Урок 65 (133). Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 65 (133). Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова



В качестве итоговых работ можно предложить:

а) написание сочинения. Примерные темы:

1. Комическое и драматическое в рассказах А. П. Чехова.

2. Приемы создания комического в ранних рассказах А. П. Чехова.

3. Жанр рассказа в творческой практике А. П. Чехова.

4. Роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова.

5. Мир человека и мир вещей в рассказах А. П. Чехова.

6. Способы выражения внутреннего мира персонажей в рассказах А. П. Чехова.

7. Русская провинция в изображении А. П. Чехова.

8. Мир природы и человека в рассказах А. П. Чехова.

9. Романтическое начало в творчестве А. П. Чехова.

10. Поиск «общей идеи» в рассказах А. П. Чехова.

11. Проблема разъединения людей в творчестве А. П. Чехова.

12. Человек, обстоятельства, время в произведениях А. П. Чехова.

13. Прекрасное и пошлое в героях А. П. Чехова.

14. Как человек превращается в обывателя (по рассказам Чехова).

15. Чеховские размышления о любви.

16. Истинные и мнимые ценности в мире А. П. Чехова.

17. Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.

18. Жизнь и сад (по пьесе Чехова «Вишневый сад»).

19. Проблема счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

20. «На краю обрыва в будущее» (по пьесе «Вишневый сад»).

21. Когда за окнами — другая жизнь... (по пьесе «Вишневый сад»).

22. Если бы сад не продали?.. (по пьесе «Вишневый сад».)

23. Будущее в представлении чеховских героев («Вишневый сад»).

24. Авторский идеал и действительность в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

25. Быт и события в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

26. Герой времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

27. Ход времени в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».

28. Своеобразие сюжетного построения пьесы «Вишневый сад».

29. Драма или комедия? (Проблема жанра пьесы Вишневый сад»)

30. Система образов в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

31. Стихия комического в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

32. Комические персонажи в пьесе «Вишневый сад».

33. Второстепенные и внесценические персонажи в пьесе А. П.Чехова «Вишневый сад».

34. Слуги в системе образов пьесы «Вишневый сад».

35. Роль предметно-бытовых деталей в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

36. Образы-лейтмотивы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

37. Лирический подтекст в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

38. Приемы создания характеров в пьесе «Вишневый сад».

39. Роль авторских ремарок в пьесе «Вишневый сад».

40. Звуковой образ в пьесе А: П. Чехова «Вишневый сад» и его смысловая значимость.

41. Вишневый сад в системе образов чеховской пьесы.

42. Что мне кажется главным в драматургическом таланте А. П. Чехова?

43. Изображение русской интеллигенции в прозе и драматургии А. П. Чехова.

44. Русская провинция в изображении Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

45. Образ «маленького человека» в русской литературе (по произведениям Гоголя, Достоевского и Чехова).

 

б) Провести семинар «А. П. Чехов — драматург». Темы докладов:

1. Перечитывая пьесы Чехова.

2. Чеховский идеал человека в его драматургии.

3. Интеллигентность подлинная и мнимая в пьесах А. П. Чехова.

4. Лиризм и романтика «Вишневого сада».

5. Новаторство пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» (сопоставление ее с комедией А. Грибоедова «Горе от ума»).

6. Пьесы А. П. Чехова на сценах театров прошлого и настоящего.

 

Литература

1. И. Ю. Бурдина. Чехов в школе. М.: Дрофа 2001.

2. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.

3. Вайль П., Генис А. Все в саду. Чехов. М., 1995.

4. Китаев В. И. Время против безвременья: Чехов в современность. М., 1989

5. Семенов А. Н. Русская литература в вопросах и заданиях. М., 2000.

6. Мурин Н. Д. Русская литература II половины ХIХ века. СПб., 2000.

 

РАЗДЕЛ XVI. Два урока по зарубежной литературе

Уроки 67-68 (135-136)

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и его трагедия «Фауст»

Цель: помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба.

