Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские идеи Ф.М. ДостоевскогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Оно отражает высшее достижение русского национального самосознания. Основные сочинения Достоевского: «Бедные люди», Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Дневник писателя», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. Писатель-гуманист принял участие в осмыслении многих философских и социальных учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В.С. Соловьева. В 1840-е годы молодой Достоевский примкнул к социалистическому кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни. Казнь была заменена четырехлетней каторгой в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь спустя десятилетие Достоевский получил разрешение вернуться в Петербург. После каторги идейное содержание его творчества претерпело значительные изменения. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой природе человека. Достоевский становится противником распространения в России «общечеловеческого прогресса» и признает важность «почвеннических» идей, разработку которых начинает в журналах «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнаванию русской души, к признанию духа народного». Главной философской проблемой Достоевского была проблема человека. Человек есть тайна и ее надо разгадать - вот главное кредо писателя. Сложность, двойственность человека, по мнению писателя, сильно затрудняет выяснение действительных мотивов его поведения. Познание нравственной сути человека – задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Причем свобода, свободный ум, «бесчинство свободного ума», по выражению писателя, могут стать орудием человеческого несчастья, взаимного истребления. Вершиной философского творчества Достоевского является роман «Братья Карамазовы» (1879-1880), в который включена философская поэма о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью. Согласно Достоевскому, расчленение метафизически единого Человека (вспомним душевные метания Р.Раскольникова) на «высших», целесообразных творцов истории и толпу (сырой материал для нее) осуществимо лишь в системах вне Бога и без Абсолюта. По Достоевскому (Алеша Карамазов), нельзя верить в человека и не верить в Бога; можно жить, не веруя ни в Бога, ни в человека, но эта жизнь уже вне нравственного закона. Человек только сам отвечает за собственные поступки в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Совершенное преступление и соразмерное нравственное наказание всегда неразрывно связаны. Душа человека – фокус взаимодействий и взаимного борения ума, устремлений сердца, императивов людской мысли, догматов веры. Она переживает также и давление внешних обстоятельств. Результатом этого, согласно Достоевскому, выступают уникальные, чудовищные совпадения – роковые случайности – обусловливающие судьбы людей и ход событий. Нравственным идеалом Достоевского стала идея «соборного всеединства во Христе». Он развил идущее от славянофилов понятие соборности, истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет и буржуазный индивидуализм, и социалистический коллективизм. Он выдвигает идею братской соборности как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех». Особое место в творчестве Достоевского занимает тема любви к родине, России, к русскому народу. В философско-публицистическом «Дневнике писателя» он критически оценивает национальное самосознание современного ему общества, говорит, что у русских есть «особый дар» воспринимать идеи чужих национальностей, в тоже время свой национальный характер они знают весьма поверхностно. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека, считал его символом Пушкина. Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX века, на литературу, эстетику и философию в проблемном поле экзистенциализма, персонализма и фрейдизма. По выражению Г.В. Флоровского, русской философии Достоевский придал импульс в «раздвижении и углублении самого метафизического опыта». Вопросы для повторения:
1. Раскройте содержание понятия «философское пробуждение» в России в 30-40-х гг. XIX столетия. 2. Что составляет основу идейно-теоретического спора между славянофилами и западниками в 30-40-х гг. XIX. в России? 3. В чем заключается суть критического взгляда на историю России, сформулированного П.Я. Чаадаевым в его первом философическом письме? 4. Раскройте позицию А.И. Герцена по отношению к западничеству и славянофильству. Почему его называют основоположником «русского социализма»? 5. В чем состоит суть теории «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского? 6. Какова природа антропологических воззрений Л.Н. Толстого? Созвучно ли современности его учение о непротивлению злу насилием? 7. В чем заключается тайна человека для Ф.М. Достоевского и почему ее надо разгадать?
Лекция 4. Русский позитивизм План 1. Духовная ситуация в российском обществе в конце XIX - начале XX вв. 2. Особенности философии позитивизма в России 3. Взаимосвязь культуры и истории в русском позитивизме
Список литературы
1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. С. 83-89. 2. Михайлова Е.Е. Русский позитивизм на рубеже XIX – XX столетий: Проблема социокультурного развития. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. С. 159-167, 185-189. 4. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 105-112. 5. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 297-318.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.007 с.) |