Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество А. П. Чехова (1860 – 1904)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Своеобразие творческой личности Чехова в литературе восьмидесятников. Переосмысление Чеховым традиционных образов, тем, коллизий русской литературы. Начало творческого пути. Широта тематического диапазона. Роль сатиры («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Нарочитое заострение описываемых явлений общественной жизни. Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Поэтика ранних юмористических рассказов Чехова. Произведения А. П. Чехова середины 1880-х гг. («Тоска», «Горе», «Припадок»). Повесть «Степь», ее значение в творческом развитии Чехова и в истории русской литературы. Чеховские «Записки охотника» («Егерь», «Агафья», «Поездка за город»), новый подход к изображению человека из народа. Проблема поисков «общей идеи» и цельного мировоззрения в произведениях Чехова об интеллигенции («Огни», «Скучная история»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, музыкальность произведений Чехова. Значение поездки на Сахалин («Остров Сахалин»). Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в повестях и рассказах 1890-х гг.: «Дуэль», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах». Принцип объективности в творчестве Чехова, своеобразие способов выражения авторской позиции. Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы». Проблема счастья в творчестве Чехова 1890-х гг. («Учитель словесности», «Анна на шее», «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник», «Студент»). Проблема любви в прозе Чехова 1890-х гг. («Мужики», «В овраге», «Новая дача»). Стилевое своеобразие и мастерство Чехова-рассказчика (сюжет, деталь, авторская позиция и оценка, характер повествования, язык). Своеобразие произведений конца 1890-х – начала 1900-х гг., отражение в них эпохи накануне революции 1905 года («По делам службы», «У знакомых», «Архирей»). Тема ухода от старой жизни, изменения в организации повествования, открытые финалы чеховских произведений, символика. Последний период творчества. «Маленькая трилогия». Эволюция темы будущего у Чехова. Рассказ «Невеста». Драматургия А. П. Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Первые опыты в области драмы: «Пьеса без названия». Чеховский водевиль. Эволюция Чехова-драматурга. Драма «Иванов» как итог раннего творчества Чехова. «Чайка» Чехова как тип «новой драмы». Проблема истинных и ложных ценностей в драме Чехова «Дядя Ваня». Конфликт духовного и бездуховного в жизни русской интеллигенции в пьесе «Три сестры», символический подтекст пьесы. Жанровая двусоставность пьесы «Вишневый сад». Система образов и проблема смены «культурных эпох». Новаторство драматургии А. П. Чехова. Драма Чехова как тип «новой драмы», традиции западноевропейской драматургии (Ибсен, Метерлинк). Поэтика. Роль подтекста и символических деталей. Чехов и МХАТ. Чехов и мировая литература XX века. Споры вокруг творчества Чехова. Список рекомендуемой литературы Основная литература Учебники и учебные пособия:
1. История русской литературы XIX века: Учебное пособие / Н.М.Фортунатов, М.Г.Уртминцева, И.С.Юхнова; под ред. Н.М.Фортунатова. М.: Высш.школа, 2008. – 671 с. 2. Линков В.Я. История русской литературы XIX века в идеях. М.: Изд-во МГУ, 2008. 3. Соколов А.Г.История русской литературы конца XIX – начала XX века. М.: Юрайт-издат, 2012. Дополнительная литература Учебники и учебные пособия 1. История русской литературы XIX века. 70 – 90-е гг. / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. М., 2001. 2. История русской литературы XIX в. В 2 т. / По ред. С. М. Петрова. М., 1973. 3. История русской литературы XIX в.: Вторая половина / Под ред. Н. Н. Скатова. М., 1987. 4. Русская литература конца XIX – начала XX века. (Девяностые годы). М., 1968. 5. Русская литература рубежа веков (1890-е – нач. 1920-х гг.). Кн. 1. ИМЛИ: РАН, Наследие, 2000. 6. Кривонос В. Ш. Русская литература XIX века. Учебно-методическое пособие. Самара, 2001. 7. Кулешов В. И. История русской литературы XIX века (1870 – 1890-е годы). М., 1983. 8. Щенников Г. К. История русской литературы XIX века. 1870 – 1890- гг. Учебное пособие. Екатеринбург, 2000.
