Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 4. Экономика России в период империализма (1900-1917 гг. )

Поиск

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): «Ропит», потребительские общества, Трудовой союз, судо-сберегательные товарищества, кредитные товарищества, закупочные товарищества, кооперативные союзы, Московский народный банк.

3. Какие понятия относятся к монополиям начала ХХ в., в каких отраслях экономики они действовали?

Продметалл, Продамет, Продуголь, Главспичка, Продпаровоз, «Кровля».

4. Написать статью для делового журнала на одну из тем:

- История синдиката «Продуголь» (другого известного предприятия)

- Французский (английский и т.п.) капитал в России

- Банкирский дом «Братья Рябушинские» (или другой известный банк).

5*. Экономика России в годы Первой мировой войны.

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Монополизация рынков. Приток иностранного капитала, борьба за сферы влияния.

2. Банковское и биржевое дело. Финансовый капитал и его представители.

3. Представительские организации и политические партии российской буржуазии.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий). Изучая 5 вопрос «Экономика России в годы Первой мировой войны», сконцентрируйте внимание на следующих проблемах: усиление госрегулирования, деятельность Особых Совещаний, денежная эмиссия, хлебный кризис 1916 г., экономическая политика Временного правительства.

При подготовке к семинару в обязательном порядке проработайте 8 главу книги Бессолицына А.А., Кузьмичева А.Д., а также статьи Бовыкина В.И. «Иностранное предпринимательство в России» и Туган-Барановского М.И. «Социальные основы кооперации» из хрестоматии по экономической истории (С.348-356, 408-416).

Завершающим этапом семинарского занятия должно стать обсуждение статьи Грегори П. «Экономическая история России: что мы о ней знаем и чего не знаем. Оценка экономиста» (С.356-370, хрестоматия по экономической истории).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2009. Глава 8.

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 8.

Дополнительная литература

1. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. М., 2005. Глава 8.

2. Петров Ю.А. Московская буржуазия в начале ХХ века: предпринимательство и политика. М., 2002.

3. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. Спб., 1998.

4. Экономическая история России XIX - XXвв.: современный взгляд / Под ред. Виноградова. М., 2000.

5. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

6. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 348-370, 408-416.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие крупнейшие монополистические объединения в экономике России начала XX в. Вам известны?

2. Какие банки входили в так называемую пятерку крупнейших петербургских банков?

3. Какую роль играл иностранный капитал в российской экономике на рубеже XIX – XX вв.?

4. Как проявлялась взаимосвязь промышленного и банковского капитала в начале XX в.?

5. Какую экономическую политику проводило Временное правительство?

Тема 3.5. Экономика советского периода

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): червонец, главки, ВСНХ, трудодень, МТС, Госплан, первый пятилетний план (отправной, оптимальный, исправленный), Наркомтруд, «закон о колосках», ударничество, стахановское движение, займы индустриализации, ГУЛАГ, «шарашки», «десталинизация», освоение целины, СЭВ, феномен «конвергенции», хозрасчет, государственный Знак качества, Щекинский эксперимент, фонд экономического стимулирования, «теневая экономика», БАМ, нефтедоллары, Продовольственная программа, «перестройка», антиалкогольная кампания, Госприемка.

3. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Мау В.А. Очерки становления централизованного государственного управления хозяйством в России (С. 430-438); Сокольников Г.Я. Денежная реформа 1924 г. (С.438-443).

4*. Новая экономическая политика. Денежная реформа 1922-1924 гг.

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Коллективизация и индустриализация: советская экономика в 1930-х гг.

2. Попытки реформирования командно-административной системы: послевоенное десятилетие, годы «хрущевской оттепели», результаты проведения «косыгинской» экономической реформы.

3. Нарастание кризисных явлений в советской экономике. Экономические преобразования 1986-1991 гг.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), конспектирование научных статей.

При подготовке к семинару в обязательном порядке проработайте 10 главу книги Бессолицына А.А., Кузьмичева А.Д., а также статьи из журнала «Эксперт» (см. список литературы).

