личность первична в сравнении с бытие: бытие – воплощение причинности, необходимости, пассивности; дух – начало активное, свободное, творческое. Личность – прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято только в ее отношении к Богу. В своих философских сочинениях Бердяев дал предельно последовательное и ясное изложение тех принципов, которые составили оригинальность русской философской традиции от Чаадаева до Достоевского и Соловьева. По отношению к Соловьеву Бердяев оказался прямым наследником, открыто высказавшим все то, к чему в мучительных исканиях и прозрениях неуклонно двигалась мысль Соловьева. Для него проблема начала метафизики, проблема Абсолюта, оказывается тождественной проблеме личности. Чтобы завершить переход к новой метафизике, полагает Бердяев, необходимо отказаться от какой бы то ни было «рационализации» бытия и попытаться осмыслить его вне разделения на субъект и объект – в непосредственной, жизненной, экзистенциальной интуиции. Акт иррационально-мистической интуиции открывает бытие как абсолютную целостность, поэтому он осуществляется целостной личностью и не может сводиться только к отдельным ее сторонам и проявлениям, например, только к разуму. Это означает, что мы не только верим в Бога, открываем его в познании и устремляемся к нему, но и чувствуем его, аффективно «сопереживаем» ему – как и он нам. Бердяев говорит: «Высшей судебной инстанцией в делах познания не может и не должна быть инстанция рационалистическая и интеллектуалистическая, а лишь полная и целостная жизнь духа»[61]. В этом Бердяев сознательно возвращается к традициям Киреевского и Хомякова, и через них – к Соловьеву. В вопросе об интуитивном постижении подлинного бытия (Абсолюта, Бога) наиболее отчетливо проявляется экзистенциально-христианское направление философии Бердяева. Мыслитель настаивает на том, что в акте постижения бытия личность не столько обнаруживает содержание бытия, сколько созидает его. Подлинное бытие – это не нечто данное, оно тождественно самому акту жизни, оно не просто «есть», оно в определенном смысле «творится», «становится». Поэтому личность есть «первореальность», все ее духовные состояния экзистенциальны. Как бытие личность в ее индивидуальных состояниях «обнаруживает» в себе себя и придает себе смысл. Отсюда следует, что бытие не допускает никакого обобщения, не поддается «абстрагированию», к нему невозможно применить основные понятия классической метафизики, такие как, например, понятия субстанции и субъекта. Тем не менее, Бердяев допускает, что к личности-первобытию возможно применение некоторых традиционных философских категорий – свободы, духа, Бога. «Страдание, радость, трагический конфликт – источник познания. Снимает ли познание тайну, уничтожает ее? Я не думаю. Тайна всегда остается, она лишь углубляется от познания. Познание уничтожает лжетайны, вызванные незнанием. Но есть тайна, перед которой мы останавливаемся именно от глубины познания. Бог есть тайна, и познание Бога есть приобщение к Тайне. Рациональное богопознание есть ложное богопознание, потому что оно снимает Тайну, отрицает Тайну Бога»[62]. В период Первой мировой войны и революции философия Бердяева определяется тем, что он сам называет «космическим мироощущением». По его мнению, микрокосмическая природа человека превращает мировую историю в личную судьбу. Особенно сильно эта тема зазвучала уже в эмиграции. Исторические события начала XX века подталкивали многих исследователей к мысли о кризисе европейской цивилизации, о какой-то грядущей окончательной катастрофе, которая превзойдет даже ужасы мировой войны и русской революции. Вот почему для Бердяева история, особенно история современная, - это цепь трагических заблуждений и разочарований человека. Это связано с тем, что в истории современный человек желает утвердиться, исходя из ложного понимания самого себя. Именно история позволяет Бердяеву наглядно указать на противоположность двух измерений человека – измерения духовной свободы и творчества и измерения объективации, где господствует закономерность, необходимость и иерархическая подчиненность. Утратив доступ к первому измерению самого себя, современный человек живет только во втором. Это и приводит к главному парадоксу истории: стремясь достичь полноты раскрытия своей сущности, обрести свою подлинную свободу, человек достигает только обратного – все больше попадает под власть мертвого бытия и своих мертвых бытийных порождений (экономических отношений, государства, техники и т.