Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень контрольных заданий, тестов для промежуточной аттестации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
7.2.1. Контрольно-измерительные материалы Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Самостоятельная работа включена в систему лекционных и практических занятий и соотнесена с ними. В то же время у нее есть свои отличительные особенности. В процессе ее выполнения расширяются и уточняются сведения, полученные в лекционном курсе, развиваются навыки анализа текста, приобретенные на практических занятиях. В процессе освоения темы и знакомства с научной литературой необходимо делать выписки и конспектировать прочитанные источники. Преподаватель выступает в роли консультанта, а студент получает возможность представить реферативное изложение литературы вопроса, изложить собственные наблюдения над текстом, дать целостный анализ произведения.
Тема 1. Оценка образа князя Мышкина (роман Ф. М. Достоевского «Идиот») в литературоведении. Замысел писателя о «положительно прекрасном человеке». Князь Мышкин как «мифологема», создающая текст (точка зрения Г. М. Фридлендера, Г. Г. Ермиловой и др.). Сторонники «демифологизации» образа Мышкина (В. В. Борисова, А. Е. Кунильский, К. Н. Мочульский и др.). Система аргументации противоположных сторон. Загадка текста, породившего спор. Авторская позиция в оценке героя. Литература Джоунс М. К пониманию образа князя Мышкина // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 2. Л., 1976. Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». М., 1993. Кириллова И.А. К проблеме создания христоподобного образа (князь Мышкин и Авдий Каллистратов) // Достоевский. Материалы и исследования. Т.10. СПб.: Наука, 1992. Кунильский А.Е. Принцип «снижения» в поэтике романа Ф.М.Достоевского «Идиот»// Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. Померанц Г. Князь Мышкин // Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990. Тихомиров Б.Н. О «христологии» Достоевского// Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994; Фридлендер Г.М. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» // Достоевский Ф.М. Идиот. М., 1955.
Тема 2. Конклав как основной прием композиционного построения романов Достоевского. Содержание термина конклав (Л. П. Гроссман). Роль сцен великих и необыкновенных столкновений в сюжетно-композиционном построении романов писателя (поминки по Мармеладову («Преступление и наказание»), день рождения Настасьи Филипповны («Идиот»), встреча Ставрогина с Хромоножкой в гостиной («Бесы») и др.). Конклав как знаковый поворот в развитии действия. Новая расстановка действующих сил и развитие конфликта. Литература Гроссман Л. П. Достоевский-художник // Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959. С. 330 – 416. Щенников Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. Свердловск, 1987. С. 78 – 99. Щенников Г. К. Конклав // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник / Под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997. С. 175 – 176.
Тема 3. «Болевой эффект» как один из принципов поэтики Достоевского. Понятие эстетики «режущей правды» Достоевского в статьях В. Г. Белинского «Петербургский сборник» и Н. А. Добролюбова «Забитые люди». Содержание термина «болевой эффект» (Р. Г. Назиров). Изображение гиперболизации страстей и страданий, трагизм человеческой жизни в произведениях писателя (например, сцена с пуговкой в «Униженных и оскорбленных», поведение Ф. Опискина в «Селе Степанчикове и его обитателях» и др.). Функции использования данного приема. Литература Белинский В. Г. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. М., 1953 – 1956. Т. 9. С. 543 – 581. Добролюбов Н. А. Забитые люди // Добролюбов Н. А. Собр. соч. В 9 т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 225 – 275. Михайловский Н. К. Жестокий талант // Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957. С. 181 – 263. Назиров Р. Г. Болевой эффект // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник / Под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997. С. 73 –74. Назиров Р. Г. Проблема художественности Ф. М. Достоевского // Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991. С. 125 – 157. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. Саратов, 1982.
Тема 4. Фольклорные традиции в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Представление Достоевского о русском фольклоре. Проявление фольклорного материала на уровне сюжетно-композиционного построения, в структуре характеров, на уровне языка и др. Прямые фольклорные включения в романе (например, легенда о купце, ограбившем икону Божьей матери). Авторская позиция. Литература Владимирцев В. П. Народные плачи в творчестве Ф. М. Достоевского // Русская ли. 1987. № 3.С. 179 – 190. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. Саратов, 1980. Михнюкевич В. А. Русский фольклор в художественной системе Ф. М. Достоевского. Челябинск, 1994. Михнюкевич В. А. Фольклор в «Бесах» // Русская литература. 1991. № 4. С. 18 – 33. Пиксанов Н. К. Достоевский и фольклор // Сов. этнография. 1934. № 1 – 2. С. 152 – 180.