Метод: лекция учителя, сообщения учащихся, беседа.

Ход урока

План.

1. Страницы жизни Иоганна Вольфганга фон Гете.

2. «Исторический» Фауст и его «предшественники».

3. История написания трагедии «Фауст».

4. Народные истоки произведения, переосмысление их Гете.

5. Отражение в системе образов «Фауста» осмысления писателем различных жизненных ценностей.

6. 3 временных плана изображения жизни в трагедии: исторический (16 век), современный Гете (18-19 века), вечный.

7. Фауст и Мефистофель как вечные образы.

8. Фаустовские мотивы в русской литературе 19 века.

 

I. Слово учителя.

Имя великого Иоганна Вольфганга Гете, чьи творения принадлежат не только немецкой, но и мировой литературе, во многом характеризует идейно-художественное содержание искусства второй половины 18-го — первой трети 19 века. Изучая Гете, мы получаем возможность приобщиться к мировой литературе и размышлять над вечными проблемами бытия: что есть жизнь, смерть, как сделать общество справедливым. Об этом идет речь в течение всего учебного года при изучении творчества Тургенева, Некрасова, Достоевского, Толстого. У каждого писателя эти проблемы получают свое звучание, каждый подходит к ним по-своему, но в конечном итоге они приходят к одной цели: к поискам истины, смысла жизни. Вечные образы трагедии «Фауст», величайшего творения Гете, которым, как определяют словари, «художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое звучание» и служат не одному поколению для осознания собственных переживаний, стремлений, противоречий.

Чтобы понять, какую страницу вписал Гете в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству поэта, философа.

 

II. Сообщение учащегося:

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) родился в то время, когда эпоха Просвещения в Европе достигал своего расцвета. Родился поэт во Франкфурте-на-Майне в состоятельной семье.

Ранее обучение Гете было домашним. Отец, находившийся не у дел имперский советник, сам занимался им. Потом были учителя. В 16 лет Гете отправляется в Лейпциг, чтобы получить в университете юридическое образование. В отличие от Франкфурта, столица Саксонии — современный европейский город, живущий по французской моле.

Будущий поэт увлечен светской жизнью, театром. Три года в Лейпциге (1765-1768) завершились не университетским дипломом, а душевным потрясением. Пришлось на год возвратиться домой. Вообще для Гете всю жизнь будут характерны чередования периодов бурной деятельности с необходимостью в покое и уединении восстановить силы. Диплом он получит в 1771 г. в Страсбурге. Большое влияние на юношу оказала материалистическая философия Баруха Спинозы, открывшая ему «великий и свободный вид на умственный и нравственный мир».

Гете начинает свой литературный путь лирическими стихотворениями, наполненными весельем и жизнерадостностью, в подражание древнегреческому поэту Анакреонту. Анакреонтика у Гете звучит в духе народной песни. Так с юности античное и национальное навсегда сходятся в поэзии Гете. Из раннего творчества сохранилась «Песнь странника в бурю», сложенная разностопными античными строфами, исполненная душевной потрясенности и ощущения полноты бытия. Странник — слово, стоящее в названии нескольких знаменитых стихотворений поэта. Это его лирический герой — образ человека, бросившего обыденное и привычное, бегущего от людей, но не к одиночеству, а к всеобъемлющей жизни природы.

