ТОП 10:

Характерные черты и периодизация русской философии



Русская философия – одна из важных составляющих отечественной культуры. В ней выразительно представлены возможности научно-теоретического познания и интеллектуального поиска россиян, самобытные черты национальной мысли, оригинальные мировоззренческие установки и концепции. Русская философия как духовно-культурная ценность имеет ряд специфических черт:

· религиозно-идеалистическое миропонимание, признание религии в качестве мировоззренческой системы взглядов, восходящей к самому источнику жизни первозданной природы; отсюда - постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры;

· тяготение к западной (рациональность) и восточной (созерцание) культурам как особым способам освоения действительности;

· практически-нравственная ориентация, беззаветное искание путей к достижению добра и социальной справедливости;

· социальность (общинное сознание, соборность) и софийность («слово-мудрость-дело»), что предполагает постановку вполне земных, человеческих проблем;

· высокая гражданственность русских мыслителей: каждый из них не просто кабинетный ученый, а общественно сориентированный деятель. Эту особенность русской идейно-теоретической мысли образно подчеркнул поэт Н.А. Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»;

· эстетически- художественный характер: собственно философские идеи, а также этические, эстетические, социально-политические, теологические концепции выражались в форме литературных и публицистических произведений (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский и др.);

· иррациональность русской философии, выражающаяся в том, что противоречие жизни воспринимается как абсолютное, не способное к «снятию». Вслед за западноевропейскими философами русские мыслители рисуют целостный образ человека: по духу он от Бога, по жизни он материальное существо, временное бытие. Однако в русской философии делается акцент на глубину и «неустраненность» этих фундаментальных противоречий. Большинству русских философов свойственно осознание острого, трагического восприятия человеческого существа.

Профессор философии и психологии Православной богословской академии в Париже В.В. Зеньковский в своей работе «История русской философии» (1934) сравнивая западную и русскую философию, говорит о разных корнях, которыми питались обе культуры на заре своей истории: западная философия ориентировалась на идеалы античности и богословия, русская философия - на византийские (восточные) традиции, отсюда - долгое становление научного мышления, преобладание мистики и художественного элемента в культурных образах.

Вопрос о периодизации истории отечественной философской мысли многовариантен и до сих пор остается дискуссионным. Одни исследователи осуществляют попытки сузить хронологические рамки русской философии до XIX - начала XX и выделяют преимущественно идеалистическое направление (Э.А. Радлов, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и др.). Другие мыслители, наоборот, расширяют границы русской философии, включая в нее мифы, былины, боготворчество. Наибольшей убедительностью, как нам представляется, обладает точка зрения, когда весь исторически значимый материал философских исканий прошлого документированно вписывается в следующие хронологические рамки: с X века до первой половины XX век (В.Е. Евграфов, А.Н. Маслин, В.В. Сербиненко и др.).

Предлагаемый вариант периодизации истории русской философии отражает альтернативность в подходах и решениях коренных мировоззренческих проблем:

X-XV в. – начало философской мысли на Руси (летописный период);

XV-XVII в. – время становления русской философии, когда происходит зарождение творческого мышления, складываются основные понятия, категории и концепции (московский период);

XVIII в. – обособление философии от религии и утверждение ее как теоретического знания (просветительский период);

XIX – первая половина XX века структурно выглядит так:

1) «философское пробуждение» в 30-40-х гг. XIX в., славянофилы и западники

2) философия и социология русских революционеров-демократов и народников в 50-80-е гг. XIX в.

3) религиозно-идеалистическая мысль в отечественной философии (середина XIX – начало XX вв.)

4) русский позитивизм (вторая половина XIX – начало XX вв.)

5) философия марксизма (вторая половина XIX – XX вв.)

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, не согласные с новым политическим режимом большевиков, были высланы или эмигрировали из страны. Религиозно-идеалистическое направление русской философской мысли продолжало развиваться уже за пределами отечества. В советской России благоприятные возможности для своего развития на долгие годы получила лишь диалектико-материалистическая философия.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.004 с.)