Тема 5. Хронотоп повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Пространство и время как эстетические параметры художественной картины мира. Внешнее и внутренне пространство. Топос фантастического Петербурга: улицы, дома, «углы». Сопряжение времени и пространства. Пространственные ниши героев повести. Литература Анциферов Н. П. Петербург Достоевского // Анциферов Н. П. «Непостижимый город…» Л., 1991. С. 176 – 257. Исупов К. Г. Время. Пространство. // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник / Под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 3. Л., 1978. С. 41 – 53. Коноплев Н. С. Проблема времени в творчестве раннего Достоевского // Современные вопросы гносеологии. Иркутск, 1974. С. 91 – 106.
Тема 6. Изображение сознания парадоксалиста в «Записках из подполья» Ф. М. Достоевского. Парадоксальность мышления подпольного человека (рассуждения о свободе воле, понимание красоты, представление об историческом развитии человечества и др.). Аргументы подпольного человека. Объект полемики подпольного человека. Смысл «подполья». Проявление авторской оценки подпольного человека. Литература Кийко Е. И. Примечания к «Запискам из подполья» // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Л., 1973. Т. 5. С. 374 – 386. Кирпотин В. Достоевский в 1860-е годы. М., 1966. Ч. 2. Гл. 5. Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский – художник и мыслитель. Сб. ст. М., 1972. С. 220 – 226, 240 – 252. Лотман Ю. М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX века. Л., 1974. С. 187 – 195. Назиров Р. Г. Об этической проблематике повести «Записки из подполья» // Достоевский и его время. Л., 1972. С. 143 – 153. Шестов Л. Достоевский и Ницше // Шестов Л. Избранные сочинения. М., 1993. С. 194 – 199; 223 – 231.
Тема 7. Традиции сентиментализма в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди». А. Григорьев о «сентиментальном натурализме». Взгляды Ж.-Ж. Руссо. Концепция прекрасного человека Н. Карамзина. Поэтика сентиментализма: эпистолярная форма романа; наличие рассказчика – «чувствительного героя», «кроткой» героини, тип повествования и др. Литература Архипова А. В. Достоевский и Карамзин // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 5. Л., 1983. С. 101 – 112. Белов С. Достоевский и Карамзин // Москва. 1988. № 5. С. 136 – 140. Виноградов В. В. Школа сентиментального натурализма. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди» на фоне литературного эволюции 40-х гг. // Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 141 – 190. Тюнькин К. И. Романтическая культура и ее отражение в творчестве Достоевского // Романтизм в славянских культурах. М., 1973. С. 278 – 330. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л., 1964.
Тема 8. «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского и «Ангелочек» Л. Андреева. Тематика, объединяющая эти рассказы. Образы главных героев, способы их характеристики. Столкновение мира взрослых и детей, мечты и действительности. Особенности изображения этих миров. Сюжетная ситуация. Авторская позиция. Литература Беззубов В. И. Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. Иезуитова Л. А. Творчество Андреева (1892 – 1906). Л., 1976. Михнюкевич В. А. Поэтика детских образов Ф. М. Достоевского в контексте «народного христианства» // Вестник Чел ГУ. Сер. 2. Филология. № 1 (2). 1994. С. 21 – 28.
Тема 9. Тип игрового поведения героя в произведениях Ф. М. Достоевского. Игра как форма целостного «самоосуществления личности». Шутовство: капитан Лебядкин («Идиот»); чудачество: Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитетели»); юродство: Федор Павлович Карамазов, отец Ферапонт («Братья Карамазовы»), Хромоножка («Бесы»). Функции изображения героев с творческой моделью поведения в произведении. Литература Исупов К. Г. Две модели творческого поведения. Достоевский и Пришвин // Проблемы творчества Ф. М. Достоевского. Поэтика и традиция. Сб. ст. Тюмень, 1982. С. 77 – 87. Исупов К. Г. О неисследованной черте художественного мышления Достоевского. Понятие игры // Вопросы реализма и историзма в русской литературе XIX – XX вв. Л., 1985. С. 82 – 86. Лотман Ю. М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе нач. XIX века // Лотман Ю. М. Избр. ст. В 3 т. Таллин, 1992. Т. 2. С. 389 – 415.
