Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество классиков второй половины XIX века (персоналии)

Поиск

Н.А. Некрасов. Новаторство лирики Некрасова: путь от эпигонского романтизма («Мечты и звуки») к подлинным поэтическим открытиям. «Ролевая» лирика Некрасова. Любовная лирика Некрасова. Покаянная лирика. Сборник «Последние песни» как поэтическое завещание Некрасова.Поэмы 60-х гг. Их лиро-эпический характер («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога»). Особенности поэтики этих произведений. «Кому на Руси жить хорошо?» – незавершенное, итоговое произведение поэта.

А.А. Фет. Импрессионизм лирики, ассоциативность, красота и неповторимость поэтических образов лирики Фета о любви. Лирика Фета и русская музыкальная культура.

Ф.И. Тютчев. Противоречивость мировосприятия Тютчева. Двоемирие как одна из особенностей лирики поэта. Философский характер лирики. «Дневная» и «ночная» лирика. Философские проблемы в осмыслении поэта. «Денисьевский цикл» – своеобразный роман в стихах. Философская концепция любви.

Н.Г. Чернышевский. Эстетические взгляды Чернышевского. Роман «Что делать?»: новаторство содержания и формы. Социально-политический, философско-публицистический характер романа.

И.С. Тургенев. «Лишний человек», «новые люди» в изображении писателя.

Типология тургеневского романа. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Споры вокруг романа. Тип тургеневской девушки. Пейзаж в структуре романов. Роль эпилога в тургеневском романе. Повести о любви. Типические ситуации в повестях о любви. Поздние романы Тургенева «Дым», «Новь». Проблематика, образная система романов. Своеобразие психологизма Тургенева. «Стихотворения в прозе», их жанрово-стилевое новаторство.

И.А. Гончаров. Роман «Обыкновенная история». Оценка романа В.Г. Белинским. Особенности стиля Гончарова – романиста. «Обломов» как главное произведение писателя. Культурно-национальная проблематика романа. «Обрыв». Идейно-художественное своеобразие романа. Тема эмансипации женщины в осмыслении Гончарова. Значение Гончарова в русской литературе.

А.Н. Островский. Новаторство пьесы «Свои люди – сочтемся!». Психология купечества в изображении Островского. Творческая, цензурная и сценическая судьба комедии. Островский и славянофилы. Островский и журнал «Москвитянин». «Гроза» как одна из центральных пьес в творчестве Островского. «Темное царство» и Катерина. Своеобразие конфликта пьесы, двойники Катерины. Критика о пьесе. Тема чиновничества в пьесе «Доходное место». Новаторство Островского в изображении дворянства в пьесах «Бешеные деньги», «Волки и овцы». Проблемы искусства и образы актеров в драматургии Островского («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). «Бесприданница». Прототипы образов. Судьба пьесы. Образы купцов. Новое осмысление темы «маленького человека». Образ Ларисы Огудаловой, его трагическое начало. Своеобразие конфликта произведения. Современные прочтения пьесы. Новаторство драматургии Островского. Театр Островского и его значение в русской и мировой драматургии.

Н.С. Лесков. Лесков в литературном движении второй половины 19 века. Крестьянство в изображении Лескова. «Новые люди» в изображении Лескова Антинигилистический пафос произведений «Некуда», «На ножах». Изображение национального характера в «Очарованном страннике», «Левше» и других произведениях писателя. Национально-религиозная проблематика романов «Соборяне», «Однодум» и других.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Первые повести Щедрина «Противоречия», «Запутанное дело», их связь с «натуральной школой». Социально-утопические тенденции повестей. «Губернские очерки» как первый щедринский цикл. Утверждение реализма в цикле. Роман-гротеск, роман-хроника «История одного города». Народ в романе. Споры о финале романа в отечественном литературоведении. Тема вырождения дворянской культуры в романе «Господа Головлевы», три поколения Головлевых. Гоголевские традиции в романе. Иудушки – «вечный тип» мировой литературы. Иудушка и Тартюф. Проблема возмездия в романе. «Господа Головлевы» в ряду других семейных романов 19 века. «Дворянское гнездо» в изображении сатирика. Творчество сатирика 80-х г.г. «Пестрые письма», «Мелочи жизни». Сказки Салтыкова-Щедрина.