В 1777 г. происходит встреча с И. Г. Гердером, сопровождающая беседами о всемирном и народном, чтением Шекспира и фольклора. Как результат — новая школа в немецкой литературе, бросающая вызов всему, что сковывает, ограничивает, привязывает к старому. Название нового движения — «Буря и натиск», или штюрмерство. Во исполнение штюрмерской программы созревает первый завершенный замысел молодого Гете — «Гец фон Берлихинген», где поэт обращается к событиям Великой крестьянской войны 16 века. Драма выдержана в духе шекспировских хроник, высоко ценимых Гете, и рассказывает об одном из самых мощных революционных движений в Германии. Позиция автора противоречива. Он принимает право народа на существование, достойное, свободное и безбедное, но вместе с тем осуждает его борьбу как посягательство на доброе, разумное начало жизни, кровопролитие отпугивает Гете. С этого произведения в 1773 г. начинается литературная известность поэта, которая перерастет в европейскую славу после публикации романа «Страдания юного Вертера» (1774). Этот роман вершина штюрмерства и одновременно прощание с ним. Этот роман социально-психологический. Чувствительный, впечатлительный юноша остро чувствует несовершенство мира, отрицает трезвый, сухой рационализм, отождествляя его с бездушием, и не находит в себе сил даже для борьбы за личное счастье. Верность чувству, глубина и тонкость переживаний возвышают его над грубой расчетливостью тех, кто правит судьбами людей и подавляет всякое проявление свободы духа, откровенной чувствительности. Поэтому несчастная безответная (но глубокая и многокрасочная в своих проявлениях, сердечно обогащающая) любовь побуждает героя к самоубийству. Гете впоследствии говорил, что он был в том же самом положении и хорошо помнил муки, которые претерпел, и каких усилий стоило от них избавиться. Написав его, он пережил душевный кризис вместе с героем, хотя все еще не решил для себя, где и чем будет заниматься. Этот роман принес славу, и он через год после его публикации получил приглашение от герцога Карла Августа переехать в Веймар. Как оказалось, он переехал туда на всю оставшуюся жизнь.

Решение о переезде далось не просто. Отец был категорически против того, что сын променял дух вольного города Франкфурта на придворную зависимость. Эти опасения не были безосновательны. Хотя позже Гете станет министром и даже первым министром Сак сен-Веймарского герцогства, первые годы его положение оставалось неопределенным. Гете приходится измениться. Он уже распрощался со штюрмерством и искал для себя практической деятельности. Его убеждения можно назвать просветительскими, но он никогда не был человеком, увлеченным лишь жизнью разума. Он воспринимает мир как великую тайну и откликается ему всей глубиной душевной жизни. Свидетельство тому — его стихи, хотя их не так много. Среди них «Ночная песнь странника» (1780), настроенная на тишину, исполненная готовности к трудностям и терпению. Она так звучит в вольно м подражании М. Лермонтова:

 

Горные вершины

Спят во тьме ночной.

Тихие долины

Полны свежей мглой:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Подожди немного —

Отдохнешь и ты.

 

Первые любовные стихи Гете написал, когда ему не исполнилось двадцати лет, последние — за семьдесят. И все же лирическая манера поэта, однажды определившись, оставалась узнаваемой. Он влюблен в античность, воспринимает ее не как строгую норму, а как идеал высшей и естественной красоты, не как чужое, а как свое.

Гете вернул жизнь античному прошлому, одухотворил природу и, опережая романтиков, настроил свои любовные признания в лад с голосом мировой души. Особое место в его жизни и творчестве занимает трагедия «Фауст», начатая в 1771 г., которая завершилась в год смерти Гете.

 

III. Слово учителя.

Чтобы понять всю глубину и сложность трагедии «Фауст», надо обратиться к эпохе, которую изобразил поэт в произведении. Осознать, каким образом и когда возникла легенда о докторе Фаусте.

 

IV. Сообщение ученика.

Реальный Фауст жил в Германии первой половины 16 века. Бакалавр теологии, врач, философ, чернокнижник и прорицатель Иоганн (или Иоганес, или Георг, или Георгий) Фауст путешествовал по различным городам и снискал себе шумную известность: одни видели в нем ученого, постигшего тайны вселенной, только что не кудесника, другие считали его шарлатаном и проходимцем, но всегда его имени сопутствовала молва о сделке с чертом, о поддержке, которую ему оказывала нечистая сила.