Тема 10. «Ротшильдовская идея» в романе Ф. М. Достоевского «Подросток». Образ Аркадия Долгорукого как героя-идеолога. Суть «Ротшильдовской идеи» – могущество и «самое полное определение свободы». Метания героя. Роль в духовном становлении Аркадия Макара Долгорукого. Жизненная позиция Версилова. Проблема выбора пути: заблуждение, падение и нравственное возрождение. Смысл финала романа. Литература Долинин А. С. В творческой лаборатории Достоевского. История создания романа «Подросток». М., 1947. Комарович В. Л. Роман Ф. М. Достоевского «Подросток» как художественное единство // Достоевский: Статьи и материалы. Сб. 2. Л., 1924. С. 31 – 70. Тема 11. Ситуация «на пороге» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Ситуация «на пороге» как кульминационный момент в поступке героя (хронотоп кризиса). Понятие «онтологического порога». Мотив порога в тексте романа. «Пороговость» сознания Раскольникова. Литература Арбан Д. «Порог» у Достоевского. Тема, мотив, понятие // Достоевский: материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2. С. 19 – 29. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского (любое издание). Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М., 1990. С. 78 – 81.
Тема 12. Особенности внутреннего монолога в творчестве Толстого и Достоевского. Внутренний монолог с точки зрения внутренней динамики, что преобладает: антиномика или диалектика чувств. Место в размышлениях героя слова или образа другого человека. Исходный нравственный критерий, голос совести, помогающий разобраться в веренице мыслей. Лексика, фразеология, синтаксис внутренней речи как способы характеристики героев. Роль голоса автора во внутреннем монологе героя. Функции авторского вмешательства. В качестве примеров можно рассмотреть внутренние монологи Раскольникова («Преступление и наказание») и Анны Карениной («Анна Каренина»). Литература Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. (любое издание). Гл. 5. раздел 2, 3. Бойко М. Внутренний монолог в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Л. Н. Толстой. Сборник статей о творчестве. Под ред. Н. К. Гудзия. М., 1959. С. 83 – 99. Громов П. О стиле Л. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977. Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. Фридлендер Г. М. Достоевский и Лев Толстой // Достоевский и мировая культура. М., 1979. С. 158 – 231. Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1963.
Тема 13. Функции синестезии в повести Л. Н. Толстого «Казаки». Понятие синестетичности. Функционирование категорий цвета, звука, запаха в художественном произведении. Новые ракурсы в понимание авторской идеи. Литература Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 1 – 9. М., 1962 – 1978. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.; Л., 1966. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
Тема 14. Образы Анны Карениной и Эммы Бовари. Сравнительная характеристика. Проблема женской эмансипации в обществе нового времени. Общефилософские и конкретно-социальные вопросы, связанные с этой проблемой. История активной общественной женской деятельности XIX века. Концепция образа главной героини у Флобера – «полет в бесконечность на крыльях глупости» и у Толстого – «тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя». Крайности в толковании образов в критике. Причины «разброса» мнений. «Компоненты» характера: сознание и идеалы; представление о счастье; роль эмоций и страстей в жизни героинь; соотношение понятий о нравственности и идеала; самоубийство. Литература Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978. Моэм С. Флобер и «Madame Bovary» // Моэм С. Подводя итоги. М., 1991. С. 356–380. Набоков В. Две лекции по литературе: Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» // Иностранная литература. 1997. № 11. С. 185–214. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1957. C. 186–301. Саррот Н. Флобер наш предшественник // Вопр. лит. 1997. № 3.С. 225–243. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60 – 70-е гг. Саратов, 1974. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.
Тема 15. Мотив дома в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Реализация мотива дома в романе. Интерьер и символика домашности». Внешняя и внутренняя (семья, отношения) характеристика дома. Дом Долли и Стивы Облонских, дом Щербацких, Карениных, Анны и Вронского, Левина и Кити. Проявление авторской позиции. Литература Бабаев Э. Г. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». М., 1978. Купреянова Е. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. «Анна Каренина» Льва Толстого. Роман «Воскресение» // История русского романа. В 2 т. М.-Л., 1964. Т. 2. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000. Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978. Гл. 3. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-е годы. Саратов, 1974. Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1974.