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди» – дебют Достоевского в литературе. «Маленький» человек в романе. Образы Макара Девушкина и Вареньки. Белинский о романе. Арест, каторга, ссылка Достоевского. Нравственное перерождение писателя. «Записки из Мертвого дома», формирование идей «почвенничества». Образ Христа в миросозерцании Достоевского. Тема «маленьких людей» в романе. «Униженные и оскорбленные». Крупные реалистические романы 1860-70-х г.г. «Преступление и наказание». Социально-философская и нравственная проблематика. Идеологический роман. Теория Раскольникова, ее сущность. Двойники Раскольникова. Проблемы вины, наказания, воскресения. Сны Раскольникова, их идейно-художественный смысл. Роман «Идиот». Проблема «положительно-прекрасного человека». «Бесы» как роман – предупреждение. Антинигилистическая направленность романа. «Подросток» как роман воспитания. Образ Версилова. Аркадий Долгорукий и его идея. Проблема человеческого достоинства и нравственных ориентиров в его образе. «Подросток» в ряду других произведений о воспитании, детстве (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой). Роман «Братья Карамазовы», его синтетический характер, итог творческой деятельности Достоевского.

Л.Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Поэзия детства. Этапы духовного развития Николеньки Иртеньева. «Севастопольские рассказы». Проблемы патриотизма и героизма, тщеславия и гордости, особенности их решения в каждом рассказе. Натурализм, обличение жестокости войны. Чернышевский о первых произведениях Толстого. Проблема барина и мужика в раннем творчестве Толстого. Идея нравственного перерождения дворянства. «Война и мир» как роман-эпопея. История замысла романа. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Основные положения толстовской философии истории. Наполеон и Кутузов в романе. Народ – основной выразитель сущности русского национального характера и главный герой эпопеи. Семьи Курагиных, Болконских, Ростовых. Их нравственно-психологические особенности. Авторское отношение к героям. Андрей Болконский и Пьер Безухов. Путь нравственных исканий героев. «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Каренины, Облонские, Левины. Смысл изображения в романе этих семей. Образ Анны Карениной. Смысл эпиграфа романа. Константин Левин как alter ego Толстого. Левин и проблема народа в романе. «Воскресенье» новый тип романа в творчестве Толстого. Смысл названия романа. Итоги нравственных исканий Толстого. Публицистические, философские, эстетические и религиозно-этические книги, трактаты и статьи Толстого («В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «Что такое искусство?» и др.). Повести Толстого 1880-1900-х г.г. «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», «Холстомер» и др. Драматургия Толстого. Всемирное значение Толстого как художника и мыслителя.

А.П. Чехов. Начало творческого пути, сотрудничество в юмористических журналах. Трансформация у Чехова традиционных тем, образов русской литературы 19 века. Новаторство Чехова-новеллиста. «Ванька», «Анюта», «Тоска» – классические образцы чеховского бесфабульного рассказа. Зрелое творчество Чехова. Нарастающая критика русской интеллигенции в зрелом творчестве Чехова. «Попрыгунья». «Палата № 6» как символ государственного устройства России. Чеховская трилогия конца 90-х г.г.: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Рассказ «Невеста» как поэтическое завещание Чехова. Драматургия Чехова. Проблематика и особый мир пьес Чехова. «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня». Символизм пьес, поэтика абсурда, «бессобытийность» пьес. Роль и значение творчества Чехова в развитии русской литературы 19 века.

В.М. Гаршин. Созвучность с творчеством Чехова, Короленко. Особенности изображения войны в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». Натурализм в изображении ужасов войны. Тема «падшей женщины» в творчестве Гаршина («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Художник и его место в обществе. Проблема «чистого» и гражданского искусства. Русская живопись в оценке Гаршина. Аллегорические и сказочные произведения Гаршина.

