Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Творчество Ф. М. Достоевского (1821 – 1881)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности рецепции наследия писателя. Проблема периодизации творчества Достоевского (семейно-бытовые, религиозные, литературные истоки формирования личности). Первый этап жизни и деятельности. Ранние литературные замыслы. Интерес к внутренней, духовной жизни людей, вековечной «тайне» человека. Процесс самонаблюдения и усвоения Достоевским опыта современной ему литературы. «Бедные люди» – попытка социального романа, связь с натуральной школой. «Бедные люди» и «Шинель» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Достоевский и Белинский. «Двойник» и «двойничество», единство противоборствующих начал, заложенных в человеческой натуре, и зависимость их от социальной действительности. Дальнейшие творческие искания до ареста и ссылки. Романтические герои и романтические традиции в творчестве молодого Достоевского («Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова»). Метод «фантастического реализма». Отношение писателя к «байронической культуре романтизма. Зарождение двух типов в творчестве писателя – герои шиллеровского и байронического склада. Достоевский и петрашевцы. Отношение Достоевского к утопическому социализму. Сибирские годы Достоевского. Расширение представлений писателя о мире и природе человека. Новый этап знакомства Достоевского с русским народом и эволюция его мировоззрения. Общие итоги пребывания Достоевского в Сибири. Проблематика и художественное своеобразие «Записок из Мертвого дома». Документальность повествования. Условный рассказчик-повествователь и его функция в «Записках». Каторга, каторжане, их прошлое и значение их рассказов о нем. Представление Достоевского о русском народе, его мироощущении, нравственных устоях и потенциальных возможностях. Проблема народа и дворянства, народа и русской интеллигенции. Тема «палача» у Достоевского. «Записки из Мертвого дома» в восприятии современников писателя. Герой и его отношение к миру в «Записках из подполья». Противопоставление разума и натуры, «нерациональных» индивидуалистических и «рациональных» общественных устремлений. Полемика с утопическим социализмом, просветительством, теорией «разумного эгоизма», учением о возможности преобразования действительности на «разумных», удовлетворяющих всех началах. «Парадоксалист» как объект художественного изображения и союзник автора в борьбе с неприемлемыми для него идеями. Новая концепция человека в «Записках из подполья». Повести Достоевского о провинции. Тема «бедных людей» и ее новое освещение в романе «Униженные и оскорбленные». Экспериментальность романа. Образная система романа (Иван Петрович, князь Валковский, Наташа Ихменева, Алеша, Нелли). Н. А. Добролюбов о Достоевском. Журнально-издательская деятельность Достоевского. Двойственность литературно-общественных позиций писателя первой половины 60-х гг. Концепция «почвенничества». Журнальная деятельность Ф. М. Достоевского в 1860-е годы. «Время» и «Эпоха». Изложение концепции почвенничества («Введение» к «Ряду статей о русской литературе»). Полемика с Добролюбовым по вопросам эстетики («Г-н – бов и вопрос об искусстве»). Развитие теории реализма, оригинальное решение проблемы социальной функции искусства. Экзистенциализм Достоевского. Соотношение позиции героя и автора. Полемика Достоевского с рационализмом, детерминизмом и социалистическими идеями революционных демократов. Религиозная основа эстетики Достоевского. Статья «Социализм и христианство». Романы Достоевского 1860 – 1880-х гг. Моральная, философская, социальная проблематика. Проблема свободы воли, ее границ, противоречий. «Преступление и наказание» – социально-философская и нравственно-психологическая проблематика. Проблема вины, наказания, «воскресения». Взгляды Раскольникова на человечество и попытка героя романа определить собственную историческую весомость. Теоретические, логически обоснованные «расчеты» и практические, не поддающиеся логике «просчеты» Раскольникова в идейно-художественной системе авторских раздумий писателя о «крови по совести». Неизбежность наказания Раскольникова. Связь Раскольникова с героями русской и мировой литературы (Германн, Арбенин, Печорин, Манфред, Жюльен Сорель, Рафаэль де Валантен). Соотнесение образа Раскольникова с Лужиным, Свидригайловым, Лебезятниковым, функции двойников. Образ Сони Мармеладовой. Возможность «расширительного» истолкования «теории» Раскольникова и характеристика романа Д. И. Писаревым. Новаторское решение проблемы положительно-прекрасного человека в романе «Идиот». Связь образа с образом «чудака» в мировой литературе (Дон-Кихот, Бедный рыцарь). Мышкин и Христос. Образ Настасьи Филипповны, история ее жизни и гибели. Роль русского общества в личной трагедии Настасьи Филипповны. Русское общество и нигилизм. Бунт Ипполита против бессмысленности жизни и ее религиозного объяснения. Образ Мышкина, неоднозначность интерпретации. Две тенденции современного литературоведения: мифологизация и демифологизация князя Мышкина. М. Е. Салтыков-Щедрин о романе. «Бесы» – жанр политического «романа-памфлета». «Дело Нечаева» и сюжет романа. Система образов. Сложность антинигилистической направленности романа. Роман-предупреждение против всякого тоталитаризма. «Шигалевщина». Верховенский и Ставрогин. Смысл названия романа «Бесы» и эпиграфа к нему. Тема «народа-богоносца» в романе Ф. Достоевского «Бесы» и литературно-общественная позиция писателя начала 70-х годов. Литературная деятельность Достоевского после романа «Бесы». «Дневник писателя», его жанровый состав, тематика и идейное содержание. Взгляды Достоевского на русское самодержавие, церковь, русский народ, социализм. «Ротшильдовская» идея главного героя романа «Подросток». Проблема выбора пути: заблуждение, падение и нравственное возрождение. Тема «отцов и детей» в романе. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение Достоевского. Образная система, сюжет и проблематика романа. Трагедия мысли в романе. Проблема нравственного падения («карамазовщина») и «восстановления» русского человека. «Легенда о великом инквизиторе» как идейный центр всего романа. Иван и Смердяков. Антитеза смирения и бунта, атеизма и веры, социализма и христианства в романе Достоевского. Старец Зосима и Алеша Карамазов. Тема религиозного подвижничества в романах Достоевского. Речь Достоевского о Пушкине, ее основные положения и общий философский смысл. Публицистическое и художественное в «Дневнике писателя». Рассказ «Сон смешного человека». Своеобразие «фантастического» реализма Достоевского. Аспекты и масштабы его художественных обобщений: социально-исторических, нравственно-психологических, религиозно-философских. Универсализм, антропологизм и трагизм художественного мира Достоевского. Психологический и сюжетный гиперболизм, напряженность интонаций. Жанры художественного творчества. Специфика его поздних романов. Проблема полифонического романа Достоевского (М. Бахтин). Автор как идейный центр и как повествователь в структуре полифонического романа. Образ рассказчика у Достоевского, тяготение к принципам пародирования. Творчество Достоевского как целостный художественный мир. Мировое значение Достоевского. Важнейшие концепции творчества писателя в XX веке (В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов, Вяч. Иванов, Б. Энгельгардт, М. Бахтин, Сартр, Камю).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.217 (0.008 с.) |