Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественная и культурная ситуация в России конца XIX- начала XX вв. . Особенности литературного процесса. Модернизм. Декаданс. Термин «серебряный век» – история и значение.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественная и культурная ситуация в России конца XIX- начала XX вв.. Особенности литературного процесса. Модернизм. Декаданс. Термин «серебряный век» – история и значение.
С начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался далеко не мирным характером общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично в это время развивалась русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики всего периода в 25 лет. Однако постепенно термином «серебряный век» (синоним термину «модернизм») стали определять ту часть всей художественной культуры России конца XIX — начала XX века, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и частично футуристической литературой. Новым по сравнению с XIX веком было на рубеже двух веков прежде всего мироощущение человека. На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпоху, творить историю, получает развитие как в философии марксизма, так и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, революционера. Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1 марта 1881 года (убийство царя-освободителя Александра II), и особенно после поражения революции 1905 года, в бесчеловечности революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направления считали главным совершенствование внутреннего мира человека, искали в национальных особенностях русского народа способы преодолеть кризис позитивизма (философское направление, получившее распространение в начале XX века), открыть для Европы и всего мира новые пути развития. Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. Начало нового века стало временем фундаментальных естественнонаучных открытий, прежде всего в области физики и математики. Новые открытия резко поколебали прежние представления о строении мира. Более того, под сомнением оказалась считавшаяся прежде аксиомой идея познаваемости мира. Новые открытия резко противоречили представлениям о структурной завершенности мира. То, что прежде казалось стабильным, обернулось неустойчивостью и бесконечной подвижностью. Выяснилось, что любое объяснение неуниверсально и требует дополнений. Параллельно и, как правило, в борьбе друг с другом развивались реализм и модернизм — самые крупные литературные направления. Реализм Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века. Модернизм Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. В 1894 г. в Москве вышел в свет небольшой сборник стихотворений с программным названием «Русские символисты», а вскоре появились два следующих выпуска с тем же названием. Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. Споры о «символизме» и «декадентстве» начались с самого зарождения нового течения. В сознании большинства читателей той поры эти два слова были почти синонимами, а в советскую эпоху термином «декадентство» стали пользоваться как родовым обозначением всех модернистских течений. Между тем «декадентство» и «символизм» соотносились в сознании новых поэтов не как однородные понятия, а почти как антонимы. Декадентство, или декаданс (франц. упадок), — определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, рафинированная утонченность, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры. В то же время символистское мировоззрение ни в коем случае не сводилось к настроениям упадка и разрушения. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество, считали они, выше познания. Между тем сами символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам, потому что лишен главного их качества — «переносности смысла». Символ — центральная эстетическая категория нового течения. Правильно понять его непросто. Неверное расхожее представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое. В таком толковании цепь символов — своего рода набор иероглифов, система шифровки сообщения для «посвященных». Предполагается, что буквальное, предметное значение образа само по себе безразлично, не содержит сколько-нибудь важной художественной информации, а служит лишь условной оболочкой для потустороннего смысла. Одним словом, символ оказывается одной из разновидностей тропов. «Символ — окно в бесконечность», — Ф. Сологуб. По-новому на фоне традиции строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Символизм не ограничивался чисто литературными задачами; он стремился стать не только универсальным мировоззрением, но даже формой жизненного поведения и, как верили его сторонники, способом творческой перестройки мироздания.
И.Ф. Анненский. Значение творчества для становления русской модернистской поэзии. Р. В Омске, жил в Томске (: в 1865. При жизни не был известен. 1 сборник в 1904г псевдоним - Ник Т-О. «Кипарисовый ларец» - сборник посмертный. Преподавал античность в Петербурге. У него учился Гумилев. Заступлся за..цеистов, был директором. После 1905 года отстранился от должности. А. Ахматова считала себя его ученицей. Посвящение «Учитель». Умер в 1909г от сердечного приступа. Влияние поэтики импрессионизма. Символы у него глубокие, неоднозначные. НО он не символист. У них поэзия – путь к познанию. Анненский не верил, что тайно познавал что-то. Стремился только к душевной гармонии. «кипарисовый ларец». «Трилистники» - по три стихотворения. Первый стал переводить французских символистов, асоциальных, аморальных декадентов. Влияние на акмеистов. Импрессионисты. Миг.