Литература XIX века в школе. Школьная интерпретация литературного произведения. Формирование у учащихся представлений о мировом значении русской литературы XIX века. Изучение отдельных произведений русской литературы в средних классах и жизни и творчества писателей – в старших в соответствии с ФГОС и рекомендациями программ по литературе для основной и для средней общеобразовательной школы. Обеспечение полноценного восприятия художественных произведений.

Русская литература XX века

Развитие и борьба литературных направлений в начале XX века. Русская литература рубежа веков как сложная целостность: своеобразие литературного процесса конца ХIХ начала ХХ вв.; историческая и социально-духовная атмосфера рубежа веков; расцвет философии и поэзии. Периодизация литературного процесса конца ХIХ начала ХХ в. Развитие новых тенденций в культуре и литературе рубежной эпохи России.Главная особенность литературы изучаемого периода взаимодействие реализма и модернизма.

Поэтика русского символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма. Понятие «серебряного века». Феномен русского декаданса. Русская поэзия «серебряного века». Многообразие поэтических направлений. Символизм 1890-х годов. Программная статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». «Старшие» символисты В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Младосимволизм. А. Блок А. Белый. Акмеизм. Особенности мышления и образно-эстетической системы акмеистов. Акмеизм и творчество Н. Гумилева, А. Ахматовой. Футуризм. Эстетическая теория футуристов. Истоки развития русского футуризма. Кубофутуризм как самая радикальная футуристическая группа. «Пощечина общественному вкусу» – манифест поэтов-«гилейцев». Футуристическое творчество В. Маяковского, В. Хлебникова и др.

Творчество русских писателей и поэтов в контексте начала века и последующих десятилетий. Творчество А.И. Куприна. Традиции русского реализма ХIХ века в ранней прозе Куприна. Человек, природа и общество в творчестве Куприна. («Чудесный доктор», «Гамбринус» и др.). Проблема «естественного человека» в повести «Олеся». Критика царской армии и утверждение высоких нравственных идеалов в повести «Поединок». Концепция любви в творчестве писателя («Гранатовый браслет»).

Творческий путь И.А. Бунина 1890-1920-х годов и периода эмиграции. Лирическая проза («Антоновские яблоки»). Русская деревня в изображении Бунина («Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец»). Мастерство Бунина – прозаика. Проблематика и основные мотивы рассказа «Господин из Сан-Франциско». Своеобразие цикла рассказов «Темные аллеи»: поэтика, концепция любви в рассказах.

Творчество М. Горького. Начало творческого пути. Романтический пафос произведений Горького 1890-х годов («Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и др.). Проблема идеала в реалистических рассказах раннего Горького («босяцкий цикл»). Раскрытие противоречий человеческой души в реалистических рассказах «Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы» и др. Драматургия Горького начала 1900-х годов («На дне»). Автобиографические повести. Развитие идей богостроительства в повести «Детство».

Творчество поэтов Серебряного века. Творчество А. Блока. «Трилогия вочеловечения». Созерцательно-романтический характер раннего творчества А. Блока («Стихи о Прекрасной Даме»). Воплощение мечты о красоте в стихотворении «Незнакомка». Тема человека в «страшном мире» («Страшный мир»). Образ России. Тема исторических судеб родины («На поле Куликовом», «Россия», «Коршун» и др.)

Творчество А. Ахматовой. Успех первого сборника лирики «Вечер». Страстная исповедь мятущейся женской души, «дневниковый» характер прозрений автора, мотивы любовной драмы. Сборник «Четки» – обострение трагического мироощущения. Сборник «Белая стая» – нарастание гражданского и национального самосознания поэтессы. Напряженный поиск связей личного и общего.

Творчество В. Маяковского. Ранняя поэзия Маяковского. Активная позиция лирического героя («Нате!», «Я и Наполеон», «Я»). «Облако в штанах» – программное произведение поэта. Особенности художественного мышления раннего Маяковского.