ХVI век был в Германии веком мощных социальных движений, победным шествием идей гуманизма, овладевшего умами немецкого Возрождения. Географические открытия, развитие науки, ломка многих средневековых нравственно-религиозных представлений способствовали духовному раскрепощению человека. На этом фоне исторический Фауст был достаточно заметной фигурой. Поэтому кроме исторического Фауста существовало большое количество прототипов литературного образа — ученых, алхимиков и схоластов, живших не только в Германии, но и в других странах Европы. Сама легенда о докторе Фаусте получила завершающее оформление с выходом в свет в Германии «Народной книги о докторе Фаусте», изданной в 1587 г. Иоганном Шписом, которую Гете знал, как и все в Германии. Знал Гете и кукольные комедии о Фаусте, разыгрывавшиеся на подмостках бродячих театров, драму Марло. Сам Гете писал «Фауста» тоже как пьесу, первую часть — как драму, вторую — для оперного театра (в ней поэтому пять актов), хотя непосредственно для театра не предназначал.

 

V. Слово учителя.

Творческая история трагедии «Фауст» насчитывает 60 лет. Работа над первоначальным текстом продолжалась вплоть до отъезда в Веймар. Вариант, созданный до 1775 г., впоследствии получит на звание «Пра-Фауст». Он будет опубликован много позже (1886).

Первой публикацией из «Фауста» был «Фрагмент» в собрании в собрании сочинений Гете в 1799 г., включающий кое-что из того, что создавалось совсем недавно, когда Гете вернулся к оставленному замыслу Бесовская Вальпургиева ночь, представляющая шабаш на горе Брокен, и сцене «Кухня ведьм» были написаны им в Италии (1788). Гете поднимает народную легенду на классическую высоту, с которой как на ладони видна современность. Теперь Гете замыслил трагедию. Ее план созревает в переписке с Шиллером в конце июня 1797 г.

«Фауст» 70-х годов трагедией в классическом стиле не был. Герой народной книги, продавший душу Мефистофелю, выступал в роли бунтаря-штюрмера. Уставший от схоластического бесплодия ученый оставил свою келью, чтобы вкусить радости жизни. Жертвой его бунта оказалась юная простолюдинка Маргарита-Гретхен, как он зовет ее в минуты нежности. Фауст закалывает ее брата Валентина, вступившегося за честь сестры, а сама Маргарита осуждена на казнь как детоубийца.

Штюрмерский вызов обществу состоял в том, чтобы привлечь внимание к ужасу обыденного и привлеченного, при котором сильные не находят себе применения, а слабые становятся жертвами. Страдают те и другие. А общество тупо выносит приговор, исполняя то, что считает законом. В жанре народной трагедии герои нравственно не становятся выше окружающих их людей.

Гете в окончательном варианте пошел дальше: он освобождает героев, даруя им небо. Спасение Маргариты — прелюдия к финалу второй части, к спасению Фауста.

Голос свыше в «Пра-Фаусте» не мог бы прозвучать, т. к. в нем были лишь земля и ад, но не было неба. Теперь же высота дана сразу в прологе: «Пролог на небе». Впрочем, принято считать, что прологов два: первый — «Театральное вступление», где, по сути, поставлен вопрос о высоком и низком. В начале они кажутся несовместимыми, как поэт и толпа. Но этот сюжет, взятый из народной книги, был любим читателями, зрителями.

«Пролог на небе» предваряет всю историю, позволяя взглянуть на землю с божественной высоты. Оттуда все видится неизменным и вечным, о котором поет хор архангелов. При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, в том, что по собственному желанию он вырвется из тупика.

 

VI. Беседа с учащимися:

— Какие исторические события повлияли на формирование мировоззрения и становления поэта?

— Какие этапы жизни и творчества Гете вы можете выделить?

— Что послужило причиной обращения Гете к личности Фауста?

— Что нового внес поэт в известный сюжет «Народной книги о докторе Фаусте»?

