Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформы Петра I – истоки русского просвещенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реформами Петра I Великого (1672-1725) открывается новая страница в истории Российского государства. Исчерпав свои исключительно национальные элементы, Россия вступила в культурный диалог с Западной Европой. Действительно, именно к Европе обратился Петр I в поисках новых культурных образцов, не побоявшись поставить себя и всю страну в положение ученика. Россия оказалась своеобразным учеником: она сама выбирала учителей и направление просвещения, сообразно историческому опыту и особому геополитическому положению. В итоге XVIII век знаменовал новый этап в культурном развитии России, главной характеристикой которого стал процесс модернизации всех сторон жизнедеятельности государства и общества. Было положено начало секуляризации и институционализации отечественной культуры, развитию светского образования, культурному диалогу с Западной Европой. Известно, что необходимым условием становления национального самосознания является «встреча» с культурой другого народа. Первая такая «встреча» для русского народа произошла в период христианизации Руси. Вторая «встреча», повлиявшая на осознание своего собственного места и роли в истории человечества, связывается с реформами Петра I. Оценка личности Петра I и его преобразований традиционно носит дискуссионный характер. На наш взгляд, Василий Осипович Ключевский (1841-1911) смог мастерски синтезировать содержание «старого» спора о значении реформ Петра I. Двигаясь в направлении мысли своего учителя С.М Соловьева об исторической обусловленности реформ Петра I, Ключевский задается тремя вопросами: 1) что дала Петру старая Московская Русь? 2) что Петр взял у Западной Европы? 3) что Петр оставил своим потомкам? Называя реформу «скорее потрясением, чем переворотом», Ключевский в своих лекциях по русской истории констатирует, что от старой Руси Петр I «взял» государственные силы, верховную власть, право и все сословия; у Запада он заимствовал технические средства для устройства армии, флота, а также технологии поднятия народного хозяйства и реформирования правительственных учреждений[1]. Хрестоматийно известен насильственный характер реформы. В связи с этим исследователи постоянно задаются вопросом, почему реформа, необходимая по своему существу и подготовленная всем предыдущим ходом исторического развития, была облачена в форму личного произвола одного лица над всей массой народа? И приходят к выводу о том, что это стало возможным в связи с отсутствием прочной культурной традиции и классовой организации. В окружающей среде реформатора не было общественных сил, которые могли бы оказать сколько-нибудь сильного сопротивления произволу или включиться вместе с царем в организацию планомерного процесса реформирования. События известного религиозного раскола XVII века внесли изменения в общественное сознание народа, что отразилось в мировоззренческой дилемме: держаться за старое или идти за новым. В результате огромное число людей не смогло найти в себе силы сделать выбор, и совесть их была сломлена этим внутренним раздвоением. Поэтому получилось так, что «мундир европейской культуры», надетый Петром I, только «развязал» свободу действия человека, ни к чему при этом «не обязывая». Сложившаяся психологическая ситуация получила оригинальную трактовку у ученика Ключевского - П.Н. Милюкова: «Все было можно, и ничего не было обязательно, кроме очередного приказания реформатора»[2]. Известно, что в «смутные времена» при решении любых проблем русское общество постоянно распадалось на две части. На стороне власти оставались все общественные силы, извлекавшие выгоду из настоящего положения вещей, к ним относились: приближенные к правительству высшие чиновники, а также духовенство, дворянство, купечество и весь приказной чин. К противникам власти обычно примыкали общественные группы, недовольные современным порядком - крестьяне, большая часть дворового, посадского люда и, нередко, низшее духовенство. В данном случае, в распоряжении Петра I оказалась вся бюрократия, высшее духовенство и светские чиновники. Однако в силу объективно сложившихся исторических условий, эти социальные группы уже по своему определению не могли служить опорой власти, так как сами требовали коренных преобразований. В связи с этим стал наблюдаться распад той необходимой ткани социальных отношений, которая обычно вырабатывается длительным культурным процессом и только одна может обеспечить непрерывность социального действия. При полном отсутствии столь необходимого условия, для проведения сознательной реформы, Петру I пришлось поневоле полагаться лишь на свои силы. Опору власти реформатор стал создавать сам, что выразилось в обдуманной и сознательной системе устранения аристократии и в привлечении мелкого дворянства, организованного в гвардейские полки, для поддержания и усиления власти государя. Признавая распространенный в исследовательских кругах тезис об отсутствии сознательно разработанного плана реформ историки К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский и П.Н. Милюков все же считают, что общая схема преобразований у Петра I была: сначала внешняя безопасность, затем внутренний порядок и правосудие. И в реформационных задачах внутренней политики, даже в самых крайних увлечениях европеизмом, и во внешней политике Петр I оставался глубоко национальным правителем, человеком своего времени и общества. Он мог научить окружающих только тому, чему научился сам. При этом, Ключевский отмечает в психическом складе царя-реформатора два главных состояния – «чувство долга» и «напряжение мысли об общем благе»[3], а Милюков выделяет руководящую идею всей его деятельности - идею «служить отечеству»[4]. Петр I «прорубил» окно в Европу, во многом благодаря этому идеалы и ценности французского просвещения, гуманистические установки и философские воззрения Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Мабли стали широко известны в России и сыграли роль своеобразных ориентиров в формировании русского национального культуротворчества с его устойчивым интересом к нравственной проблематике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.012 с.) |