п.), починяется внешнему и вторичному, утрачивает правильное понимание себя и своих целей. Сущность современной ему эпохи Бердяев определяет как окончательный крах идеалов гуманизма. Постепенное развитие гуманистической идеологии ее окончательный триумф в качестве основы европейской цивилизации составили главное содержание истории последних четырех столетий, начиная с эпохи Возрождения. Однако, поставив целью освободить человека из оков религиозного мировоззрения Средневековья, доказать, что человек есть божественное, абсолютное существо, гуманизм потерпел полную неудачу в этом своем замысле. «Освобождение» человека оказалось еще большим его закабалением, дорога к свободе оказалась новым рабством. Лишившись Бога как основы для своего существования, человек оказался в очень опасной ситуации, полной утраты каких-либо ориентиров, ценностей и идеалов. Пытаясь их обрести, человек оказался готовым поверить любой иллюзии, любой ложной форме жизни, лишь бы она обещала устойчивость и возможность какого-либо движения вперед. Отсюда Бердяев выводит причины массового увлечения утопическими проектами переустройства общества на основе его «плановой», «научной» организации. Осуждая фашизм и коммунизм как наиболее явные формы таких ложных поисков путей в будущее, он отмечал, что все современные попытки окончательной «правильной» организации жизни общества ведут только к еще большему господству абсурда и хаоса, поскольку они подавляют главную и единственную силу, способную победить абсурд и иррациональность бытия и истории, - свободу человека. Взирая издалека на события, происходящие в России после Гражданской войны и окончательного установления там советской власти, Бердяев приходит к мысли о том, что в русской революции осуществился крайний антигуманистический социализм. Он пишет, что «русский народ, согласно особенностям своего духа, отдал себя в жертву для небывалого исторического эксперимента», что социализм хочет выдрессировать механически человеческие души настолько, чтобы человек «чувствовал себя хорошо в социальном муравейнике, полюбил казарменную жизнь, отказался от свободы духа»[63]. Выход из такого рода противоречий видится Бердяеву в усилении духовной активности над политической. В основу человеческого общества должны быть положены религиозно-духовные начала, и они должны быть выше любого самоутверждения человеческой воли. Крах европейского гуманизма, по Бердяеву, наиболее наглядно проявился в том, что главное порождение гуманизма – либеральная политическая идеология, призванная, как казалось ее творцам, раз и навсегда искоренить рабство и обеспечить свободу и достойную жизнь каждому члену общества, полностью дискредитировала себя, показала свою несостоятельность реализовать те благородные цели, которые были перед ней поставлены. Критика Бердяевым внутренних пороков либеральной идеологии – это особенно интересная тема его поздних работ, однако она не теряет своей актуальности и в наши дни. Бердяев проницательно замечает, что гарантии формальной, юридической свободы вовсе не обеспечивают раскрытия подлинной, духовной свободы, которая только и может служить основой правильного творческого движения истории. Формальная же свобода, скорее, ведет к обратному – к господству «середины», духовного «мещанства», к подавлению подлинной творческой оригинальности, которая противоречит любому уравниванию. «Либерализм, - пишет Бердяев, - есть одноплановое миросозерцание, оно не видит, что человек принадлежит к двум планам бытия. Эта двуплановость человеческого существования означает, что существует не только свобода в обществе, но и свобода от общества. Так называемые субъективные права человека совсем не в обществе имеют свой источник. Свобода духа не зависит ни от какой организации общества. Свобода есть граница власти общества над личностью, государства над человеком, граница, определяющаяся не той или иной организацией общества и государства, а принадлежностью человека к иному плану бытия, к царству духа»[64]. Подлинный смысл христианства Бердяев видит в признании абсолютного значения каждой личности, в признании творческой, живой бесконечности личности: «Экзистенциальный центр церкви и соборного сознания находится в каждой личности и в личности Христа, именно в богочеловеческой личности Христа, но не в каком-то коллективе, не в каком-то организме, воплощающем