 

VII. Слово учителя.

Еще со времен первых античных и восточных философов (а это примерно VI век до н. э.) люди начали задаваться вопросом о соотношении свободы и необходимости, об их роли в жизни человека. Во времена средневекового христианства этот вопрос был переформулирован в вопрос о соотношении свободы воли человека и судьбы. Один из отцов церкви (V век) считал, что человеку от Бога дано право выбирать, но оно ограничено судьбой, возникает как следствие его грехопадения.

Ко времени появления легенды о Фаусте в Европе вновь разгорается этот давнишний спор. Основными оппонентами были Мартин Лютер и Эразм Роттердамский, который считал, что человеку дана свобода воли, она же налагает на него ответственность за этот выбор. Лютер считал, что свобода выбора — это гордыня, которая ведет человека к гибели.

— Каков выбор Фауста?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к тексту трагедии, а также представить исторический фон (знакомый по урокам истории).

Время действия в «Фаусте» достаточно условно. Но время написания трагедии известно — она создавалась с 1813 по 1831 годы, т. е. в те годы, непосредственно следующие за Великой французской революцией.

— Какие еще события произошли в ХVIII в.?

Деятельность мыслителей ХVIII в., так называемых просветителей, была направлена на развенчивание всех догм и авторитетов старого времени, в том числе авторитета христианской церкви. В центр всего их мировоззрения был поставлен человек.

Трагедия отражает дух времени. Гете не был приверженцем революционных методов переустройства общества. Но он ясно осознавал: «начинается новая эпоха всемирной истории». Встает вопрос, какими же гранями новая эпоха всемирной истории открывается в «Фаусте»?

Ответ на этот вопрос подводит нас к идее произведения, которая в свою очередь раскрывается через основной конфликт в трагедии. Это конфликт между Фаустом и Мефистофелем.

Пояснение для учителя:

Программой предусмотрено изучение не всей первой части трагедии, а избранных сцен: «Пролог на небесах», «У городских ворот», две сцены в кабинете Фауста; можно взять и другие по усмотрению учителя. Эти сцены дают возможность связно представить ход развития действия в первой части «Фауста» и вводят читателя в самую суть проблематики, раскрывают смысл конфликта между Фаустом и Мефистофелем. Следует подробно остановиться на тексте «Пролога на небесах».

 

VIII. Сообщение учащегося.

Краткий пересказ содержания «Пролога на небесах». Чтобы осознать меру и смысл стремления Фауста, обратимся к некоторым строчкам, произносимым архангелами в присутствии самою Господа:

 

Непостижимость мирозданья

Дает нам веру и оплот...

И с непонятной быстротою,

Кружась, несется шар земной...

И грозной цепью сил природы

Весь мир таинственно объят.

 

Таинственность и непостижимость мирозданья волнуют архангелов, а человек, жалкий червь, комок глины, рвется постичь смысл бытия. Так проясняются устремления Фауста. Фауст неудовлетворен собою, но Бог (автор) предрекает Фаусту постижение истины, и, что, может быть, еще важнее, это не маленькая правда ученого доктора, а смысл жизни всего человечества.

 

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет одарен;

Сажал деревце, садовник уже знает,

Какой цветок и плод с него получит он.

 

В то же время каждый должен стремиться к истине — это смысл жизни. Господь считает необходимым, чтобы человек не впадал «в спячку»: «Ты можешь гнать, пока он жив, его по всем уступам. Кто ищет, вынужден блуждать». При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, что «чутьем, по собственной охоте он вернется из тупика» и посрамит надежду Мефистофеля приручить навечно «божка вселенной» (Перевод Пастернака), «смешного божка земли» (перевод Холодковского).

Мефистофелю человек кажется «каким-то» насекомым, которое «полулетя, полускача свиристит, как саранча» (перевод Пастернака), «прямо в грязь лезет поминутно» (перевод Холодковского). Мефистофель признает, что Фауст — один из лучших на земле, т. к. он пройдет «по всем уступам жизни», но будет спасен — таков конечный глас неба в финале трагедии.)