Драматургия Блока. 1906 – 1907 гг. – вся драматургия. 1906 г. – первая пьеса «Балаганчик»: мотив народного представления, театра, балагана. Ирония по отношению к идеалам первого периода, к символизму, самоирония, болезненный смех. Создатель и в образе автора, и в образе Пьеро. Пьеса «Незнакомка» (поставлена не была, цензура запретила). Преемственность образа Незнакомки Прекрасной Дамы. Она – падшая звезда. Она и продажная, и святая. 1907 г. – пьеса «Песня судьбы». Слишком многомерная, сложна по сценическому воплощению. Сюжет: гл. герой Герман, его жена Елена (античный прообраз). Значима каждая реплика, каждое слово. Н: 1-ая сцена – проснись от сна жизни. Поэт должен покинуть дом. Мотив нравственного дома, призвания. Стоять нельзя, нужно двигаться, а то «заметет вьюга». Народ знает, Но «дальше сам иди».
Публицистика А. Блока. 1907 – 1908 гг. – публицистика Блока. 1908 г. – статья «Ирония» по поводу пьесы «Балаганчик» (1906 г.): оценка этого смеха, как следствия нравственного нездоровья, душевного нездоровья. «Не слушайте смеха, слушайте ту боль, которая за ним». Ирония – болезнь современной интеллигенции, следствие утраты идеалов; у народа есть здоровье. 1908 г. – статья «Народ и интеллигенция». Начинается с защиты Гоголя. Образ «тройки» осмысливается. У Гоголя Россия спящая. Сейчас она просыпается, слышится гул – «чудный звон колокольчика-тройки». Нужно бросаться под ноги этой бешеной тройки. Стихия всегда права. Народ – воплощение стихии. 1908 г. – «Стихия и культура». Землетрясение в Лиссабоне – знак. 1918 г. – статья «Интеллигенция и революция». Общественная и культурная ситуация в России конца XIX- начала XX вв.. Особенности литературного процесса. Модернизм. Декаданс. Термин «серебряный век» – история и значение.
С начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался далеко не мирным характером общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично в это время развивалась русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики всего периода в 25 лет. Однако постепенно термином «серебряный век» (синоним термину «модернизм») стали определять ту часть всей художественной культуры России конца XIX — начала XX века, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и частично футуристической литературой. Новым по сравнению с XIX веком было на рубеже двух веков прежде всего мироощущение человека. На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпоху, творить историю, получает развитие как в философии марксизма, так и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, революционера. Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1 марта 1881 года (убийство царя-освободителя Александра II), и особенно после поражения революции 1905 года, в бесчеловечности революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направления считали главным совершенствование внутреннего мира человека, искали в национальных особенностях русского народа способы преодолеть кризис позитивизма (философское направление, получившее распространение в начале XX века), открыть для Европы и всего мира новые пути развития. Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. Начало нового века стало временем фундаментальных естественнонаучных открытий, прежде всего в области физики и математики. Новые открытия резко поколебали прежние представления о строении мира. Более того, под сомнением оказалась считавшаяся прежде аксиомой идея познаваемости мира. Новые открытия резко противоречили представлениям о структурной завершенности мира. То, что прежде казалось стабильным, обернулось неустойчивостью и бесконечной подвижностью. Выяснилось, что любое объяснение неуниверсально и требует дополнений. Параллельно и, как правило, в борьбе друг с другом развивались реализм и модернизм — самые крупные литературные направления. Реализм Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века. Модернизм Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. В 1894 г. в Москве вышел в свет небольшой сборник стихотворений с программным названием «Русские символисты», а вскоре появились два следующих выпуска с тем же названием. Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. Споры о «символизме» и «декадентстве» начались с самого зарождения нового течения. В сознании большинства читателей той поры эти два слова были почти синонимами, а в советскую эпоху термином «декадентство» стали пользоваться как родовым обозначением всех модернистских течений. Между тем «декадентство» и «символизм» соотносились в сознании новых поэтов не как однородные понятия, а почти как антонимы. Декадентство, или декаданс (франц. упадок), — определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, рафинированная утонченность, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры. В то же время символистское мировоззрение ни в коем случае не сводилось к настроениям упадка и разрушения. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество, считали они, выше познания. Между тем сами символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам, потому что лишен главного их качества — «переносности смысла». Символ — центральная эстетическая категория нового течения. Правильно понять его непросто. Неверное расхожее представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое. В таком толковании цепь символов — своего рода набор иероглифов, система шифровки сообщения для «посвященных». Предполагается, что буквальное, предметное значение образа само по себе безразлично, не содержит сколько-нибудь важной художественной информации, а служит лишь условной оболочкой для потустороннего смысла. Одним словом, символ оказывается одной из разновидностей тропов. «Символ — окно в бесконечность», — Ф. Сологуб. По-новому на фоне традиции строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Символизм не ограничивался чисто литературными задачами; он стремился стать не только универсальным мировоззрением, но даже формой жизненного поведения и, как верили его сторонники, способом творческой перестройки мироздания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.008 с.) |