всеединство. Церковь существует как социальный институт, но в этом своем аспекте она принадлежит миру объективации. С этим связаны все противоречия в существовании церкви, которая должна освобождать человека, но часто его порабощает»[65]. Получается, что единственный путь обновления и преобразования человека, общества и истории замыкается на отдельной личности. Именно она должна восстановить свою связь с Богом и через это научиться осуществлять абсолютные творческие деяния, преобразовывать весь мир и всю историю. Как и все русские религиозные философы, Бердяев придает особое значение идее Богочеловечества как тождества Бога и человека. Понимание Бога в сочинениях Бердяева исследователи его творчества выражают следующим тезисом: Бог есть идеал и последняя основа человеческого творчества. Бог – это осознание человеком своей собственной непостижимой абсолютности и непредсказуемости [66]. Понятие Бога у Бердяева тесно связано со свободой и творчество. Свобода интерпретируется как им первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия – космос, общество и самого человека. Для объяснения первичности свободы Бердяев использует понятие Ungrund (безосновность, бездна), принадлежащее немецкому мистику XVII в. Якобу Беме, истолковывая его, однако, по-своему. Беме учил об Ungrund как о «темном начале» Бога, объясняющем происхождение зла. Бердяев настаивает на том, что Ungrund – это состояние бездны, «ничто», которое уже обладает свободой. Оно предшествует Богу, связано с Богом. Бог, в свою очередь, из добытийственной свободы творит мир и человека, обладающего свободой и поэтому принципиально равного Богу в творчестве и независимого от него. По Бердяеву, человек как носитель первоначальной свободы есть носитель новизны, реальности, добра и зла. Свобода человека заключена именно в творчестве добра и зла, а вовсе не в выборе добра и зла. Поскольку человек рожден из добытийственной свободы и сам обладает свободой (в этом он равен Богу), то задача философии заключается в том, чтобы обосновать не теодицею (оправдание бытия Бога), а антроподицею (оправдание человека). Для Бердяева поиск смысла превыше «искания спасения». Именно поэтому его христианские представления существуют в непременном окружении и сопряжении с философским персонализмом. Творение мира не закончено, продолжение его творения передано человеку. И человек во все должен вносить свою творческую свободу и в самом познании продолжать миротворение. По Бердяеву, творческий акт не может обойтись без материальной реальности: он совершается в определенном пространстве и времени. Но творческий акт не может целиком определяться только тем материалом, который дает мир. В нем всегда есть новизна, не детерминированная миром. Это и есть тот элемент свободы, который привносит всякий подлинно творческий акт. Здесь тайна творчества. Бердяев не раз подчеркивает, что под творчеством он понимает не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию. Творческий опыт не есть рефлексия над собственным несовершенством, это – обращенность к преображению. Творец одинок и творчество носит индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический, социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает. Творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы [67]. Философия истории Бердяева проникнута мотивами эсхатологии. Рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное, т.е. метаисторическое), он озабочен предсказанием того, как «метаистория входит в историю», обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах. Важно отметить, что за рубежом, будучи представителем первой волны русской эмиграции, Бердяев выступал как патриот, представитель русской культуры, противник различных форм русофобии. Его перу принадлежат глубокие исследования, посвященные А.С. Хомякову, К.Н. Леонтьеву, Ф.М. Достоевскому.
Вопросы для повторения: 1. Охарактеризуйте основные положения концепции «цельного знания» В.С. Соловьева. 2. Проанализируйте основную идею философии всеединства В.С. Соловьева. 3. Созвучна ли современности нравственная философия В.С. Соловьева? 4. В чем состоит суть теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского? 5. Почему философские воззрения Н.А. Бердяева можно характеризовать как экзистенциальный персонализм. 6. Какую роль сыграло в философии Н.А. Бердяева понятие свободы? 7. Какой смысл вкладывает Н.А. Бердяев в понятие творчества?