Творчество С. Есенина. Образ России – земного рая в ранней поэзии Есенина. Православная образность. Образ революции в поэмах 1916-18 годов. Еретические мотивы в поэме «Инония». Трагическая трактовка образа крестьянской России, тема противостояния города и деревни. Драма крушения идеалов в цикле стихов «Москва кабацкая», «Любовь хулигана». Противоречивое отношение к действительности («Страна советская»).

Творчество М. Цветаевой. Первые литературные опыты юной поэтессы («Вечерний альбом»). Дневниковый характер ранней лирики Цветаевой. Трансформация романтического образа вольности в книге «Лебединый стан». Эмиграционный период в творчестве Цветаевой (Сборник «Ремесло»). Тема любви в поэме «Молодец». Тема внутренней неустроенности. Образ России. Возвращение в Россию.

Философско-религиозные искания в русской литературе XX века. Творчество Л. Андреева. Философия отчуждения в рассказе «Большой шлем». Библейские мотивы в повести Андреева «Жизнь Василия Фивейского».

Литературные группировки и литературная борьба 1917-1925 годов. Литературные группировки 1920-х годов («Пролеткульт», «Серапионовы братья», «Перевал», РАПП, ЛЕФ, поэты-обэриуты). Общая характеристика историко-культурного развития России 1920-30-х годов, влияние на нее Февральской и Октябрьской революции. Раскол в отечественной культуре. Форсирование коллективизации и индустриализации. Общая характеристика общественно-исторического развития Советского Союза 1930-х годов. Пафос революционного преобразования действительности. Репрессии 1930-х годов (трагические судьбы И. Бабеля, О. Мандельштама, Б. Пильняка и др.).

Первый съезд Союза писателей. Проблема художественного метода в литературе 1930-х годов. Социалистический реализм. История его возникновения, теоретическая концепция. Литература оппозиционного направления (М. Булгаков, Н. Заболоцкий, А. Ахматова, Б. Пастернак и др.).

Конфликт общего и частного в литературе 20-х годов. Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов (И. Бабель «Конармия», А.Н. Толстой «Гадюка», «Хождение по мукам», М. Шолохов «Донские рассказы» и др.).

Конфликт общего и частного в сатирической прозе 1920-30-х годов М. Зощенко («Аристократка», «Баня», «Монтер», «Землетрясение» и др.). Особенности сказовой манеры рассказов М. Зощенко. Принципы изображения конфликта в повестях М. Булгакова («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Художественные вершины и масштабные достижения в творчестве крупнейших писателей XX века. Творчество советских писателей. Творчество М. Булгакова. Роль фантастики, условности, гротеска в ранних произведениях писателя («Собачье сердце», «Дьяволиада», «Роковые яйца»). Роман «Белая гвардия». Соединение автобиографического и конкретно-исторического материала с символико-мистическим обобщением. Смысл названия романа и эпиграфов. Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость сюжета и композиции, время и пространство в структуре романа. Понтий Пилат и Иешуа, Мастер и Маргарита, Воланд и его свита и их роль в решении проблемы добра, свободы, ответственности. Философский смысл финала романа.

Творчество А. Платонова. Притчевый характер рассказа «Усомнившийся Макар». Детские рассказы Платонова («Корова», «Юшка» и др.). «Реалистический» период творчества Платонова 1920-х годов («Епифанские шлюзы», «Ямская слобода» и др.). «Котлован». Поиск истины, всеобщего и отдельного существования. Мотив дороги и странничества в повести. Образ ребенка. Особенности стиля и языка произведения. Творческие поиски писателя в 1930-е годы («Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Река Потудань» и др.). Творчество Платонова в годы Великой отечественной войны. Тема ответственности, «преодоления сиротства» в рассказе «Возвращение». Разрушительная роль войны в судьбах человечества.

