Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Белый. Личность. Творчество.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Борис Николаевич Бусаев (1880 – 1934 гг.) Родился в семье московского профессора, математика. Отец был старше матери. Она была очень музыкальна. Сложные отношения в семье. Поступает на математический факультет (1899 – 1903 гг.). 1904 г.- поступает на историко-филологический факультет. Псевдоним посоветовали взять в семье друга С. Соловьева. Упрочили в нем увлечение литературой и творчеством. 1 период: 1900 – 1904 гг. Период увлечения Вл. Соловьевым, затем Ницше. 4 симфонии – особый вид лит. изложения, особый жанр, созданный Соловьевым. 1900 г. – 1-ая «Северная героическая». 1901 г. – 2-ая «Драматическая». 1901 (2) г. – 3-яя «Возврат». 1902 г. – 4-ая «Кубок метелей» (опубл. в 1908 г.). Нет единой ритмической системы. Общая музыкальная тема, которую автор развивает. 1904 г. – сборник стихов «Золото глазури». Эссе, статьи, символические сказки («Сетовая сказка»), прозаические наброски, поэма «Дитя солнца» (незакончена). Корпус «аргонавтических текстов»: единые мотивы, символы; выработка мифов. Художник В. Владимиров, химик Петровский, Эллис (Кобылинский). Наглядно видно как символизм порывался стать не только лит. методом, но и жизнетворчеством. «Миф о героях Эллады «Аргонавты» - Свои пророки (Ницше, Соловьев). - Общие мотивы: плаванья (лодка, корабль…); руно (золото, солнце…). М. К. Морозова – Подруга Белого. Писал ей письма 2 года. Она не знала, кто ей пишет. Поняла по 2-ой симфонии. - Стремление преодолеть физические путы. Стих Солнце»: посвятил Бальмонту. Стих «Душа мира»: она воплощена во всей природной красоте, растворена. Кризисный период: 1904 – 1908 гг. Крушение соловьевского идеала. Формируется миф о самом Белом: его называют мессией, пророком, новым Христом. Н. Петровская – новое увлечение. Любовный треугольник: Петровская, Брюсов, Белый. Реальные страсти. Разрыв. 1904 г. – знакомство с Блоком. Любовь к Менделеевой. 1906 г. – получает отказ. Уезжает за границу. Пишет стихи, где появляются образы Арлекина, балагана, мотивы шутовства. Стихотворение «Вспомни»: пытается разорвать со своим прошлым, любовный мотив. Стихотворение «Все забыл»: тема забвения, похорон. Стихотворение «Отпевание»: отпевание самого себя. Период вторых зорь: 1908 – 1911 гг. Главное тема России, тема народа – неонародничество Белого. 1908 г. – цикл «Пепел». Сжигает все прошлое, чтобы возродиться к будущему. Система кругов сжимается по мере акцента: 1. Пространство России, пустыня, голод, нищета. Стих-ия «Отчаяние», «Из окна вагона». Темы: хаоса, смерти. 2. Пространство – деревня. Кровь, тоска смертная. Сквозной цвет – красный. 3. Город. Маскарад с шутовством, безумие. Образ «вина из колючей крапивы». 4. Просветы. Тема поэта. 1909 г. – роман «Серебряный голубь». Первый роман из трилогии «Восток или запад». Гротескно-сатирический + лирический. Сектантская тема (скопцы). 1911 г. – знакомство с Штейнером – антропософ. => Антропософский период. С 1913 г. живет за границей, в Швейцарии, рядом с Штейнером. Рвутся связи с аргонавтами. 1916 г. – возвращается в Россию. Никогда не рвал с символизмом. 1928 г. – «Почему я стал символистом…». Пишет много статей, брошюр, включен в культурную деятельность. 1917 г. – «Глогеолалия»: поэма о звуке. Снабжена его рисунками: танцовщица – язык. Задача поэта: восстановить исконное значение каждого звука. [а] – белый, летящий, открытый. [б] – форма животных. 1918 г. – поэма «Христос воскрес». Просветительская работа, учит советскую молодежь. «Солнечный град – беседа об Интернационале»: символико-социалистический синтез. Иногда выезжает за границу. 1922 г. – роман «Котик Метаев». 1920-ые гг. – пишет воспоминания: «Начало века», «На рубеже двух столетий», «Между двух революций». 1925 г. – пьеса по мотивам «Петербурга». 1932 г. – «Мастерство Гоголя», роман «Москва». Январь 1934 г. – умер от последствий солнечного удара.