Тестовые задания по теме: «Религиозно-философская мысль в средневековой Руси»
1. Выделите основные черты русской философии: 1. Выражение собственно философских идей в форме литературных и публицистических произведений 2. нравственно-религиозный характер 3. догматизм 2. В языческом сознании древних славян человек понимался как существо: 1. природное 2. социальное 3. природное и социальное 3. Создателями славянской азбуки считаются: 1. Кирилл и Мефодий 2. Илларион 3. Максим Грек 4. Сопоставьте сочинения и их авторов: Илларион «Слово о полку Игореве» Нестор «Слово о Законе и Благодати» Неизвестный Автор «Повесть временных лет» 5. Центральным мотивом этого сочинения является патриотизм, основанный на сознании единства Русской земли, как исконного места обитания славянских племен? О каком произведении идет речь? 1. «Повесть временных лет» 2. «Слово о полку Игореве» 3. «Поучение детям» 6. Какая концепция изложена в «Послании» Филофея, старца Псковской Елизарьевой пустыни, к московскому князю Василию III? 1. «Москва – третий Рим» 2. «Православие, самодержавие, народность» 3. «Любые средства хороши для достижения цели» 7. Назовите одно из основных событий в духовной жизни Московского государства XV-XVI вв.: 1. крещение Руси 2. спор иосифлян и нестяжателей 3. спор славянофилов и западников 8. Духовным лидером идейного течения «нестяжателей» был: 1. Иосиф Волоцкий 2. Нил Сорский 3. Старец Филофей 9. «Молчание» для Максима Грека – это (продолжите мысль) ____________________________________________________________________________________________________________________________ 10. С именем этого русского дворянина, публициста XVI в. связано появление в русской социально-философской мысли понятия правды. «Коли правды нет, то всего нет», - констатирует он устами одного из своих героев: 1. Андрей Курбский 2. Иван Семенович Пересветов 3. Николай Иванович Новиков Тестовые задания по теме: Философская мысль в России в XVIII веке
1. Выделите новую характерную черту русской философии XVIII века: 1. признание религии как мировоззренческой системы взглядов, восходящей к самому источнику жизни первозданной природы 2. проникновение идей просвещения 3. персонализм 2. Почему мыслителя Г.С. Сковороду называют «русским Сократом»? ____________________________________________________________________________________________________________________________ 3. «Мир ловил меня, но не поймал». Кто автор этого афоризма? 1. Г.С. Сковорода 2. М.В. Ломоносов 3. Н.И. Новиков 4. Ученый-энциклопедист, поэт, просветитель, ставший в России «нашим первым университетом» 1. Филофей 2. Иван Пересветов 3. М.В. Ломоносов 5. Как называлась книга, в которой А.Н. Радищев выразил свой протест против крепостного права и самодержавия и за которую был сослан в Сибирь? 1. «Путешествие из Петербурга в Москву» 2. «О человеке, о его смертности и бессмертии» 3. «Монадология» 6. Сопоставьте учения и их авторов: Максим Грек учение о сердце Г.С. Сковорода учение о молчании М.В. Ломоносов учение о корпускулах
7. Основоположник новой светской российской культуры: 1. М.В. Ломоносов 2. Н.И. Новиков 3. А.Н. Радищев 8. Сопоставьте философов и их сочинения: Г.С. Сковорода «Путешествие из Петербурга в Москву» М.В. Ломоносов «О человеке, о его смертности и бессмертии» Н.И. Новиков «Из заметок по физике и корпускулярной А.Н. Радищев философии» 9. Писатель-сатирик, философ, крупный книгоиздатель в России эпохи Екатерины II: 1. Г.С. Сковорода 2. Н.И. Новиков 3. А.Н. Радищев 10. Как исследователи называют эпоху правления Екатерины II? 1. эпоха смутного времени 2. политика «просвещенного абсолютизм» 3. политика кнута и пряника
Тестовые задания по теме: Русская философия XIX века
1. Назовите идейно-теоретическое направление русской мысли, изначально близкое воззрениям А.И. Герцена: 1. славянофильство 2. западничество 3. народничество
2. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы, - к какому мыслителю обращены эти пушкинские строки? 1. П.Я. Чаадаеву 2. А.С. Хомякову 3. Л.Н. Толстому 3. Сопоставьте философов и их сочинения: П.Я. Чаадаев «Философические письма» А.С. Хомяков «Исповедь» Л.Н. Толстой «Записки о Всемирной истории» 4. С каким периодом связывают большинство исследователей эпоху «философского пробуждения» в России? 1. 20-30-е гг. XIX в. 2. 30-40-е гг. XIX в. 3. 60-80-е гг. XIX в. 5. Учение о непротивлении злу силой отражено в творчестве: 1. Н.Г. Чернышевского 2. Л.Н. Толстого 3. И.А. Ильина 6. Определите течение русской философской мысли 30-40 гг. XIX в., в котором православная веравыступает первичным фактором, обусловливающим историческую деятельность народа: 1. славянофильство 2. западничество 3. позитивизм 7. Этические воззрения Н.Г. Чернышевского отражены в популярной теории второй половины XIX столетия. Как называется эта теория? 1. теории психоанализа 2. теории «разумного эгоизма» 3. теории культурно-исторических типов 8. Западничество как направление в истории русской философии предполагало: 1. автономию личности, рационализм и индивидуализацию сознания как необходимого условия свободы 2. общинные принципы жизни русского народа 3. «свободу в единстве» на основе православной веры Тестовые задания по теме: Русский позитивизм
