Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полемика иосифлян и нестяжателей. Иосиф Волоцкий.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нил Сорский Спор иосифлян и нестяжателей – одно из основных событий в духовной жизни Московского царства XV-XVI вв. Центральными фигурами в идейной борьбе были духовные лидеры этих течений - Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Непосредственной темой спора стало отношение к монастырскому землевладению, против которого выступали Нил Сорский и другие заволжские старцы. Они настаивали на отказе церкви от «стяжания» материальных благ как вступающего в противоречие духу евангельской проповеди. Историческая победа осталась за иосифлянами: нестяжательство было осуждено на церковных Соборах 1503 и 1531 гг. Но смысл и значение этого русского спора не исчерпывается лишь его социальной стороной. Оценки ему в дальнейшем давались самые разнообразные. Так, Н.А. Бердяев в сочинении «Русская идея» говорит, что Нил Сорский – это «предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции», а Иосиф Волоцкий – «враг всякой свободы». Г.П. Федотов движется в этом же направлении, но дает более взвешенную оценку. Он считает, что начало духовной свободы и мистической жизни, свойственной нестяжателям, следует противопоставлять социальной организации и «уставному благочестию» иосифлян. Г.В. Фроловский, подчеркивает, что спор шел о самих началах и пределах христианской жизни, что здесь не противопоставляется правда и ложь, а сталкиваются две равноценные точки зрения или «две правды». «Правда» Нила Сорского состоит в том, что он отмечает необходимость «умного делания» - постоянной внутренней борьбы человека со своими дурными помыслами и порочными страстями. «Правда» Иосифа Волоцкого состоит в том, что он высказывает мысль о божественной природе монархической власти, о единстве церкви и государства. Политическая концепция «Москва – третий Рим». Старец Филофей. Максим Грек
С идеологией иосифлянства связана сформировавшаяся в XV-XVI веках общественно-политическая концепция «Москва – третий Рим». Все началось с послания старца Филофея к великому московскому князю Василию III в начале XVI в., в которой игумен псковского Елеазарова монастыря формулирует идею божественного союза московских государей и православной церкви и актуализирует византийскую тему «странствующего царства». Филофей говорит о том, что «первый Рим» - Римская империя - пал от варваров; «второй Рим» - Византия - пала от предательства, а «третий Рим» – Москва остается единственной великой православной державой, хранителем византийских традиций. В первом случае речь идет о том, что германские племена разгромили Римскую империю и на ее обломках построили свои древние государства. Мы знаем, что второй Рим – Константинополь – был захвачен турками. Что же означают слова Филофея о «предательстве»? Дело в том, что Константинополь, окруженный турками, попросил помощи у Рима. Рим согласился, однако, при одном условии: подписать унию (единение) католической и православной церквей, под эгидой католической. Византийские правители согласились, уния была подписана. Однако Рим военной помощи не оказал и Константинополь пал. Вот почему Филофей говорит именно о предательстве: для него Византия пала не от ударов турок, а от «предательства веры».
«Послания» Филофея были адресованы разным лицам. Но его обращение именно к Василию III имеет особое значение. Сын великого московского князя Ивана III, завершившего процесс объединения русских земель вокруг Москвы, и византийской принцессы Софьи Палеолог, Василий III был первым московским правителем, в жилах которого текла кровь византийских императоров. Из послания Филофея вытекают три исторических значения Москвы: 1) Москва является не только центром единого российского государства начиная с XV в., но, после падения языческого Рима и отклонившейся от православия Византии, она остается единственной великой православной державой, преемницей Рима и Константинополя; 2) Россия становится православно-христианским универсальным государством, осознающим себя наследником прав и обязанностей Римской империи с устойчивым убеждением уникальности своей судьбы и сильными антилатинскими настроениями; 3) Московские государи получают власть из рук церкви, таким образом, их правление приобретает харизматический характер, так как власть дается им свыше - Богом. Непосредственное отношение к дальнейшему развитию концепции «Москва – третий Рим» имеет выдающийся греческий просветитель Максим Грек (ок. 1475-1556). В 1518 г. по просьбе великого князя Василия III он прибывает в Москву из Афона с другими монахами-переводчиками. Довольно быстро овладев русским языком и приняв постриг, благодаря своему уму и глубокому знанию европейской культуры Максим Грек приобретает заметное влияние в московском обществе. В полемике нестяжателей и иосифлян философ занимает позицию, близкую первым, осуждая в своих сочинениях стяжательство. Обвиненный в политических преступлениях и ереси, он много лет провел в заточении. Лишь последние восемь лет прожил в Троице-Сергиевом монастыре в качестве свободного монаха.
Максим Грек традиционно выделяет в человеке три начала: плотское, душевное и духовное. Ум играет главенствующую роль по отношению к душе и телу. Добиться власти над телом позволяет аскетическая практика. Ум сам нуждается в просвещении, которое тесно связано с нравственным совершенствованием. Чтобы постичь истину, надо жить в ней. Необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Если «сердце суетно», если «вмещается в сердце враг и ослепляет душевные очи», то никакое постижение истины, и, следовательно, спасение, невозможно. Сердце – символ цельности душевной жизни. У Максима Грека, как это принято в православной традиции, достичь чистоты сердца и ума позволяет любовь к Богу и ближнему, и она превыше всего. В оригинальном учении о «молчании» Максима Грека чувствуется влияние исихазма. Исихазм - мистическое течение в Византии в 13-14 вв. о пути человека к единению с богом через «очищение сердца» и через сосредоточение сознания в самом себе. Молчание для Максима Грека – это состояние духовной сосредоточенности, позволяющей отойти от суетности и приблизиться к истине. Оставаясь верным аскетическим традициям, философ все же признает важным культурное творчество и свободу нравственного выбора. В воззрениях на государственную власть он является сторонником гармонического единства власти светской и духовной. Идеологию культа государственной власти, подчиняющей себе церковную, Максим Грек решительно не принимает. Его идеал – просвещенный властитель, глубоко чувствующий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет церкви и служителей. Итак, созданная в условиях объединения русских земель в единое централизованное государство, концепция «Москва – третий Рим» надолго стала главным символом российской власти. В самой идее «Москва – третий Рим» изначально не содержалось никакой мысли об особом превосходстве и мессианистском призвании русского народа. Мессианизм самого старца Филофея носил исключительно религиозный характер. Идеологический смысл концепция стала приобретать в XIX-XX столетиях. Это проявилось, главным образом, в имперских притязаниях России на влияние в балканских странах в течение всего XIX столетия. Это же проявилось в условиях «холодной войны» между США и СССР в 60-70-х гг. XX вв.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.008 с.) |