Исследования Ф. М. Достоевский 9. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. (любое издание). 10. Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977. 11. Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Л., 1988. 12. Волгин И. Последний год Достоевского. Изд. 2. М., 1991. 13. Гроссман Л. П. Достоевский – художник // Творчество Ф. М. Достоевского. М.; Л., 1959. С. 330 – 416. 14. Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник / Под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997. 15. Достоевский в конце XX века. Сб. статей. М., 1996. 16. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. 17. Карякин Ю. Ф. Достоевский в канун XXI века. М., 1989. 18. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1976. 19. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. Саратов, 1982. 20. Сараскина Л. «Бесы» – роман-предупреждение. М., 1990. 21. Селезнев Ю. Достоевский. М., 1981. (ЖЗЛ). 22. Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот»; «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 23 – 87; 88 – 133. 23. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в литературной критике XX века. Хрестоматия по истории русской литературы. Ижевск, 1993. 24. Творчество Ф. М. Достоевского в русской мысли 1881 – 1931-х гг. Сб. статей. М., 1990. 25. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. Л., 1963. 26. Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985. 27. Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1964. 28. Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. 29. Щенников Г. К. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. Челябинск, 1996.
Н. С. Лесков 30. Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979. 31. Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988. 32. В мире Лескова. Сб. ст. М., 1983. 33. Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. 34. Мосалева Г. В. Поэтика Н. С. Лескова. Ижевск, 1993. 35. Столярова И. В. В поисках идеала. Творчество Н. С. Лескова. Л., 1978. 36. Щенников Г. К. Певец русского подвижника // Лесков Н. С. Избранное. Свердловск, 1981. С. 528 – 534.
Л. Н. Толстой 37. Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. М., 1981. 38. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987. 39. Ильин В. Н. Миросозерцание графа Л. Н. Толстого. Спб., 2000. 40. Кузина Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л. Н. Толстого конца XIX – начала XX вв. М., 1993. 41. Купреянова Е. А. « Война и мир» Л. Н. Толстого. «Анна Каренина» Льва Толстого. Роман «Воскресение» // История русского романа. В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 2. 42. Маймин Е. А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1984. 43. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000. 44. Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978. 45. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987. 46. Полякова Е. И. Театр Л. Толстого. М., 1978. 47. Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959. 48. Скафтымов А. П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого; О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого; Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 134 – 164; 165 – 181; 182 – 217. 49. Тюнькин К. И., Кузина Л. Н. «Воскресение» Л. Н. Толстого. М., 1978. 50. Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987. 51. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Н. Толстого в 60 – 70-е гг. Саратов, 1974. 52. Шкловский В. Л. Н. Толстой. М., 1967. (ЖЗЛ) 53. Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1974.
В. М. Гаршин 54. Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969. 55. Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч. В 10 т. Т. 8. М., 1956. С. 216 – 247. 56. Латынина А. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986. 57. Милюков Ю. Г. Творчество В. М. Гаршина и теории мифа XIX века // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII – XX вв. Таллин, 1985. С. 49 – 51.
С. Я. Надсон 58. Айхенвальд Ю. Надсон // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 362 – 364. 59. Бялый Г. А. Поэты 1880 – 1890-х годов // Поэты 1880 – 1890-х годов. Л., 1972. 60. Бялый Г. А. 70 – 90-е годы: Основные направления в журналистике, публицистике, критике // Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. II. Вторая половина XIX века. Л., 1965. С. 139 – 149. 61. Иванова Е. В. Забытый поэт // Надсон С. Я. Стихотворения / Вст. ст. и примеч. Е. В. Ивановой. М., 1987. С. 5 – 20. 62. Келдыш В. А. Новое в критическом реализме и его эстетике // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – нач. XX вв. М., 1975. С. 66 – 117. 63. Сапожков С. В. “Сломленные крылья”. Поэзия Семена Яковлевича Надсона // Литература в школе. 1999. № 8. С. 32 – 43.
А. Н. Апухтин 64. Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. М.; Л., 1966. С. 31 – 52. 65. Ермилова Е. В. Поэзия на рубеже веков // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX – XX веков. М., 1974. С. 105 – 115. 66. Кожинов В. Лирика «безвременья». (Конец века) // Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978. С. 269 – 277. 67. Щенникова Л. П. Поэтическое сознание раннего А. Апухтина (1855 – 1868) // Проблемы изучения литературы. Исторические, теоретические и методические подходы. Сб. науч. трудов. Вып. I. Челябинск, 1999. С. 45 – 55.