Творчество М. Шолохова. Изображение народной жизни, революции и гражданской войны в рассказах 1920-х годов («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Обида» и др.). Роман-эпопея «Тихий Дон». Изображение трагических катаклизмов отечественной истории начала ХХ века (мировая войны, революции, гражданской войны). Судьба казачества, русского крестьянства. Образы Григория Мелехова, Натальи, Аксиньи как отражение многостороннего национального русского крестьянства. Споры о романе в исследовательской и критической литературе. «Поднятая целина» – роман о коллективизации. Лучшие страницы романа как правдивая летопись трагедии русского крестьянства. Трагическое и героическое в романе. Тема войны в рассказе «Судьба человека». Эпическое начало в рассказе. Трагическое и оптимистическое в рассказе.

Русская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Война и духовная жизнь общества. Жанровое и стилевое многообразие лирики военных лет. Песня в годы войны. А. Твардовский «Василий Теркин». Первое послевоенное десятилетие как историко-литературный период. Характеристика основных тенденций в литературе этого времени. Новый взгляд на войну в повестях В. Некрасова «В окопах Сталинграда», Э. Казакевича «Звезда». Лирика поэтов фронтового поколения (С. Орлов, М. Дудин, и др.).

Русская литература середины 1950-60-х годов – периода «оттепели». Активизация литературной жизни в стране. «Оттепель» как выражение надежд общества на очистительные перемены. ХХ съезд Коммунистической партии. Появление «лирической прозы» и «лирико-исповедальной прозы» как выражение особого интереса к судьбе личности. («Дневные звезды» О. Бергольц, «Капля росы» и «Владимирские проселки» В. Солоухина, «Коллеги» В. Аксенова). Этапное значение рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Русская литература 1970-80-х годов – эпохи «застоя». Духовная атмосфера времени. Идеологический застой и деградация системы официальных социалистических догм. Рождение самиздата, активизация художественных исканий, противоречивость литературного процесса Последняя «волна» эмиграции из Советского Союза. «Лагерная» проза В. Шаламова. Образ лагеря-острова, лагеря-страны в рассказах В. Шаламова. «Городская» проза Ю. Трифонова. Повести «Обмен», «Дом на набережной».

Особенности развития драматургии 1950-70-х годов. Многообразие жанрово-стилевых исканий. Развитие социально-психологической драмы. Пьесы А. Арбузова «Иркутская история», В. Розова «В добрый час», «В поисках радости», А. Володина «Пять вечеров», «Старшая сестра».

Художественные открытия А. Вампилова. Традиционное и новаторское в его драматургии («Утиная охота», «Старший сын», «Верхним летом в Чулимске»). Воздействие творческого опыта Вампилова на искания в современной драме.

Деревенская проза каквершинное достижение литературы 1950-70-х годов. Многоаспектность деревенской прозы. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» и его место в процессе художественного освоения народного быта. Русский национальный характер в повестях В. Белова «Привычное дело», рассказах В. Шукшина, повестях В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар», В. Астафьева «Последний поклон», «Царь-рыба».

Особенности развития военной прозы. Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в произведениях К. Воробьева «Убиты под Москвой», В. Богомолова «Иван», М. Шолохова «Судьба человека», В. Астафьева «Звездопад». Понятие «окопной» правды о войне. Понятие «лейтенантской» прозы. Новое о человеке на войне. Углубление антивоенной темы в «военной» прозе этого периода. «Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Сашка» В. Кондратьева, «Живи и помни» В. Распутина. Идейно-художественное своеобразие военных повестей В. Быкова («Сотников», «Обелиск»).

Особенности развития поэзии 1950-70-х годов.Поэтический «взрыв» в литературе периода «застоя». Социальные и художественные поиски молодых поэтов (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский и др.). «Громкая» и «тихая» поэзия. Споры о ней. Лирика Н. Рубцова, основные темы и мотивы творчества поэта. Образы родины, русской природы и истории в стихах Рубцова.

Авторская песня и ее место в развитии поэзии 1950-60-х годов (Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор и др.). Популярность и демократизм, традиции фольклора, богатство и разнообразие поэтического языка авторской песни.

Художественно-стилевые искания в лирике поэтов фронтового поколения (М. Дудин, Б. Слуцкий, С. Орлов, Ю. Друнина, А. Межиров и др.). Неоакмеизм в поэзии этого периода (А. Тарковский, А. Кушнер и др.)