 

IХ. Эпизод «У городских ворот»:

Средневековый город, окруженной крепостной стеной, предстает как символ. Наступает весна, и в праздничный день все жители города стремятся вырваться из душного полумрака помещений, здесь монолог Фауста многозначен, т. к. дана картина весны и образ народа, очнувшегося, пробудившегося после долгой зимы (символична крепостная стена, но не менее символичная и зима — долгая пора средневековья).

Вместе с тем сцена «У городских ворот» контрастна «Прологу на небесах» в художественном плане.

— Какие отличия вы заметили в этих сценах?

В «Прологе на небесах» дан космический фон. Фантастические образы их христианской мифологии, здесь — живописная реалистическая бытовая картина, конкретно представленные типы: служанки, крестьяне, солдаты и т. д. Чувствуется многообразие ритмов (можно сравнить песню нищего, солдатскую песню и танцевальную: «Пустился в пляску пастушок...»). Это народная сцена, причем народ представлен не безликой массой, а социально дифференцированной.

Этой сценой Гете вносит важный критерий в исканиях Фауста — оценку народом его усилий. В конце сцены автор сопоставляет Фауста с Вагнером. Фауст завидует самому солнцу в его движении по небосводу. Ученый, педант Вагнер реагирует на его слова испуганно и вместе с тем с явным самоудовлетворением:

 

Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!

Ах, то ли дело поглощать

За томом том, страницу за страницей!

 

Пояснение для учителя:

Две следующие сцены вводят крупным планом фигуру Мефистофеля. При анализе этих сцен, учащимся нужно понять смысл пари, которое представлено в «Прологе на небесах», и разобраться в том, что из себя представляет образ Мефистофеля, какова его роль в сюжете трагедии.

 

Сюжет отражает взаимоотношения персонажей. Значит надо понять, какова роль Мефистофеля в приключениях Фауста (он вдет ею в кухню ведьмы, устраивает встречи с Маргаритой и т. п.). Но это только внешний рисунок сюжета. Ведь «Фауст» — не бытовая драма, а философская трагедия. Поэтому речь идет не о том, кто кому помогает и что происходит в кухне ведьмы, а о движении мысли и о том, как в этом движении участвует Мефистофель. Мефистофель — «дух отрицания», но его нельзя назвать просто злодеем, отрицательным персонажем. Да, он спорит с Фаустом, пытается его совратить, сбить с избранного пути. Но своим сомнением он и помогает ему.

Действительно, Фауст без Мефистофеля никогда бы не стал Фаустом конца трагедии. Но и Фауст, и Мефистофель — это два разных начала в жизни, в человеческой душе, и в ней временами живет Мефистофель, как отмечал Тургенев в повести «Фауст».

— Итак, какова позиция Мефистофеля?

По Мефистофелю, все возможно и любым путем, вины в этом нет, любой человек «насекомое», «полукузнечик», любого можно соблазнить. Пройти через искусы Мефистофеля к истине — «спастись», при всех своих заблуждениях, как «спасаются» Фауст и Маргарита, — вот удел развития человека по Гете.

Интерес к фигуре Мефистофеля существует в искусстве давно. У Пушкина — его «Сцена из Фауста», тема союза с дьяволом возникает в романе «Доктор Фауст» Т. Манна и в фильме по нему. Фаустовские мотивы пронизывают и «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского и его же роман «Бесы». В романе «Преступление и наказание» Достоевский пишет, что «тысячи добрых дел» не могут отменить «одно зло». Это суждение, наверное, надо понять многим нашим современникам, т. к. принципы Мефистофеля и «игры» с ним не кажутся столь опасными.

Поэтому очень важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии.

Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк. Девиз «Да здравствует свобода и вино!» не принят Фаустом, он не включается в это веселье. Но, начиная новую, «другую» жизнь Фауст приходит снова по общей для всех дороге жизни, ища ее смысл в молодом веселые, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее и людей, ее печали радости, ее «роковое бремя».