Семинарское занятие предполагает обсуждение докладов по вопросу № 1 по теме: «Ударничество и новые формы организации труда», «Роль ГУЛАГА в мобилизационной экономике». Требования к докладу смотри к занятию по теме 1.3.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2009. Главы 9-14.

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 8.

Дополнительная литература

1. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. М., 2005. Главы 9-10.

2. Журавлев С. Рождение красного колоса// Эксперт. Специальный выпуск. 28 декабря – 10 января 2010. № 1 (687). С. 27-33.

3. Кравченко А. Тейлор и Гастев// Эксперт. 2010. №18 (703), 10-16 мая. С.26-30.

4. Механик А. По дороге к коммунизму// Там же. С.90-94.

5. Рубченко М. Ура, у них депрессия// Там же. С.34-41.

6. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. Спб., 1998.

7. Экономическая история России XIX - XXвв.: современный взгляд / Под ред. Виноградова. М., 2000.

8. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 430-447, 494-513.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как повлияли крестьянские выступления и Кронштадский мятеж на экономическую политику советского правительства? Почему?

2. Что Вам известно об основных формах государственного капитализма в период НЭПа?

3. Назовите основные источники средств для индустриализации страны?

4. Приведите примеры многочисленных «экспериментов» в экономике СССР, проводившихся по инициативе Н.С. Хрущева. Каковы были их последствия?

5. Каковы экономические причины распада СССР?

Тема 3.6. Особенности экономического развития стран с трансформационными экономиками

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): транзитология, Вашингтонский консенсус, градуализм, шоковая терапия, реформы Л. Бальцеровича, приватизация, ваучерная приватизация, ЧИФы, залоговые аукционы, «черный вторник», финансовые пирамиды, «челночный» бизнес, институт неденежных расчетов, дефолт, политика «большого скачка», «великая культурная революция», дуальная либерализация цен.

3. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дайте характеристику следующим историческим личностям: И.Б. Тито, Л. Бальцерович, Чан Кайши, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, А. Пиночет.

4*. Просмотреть комплекты журналов «Вопросы экономики», «РЭЖ», «ЭКО», «Мировая экономика и международные отношения» за 2009-2011 гг. и проаннотировать статьи по теме занятия.

II. План практического занятия

(форма обучения: очная)

По данной теме предполагается проведение трех практических занятий. Занятия проходят в форме «круглого стола», по каждому обсуждаемому вопросу назначаются выступающие и дискуссанты.

Проблемы, выносимые на обсуждение, объединены в три тематических блока: I – «Теория реформ»; II – «Реформирование российской экономики в конце XX – начале XXI вв.»; III – «Реформирование экономики в Китае, странах Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Индии».

1. Вашингтонский консенсус: сущность, значение.

2. Шоковая терапия: общая характеристика, примеры из практики реформ.

3. Градуализм: общая характеристика, примеры из практики реформ.

4. Периодизация рыночных реформ в России. Краткая характеристика этапов.

5. Формирование отдельных институтов в переходной экономике России (создание кредитно-банковской системы; становление валютно-денежной системы; создание фондового рынка; формирование института рекламы).

6. Приватизация в России: характеристика этапов, итоги.

7. «Финансовые пирамиды» в России: становление, особенности функционирования, результаты (на конкретном примере «МММ», «Властелина», «Русский дом Селенга» и др.).

8. Налоговая реформа в России в 1990-е – начале 2000-х гг.

9. Экономический кризис 1998 г. и его последствия.

10. Китайская реформа: исходные условия, общая характеристика этапов.

11. Реформирование экономики Польши (Венгрии, Чехии, Словакии, Словении: исторический аспект и современные реалии).

12. Особенности реформирования экономической системы Чили.

13. Аргентина: особенности экономического развития в XX веке, поиск новой модели в конце 1980-х гг.

14. Страны СНГ (по выбору студентов): особенности трансформации, современные реалии.

План семинарского занятия

(форма обучения: заочная)

1. Периодизация рыночных реформ в России. Краткая характеристика этапов.