Вл. С. Соловьев 68. Айхенвальд Ю. Владимир Соловьев // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 370 – 372. 69. Брюсов В. Вл. Соловьев. Смысл его поэзии // В. Брюсов. Собр. соч. В 7 т. Т. 6. М., 1975. С. 218 – 230. 70. Аверинцев С. С. К характеристике русского ума. / Вл. Соловьев. Статьи и письма // Новый мир. 1989. № 1. 71. Блок А. Рыцарь-монах // Александр Блок. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. М., 1971. С. 345 – 352. 72. Иванов Вяч. Религиозное дело Владимира Соловьева // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 337 – 345. 73. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990. 74. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике // Контекст. 1992. М., 1993. 75. Минц З. Г. Владимир Соловьев – поэт // Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. (Библиотека поэта. Большая серия) С. 5 – 48. 76. Мережковский Д. С. Немой пророк // Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 116 – 126. 77. Щенников Г. К. Иван Карамазов и Владимир Соловьев // Щенников Г. К. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. Челябинск, 1996. С. 61 – 81. 78. Ширинская Н. М. Вл. Соловьев об общественном предназначении искусства // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1990. № 5. С. 40 – 49.
Д. Н. Мамин – Сибиряк 79. Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л., 1983. 80. Горький М. В. Г. Короленко. // Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 15. М., 1951. С. 232 – 251.
В. Г. Короленко 81. Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л., 1983. 82. Горький М. В. Г. Короленко. // Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 15. М., 1951. С. 232 – 251. 83. Миронов Г. М. В. Г. Короленко. М., 1962. 84. Негретов П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917 – 1921. М., 1990.
А. П. Чехов 85. Бердников Г. П. Драматургия А. П. Чехова. М., 1971. 86. Гурвич И. А. Проза Чехова. М., 1970. 87. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. 88. Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001. 89. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979. 90. Кулешов В. И. Статьи о Чехове // В поисках точности и истины. М., 1986. С. 146 – 170. 91. Лакшин В. Я. Толстой и Чехов. М., 1975. 92. Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М., 1982. 93. Паперный З. С. «Вопреки всем правилам»: Драмы и водевили Чехова. М., 1982. 94. Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. М., 1983. 95. Семанова Л. М. Чехов-художник. М., 1976. 96. Скафтымов А. П. О повестях Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь»; К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 381 –403; 404 – 435. 97. Фадеева Н. И. Новаторство драматургии Чехова. Тверь, 1991. 98. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971. 99. Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986. 100. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Утверждён на заседании кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы «____» ______________ 2010 г. Зав. каф. профессор О.М. Буранок
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (70 – 90-Е ГОДЫ)» РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Составитель: доктор филологических наук, профессор Елена Валерьевна Абрамовских
Самара, 2010 1.1. Цели и задачи курса Цели и задачи курса: Цели, которые мы ставили перед собой при разработке данного курса: выработать у студентов четкую систему представлений о специфике русской литературы 70 – 90-х гг. XIX века; закономерностях литературного процесса; о стилевых доминантах каждого писателя; сориентировать студентов в современной научной парадигме и традиционной проблематике литературоведения. Задачи курса: v выявить типологические черты литературного процесса 70 – 90 -х годов XIX в. v рассмотреть историю литературы этого периода в контексте мировой и национальной истории. v проследить становление литературной традиции в связи со сменой духовных парадигм. v ярче очертить своеобразие художественного мира каждого писателя, представить их творчество как сферу оригинальных открытий словесного искусства. С помощью современных методов литературоведческого анализа способствовать расширению общегуманитарного кругозора студентов, стимулировать самостоятельный научно-исследовательский поиск на основе умений и навыков литературоведческой работы. Изучение дисциплины отвечает следующим задачам п.7.1. обновленного ГОС ВПО и ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы: - в области учебно-воспитательной деятельности: осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения; использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения; воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; организация и проведение внеклассных мероприятий; - в области научно-методической деятельности: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; - в области культурно-просветительской деятельности: формирование общей культуры учащихся; - в области организационно-управленческой деятельности: организация внеурочной деятельности.
2.1. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины «Русская литература XIX века (70 – 90-е годы) студенты должны: – получить представление об историческом развитии русской литературы; – знать содержание и художественную специфику ее основных жанров; –– овладеть приемами работы с научной литературой по предмету;
3. Содержание дисциплины 3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.012 с.) |