18. Роман А. Белого "Петербург". Замысел трилогии: 1 ч- «Серебр. Голубь», 2 ч. – «Петербург», 3 ч. – «Ретивый град». Общение со Штейнером. 13-14 гг – в журналах публикуются..Идея призрачности – Гоголь. Город на болоте- нечистый. Роман- историософский. Желтая тема- дьявольская- восток. Зелено- серый- цвет Петербурга, цвет мундиров, цвет позеленевшей меди. Медный всадник => Болото. Глаза окружены темно- зеленым провалом. Красный цвет- революция. Великий Монгол- Дух тьмы. Образ пса – антихрист - старый мир (12). Восточный халат Н. Полов…Ксеркс (Каркс? J)) – противоположн. Христа. Софья Петровна- София. 1911 г. – начало 1916 г. – издает, затем перерабатывает до 1927 г. Второй роман трилогии «Восток или Запад». Революционно-политическая тема переплетается с темой личной, семейной. Есть ли Петербург? Это только точка на карте. Город, построенный на болоте. Зеленый – цвет болот, сукна, медного всадника, мундира… Красный – цвет революции, цвет бунта. Аблеухов: важны восточные корни. Структура. 8 глав + пролог + эпилог. Названия – цитаты из текста. Главы разделены на подглавы, которые тоже имеют названия (133 шт.) Сюжет и система персонажей. 10 дней: 31 сентября – 9 октября 1905 г. – революция. Но! Это не роман о революции. Для Белого: революция – не пол. событие, а космическое. Действие происходит и в сознании людей, и в космосе. Петербург – ось, мировая, космическая. И пространство и время расширяются. Фабула: пол. события пересекаются с событиями из жизни семьи А. А. Аблеухова (прототипы: Победоносцев, Плеве, старик Каренин). С ним ассоциируется образ льда, пустоты, цвета – черный, синий, зеленый (цвет гос-ва), хочет видеть любое пространство сжатым его идеал – замкнутые сферы (гл. «Квадраты. Параллелепипеды. Кубы»). Упорядочить все + идея замораживания, даже в снах космос превращается в кристаллизированные квадраты. Он приговорен к смерти революционерами. С одной стороны. Они его противники, с другой – это тоже зло. Революционеры: Дудкин, Липанченко (и террорист, и провокатор). В выборе Н.А. Аблеухова переплетаются личные и пол. мотивы: меть к отцу. А.А. Аблеухову изменяет жена – автобиографическая подоплека. Бомба знаменует движение сюжетом. Это символ того взрыва, который должен произойти. Когда это будет, Белый не знал. Все персонажи – представители сил зла. Родовое древо Аблеухова связано с монгольской страной – желтые монголы. Но и тема Запада связана с темой зла. России не нужно ориентироваться ни туда, ни туда. Роман пропущен сквозь призму гротескного смещения. По жанру – философский, историологический. Пронизан аллюзиями, ассоциациями. Концепция русской истории за последние 200 лет. Негативное отношение к политике Петра I, который разрушил Россию. Мифы о Петре I: положительная интерпретация (писатели-классицисты); революционеры – потомки разночинцев (Дудкин – потомок Евгения из «Медного всадника»). Медный всадник символизирует и образ Петра I, и образ антихриста. Литературные источники: - Поэма Пушкина «Медный всадник»: Евгений – Дудкин, погоня кумира на бронзовом коне за Дудкиным НЕ = антомогония; как друзья. Стирается граница между действительностью и субъективным сознанием героя. - «Пиковая дама»: Софья – пародия на Лизу. - «Записки сумасшедшего»: Лихутин = Паприщев. - Достоевский: Николай Апполонович; герой – пленник города, у Белого – через СПб он включен в космос. Петербург – сон («Подросток»). - Эдгар По «Маска красной смерти»: костюм домино. - «Фауст»: пес, собачий лай связан с демонической стороной. Все герои – воплощение мировой пустоты, разрушительного начала. Ритмика, язык, стиль очень необычны. Читать нужно как поэзию, музыку, эмоционально. Стиховая ритмизация прозы.