2. Формирование отдельных институтов в переходной экономике России (создание кредитно-банковской системы; становление валютно-денежной системы; создание фондового рынка; формирование института рекламы).

3. Проблемы финансовой стабилизации. Финансовый кризис 1998 г.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому (практическому) занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку научных статей. Чрезвычайно важной представляется работа по аннотированию статей по изучаемым проблемам в ведущих отечественных научных журналах.

Требования к докладу смотри к занятию по теме 1.3. Дискуссанты презентацию не готовят, время их выступления – до 4 мин.

Для поиска необходимой информации желательно воспользоваться указанными ниже периодическими изданиями, а также публикациями в СМИ, Интернете.

Первый вопрос семинарского занятия посвящен периодизации реформ, характеристике этапов. В обязательном порядке познакомьтесь с препринтами ГУ-ВШЭ, серия «Экономические реформы конца XX века: опыт и уроки новейшей истории», особенно с работой Д. Шестакова, Р. Хаиткулова, А. Самулкина «Эволюция концепции российских экономических реформ 1980-1990-х гг.». Особое внимание уделите формированию идейно-теоретической базы реформ.

При подготовке второго вопроса семинарского занятия необходимо проработать следующие сюжеты: переход к свободным ценам, отказ от директивного управления экономикой, либерализация внешнеэкономических связей, либерализация валютных операций, либерализация доходов и заработной платы и т.д. Третий вопрос семинарского занятия посвящен проблемам финансовой стабилизации – борьба с инфляцией, бюджетная политика (эмиссия, практика недофинансирования, внутренние и внешние займы для покрытия бюджетного дефицита), причины, характер, последствия финансового кризиса 1998 г.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2009. Гл. 15.

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 12.

Дополнительная литература

1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. М., 2005, очерк 9.

2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Теория социально-экономических трансформаций: прошлое, настоящее, будущее экономики «реального социализма» в глобальном постиндустриальном мире. М., 2008.

3. Н. Бухарин. 20 лет перемен в странах Центрльно-Восточной Европы//Мир перемен. 2009. №3.

4. Страны и регионы мира: экон.-полит. справ. / МГИМО; под ред. А.С. Булатова. 3-е изд. - М.: Проспект, 2010.

5. Эксперт. Специальный выпуск. 28 декабря – 10 января 2010. № 1 (687).

6. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

7. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.459-493, 513-521.

 

Список периодических изданий

1. Вопросы экономики (комплект за 2009-2011 гг.)

2. Мировая экономика и международные отношения (комплект за 200-2011 гг.)

3. Российский экономический журнал (комплект за 2009-2011 гг.)

4. ЭКО (комплект за 2009–2011 гг.)

5. Эксперт (комплект за 2009–2011 гг.)

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://new.hse.ru/C3/C18/preprints ID/default.aspx (препринты Высшей школы экономики, серия «Экономические реформы конца XX века: опыт и уроки новейшей истории).

2. http://www.ieras-library.ru/ (электронная библиотека Института Европы РАН).

3. http://www.soveurope.ru/ (журнал «Современная Европа»)

4. http://www.ilaran.ru/ (сайт Института латинской Америки РАН)

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В каких странах реформирование экономики проходило по варианту шоковой терапии, а в каких по варианту градуализма?

2. Что Вам известно о реформах Л. Бальцеровича?

3. Особенности приватизации в странах Центральной и Восточной Европы?

4. Как происходило развитие экономических реформ 1992-1993 гг.? Расскажите о динамике инфляции, обменного курса рубля, а также о распаде рублевой зоны?

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

 

1. Сравнительная характеристика азиатского способа производства и античного рабства.

2. Специфика экономической организации Древнего Египта.

3. Распространение конфуцианства как главенствующей идеологии и его влияние на экономику Китая

4. «Великий шелковый путь»

5. Экономическая структура Римской Империи

6. Экономика Восточной Римской Империи

7. Формирование феодализма в королевстве франков.

8. Развитие ремёсел в средние века

9. Средневековой город и его место в экономике феодального государства.