1. Выделите главную идею общественного развития, которую разрабатывали П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и М.М. Ковалевский: 1. идея прогресса 2. культурно-исторические типы 3. идея всеединства 2. Сопоставьте идеи, лежащие в основе прогресса, и их авторов: П.Л. Лавров кооперация Н.К. Михайловский развивающаяся личность М.М. Ковалевский солидарность и борьба 3. Когда позитивизм в России стал восприниматься как философское направление, «родственное материализму и дарвинизму»? 1. в 30-40-х гг. XIX в. 2. в 60-70-х гг. XIX в. 3. в 10-20-х гг. XX в. 4. Какой смысл заложен в рассуждениях Н.Г. Чернышевского о том, что «русский ученый – служитель не столько своей чистой науки, сколько просвещения вообще»? __________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Сопоставьте философов и их сочинения: К.Д. Кавелин Основные вопросы философии истории Н.И. Кареев История России с древнейших времен С.М. Соловьев Наш умственный строй 6. Назовите учеников знаменитого историка-позитивиста, автора первого научного «Курса лекций по русской истории» В.О. Ключевского: 1. Н.И. Кареев и К.Д. Кавелин 2. Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев 3. П.Н. Милюков и Р.Ю. Виппер 7. Что являлось главным предметом критики позитивистской методологии со стороны марксизма? 1. учение о кооперации 2. теория культурно-исторических типов 3. методология многофакторного анализа
8. Сопоставьте направления и ключевые идеи философии истории: метафизика стадиальное развитие истории позитивизм многофакторное развитие истории марксизм субстанциональность истории 9. Представитель позитивистского направления в русской философии истории, правовед, публицист, один из авторов проекта отмены крепостного права: 1. И.В. Киреевский 2. Н.Я. Данилевский 3. К.Д. Кавелин 10. Единственная философия, которая была разрешена в бывшем СССР: 1. русский космизм 2. философия всеединства 3. диалектический материализм Тестовые задания по теме: Русская религиозно-идеалистическая философии Рубежа XIX-XX веков
1. Назовите сочинения В.С. Соловьева, в которых сформулирована его концепция «цельного знания»: 1. «Критика отвлеченных начал», «Три силы» 2. «Духовные основы жизни», «Россия и Вселенская церковь» 3. «Смысл любви», «Оправдание добра» 2. После убийства Александра II этот мыслитель публично призвал «казнить помилованием» убийц царя: 1. П.Я. Чаадаев 2. Н.Г. Чернышевский 3. В.С. Соловьев. 3. Русский мыслитель, разработавший идею многообразия типов культур: 1. Н.Г. Чернышевский 2. Н.Я. Данилевский 3. К.Н. Леонтьев 4. Центральной темой философствования Н.А. Бердяева была: 1. идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения 2. идея Святой Софии 3. идея эволюции 5. Сопоставьте имена мыслителей с философскими направления, к которым они принадлежали: А.С. Хомяков философия всеединства Т.Н. Грановский славянофильство С.В. Соловьев экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяев западничество 6. Постоянной темой философских рассуждений Н.А. Бердяева была тема (впишите нужное слово) _________________________________. За свою верность этой теме он сам себя называл «рыцарем свободного духа» 7. Как перефразировал В.С. Соловьев изречение Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»? 1. «Я чувствую, следовательно, существую» 2. «Я стыжусь, следовательно, существую» 3. «Я страдаю, следовательно, существую» 8. В чьих сочинениях открытость России миру понимается как преодоление ее исторических грехов и осуществление единения вселенской церкви, государства и свободной общественности? 1. Н.Я. Данилевского 2. К.Н. Леонтьева 3. В.С. Соловьева 9. «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа… Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя». Какое философское направление отражают эти рассуждения Н.А. Бердяева? 1. религиозный экзистенциализм 2. диалектический материализм 3. позитивизм 10. В творчестве В.С. Соловьева это понятие означает первообраз мира, объединяющее начало мира, идеальный план мира, «вечную женственность» и любовь ____________________________________________ (впишите нужное понятие).
