Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские воззрения М.В. ЛомоносоваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - ученый-энциклопедист, поэт, просветитель и философ, ставший в России «нашим первым университетом». Он учился в Германии, знал и ценил философское творчество Декарта и Лейбница. Ломоносов проложил новые пути научного познания во многих областях естествознания и техники; открыл фундаментальные законы сохранения вещества при химических превращениях, атмосферу у планеты Венера, положил начала физической химии, создал первую научную грамматику, был реформатором русского литературного языка и стихосложения. Наиболее яркими сочинениям Ломоносова являются: «Из заметок по физике и корпускулярной философии», «О тяжести тел и извечности первичного движения», «Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Предисловие к лекции по физической химии», «127 заметок к теории света и электричества», «О сохранении и размножении российского народа», «Краткое описание разных путешествий по северным морям» и другие сочинения. Как ученый-естествоиспытатель Ломоносов придавал особое значение опытному познанию: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, рожденных только воображением». Однако в своих гносеологических взглядах он стремится избегать крайностей сенсуализма (с лат. sensus – чувство, ощущение), признавал решающую роль рационального познания. Ломоносов открыл ряд законов, по которым устроено мироздание. Первоосновой материального бытия он считает корпускулу – очень малую частицу вещества. Корпускула, в интерпретации Ломоносова, имеет некую схожесть с атомом Демокрита: она неделима и сцепление материальных объектов зависит от величины таких частиц и их движении. Вот почему нередко философию Ломоносова называют корпускулярной. Философская позиция Ломоносова в отношении науки и религии стала новой для России XVIII века. Она выражалась в попытке примирения науки (с ее свободным исследованием) и религии (с ее искренней верой). «Неверно рассуждает математик, - говорит он, - если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что по Псалтирье можно научиться астрономии или химии». Сегодня можно сказать, что Ломоносов одним из первых в России соединил религиозную веру с научным реализмом. Как один из основоположников новой светской российской культуры Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требует высокого нравственного и даже религиозного вдохновения. В дальнейшем такое убеждение будут разделять многие деятели русской культуры, это станет своеобразной чертой русской философии.
Просветитель Н.И. Новиков Особенностью русского просвещения второй половины XVIII века, вызванного к жизни широкими идейно-теоретическими процессами после петровских реформ, было то, что выразителем его идеологии стала не буржуазия, а дворянство. Дело в том, что Петр I осуществлял свои преобразования преимущественно для дворянства на фоне усиления крепостнической системы, а Екатерина II в своей «Жалованной грамоте дворянству» и вовсе освободила их от обязательной государственной службы и разрешила полноправно распоряжаться своими крестьянами. Таким образом, расширение прав верхнего общественного слоя сопровождалось закрепощением низшего слоя. Поэтому дворянство стояло на защите самодержавия как главного гаранта своих привилегий, а идеи просвещения приобрели так называемый «охранительный» характер, т.е. обосновывали разумность и законность царской власти. У историков на этот счет есть термин «просвещенный абсолютизм». Речь идет о противоречивом характере российского самодержавия этого периода. По форме оно носит просвещенческий характер: правитель разрешает открытие новых типографий и журналов, открыто поддерживает того или иного «вольнодумца», считая, однако, себя вправе вершить его судьбу. По содержанию же в стране господствуют феодальные порядки, усиливается крепостное право. Такова «просвещенная монархия» Пруссии и России. Лицемерные правители поддерживали переписку с просветителями, просили у них совета по различным государственным вопросам, старались не только украшать свои дворы светилами науки и поэзии, но и занять известное место в мире законодателей литературных вкусов. Именно с этой целью Фридрих II вызывает Вольтера ко двору и пишет «Антимакиавелли», а Екатерина II оказывает материальную помощь Дидро, выкупая его библиотеку, и пишет знаменитый Наказ для законодательной комиссии в духе Монтескье и Беккарио. При этом государство Фридриха II держится не на общенациональных интересах, а на насилии и страхе, а Россия с ее «просвещенной» правительницей, наряду с Австро-Венгрией и Пруссией участвует в трех разделах Польши. В этой связи интересна судьба Николая Ивановича Новикова (1744-1818). Писатель-сатирик, историк литературы и критик, философ-моралист, автор педагогических трудов, крупный книгоиздатель времен правления Екатерины II. Из его типографии вышло более 1000 наименований книг, в том числе переводы Руссо, Вольтера, Монтескье, Свифта, Шекспира. Новиков был одним из просветителей, заложивших основы идеологии русского просвещения. В издававшихся им журналах «Трутень», «Живописец», «Московское издание» и др. он активно отстаивает права крестьян и людей среднего сословия, борется против преклонения перед иностранной, в особенности французской, культурой и идеологией, высоко оценивает национальную русскую самобытную культуру. Критика дворян, увлекающихся «всем французским», обернулась в его произведениях общей критикой правления Екатерины II. В 1770-е гг. Новиков сблизился с масонами. Масоны (с фр. francs-masons – вольные каменщики) - члены религиозно-этического общества, возникшего в 18 в. в Великобритании, затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы, в том числе и России. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозно-братском союзе. Проповедь нравственного самоусовершенствования у масонов сопровождалась специальной обрядностью и таинственностью. Поэтому в своем издании «Утренний свет» Новиков все больше внимания стал уделять проблемам мистического, «истинного» знания, единства веры и разума, свободы духовных исканий. Взгляды Новикова в конечном итоге приобрели характер вызова абсолютизму. В 1792 г. Он был арестован и заточен в Шлиссербургскую крепость. Все его издательства подверглись правительственному разгрому. Около 20 тыс. книг по приказу Екатерины II были сожжены.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.151 (0.011 с.) |