Таким образом, поиски Фауста и Гете — это вечное стремление человека к истине и счастью, это вечные поиски ответа на вопрос: кому жить хорошо?

— В каких произведениях 19 века по-своему ставится и разрушается эта вечная философская проблема?

(Называются произведения Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого).

Пояснения для учителя:

Историю Маргариты можно дать кратко. Она легче воспринимается через сложный комплекс идей, связанный с двумя главными героями. Следует показать органическую связи философских исканий Фауста и его увлечение Маргаритой. Надо рассказать, что в жизненном странствовании Фауста оказались значимыми встречи с двумя женщинами: Маргаритой (в 1 части) и Еленой (во 2 части).

 

При всей жизненной правдивости сцен, связанных с Маргаритой, ее образ символичен. Маргарита воплощает простоту, естественность. Как все влюбленные, Фауст идеализирует наивную девушку из мещанской семьи. Чувство к ней очень близко тому ощущению природы, которое передано в сцене «У городских ворот». В Маргарите он видит дитя природы. Но здесь таится трагедия Маргариты. Фауст не мог остаться в кругу Маргариты, т. к. круг этот был составной частью презираемого им мира мелких интересов и узкой морали.

Вместе с тем, гибель Маргариты — вечный укор Фаусту. Гете напоминает об ответственности каждого человека перед другим человеком. Гибель Маргариты заставляет Фауста глубоко задуматься о своих действиях. Он стремится совершить добрые дела, но все его начинания словно поражены какой-то порчей. И самого Фауста в конце жизни поражает слепота. Но он созрел духовно, мощь мысли его неисчерпаема. Высшее счастье, он понимает — это, здесь, рядом. Он силой духа провидит светлую дорогу человечества в его колыбели и обители — на родной планете Фауст подводит итог длинного пути:

 

…Жизни годы

Прошли не даром, ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

………………………………………..

Тогда сказал бы я: мгновенье!

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смело б веков теченье

Следа, оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свой.

 

Произнося эти слова, Фауст тем самым обращается к вечной жизни, к Богу. И именно эти слова дают возможность ангелам унести Фауста на небо, где разворачивается мистерия, возвращающая нас к истокам дантовского гуманизма, к его «Божественной комедии». Гете символически соединяет свой век с веком Данте.

Фаустовские мотивы широко использованы в русской литературе ХIХ века. А. С. Пушкин в своем отношении к Фаусту следует скорее за «народной книгой», чем за Гете, — сговор с чертом, по его мнению, обязательно приводит к гибели. Гибнет Дон Гуан в «Каменном госте», тот же мотив и в сказках «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок». Для Пушкина вообще «Гений и злодейство — две вещи несовместимые».

Более сложным образом пронизывает мотив Фауста «Демон» М. Ю. Лермонтова. Здесь и Тамара, и Демон содержат в себе фаустовские соответствия. Любовь Тамары, ее гибель и спасение соотносятся и с историей гетовской Маргариты, и со сценой спасения Фауста. Демон же — это и Мефистофель, и Фауст из первой части гетовской трагедии.

Лермонтов, как и Пушкин суров к Фаусту первой части, предавшему любовь. В понимании поэтов для него нет прощения — и он осужден в то время, как искренняя любовь заслуживает прощения свыше.

В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула тоже не церемонится с чертом — ни о каком сговоре и речи не идет. Как мы знаем, ухажер из ада выполняет все пожелания Вакулы.

— А как обнаруживаются фаустовские мотивы в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя? (Этот вопрос можно дать в качестве домашнего задания).

 

Домашнее задание.

1. По материалам урока написать сочинение-миниатюру «Что такое выбор и как он разрешается в трагедии Гете «Фауст»?

2. Подготовит связный рассказ об этапах жизни Гете.

3. Ответить на вопрос: Был ли Фауст злодеем?

 

Вариант уроков 67-68 (135-136) по зарубежной литературе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.53.34 (0.112 с.)