Словарь Антропология, антропологизм — наука о человеке, философская дисциплина, рассматривающая комплекс проблем относительно условий бытия и сущности человека; человекоцентристский подход в философии. Апокалипсис — Откровение Иоанна Богослова, завершающая часть Нового Завета; пророчество, предвещающее катастрофическую гибель человечества, культуры, природы. Архетип — первообраз, в соответствии с учением Юнга - изначальные, врожденные психические структуры, схемы образов. Волюнтаризм — философское направление, рассматривающее волю в качестве основополагающего принципа бытия; употребляется в качестве негативной оценки стиля мышления и социального действия. Гносеология — теория познания; специальная философская дисциплина, изучающая условия возможности (или невозможности) истинного познания. Естественное право — понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, якобы вытекающих из самой природы человека; к ним обычно относят право на жизнь, собственность, сопротивление насилию, русский либерализм добавил к этому право на достойное существование. Идеология — совокупность идей, взглядов, мифов, преданий; искусственно «сконструированная» реальность, ориентированная на манипулирование сознанием людей. Имманентное — внутренне присущее объекту, неотделимое от него свойство; имманентное противопоставляется трансцендентному как внеположенному объекту. Имплицитный —неявно содержащийся в чем-либо. Интуиция — непосредственное постижение истины, не связанное с ее логическим обоснованием. Исихазм — тип религиозно-мистического миросозерцания о достижении единения человека с Богом путем глубокой аскезы молчания, направленной на очищение сердца слезами и «умной» безмолвной молитвой. Клир — духовенство, совокупность всех священнослужителей, за исключением архиерейских чинов. Конститутивный — элемент, входящий в природу предмета, его структуру, определяющий его сущность Конструкт — логическая модель объекта или ситуации. Ксенофобия — страх, неприятие чужих Легитимность — законность. Мессианизм — богоизбранничество народа для выполнения особой предопределенной роли в судьбах мира. Миссианство — культурно-историческое призвание народа в силу его особого исторического положения; в отличие от мессианизма миссианство лишено провиденциалистского смысла. Мировоззрение - система взглядов на мир в целом и место человека в этом мире Мистерии — тайные религиозные обряды, в которых принимают участие лишь посвященные, в переносном смысле употребляется для обозначения тайных сборищ. Миф — 1) форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающимися самостоятельными явлениями реальности 2) своеобразное опредмечивание коллективных и индивидуальных фобий, оформление в ярких и доступных образах массовых и индивидуальных ожиданий, страхов и надежд. Мифологема — современный термин используемый для обозначения идейно-образной конструкции мифа Метафизика —то, что находится за пределами физики, философское учение о надприродных основах бытия, доступных непосредственному интуитивному знанию. Метаистория — понятие, аналогичное метафизике, но более позднего происхождения, означает скрытый от эмпирического познания смысл истории, ее начало, конец в историческом времени и бесконечности. Монизм — философские системы, исходящие из единого основания многообразия мира; противоположен дуализму, различающему два начала - духовное и материальное, или «тварное», и плюрализму, исходящему из множественности начал. Обскурантизм —(от лат. - затемнять) принципиально враждебное отношение к просвещению. Онтология — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающей фундаментальные основания бытия, его наиболее общие принципы и соответствующие им категории: сущность, явление, пространство, время, причинность и пр. Охлократия — {полит, термин) - власть толпы. Парадигма —( лог. термин) образец-идея, принятый в качестве основания для построения теории. Партикулярный — частный, ограниченный. Позитивизм — философское направление, основанное на утверждении, что все истинное знание может быть получено на основе специальных наук и их синтетических связей. Провиденциализм — религиозное и религиозно-философское понимание истории как предопределенной волей Бога. Репрезентативный — представительный; часть или элемент, достаточный для суждения о целом. Религия (от лат. «religio» – совестливое отношение к чему-либо). Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие религии представляют собой тщательно разработанные и исторически сложившиеся системы. Они содержат в себе все элементы, характеризующие религию как феномен духовной культуры и общественной жизни. Рефлексия — 1) размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния; 2) форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, их теоретических предпосылок и результатов. Русская идея — метафора, означающая совокупность специфических черт, присущих русской культуре и русскому менталитету на протяжении истории. Сакральный — священный, заветный. Секуляризация — обращение церковной собственности в светскую, мирскую; освобождение общества и индивидуального сознания от влияния религиозной идеологии. Соборность — понятие, введенное в русскую религиозную философию А.С. Хомяковым, означающее «единство во множестве», идеалом соборности Хомяков и за ним другие славянофилы считали Православную церковь, которая, в отличие от авторитарной католической церкви, сочетает свободу духа и единство верующих. София, или Премудрость Божья — одно из центральных понятий философии всеединства с весьма широким диапазоном значений. Основное из них то, что София выступает как посредница между Богом и миром, как божественная душа человечества, как «вечная женственность». Сублимация — (психол.) процесс преобразования и переключения внутренних психических аффектов в план духовного творческого или социального поведения. Субстанция — неизменная основа сущего, сохраняющаяся при всех его превращениях и изменениях Субъективный метод - учениео необходимости оценочного фактора в познании человеческой истории и социальной жизни. Теодицея — оправдание Бога; догматическое и религиозно-философское учение, направленное на согласование идеи Бога как всеблагого и всесильного существа с наличием зла в мире. С элементарной формой теодицеи мы встречаемся уже в «Повести временных лет», к высокоинтеллектуальным разновидностям этого жанра может быть отнесено и сочинение Вл. Соловьева «Оправдание добра». Теократия — власть Бога или представляющих его священнослужителей. Теофония —(греч.) явление Бога в тварном субстрате. Тоталитаризм — абсолютизация роли государства, предусматривающая его полный контроль над всеми сферами общественной жизни и обеспечение подчинения власти всеми средствами, включая насилие. Трансцендентное — все то, что находится за пределами чувственного опыта, по ту его сторону; Трансцендентальное — такие планы бытия, которые выходят за пределы эмпирического умопостигаемого мира в сферу метафизики и образуют систему ее универсалий типа - единое, истина, благо, красота и пр. Утопия - в философии и общественной мысли имеется в виду проект идеального общества без определения необходимых и достаточных для этого оснований. Утопия может быть реализована посредством силы или в результате фанатизма масс, но от этого она не перестает быть нежизненной. Феномен — философское понятие, означающее явление, данное нам в чувственном опыте, противополагается ноумену. Феноменология - философское направление, ориентированное на выявление изначального опыта сознания, путем недопущения применительно к нему каких бы то ни было оценок Х ронографы — тип исторического сочинения, основанный на описании хронологически последовательного течения события, к этому типу может быть отнесена «Повесть временных лет». Эгалитаризм — равенство как принцип организации общества. Эзотерический — тайный, сокровенный, понятный лишь посвященным. Экзотерический —открытый, предназначенный для непосвященных. Экзистенциальные вопросы — вопросычеловеческого существования: жизни, смерти, совести, страха и т.п. Эклектика — механическое соединение различных, часто несовместимых принципов. Эманация — истечение чего-либо из некоего центра, сопровождающееся утратой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.012 с.) |