Одним из самых сложных и художественно совершенных явлений прозы русского символизма является роман А. Белого (1880—1934) «Петербург» (1912—1913; новая редакция — 1922). Событийный сюжет «Петербурга» несложен. 1905 год. Террорист Дудкин дает Николаю Аполлоновичу Аблеухову бомбу («сардиницу ужасного содержания»), а более важное в партии лицо — Липпанченко — требует, чтобы Николай Аполлонович подло жил эту бомбу своему отцу, сенатору Аполлону Аполлоновичу Аблеухову. Бомба с часовым механизмом попадает к сенатору, и тот оставляет «сардиницу» в своем кабинете. Сын не может найти бомбу, не может от нее избавиться... Ночью в пустом кабинете раздается взрыв. Отец решил, что сын хотел его убить, сын не может доказать обратного. Еще до взрыва террорист Дудкин, сойдя с ума, убивает провокатора Липпанченко. Однако событийный сюжет — не главное в романе писателя-символиста. Обращаясь к теме города, А. Белый, по сути, обращается к осмыслению соотношения прогресса, цивилизации и культуры. Заметим, что тема эта волновала и писателей-реалистов, она проходит через творчество И.А.Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»), А. И. Куприна (повесть «Олеся») и др. Впрочем, истоки этой темы нужно искать уже в XIX веке, когда обобщенный «город» персонифицировался в образе Петербурга. Перечитайте «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Невский проспект» Н. В. Гоголя, вспомните «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и найдите общность в изображении Петербурга. А. Белый, как и другие символисты, воспринял «Медного всадника» и «Пиковую даму» А. С. Пушкина; «Нос», «Двойника» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя; «Преступление и наказание» и «Подростка» Ф. М. Достоевского как традицию видеть в Петербурге призрачный роковой город, воздвигнутый некогда волей Петра. (Заметим, что данная традиция восходит к фольклору, народным преданиям, согласно которым основатель Петербурга — Антихрист, а сам город построен на крови и поэтому обречен на гибель.) Противоположная традиция Петербурга как олицетворения новой России, северного Рима (Ломоносов, Сумароков) уже с XIX века перестала привлекать внимание писателей. Символисты, разделяя в основном гоголевско-достоевскую традицию, соединили ее с пушкинским неоднозначным восприятием Петербурга. Петербург символистов — город дисгармоничный, отталкивающий, но и пленяющий одновременно. Соединение этих двух полярных начал выразительно формулирует А. Блок в стихотворении «Ты смотришь в очи ясным зорям» (1906): «Здесь ресторан, как храмы, светел, и храм открыт, как ресторан». Двухбытиен Петербург и в романе Андрея Белого. С одной стороны, это не русский город: он по-западному чрезмерно рационалистичен, бездуховен. Центральный — Невский — проспект, — настойчиво подчеркивает А. Белый, — «обладает разительным свойством: он состоит из пространства для циркуляции публики;...Невский Проспект прямолинеен, потому что он — европейский проспект...» По мнению А. Белого, воплощенное в России и существовавшее на протяжении многих столетий единство Востока и Запада разрушается и, возможно, исчезнет вообще. Передние копыта Медного всадника уже занесены над бездной, в пустоту; только два задних еще держатся в гранитной почве. В будущем Медный всадник — Петр оторвется от земли, а с этим прыжком исчезнет и сам город — Петербург, город европейский, западный. В соответствии с этим представлением писателя Петербург показан то как «столица Российской империи», то как апокалиптическое видение, как город, принадлежащий «загробному миру», — фантом, преследующий человека и «заражающий» его «праздной мозговой игрой». Это город, где мосты «упираются в бесконечность», «двери квартир распахиваются в бездну», который населен «тенями», бесконечно «циркулирующими» по проспекту, и где дома и улицы фантастическим образом переносятся с места на место». Столь же «реальны — ирреальны» и герои. Аполлон Аполлонович Аблеухов — сенатор, государственный деятель, с одной стороны; и «упырь», «фантастическое виденье» — с другой. Все герои «Петербурга» ведут свою «мозговую игру», что в конечном счете лишь отдаляет их от некой истины (неизвестной, впрочем, и самому писателю). Попытка проникнуть через героев в ирреальный, бытийный мир заканчивается неудачей. Следовательно, неразгаданным остается этот мир и в отношении Петербурга, и в отношении России. Вместе с тем можно говорить и об определенном оптимизме писателя. «Как бы то ни было, — пишет А. Белый, — Петербург не только нам кажется...» Недаром Николай Аполлонович в финале читает философа Сковороду, который видел путь к идеальному обществу через моральное самосовершенствование личности, ее самопознание. Но в соответствии с принципом многозначности символа