Творчество В.М. Шукшина. Универсальность художественного таланта Шукшина – режиссера, актера, писателя, драматурга. Проблематика и художественное своеобразиерассказовШукшина. Русский национальный характер как центральная тема шукшинского творчества. «Чудики» в рассказах Шукшина. Диапазон «чудачеств» – от стихийного порыва к красоте и истине до разрушительной деградации личности. Духовные поиски «простого» человека в рассказах «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Микроскоп», «Срезал» и др.

Творчество А. Солженицына. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Изображение «системы» тоталитаризма и репрессий в повести «В круге первом».

Творчество В. Распутина. «Последний срок» – повесть о противостоянии мудрого мироотношения старухи Анны и суетности ее детей перед лицом приближающейся смерти. Отражение эпохи безвременья. «Прощание с Матерой». Сочетание философско-нравственной и остросоциальной проблематики. Тема преемственности духовного наследия и его разрушения в результате материально-технического «прогресса» и индивидуальной психологии. Символическое наполнение повестей Распутина. Библейские мотивы всемирного потопа и их связь с экологическими проблемами. Трагический оптимизм писателя. Публицистическое начало повести «Пожар». Функции «катастрофического» сюжета.

Конец XX века русской литературы: мотивы созидания и разрушения в эстетической концепции литературы.

Русская литература эпохи перемен (1985-1990-ые годы). Культурная, духовная и общественная атмосфера времени. Распад СССР. Учреждение новых государственных структур. Отсутствие стабильности правительственной администрации. «Возвращенная литература». Роль возвращенной литературы в формировании общественного сознания, нравственно-философских и национально-исторических исканий общества (В. Рыбаков «Дети Арбата», А. Приставкин «Ночевала тучка золотая», В. Дудинцев «Белые одежды»). Литературные журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Октябрь». Полемика этих журналов с «Молодой гвардией» и «Нашим современником». Исчерпанность публикаций «возвращенной литературы». Падение тиражей литературных журналов. Проблема классификации современной литературы.

Проза 1985-1990-ых годов. Проблемно-тематическая дифференциация эпических жанров. Становление и движение различных литературных течений в прозе. Развитие постреалистической (философической, антиутопической, условно-метафорической и др.) литературы 1990-х годов. Художественное освоение быта современного человека в произведениях Т. Толстой, Л. Петрушевской, С. Довлатова и др.

Поэзия 1985-1990-ых годов. Культурно-философские течения в поэзии. Публикации из литературного наследия А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Шаламова и др. Творческие поиски молодых поэтов, их художественные обретения и потери (Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, А. Парщиков). Пути развития современной рок-поэзии (А. Башлачев, В. Цой, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук). Постмодернизм в русской литературе конца ХХ века.

Литература XX века в школе. Изучение отдельных произведений художественной литературы в средних классах и жизни и творчества писателей XX века в старших в соответствии с ФГОС. Формирование у школьников литературных компетенций, связанных с анализом и интерпретацией художественных текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.

Литература

Основная

1. Аникин В.Ф. Русское устное народное творчество: Учебник. 3-е изд. – М., 2009.

2. Древнерусская литература XI–XVII веков / Под ред. В.И. Коровина. – М., 2003.

3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.

4. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е гг. В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной и Л.Д. Громовой. – М., 2001.

5. История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: Учеб. пособие / Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д. – М., 2006.

6. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001.

7. История русской литературы конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х т. / Под ред. В.А. Келдыша. – М., 2007.

8. Лейдерман И.Л., Липовецкий М.И. Современная русская литература: В 2-х т. – М., 2005.

Дополнительная

1. Зуева Т.В., Пирдан Б.П. – Русский фольклор: Учебник. – М., 2003.

2. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учеб. пособие для вузов. – М.: 2004.

3. Баевский В.С. История русской поэзии. 1730–1980. М., 1998.

4. Русские писатели XIX века о своих произведениях. Хрестоматия историко-литературных материалов. – М., 1995.