Тема 16. Принципы создания батальных сцен в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Философия войны Л. Н. Толстого. Соединение исторических фактов и вымысла в военных сценах. Протокольный рассказ о военных действиях и психология человека на войне. Разлад между происходящим и его восприятием. Создание панорамы сражения. Детализация и генерализация как два ведущих принципа. Функции пейзажа. Символические образы. Литература Бочаров С. Л. Толстой и новое понимание человека // Литература и новый человек. М., 1977. Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание) Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл. 2. Громов П. О стиле Л. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978; Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2. Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-е гг. Саратов, 1974.
Тема 17. Принцип «рассредоточенного портрета» в романе Л. Толстого «Воскресение». Роль портрета в художественном тексте. «Рассредоточенный» портрет как принцип поэтики Л. Толстого. Закономерности воссоздания читателем портрета персонажей в процессе восприятия текста. Функции портрета в тексте. Портрет как средство раскрытия авторской позиции. Литература Кондратьев А. С. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: композиция и религиозный смысл // XXIV Междунар. Толстовские чтения. Тула, 1998. Краснов Г. В. Логика повествования в романе («Воскресение» Л. Н. Толстого) // Поэтика русской литературы. К 70-летию проф. Ю. В. Манна. Сб. статей. М., 2001. С. 317 – 324. Купреянова Е. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. «Анна Каренина» Льва Толстого. Роман «Воскресение» // История русского романа. В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 2. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000. Самойлова Г. М. Лабиринт сцеплений русского романа XIX в. Курган, 1999. Тюнькин К. И., Кузина Н. Л. «Воскресение» Л. Н. Толстого. М., 1978.
Тема 18. Философская проблематика «Исповеди» Л. Н. Толстого. Жанровые особенности «Исповеди». Публицистическое и художественное начало. Отражение в книге кризиса веры, пережитого самим Толстым. Пути выхода из «тупика неверия». Обращение к народным истокам. Опрощение. Литература Бурсов Б. И. Лев Толстой: Идейные искания и творческий метод. М., 1960. Маймин Е. А. Лев Толстой. М., 1984.
Тема 19. Проблематика повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната». Темы любви и брака в повести. Эволюция взглядов Толстого на семью и брак. Жизненная позиция героев повести. История любви-ненависти. Идеологические мотивы убийства. Моралистическая тенденция в финале повести. Литература Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. М., 1981. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000.
Тема 20. Философия жизни и смерти в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Истинные и мнимые жизненные ценности. Фальшь и зло жизни обыкновенных людей в современной России. Жизнь Ивана Ильича как процесс духовного омертвения. Смерть как воскресение души героя. Литература Маймин Е. А. Лев Толстой. М., 1984. Нагана К. А. Образно-смысловая оппозиция «жизнь» – «смерть» в произведениях Л. Н. Толстого 1880-х годов. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 1998. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000.
Тема 21. Оппозиция свое / чужое в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». «Кавказская повесть» «Хаджи-Мурат». Изображение мира русских и горцев в повести. Параллелизм в создании образов Николая I и Шамиля. Два полюса абсолютизма (азиатского и европейского). Образ Хаджи-Мурата. Функции пейзажа. Авторская точка зрения. Литература Маймин Е. А. Лев Толстой. М., 1984. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000.
Тема 22. Эпическое начало в пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп». «Сжатые сценические наброски». Характеристика действующих лиц. Композиция пьесы. Особенности авторских ремарок: 1) вводящих в обстановку действия; 2) относящихся к характеристике героев. Формы авторского присутствия. Литература Лакшин В. Толстой и Чехов. М., 1975. Шоу Б. Толстой – трагик или комедиограф // Яснополянский сборник. Тула, 1960.
