Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория культурно-исторических типов Н.Я. ДанилевскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возрастание роли России на международной арене в XIX веке, противодействие этому со стороны западных держав и, как следствие, поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. – эти и другие обстоятельства диктовали необходимость осмысления ее положения в Европе с точки зрения собственных национальных интересов. Эту задачу выдвинул в своем творчестве видный теоретик русского консерватизма Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). В его сочинении «Россия и Европа» (1871) изложена оригинальная теория культурно-исторических типов, положившая начало цивилизационному пониманию исторического процесса. Тем самым теория Данилевского займет свое место в одном ряду с концепциями таких крупных мыслителей XX века, как О. Шпенглер, П.А. Сорокин и А.Дж. Тойнби. Данилевский утверждает, что европоцентристские теории о существовании лишь одной цивилизации – европейской – неверны и что наряду с европейской (германо-романской) есть и другие цивилизации, не менее интересные в своем культурном развитии. Он вводит понятие возраста общества, народа, культуры, цивилизации как культурно-исторического типа (детство, юность, зрелость, старость, дряхлость). Такой подход в трактовке исторического процесса впоследствии будет развивать Освальд Шпенглер в своей книге «Закат Европы» (1918-1922) и впоследствии Арольд Тойнби в 12-томном труде «Постижение истории» (1934-1961). Данилевский выделяет основные этапы, которые проходит в своем развитии каждый культурно-исторический тип: 1) этнографический, 2) государственный, 3) цивилизационный, или культурный. Цивилизация есть высший уровень развития культурно-исторического типа, раскрывающий весь его духовный и творческий потенциал. Период цивилизации краток по времени и оканчивается, как правило, по двум причинам: во-первых, когда иссякает творческая деятельность, приходит успокоение на достигнутом и дряхление в «апатии самодовольства»; во-вторых, когда возникают противоречия, рушатся идеалы, возникают неблагоприятные внешние обстоятельства, в итоге наступает разочарование или «апатия отчаяния». В общей панораме культурно-исторические типы, или «самобытные цивилизации», по Данилевскому, выстраиваются в следующем хронологическом порядке: 1) египетская, 2) китайская, 3) ассиро-вавилоно-финикийская, или древнесемитическая, 4) индийская, 5) иранская, 6) еврейская, 7) греческая, 8) римская, 9) новосемитская, или аравийская, 10) германо-романская, или европейская[60]. Ряд цивилизаций он называет подготовительными, имевшими своей задачей выработать те условия, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе (китайская, египетская, вавилонская, индийская и иранская). Другое дело – греческая и европейская цивилизация, развившиеся гораздо полнее других. Такую же судьбу Данилевский предсказывает новой, славянской цивилизации – России. Он считает, что за Россией большое исторической будущее, если она реализует все заложенные в ней задатки.
Каждая цивилизация, по Данилевскому, имеет четыре основания: религиозное, культурное, политическое и экономическое. Наиболее полное развитие наблюдается, с его точки зрения, в европейской цивилизации, особенно в ее втором основании (наука и искусство) и четвертом (экономическое). А вот сторона религиозная в ней развита однобоко, неверно, ввиду искажения христианской истины (отход от православия) и насильственного характера утверждения религиозности (сжигание еретиков, крестовые походы). Православно-славянской, четырехосновной цивилизации суждено, по мнению Данилевского, образовать один из самобытных культурно-исторических типов. История, по Данилевскому, не имеет какого-либо заданного плана, единого прогрессивного направления. Поле истории истаптывается. По его словам, «во всех» самых разных направлениях. В нахождении верного пути развития есть драматизм поиска. История трагична, вопреки оптимистическому рационалистическому пониманию прогресса. Можно, конечно, попытаться «войти в состав» иного культурно-исторического типа, скажем германо-романского, однако это будет похоже на «европейничание», на отказ от собственных традиций.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.01 с.) |