5. Русские писатели начала XI – начала XX веков. Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1995.

6. Агеносов В.В. Литература Russkogo зарубежья: Учеб. пособие. – М., 1998.

7. Басинский П., Федякин С. Русская литература конца XIX – начала XX века и первой эмиграции. – М., 1998.

8. История русской литературы XI-XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. – М., 1985.

9. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена: Учеб. пособие для филологич. факультетов университетов / Под ред. С.И. Кормилова. – М., 1998.

10. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 1989.

11. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

12. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

13. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М., 2001.

14. Русская литература XX века: В 2-х т. / Под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2002.

15. Русская проза XX века. / Сост. С.И. Тиминой. – М., 2002.

Словари

1. Большая литературная энциклопедия / Под ред. В.Е. Красовского. – М., 2003.

2. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов. – Ростов-наДону, 2002.

3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 2000.

4. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Сост. Л.В. Соколова / Под ред. О.В. Творогова. – М., 1996.

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001.

6. Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В 2-ч. / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1990.

7. Русские писатели XX века: Биографический словарь. / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. – М., 2000.

8. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

9. Словарь литературных персонажей / Ред.-сост. В.П. Мещеряков. – Смоленск, 2001.

10. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М., 1974.

 

ТЕхнология И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

Методика обучения литературе в системе филологического образования. Методика преподавания литературы как наука. История методики преподавания литературы. Методы исследования в преподавании литературы. Связи методики преподавания литературы с другими науками.

Цели обучения литературе в системе филологического образования. Формирование знаний о литературе как науке и искусстве слова. Развитие у школьников умений и навыков осуществления учебной деятельности в процессе освоения литературных знаний. Реализация воспитательного потенциала литературы.

Особенности содержания обучения литературе в филологическом образовании. Литература как учебный предмет в современной общеобразовательной школе. Структура и содержание литературы как учебного предмета в школе. Задачи литературного развития учащихся.

Различные технологии обучения школьников литературе в системе филологического образования: урочные и внеурочные, традиционные и современные, групповые и индивидуальные, дифференциации и индивидуализации и др. Принципы обучения литературе. Классификации методов и приемов обучения литературе. Виды деятельности учащихся при применении методов и приемов. Принципы взаимодействия методов обучения литературе. Межпредметные связи на уроках литературы. Внеурочная работа учащихся по литературе: факультативные занятия и элективные курсы (цели и задачи, принципы выбора и отбора, тематика и содержание, технологии, методы и приемы). Внеклассное чтение учащихся. Внешкольная работа учащихся по литературе: литературные клубы и кружки по интересам, конкурсы и олимпиады, литературное краеведение. Принципы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся в процессе освоения литературных знаний. Принципы и приемы дифференциации и индивидуализации обучения литературе: дифференциация видов деятельности учащихся в зависимости от типа и вида урока; индивидуальные и дифференцированные вопросы и задания для домашней работы.

Выбор технологий обучения литературе в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала. Этапы обучения литературе в школе и методические задачи каждого из них. Критерии литературного образования. Учет особенностей восприятия школьников в процессе освоения литературных знаний. Этапы изучения литературных произведений в школе. Обзорные и монографические темы в системе освоения литературных знаний. Виды, содержание, технологическое и методическое обеспечение вступительных занятий в средних и старших классах. Виды чтения, организация чтения и восприятия художественных произведений в средних и старших классах. Обучение выразительному чтению. Принципы организации комментированного чтения. Изучение читательских интересов. Пути и виды анализа художественных произведений в школе. Цели, задачи, содержание заключительных занятий, их методическое и технологическое обеспечение. Изучение художественных произведений в родо-жанровой специфике. Методика изучения и приемы анализа эпических произведений. Принципы анализа эпизода как части целого. Изучение системы образов эпического произведения. Методика изучения и приемы анализа лирических произведений. Изучение отдельных стихотворений в средних классах. Изучение творчества поэта и лирического цикла в старших классах. Методика изучения и приемы анализа драматических произведений. Трудности в чтении, восприятии и изучении драматического произведения и пути их преодоления. Методика освоения теоретико-литературных понятий. Литературная критика на уроках в системе освоения литературных знаний.