Тема 23. Любовная лирика А. Н. Апухтина. Традиции русской поэзии в изображении любовного чувства, использованные Апухтиным. Оригинальные черты. Апухтин как «певец роковой любви». Мир лирического героя. Образность. Художественно-изобразительные средства. Ритмическая организация стихотворений, посвященных любовной теме. Литература Ермилова Е. В. Поэзия на рубеже веков // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX – XX веков. М., 1974. С. 105 – 115. Кожинов В. Лирика «безвременья». (Конец века) // Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978. С. 269 – 277. Щенникова Л. П. Поэтическое сознание раннего А. Апухтина (1855 – 1868) // Проблемы изучения литературы. Исторические, теоретические и методические подходы. Сб. науч. трудов. Вып. I. Челябинск, 1999. С. 45 – 55. Тема 24. Философская лирика Вл. Соловьева. Новая мифология. Религиозно-философские представления о живом Боге, Душе Мира и мистической любви – Софии. Отражение этих идей в стихотворениях «Хоть мы навек незримыми цепями», «Вся в лазури сегодня явилась» и др. и поэме «Три свидания». Литература Аверинцев С. С. К характеристике русского ума. / Вл. Соловьев. Статьи и письма // Новый мир. 1989. № 1. Булгаков С. Природа в философии Вл. Соловьева // Сб. статей о В. Соловьеве. Брюссель, 1994. С. 5 – 45. Конева Л. А. Философия Вл. Соловьева как явление символизма // Философия культуры. Самара, 1993. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990. Мережковский Д. С. немой пророк // Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 116 – 126. Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
Тема 25. Символика рассказа В. М. Гаршина «Красный цветок». Роль символа в художественном тексте. Символико-аллегорический рассказ Гаршина. Изображение сознания главного героя. Символика красного цвета. Трагедия человеческого духа. Противопоставление «донкихотства» и «гамлетизма» в рассказе. Литература Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969. Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч. В 10 т. Т. 8. М., 1956. С. 216 – 247. Латынина А. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986. Милюков Ю. Г. Творчество В. М. Гаршина и теории мифа XIX века // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII – XX вв. Таллин, 1985. С. 49 – 51.
Тема 26. Оппозиция мифологического и исторического пространства в повести В. М. Гаршина «Ночь». Сакральное и бытовое пространство повести, их наполняемость. Ночь как архетипический мотив Сюжет прозрения главного героя. Финал повести. Жанр притчи. Литература Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969. Милюков Ю. Г. Творчество В. М. Гаршина и теории мифа XIX века // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII – XX вв. Таллин, 1985. С. 49 – 51. Михайловский Н. К. О Всеволоде Гаршине // Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957. С. 318 – 432. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. Юртаева И. А. Мотив ночи последнего выбора в русской повести 1880-х годов и традиция // Поэтика русской литературы. К 70-летию проф. Ю. В. Манна. Сб. статей. М., 2001. С. 293 – 317.
Тема 27. Гаршинский подтекст в рассказе А. П. Чехова «Припадок». Творческая история рассказа Чехова «Припадок». Образ студента Васильева, его жизненная позиция. Испытание героя. Переосмысление мотивов гаршинских рассказов «Происшествие», «Надежда Николаевна» в рассказе Чехова. Литература Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979. Латынина А. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986. Семанова Л. М. Чехов-художник. М., 1976. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.
Тема 28. Изображение русского праведника в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Оригинальная концепция праведничества, разработанная Н. С. Лесковым. Идея деятельного, самоотверженного добра; честность и непреклонность убеждений; духовная свобода; скромность и т. д. Противоречия в характере и поведении Ивана Флягина. Испытания Ивана Флягина. Литература Гунн Г. Очарованная Русь. М., 1990. Дмитренко С. Художественное сознание Лескова. Постигнутое и постигаемое // Вопросы литературы. 1985. № 11. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.
Тема 29. Образ Савелия Туберозова в хронике Н. С. Лескова «Соборяне». Структура образа героя. Портрет. Речевая характеристика. Характеристика внутреннего мира. Сюжет героя. Савелий Туберозов во взаимодействии с другими героями хроники. Савелий Туберозов и протопоп Аввакум. Литература Гунн Г. Очарованная Русь. М., 1990. Дмитренко С. Художественное сознание Лескова. Постигнутое и постигаемое // Вопросы литературы. 1985. № 11. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974. Тема 30. Поэтика заглавия повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». Заглавие как отражение сути всего произведения. Функции заглавия. Соотнесенность заглавия с художественным миром произведения (герои, сюжет); с творческой волей автора (отражение в заглавии авторской интенции); с сотворческим переживанием читателя (особенности рецепции произведения по заглавию). Литература В мире Лескова. Сб. ст. М., 1983. Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988. Дыханова Б. С. В поисках своего слова (Из наблюдений над стилем Н. С. Лескова) // Вопросы литературы. 1981. № 2. Тюпа В. И. Аналитика художественного. М., 2001.
Тема 31. Функции звука и цвета в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Принцип художественного импрессионизма. Звук и цвет как характеристика картины мира и героев. «Звуковые пейзажи» Короленко (термин Г. А. Бялого). Слепота и духовное «прозрение» героя. Литература Бялый Г. А. Короленко. Л., 1983. Ростов Н. В. В. Г. Короленко. М., 1965. Щербина А. М. «Слепой музыкант» В. Г. Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. М., 1916.
