Творчество Ф. М. Достоевского (1821 – 1881). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Ф. М. Достоевского (1821 – 1881).



Особенности рецепции наследия писателя. Проблема периодизации творчества Достоевского (семейно-бытовые, религиозные, литературные истоки формирования личности). Первый этап жизни и деятельности. Ранние литературные замыслы. Интерес к внутренней, духовной жизни людей, вековечной «тайне» человека. Процесс самонаблюдения и усвоения Достоевским опыта современной ему литературы.

«Бедные люди» – попытка социального романа, связь с натуральной школой. «Бедные люди» и «Шинель» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Достоевский и Белинский. «Двойник» и «двойничество», единство противоборствующих начал, заложенных в человеческой натуре, и зависимость их от социальной действительности. Дальнейшие творческие искания до ареста и ссылки. Романтические герои и романтические традиции в творчестве молодого Достоевского («Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова»). Метод «фантастического реализма». Отношение писателя к «байронической культуре романтизма. Зарождение двух типов в творчестве писателя – герои шиллеровского и байронического склада.

Достоевский и петрашевцы. Отношение Достоевского к утопическому социализму. Сибирские годы Достоевского. Расширение представлений писателя о мире и природе человека. Новый этап знакомства Достоевского с русским народом и эволюция его мировоззрения. Общие итоги пребывания Достоевского в Сибири.

Проблематика и художественное своеобразие «Записок из Мертвого дома». Документальность повествования. Условный рассказчик-повествователь и его функция в «Записках». Каторга, каторжане, их прошлое и значение их рассказов о нем. Представление Достоевского о русском народе, его мироощущении, нравственных устоях и потенциальных возможностях. Проблема народа и дворянства, народа и русской интеллигенции. Тема «палача» у Достоевского. «Записки из Мертвого дома» в восприятии современников писателя.

Герой и его отношение к миру в «Записках из подполья». Противопоставление разума и натуры, «нерациональных» индивидуалистических и «рациональных» общественных устремлений. Полемика с утопическим социализмом, просветительством, теорией «разумного эгоизма», учением о возможности преобразования действительности на «разумных», удовлетворяющих всех началах. «Парадоксалист» как объект художественного изображения и союзник автора в борьбе с неприемлемыми для него идеями. Новая концепция человека в «Записках из подполья».

Повести Достоевского о провинции. Тема «бедных людей» и ее новое освещение в романе «Униженные и оскорбленные». Экспериментальность романа. Образная система романа (Иван Петрович, князь Валковский, Наташа Ихменева, Алеша, Нелли). Н. А. Добролюбов о Достоевском. Журнально-издательская деятельность Достоевского. Двойственность литературно-общественных позиций писателя первой половины 60-х гг. Концепция «почвенничества».

Религиозная основа эстетики Достоевского. Статья «Социализм и христианство».

Романы Достоевского 1860 – 1880-х гг. Моральная, философская, социальная проблематика. Проблема свободы воли, ее границ, противоречий.

«Преступление и наказание» – социально-философская и нравственно-психологическая проблематика. Проблема вины, наказания, «воскресения». Взгляды Раскольникова на человечество и попытка героя романа определить собственную историческую весомость. Теоретические, логически обоснованные «расчеты» и практические, не поддающиеся логике «просчеты» Раскольникова в идейно-художественной системе авторских раздумий писателя о «крови по совести». Неизбежность наказания Раскольникова. Связь Раскольникова с героями русской и мировой литературы (Германн, Арбенин, Печорин, Манфред, Жюльен Сорель, Рафаэль де Валантен). Соотнесение образа Раскольникова с Лужиным, Свидригайловым, Лебезятниковым, функции двойников. Образ Сони Мармеладовой. Возможность «расширительного» истолкования «теории» Раскольникова и характеристика романа Д. И. Писаревым.

Новаторское решение проблемы положительно-прекрасного человека в романе «Идиот». Связь образа с образом «чудака» в мировой литературе (Дон-Кихот, Бедный рыцарь). Мышкин и Христос. Образ Настасьи Филипповны, история ее жизни и гибели. Роль русского общества в личной трагедии Настасьи Филипповны. Русское общество и нигилизм. Бунт Ипполита против бессмысленности жизни и ее религиозного объяснения. Образ Мышкина, неоднозначность интерпретации. Две тенденции современного литературоведения: мифологизация и демифологизация князя Мышкина. М. Е. Салтыков-Щедрин о романе.

«Бесы» – жанр политического «романа-памфлета». «Дело Нечаева» и сюжет романа. Система образов. Сложность антинигилистической направленности романа. Роман-предупреждение против всякого тоталитаризма. «Шигалевщина». Верховенский и Ставрогин. Смысл названия романа «Бесы» и эпиграфа к нему. Тема «народа-богоносца» в романе Ф. Достоевского «Бесы» и литературно-общественная позиция писателя начала 70-х годов.

Литературная деятельность Достоевского после романа «Бесы». «Дневник писателя», его жанровый состав, тематика и идейное содержание. Взгляды Достоевского на русское самодержавие, церковь, русский народ, социализм.

«Ротшильдовская» идея главного героя романа «Подросток». Проблема выбора пути: заблуждение, падение и нравственное возрождение. Тема «отцов и детей» в романе.

«Братья Карамазовы» как итоговое произведение Достоевского. Образная система, сюжет и проблематика романа. Трагедия мысли в романе. Проблема нравственного падения («карамазовщина») и «восстановления» русского человека. «Легенда о великом инквизиторе» как идейный центр всего романа. Иван и Смердяков. Антитеза смирения и бунта, атеизма и веры, социализма и христианства в романе Достоевского. Старец Зосима и Алеша Карамазов. Тема религиозного подвижничества в романах Достоевского.

Речь Достоевского о Пушкине, ее основные положения и общий философский смысл.

Публицистическое и художественное в «Дневнике писателя». Рассказ «Сон смешного человека». Своеобразие «фантастического» реализма Достоевского. Аспекты и масштабы его художественных обобщений: социально-исторических, нравственно-психологических, религиозно-философских. Универсализм, антропологизм и трагизм художественного мира Достоевского. Психологический и сюжетный гиперболизм, напряженность интонаций. Жанры художественного творчества. Специфика его поздних романов. Проблема полифонического романа Достоевского (М. Бахтин). Автор как идейный центр и как повествователь в структуре полифонического романа. Образ рассказчика у Достоевского, тяготение к принципам пародирования. Творчество Достоевского как целостный художественный мир. Мировое значение Достоевского. Важнейшие концепции творчества писателя в XX веке (В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов, Вяч. Иванов, Б. Энгельгардт, М. Бахтин, Сартр, Камю).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.005 с.)