ТОП 10:

Философские идеи Ф.М. Достоевского



 

Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Оно отражает высшее достижение русского национального самосознания. Основные сочинения Достоевского: «Бедные люди», Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Дневник писателя», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. Писатель-гуманист принял участие в осмыслении многих философских и социальных учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В.С. Соловьева. В 1840-е годы молодой Достоевский примкнул к социалистическому кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни. Казнь была заменена четырехлетней каторгой в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь спустя десятилетие Достоевский получил разрешение вернуться в Петербург.

После каторги идейное содержание его творчества претерпело значительные изменения. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой природе человека. Достоевский становится противником распространения в России «общечеловеческого прогресса» и признает важность «почвеннических» идей, разработку которых начинает в журналах «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнаванию русской души, к признанию духа народного».

Главной философской проблемой Достоевского была проблема человека. Человек есть тайна и ее надо разгадать - вот главное кредо писателя. Сложность, двойственность человека, по мнению писателя, сильно затрудняет выяснение действительных мотивов его поведения. Познание нравственной сути человека – задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Причем свобода, свободный ум, «бесчинство свободного ума», по выражению писателя, могут стать орудием человеческого несчастья, взаимного истребления.

Вершиной философского творчества Достоевского является роман «Братья Карамазовы» (1879-1880), в который включена философская поэма о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью.

Согласно Достоевскому, расчленение метафизически единого Человека (вспомним душевные метания Р.Раскольникова) на «высших», целесообразных творцов истории и толпу (сырой материал для нее) осуществимо лишь в системах вне Бога и без Абсолюта. По Достоевскому (Алеша Карамазов), нельзя верить в человека и не верить в Бога; можно жить, не веруя ни в Бога, ни в человека, но эта жизнь уже вне нравственного закона. Человек только сам отвечает за собственные поступки в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Совершенное преступление и соразмерное нравственное наказание всегда неразрывно связаны. Душа человека – фокус взаимодействий и взаимного борения ума, устремлений сердца, императивов людской мысли, догматов веры. Она переживает также и давление внешних обстоятельств. Результатом этого, согласно Достоевскому, выступают уникальные, чудовищные совпадения – роковые случайности – обусловливающие судьбы людей и ход событий.

Нравственным идеалом Достоевского стала идея «соборного всеединства во Христе». Он развил идущее от славянофилов понятие соборности, истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет и буржуазный индивидуализм, и социалистический коллективизм. Он выдвигает идею братской соборности как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех».

Особое место в творчестве Достоевского занимает тема любви к родине, России, к русскому народу. В философско-публицистическом «Дневнике писателя» он критически оценивает национальное самосознание современного ему общества, говорит, что у русских есть «особый дар» воспринимать идеи чужих национальностей, в тоже время свой национальный характер они знают весьма поверхностно. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека, считал его символом Пушкина.

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX века, на литературу, эстетику и философию в проблемном поле экзистенциализма, персонализма и фрейдизма. По выражению Г.В. Флоровского, русской философии Достоевский придал импульс в «раздвижении и углублении самого метафизического опыта».

Вопросы для повторения:

 

1. Раскройте содержание понятия «философское пробуждение» в России в 30-40-х гг. XIX столетия.

2. Что составляет основу идейно-теоретического спора между славянофилами и западниками в 30-40-х гг. XIX. в России?

3. В чем заключается суть критического взгляда на историю России, сформулированного П.Я. Чаадаевым в его первом философическом письме?

4. Раскройте позицию А.И. Герцена по отношению к западничеству и славянофильству. Почему его называют основоположником «русского социализма»?

5. В чем состоит суть теории «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского?

6. Какова природа антропологических воззрений Л.Н. Толстого? Созвучно ли современности его учение о непротивлению злу насилием?

7. В чем заключается тайна человека для Ф.М. Достоевского и почему ее надо разгадать?

 

 

Лекция 4.

Русский позитивизм

План

1. Духовная ситуация в российском обществе в конце XIX - начале XX вв.

2. Особенности философии позитивизма в России

3. Взаимосвязь культуры и истории в русском позитивизме

 

Список литературы

 

1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. С. 83-89.

2. Михайлова Е.Е. Русский позитивизм на рубеже XIX – XX столетий: Проблема социокультурного развития. М.: Изд-во МГОУ, 2004.

3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. С. 159-167, 185-189.

4. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 105-112.

5. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 297-318.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.004 с.)