Возможные технологии и методики построения урока литературы, ориентированного на развитие ключевых компетенций школьников. Типы и виды уроков литературы: классификации В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, В.Г. Маранцмана. Требования к урокам литературы. Принципы целеполагания в зависимости от темы и содержания урока. Проблема структуры и содержания урока литературы. Особенности и виды нетрадиционных уроков литературы, нетрадиционные приемы обучения литературе. Принципы и направления развития и совершенствования устной речи учащихся на уроках литературы. Уроки развития устной речи учащихся: виды устной речи. Словарно-фразеологическая работа на уроках литературы. Особенности и виды монологической речи. Роль устного словесного рисования в обогащении словаря учащихся и развитии их речи. Особенности и виды диалогической речи. Беседа и ответы на вопросы, виды беседы, принципы ее организации. Диспут как форма свободного речевого общения. Развитие и совершенствование письменной речи учащихся на уроках литературы. Вспомогательные и основные виды письменной речи. Изложение на уроках литературы. Классификации школьных сочинений, требования к ним, обучение сочинениям разных жанров, подготовка и проведение, проверка и рецензирование. Сочинение в рамках ЕГЭ.

Современные средства оценивания результатов обучения литературе и оценки достижений школьников в освоении предметной области. Контроль, учет и оценка знаний учащихся по литературе. Виды контроля. Опрос на уроках литературы. Методическое обоснование тестовой проверки знаний учащихся по литературе, Интернет-тестирование. Школьные олимпиады по литературе. ГИА и ЕГЭ по литературе.

Методика преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде. Принцип типологической общности и национального своеобразия литератур. Сравнительно-сопоставительный метод в преподавании родственных литератур. Литературно-краеведческие материалы на уроках литературы.

Решение воспитательных задач через предмет. Воспитание учащихся в процессе освоения литературных знаний с учетом полифункциональности литературы как искусства слова.

Технология построения здоровьесберегающей среды обучения школьников литературе. Моделирование учебных ситуаций в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Выбор методик и технологий обучения, обеспечивающих полноценное эмоционально-эстетическое восприятие произведений литературы. Роль СМИ, периодической печати и Интернет в формировании литературных знаний.

Литература

Основная

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2004.

2. Манжелеева С.М. Методика преподавания литературы. Конспект лекций. – М., 2005.

3. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1994.

4. Методика преподавания литературы. Хрестоматия-практикум / Автор-сост. Е.А. Ланин. – М., 2003.

Дополнительная

1. Барабаш Н.И. Литература: Методика и практика преподавания. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (IV-X классы). – М., 1983.

3. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.

4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. – М., Л., 1996.

5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

6. Кременцов Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество. – М., 2003.

7. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.

8. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М., 1990.

9. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985.

10. Методика преподавания русской литературы в национальной школе / Под ред. М.В. Черкезовой и А.Д. Жижиной. – СПб., 1992.

11. Методика выразительного чтения / Под ред. Т.Ф. Завадской. – М., 1985.

12. Нестандартные уроки русской литературы: 10-11 классы / Авт.-сост. И.В. Булгакова. – Ростов-на-Дону, 2004.

13. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.

14. Практикум по методике преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1999.

15. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

17. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М., 1994.

 

Требования к процедуре экзамена

 

Государственный экзамен проводится в форме комплексного на междисциплинарной основе. При формировании комплексных заданий учитываются следующие принципы: 1) текстоцентрический: ответы на поставленные вопросы даются на основе комплексного анализа текста; 2) междисциплинарный: билет содержит вопросы, относящиеся к русскому языку, технологии и методике обучения русскому языку, к русской литературе, технологии и методике обучения литературе; вопросы по технологии и методике обучения русскому языку и литературе в практической части органически связаны с вопросами по русскому языку и литературе; отвечая на экзам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.013 с.)