Тема 32. Черты романтизма и реализма в творчестве В. Г. Короленко («Сон Макара», «Ночью» и др.). Реалистические черты: документальность произведений (случаи из жизни); автор как участник (свидетель) событий, который активно вмешивается в рассказ; попытка изобразить не этнографическое правдоподобие, а глубинную правду. Романтические черты: незаурядные герои; нестандартные обстоятельства; идеальный мир, бегство в поисках идеала (романтическое двоемирие); роль искусства как постижение тайной сущности жизни; символичность; синестетичность (звук, цвет, запах). Литература Бялый Г. А. Короленко. Л., 1983. Каминский В. И. Романтика поисков в творчестве В. Г. Короленко // Русская литература. 1967. № 4. С. 90 – 96. Ростов Н. В. В. Г. Короленко. М., 1965.
Тема 33. Ономопоэтика ранних юмористических рассказов А. П. Чехова. Теоретические аспекты ономопоэтики. Генезис и дефиниция понятия. Типология имен (говорящие, символические, мифологические и др.). Функция имени в художественном мире Чехова: сюжетная, композиционная, оценочная (выражение авторской позиции) и др. Литература Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.
Тема 34. Функции художественной детали в прозе А. П. Чехова 1890-х гг. («Учитель словесности», «Три года», «Человек в футляре» и др.). Определение художественной детали. Классификация художественной детали (сюжетные, описательные, бытовые). Деталь по способу восприятия. Функции художественной детали. Литература Гурвич И. Проза Чехова. М., 1970. Полоцкая Э. А. Чехов: Движение художественной мысли. М., 1979. Семанова Л. М. Чехов-художник. М., 1976. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976. Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.
Тема 35. Изображение мира детей в рассказах А. П. Чехова. Оппозиция мира детей и взрослых в рассказах Чехова. Смысл обращения к миру ребенка. Способы изображения. Особенности пространства, времени, сюжета, портретной, речевой характеристики и др. Авторская позиция. Литература Семанова Л. М. Чехов-художник. М., 1976. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986. Юнг К. Г. Психология архетипа ребенка // Структура психики и процесс индивидуализации. М., 1996.
Тема 36. Оппозиция столица / провинция в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой». Особенности пространственной организации рассказа. Смысл противопоставления топосов, обозначенных в тексте: Ялта – город С. – Москва, Петербург. Что характерно для каждого из указанных топосов. Воссоздайте мир, характеризующий их. Пространственная ниша каждого из героев рассказа. Литература Доманский Ю. Статьи о Чехове. Тверь, 2001. Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982. Тюпа В. Я. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989. Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.
Тема 37. Черты символизма в рассказе А. П. Чехова «Черный монах». Сюжетно-композиционные особенности рассказа. Образ Коврина («я – гений» или «я – посредственность»). Многозначность интерпретаций образа черного Монаха. Истоки легенды о Черном Монахе. Связь образа Монаха с героем рассказа Ковриным. Смысл противопоставления символических образов Философа и Монаха символической паре героев Садовнику и Дочери. Смысл финала рассказа. Литература Семанова Л. М. Чехов-художник. М., 1976. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.
Тема 38. Пушкинский подтекст в чеховском рассказе «Учитель словесности». Эксплицированное и имплицированное присутствие образа Пушкина и аллюзий к пушкинским произведениям в тексте. Спор о Пушкине. Реминисценции из поэмы «Граф Нулин» как «инверсированное» прогнозирование сюжетной ситуации. Идея рассказа. Литература Семанова М. Л. Чехов о Пушкине // Проблемы реализма русской литературы XIX века. М.; Л., 1961. С. 307 – 336. Сендерович С. Чехов – с глазу на глаз. Спб., 1994. Цилевич Л. М. Типологическая общность прозы Чехова и прозы Пушкина // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1981.
Тема 39. Современные зарубежные сценические интерпретации пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». «Эффект лупы» – актуализация идей, скрытых в подтексте. «Вишневый сад» как пьеса-парабола. Сценографические центры пьесы. Образ сада как ключевой знак к прочтению текста. Анализ сценических версий: Петер Цадек, Андрей Щербан, Джорджо Стреллер, Паоло Маджелли, Питер Брук, Клиффорд Вильямс, Жак Лассаль, Питер Штайн и др. Литература Жорж Баню. Наш театр – «Вишневый сад». Тетрадь зрителя. М., 2000.