этот эпизод можно трактовать и как начало нового круга истории, не менее безуспешного в достижении истины, чем предыдущие опыты. Двузначна и роль музыкального оформления романа. С одной стороны, музыка слова А. Белого, фонетическое оформление текста зловеще, усиливает эсхатологический пафос романа. С другой — музыка поэтических построений, музыка ритма и слова — это последнее прибежище поэта, это та хрупкая стена, за которой он еще может попытаться укрыться. Как мы видим, общность бытийно-философской концепции, предполагающая поиск литературных способов и приемов перевода реального плана в символический и наоборот, находила различную, глубоко индивидуальную художественную реализацию в творчестве писателей-символистов.
19. Основные особенности русской прозы "рубежа веков". "Обновленный реализм" в русской литературе. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов. Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. За исключением И. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и — менее заметно — в драматургии. Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века. Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. Поколение писателей-реалистов начала XX века получило от него в наследство новые принципы письма — с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью и авторефлексией. Щедро пользуясь частью чеховских находок, реалисты рубежа веков далеко не всегда обладали последним из упомянутых качеств художника. Там, где Чехов видел разнообразие и относительную равноценность вариантов жизненного поведения, его молодые последователи увлекались одним из них. Если Чехов, скажем, показывает, насколько сильна жизненная инерция, часто сводящая на нет первоначальное стремление героя измениться, то реалист горьковского поколения порой абсолютизирует сам волевой импульс человека, не проверяя его на прочность и потому подменяя реальную сложность человека мечтой о «сильных людях». Там, где Чехов предсказывал длительную перспективу, призывая по капле «выдавливать из себя раба», писатель-«знаньевец» давал гораздо более оптимистический прогноз «рождения человека». Тем не менее чрезвычайно важно, что поколение реалистов начала XX века унаследовало от Чехова постоянное внимание к личности человека, его индивидуальности. В чем же главные особенности реализма конца XIX — начала XX века? Темы и герои реалистической литературы. Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков шире, чем у их предшественников; для большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их варьировать тематику, вторгаться в прежде заповедные тематические пласты. В горьковском писательском окружении в это время был силен дух артельности: совместными усилиями «знаньевцы» создали широкую панораму переживающей обновление страны. Масштабный тематический захват был ощутим в заголовках произведений, составлявших сборники «Знание» (именно этот тип изданий — сборники и альманахи — распространился в литературе начала века). Так, например, оглавление 12-го сборника «Знание» напоминало разделы некоего социологического исследования: однотипные названия «В городе», «В семье», «В тюрьме», «В деревне» обозначали обследуемые сферы жизни. Элементы социологической описательности в реализме — еще не преодоленное наследие социально-очерковой прозы 60—80-х годов, в которой сильна была установка на эмпирическое исследование действительности. Однако проза «знаньевцев» отличалась более острой художественной проблематикой. Кризис всех форм жизни — к такому итогу подводило читателей большинство их произведений. Важным было изменившееся отношение реалистов к возможности преобразования жизни. В литературе 60—80-х годов жизненная среда изображалась малоподвижной, обладавшей страшной силой инерции. Теперь обстоятельства существования человека интерпретируются как лишенные стабильности и подвластные его воле. В отношениях человека и среды реалисты рубежа веков делали акцент на способности человека не только противостоять неблагоприятному воздействию среды, но и активно перестраивать жизнь. Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти узнаваемые типы «маленького человека» или пережившего духовную драму интеллигента. Одной из центральных фигур оставался в их прозе крестьянин. Но даже традиционная «крестьянская» характерология изменилась: все чаще в рассказах и повестях появлялся новый тип «задумавшегося» мужика. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. «Пестрота души» русского человека — постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал широко использовать в своих произведениях иностранный материал («Братья», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско»). Привлечение такого материала стало характерным и для других писателей (М. Горький, Е. Замятин). Необычайно широким по разнообразию тематики и человеческих характеров было творчество А. И. Куприна (1870—1938). Солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты — вся эта разноголосая людская масса заполняла страницы его повестей и рассказов. В самой личности А. Куприна проявилась новизна отношения писателей-реалистов к жизни. Его отличали тяга к перемене мест и жизненным испытаниям, нелюбовь к оседлости, постоянству образа жизни. Жанры и стилевые особенности реалистической прозы. Существенно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Центральное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма: самым крупным эпическим жанром стала повесть. Ни одного романа в точном значении этого термина не написали самые значительные реалисты начала XX века — И. Бунин и М. Горький. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Отдельные приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую, чем прежде, самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь, в то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. Углубилась выразительность в передаче подробностей зримого и слышимого мира. В этом отношении особенно выделялись И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев. Специфической особенностью бунинского стиля, например, была удивительная слитность зрительных и слуховых, обонятельных и осязательных характеристик при передаче окружающего мира. Большее значение писатели-реалисты придавали использованию ритмических и фонетических эффектов художественной речи, передаче индивидуальных особенностей устной речи персонажей. Утратив по сравнению с классиками XIX века эпическую масштабность и цельность видения мира, реалисты начала века компенсировали эти потери обостренностью восприятия жизни и большей экспрессией в выражении авторской позиции. Общая логика развития реализма в начале века заключалась в усилении роли повышенно-экспрессивных форм. Писателю была важна теперь не столько соразмерность пропорций воспроизводимого фрагмента жизни, сколько «сила крика», интенсивность выражения авторских эмоций. Это достигалось заострением сюжетных ситуаций, когда крупным планом описывались предельно драматические, «пограничные» состояния в жизни персонажей. Образный ряд произведений выстраивался на контрастах, подчас предельно острых, «кричащих»; активно использовались лейтмотивные принципы повествования: увеличивалась частота образных и лексических повторов. Стилевая экспрессия была особенно характерна для Л. Андреева, А. Серафимовича. Она заметна и в некоторых произведениях М. Горького. В творчестве этих писателей немало публицистических элементов — «монтажная» стыковка высказываний, афористичность, риторические повторы; автор часто комментирует происходящее, вторгается в сюжет с пространными публицистическими отступлениями (в повестях М. Горького «Детство» и «В людях»). В рассказах и драмах Л. Андреева сюжет и компоновка персонажей часто бывали намеренно схематичными: писателя влекли универсальные, «вечные» типы и жизненные ситуации. Однако в пределах творчества одного писателя редко выдерживалась единая стилевая манера: чаще художники слова сочетали несколько стилевых вариантов. Например, в творчестве А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева точная изобразительность соседствовала с обобщенно-романтической образностью, элементы жизнеподобия — с художественными условностями. Стилевая двусоставность, элемент художественной эклектичности — характерная примета реализма начала XX века. Из крупных писателей той поры только И. Бунин избежал в своем творчестве разностильносьти: и поэтические, и прозаические его произведения сохраняли гармонию точной описательности и авторского лиризма. Стилевая нестабильность реализма была следствием переходности и известной художественной компромиссности направления. С одной стороны, реализм оставался верен завещанным прежним веком традициям, с другой — начинал взаимодействовать с новыми течениями в искусстве. Писатели-реалисты постепенно адаптировались к новым формам художественного поиска, хотя этот процесс проходил не всегда мирно. Дальше других по пути сближения с модернистской эстетикой пошли Л. Андреев, Б. Зайцев, С. Сергеев-Ценский, несколько позднее — Е. Замятин. В адрес большинства из них со стороны критиков — приверженцев прежних традиций нередко раздавались упреки в художественном отступничестве, а то и в идеологическом дезертирстве. Однако процесс обновления реализма в целом был художественно плодотворным, а его суммарные достижения в эпоху рубежа веков оказались значительными.
20. Стилевое разнообразие русской прозы "рубежа веков".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.011 с.) |