Философия славянофилов и западников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия славянофилов и западников



Славянофильство как самостоятельное философское течение сложилось в 30-40-е гг. XIX в. Его крупнейшие представители: Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, братья Константин Сергеевич и Иван Сергеевич Аксаковы, Юрий Федорович Самарин. Взяв за основу учение православной церкви о мистическом познании, славянофилы пытались противопоставить западному рассудочному знанию идею цельного знания, основанного на жизненной полноте. Главную роль в познании славянофилы отводили вере как основному источнику всякого отдельного знания. Познание истины недоступно только логическому мышлению. Истина познается единством «ума, чувства и воли», «духом в его живой целостности».

Западничество – направление в истории русской философии, противоположное славянофильству. Основные положения концепции западничества могут быть выражены следующим образом:

1) автономия личности;

2) рационализация и индивидуализация сознания как необходимого условия свободы;

3) рационалистический универсализм: история как процесс развития сознания; государственно-правовая рационализация;

4) философия сознательного действия, преобразующая действительность в соответствии с требованием разума.

Основные представители – Николай Владимирович Станкевич, Тимофей Николаевич Грановский, Александр Иванович Герцен и другие – считали, что Россия должна учиться у Запада, пройти тот же самый культурно-исторический путь развития.

Философско-исторические воззрения западников и славянофилов символизируют в этой связи первую «точку роста» национального самосознания. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) как представитель западничества в русской философской мысливпервые ставит вопрос о противопоставлении России и Запада. Сын богатого помещика, он учится в Московском университете, принимает активное участие в войне против Наполеона. По своим политическим взглядам близок к декабристам, но во время декабрьского восстания жил за границей, поэтому не принимал участия в открытом протесте против самодержавия на Сенатской площади. Встречался с Шеллингом и затем переписывался с ним.

В философии истории Чадаева Запад выступает как идеальная модель развития. Хрестоматийно известны слова мыслителя о том, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось[9]. В эпатирующей форме Чаадаев подчеркивает исключительное своеобразие исторического развития России и выделяет два его ключевых фактора – власть и климат, отмечая при этом глубокое проникновение западной культуры в эпоху петровских преобразований. Высвеченная им дилемма Запада и Востока станет сквозной темой всех последующих историософских построений. Историки позитивистского направления продолжат эту традицию, но изменят ракурс проблемы: непреодолимое противоречие обеих цивилизаций трансформируется в их интерпретации в возможность диалога культур.

Основные философские произведения Чаадаева - «Философические письма» и «Апология сумасшедшего». Трактат «Философские письма» состоит из восьми писем, написанных на французском языке и адресованных некой даме, которой автор дает некоторые советы по организации своей духовной жизни. Первое письмо было опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп». В нем он советует своей корреспондентке придерживаться всех церковных обрядах, упражняться в покорности, что, по его словам, «укрепляет дух». По мнению Чаадаева, только «размеренный» образ жизни соответствует духовному развитию. В отношении России Чаадаев высказывается весьма критически. В тоже время он всемерно превозносит Западную Европу. Полагая, что там «идеи долга, справедливости, права, порядка родились из самих событий, образовывавших там общества, входят необходимым элементом в социальный вклад». Чаадаев видел в католической церкви поборницу просвещения и свободы. Одновременно Чаадаев критиковал крепостное право в России. За одно только это первое письмо Чаадаев был объявлен Николаем I сумасшедшим. «Телескоп» был закрыт, редактор журнала профессор Надеждин сослан, цензор, разрешивший напечатать это письмо, уволен.

В другом своем произведении «Апология сумасшедшего», написанном в 1837 г. и опубликованном только в 1862 г., т.е. уже после смерти автора в Париже князем Гагариным, Чаадаев уже не так отрицательно относится к России, более трезво смотрит на ее историю. Он пишет, что бесплодность исторического развития России в некотором смысле слова приносит благо, т.к. русский народ не связан окаменелыми формами жизни и обладает свободой духа, чтобы выполнить великие задачи будущего, которые стоят перед ним. При этом он придает большое значение православию, которое, по его мнению, способно оживить тело католической церкви. Он признает, что в будущем Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы, если она, конечно, ассимилирует все самое ценное в Европе и осуществит миссию, предначертанную ей богом. В этих своих мыслях Чаадаев перекликается с идеями славянофилов.

В сочинениях представителя славянофильства Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856) поддерживается постулат западников о том, что Россия и Европа совершенно различны по своему историческому развитию, и, следовательно, европейская культура не может быть перенесена на русскую почву. Однако автор, далекий от идеализации новоевропейской модели, предлагает для России собственные средства развития. В первую очередь, это - изучение классицизма как способ восприятия античной культуры, унаследованной когда-то Западом и не дошедшей до России. Не менее важным считалось достижение «большего сближения религии с жизнью людей и народов»[10]. Сообразно славянофильской рефлексии, Россия должна была себя воспитать к всемирно-исторической деятельности путем заимствования романтично-религиозных настроений, господствующих в современной Европе.

Взяв за основу учение православной веры о мистическом познании, славянофилы пытались противопоставить западному рассудочному знанию идею цельного знания, основанного на жизненной полноте. Главную роль в познании славянофилы отводили вере как основному источнику всякого отдельного знания. Познание истины, согласно точке зрения славянофилов, недоступно логическому мышлению. Истина познается единством ума, чувства и воли, т.е. «духом в его живой цельности». Критерием познания славянофилы считали церковное общение, основанное на любви к Христу. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) –русский религиозный философ, богослов, драматург, поэт. Родился в старинной дворянской семье, закончил физико-математическое отделение Московского университета. Он сформулировал такие наиболее важные идеи русской религиозно-философской мысли, как соборность («единство во множестве»); «цельности знания» («живознания») и миссианство – культурно-творческое призвание России в силу ее особого исторического положения во всемирно-историческом процессе. Все эти идеи получат дальнейшее развитие в метафизике всеединства В.С. Соловьева и его последователей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.004 с.)