Тема 40. Новаторство драматургии А. П. Чехова (на примере пьесы «Три сестры»). Драма Чехова как новый тип драмы. Характер конфликта. Особенности жанра. Соотношение лирического, драматического и комического начал. Сюжет и композиция. Роль подтекста и способы его реализации. Система образов. Роль символических деталей. Литература Бердников Г. П. А. П. Чехов– драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. М., 1981 год. Бердников Г. П. Чехов-драматург / Изд. 2-е. М., 1972. Доманский Ю. В. Статьи о Чехове. Тверь, 2001. Заманский С. Сила чеховского подтекста // Театр. 1960. № 5. С. 101 – 106. Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. Паперный З. «Вопреки всем правилам…». Пьесы и водевили Чехова. М., 1982. С. 92 –95. Ревякин А. И. О драматургии А. П. Чехова. М., 1960. Собенников А. С. Художественный символ в драматургии А. П. Чехова. Иркутск, 1989. Тамарли Г. Л. Поэтика драматургии А. П. Чехова. Ростов н/Д, 1993. Фадеева Н. И. Новаторство драматургии Чехова. Тверь, 1991. Хализев В. Е. Творческие принципы Чехова-драматурга. М., 1963. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971. Перечень примерных контрольных заданий, тестов для промежуточной аттестации Контрольные вопросы по творчеству Ф.М.Достоевского 1. Как перекликаются факты биографии писателя с его творчеством? Приведите примеры преломления конкретных событий в художественных произведениях писателя. 2. Охарактеризуйте основные этапы творчества Достоевского (темы, идеи, образы, особенности поэтики), какими произведениями они представлены? 3. Проследите типологию героев байронического и шиллеровского склада в творчестве Достоевского (от раннего творчества к романам «Великого Пятикнижия»). 4. Сформулируйте сквозные идеи, поднимаемые Ф. М. Достоевским в «Великом Пятикнижии». 5. Объясните понятия художественного мира Достоевского: «двойничество», «почва», «скитальчество», «русская всечеловечность», «подполье», «внутренний монолог», «канклав», «положительно прекрасный человек», «полифонизм», «идеал Мадонны», «болевой эффект». По каким критериям эти понятия можно объединить в группы? 6. Как вы понимаете высказывание Достоевского: «Совокупите все эти четыре характера (Федора, Ивана, Дмитрия и Алексея Карамазовых), и вы получите, хоть уменьшенное в 1000-ю долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России». 7. Назовите фамилии крупных достоевсковедов, их основные работы. 8. Перечислите спорные проблемы достоевсковедения. 9. Какими особенностями творчества Достоевского вы можете объяснить повышенный интерес к этому писателю за рубежом?
Контрольные вопросы по творчеству Л.Н.Толстого
1. Какими событиями в жизни Толстого ознаменованы следующие даты: 1847; 1862; 1869. 2. Сам Толстой считал своими учителями[1]: а) Стерна, Руссо, «Евангелие»; б) Свифта, Шекспира, Руссо. в) Гомера, Шекспира, «Евангелие». 3. Объясните понятия «арзамасский ужас»; «диалектика души»; «скрытая теплота патриотизма»; «толстовство», «рассредоточенный портрет»; фатализм; «роевая жизнь»; «опрощение». По каким критериям эти понятия можно объединить в группы? 4. Кратко сформулируйте концепцию философии войны в «Севастопольских рассказах» и в романе «Война и мир». 5. Сформулируйте основные черты, характеризующие художественный мир Толстого. В чем его отличие от художественного мира Достоевского. 6. Проанализируйте предложенный фрагмент текста. Дайте развернутую характеристику идей, заложенных на уровне формальной организации данного отрывка. Перечислите, с какими эпизодами из известных вам произведений Толстого вы можете соотнести предложенный, почему? 7. «Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его». 8. Почему литературоведы определяют роман Толстого «Воскресение» как «идеологический»? 9. Какие идеи Л. Н. Толстого легли в основу философии «толстовцев» – последователей его учения? 10. Сформулируйте сквозные проблемы, актуальные для творчества Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, А. П. Чехова. Примерный перечень вопросов к экзамену, зачёту 1. Общественно-литературное движение 1870 – 1890-х гг. Специфика литературы 1870-х гг. Особенности литературного процесса 1880 – 1890-х гг
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.014 с.) |