10. Экономика Священной Римской Империи германской нации

11. Международная торговля в средние века. Торговые монополии и международные торговые союзы

12. Великие географические открытия как условие мирового экономического развития

13. Экономика Нидерландов и Голландии (XVI-XVII вв.)

14. Зарождение капитализма в Англии

15. Королевство Пруссия и его экономическая политика

16. Экономические связи колоний и метрополий Европы

17. Колониализм и рабство в истории экономики США

18. Экономические причины и последствия гражданской войны 1861-1865 гг. в США.

19. Экономические причины «опиумных» войн.

20. Торговля и колониальная экспансия Британской империи в XIX вв. (на примере какого-либо региона)

21. Особенности промышленного развития Франции (XIX в.).

22. Экономическая политика Наполеона

23. Экономика России во второй половине XVII вв.

24. Роль Российской Империи в мировом хозяйстве во второй половине XVIII вв.

25. Экономическое положение России в мировом хозяйстве во второй половине XIX в.

26. Национальный и иностранный капитал в экономике России в конце XIX – начале XX вв.

27. Особенности монополистического капитализма. Структура мировых рынков и их передел в конце XIX – начале XX вв.

28. «Великая депрессия»: причины и экономические последствия

29. Денежные реформы в России в XIX в.

30. «Новый курс» Ф. Рузвельта и его роль в стабилизации экономики США

31. Нефтяные шоки 1970-х и их последствия.

32. Экономическое развитие Сингапура во второй половине XX в.

33. Экономические кризисы: история и современность.

34. Клиометрика: новый подход к исследованию экономической истории.

35.. Фернан Бродель и его видение экономической истории.

36. Миросистемный анализ Иммануила Валлерстайна.

37. Нефть и развитие мировой экономики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Экономика стран Древнего Востока.

2. Экономика древнегреческого полиса.

3. Основные черты экономики Древнего Рима.

4. Основные черты феодализма как хозяйственной системы.

5. Цеховая система.

6. Два круга европейской морской торговли - левантийский и ганзейский.

7. Значение Великих географических открытий и «революции цен» для развития европейской экономики.

8. Сущность «второго издания крепостничества» в Восточной Европе.

9. Первые мировые биржевые центры.

10. Города-лидеры ремесла в Италии, Германии, Фландрии. Ярмарки.

11. Кольбертизм во Франции.

12. Нидерландская революция. Хозяйственная система Голландии (конец XVI - XVII вв.).

13. Возвышение Англии в XVII – XVIII вв. Политические революции XVII в. и огораживание как факторы роста капиталистического предпринимательства. «Аграрный переворот» и его значение.

14. Ост-Индские торговые компании. Их значение.

15. Сущность промышленного переворота.

16. Особенности промышленного переворота в Англии, Бельгии, Франции.

17. Экономическое развитие в XIX веке: базовые детерминанты.

18. Превращение США в мировую индустриальную державу.

19. Реформы Мейдзи в Японии и их результаты.

20. Особенности индустриализации в Германии.

21. Золотой стандарт.

22. Появление стандартизации и массового производства.

23. Экономическое развитие в XX веке: базовые детерминанты.

24. Изменение общих условий хозяйственной жизни в начале XX века (новые технологии и структурные сдвиги, финансовый капитализм и финансовая олигархия, формы монополий).

25. Экономические итоги Первой мировой войны.

26. Версальско-Вашингтонская система: экономические аспекты и противоречия.

27. Пути выхода из «Великой депрессии» ведущих стран Европы и США.

28. Тоталитарные варианты выхода из «Великой депрессии».

29. Бреттон - Вудская система: основные положения, причины заключения договора.

30. План Маршалла и восстановление экономики Западной Европы.

31. Варианты «экономического чуда» в послевоенной Западной Европе. Факторы успешного развития.

32. «Нефтяные шоки», структурные кризисы 1970-х. Неоконсерватизм.

33. Монеты и денежное обращение на Руси.

34. Внешнеэкономические связи Киевской Руси.

35. Предпринимательство в допетровской Руси.

36. Меркантилистская политика Петра I: великодержавные ориентиры петровских преобразований, форсированное создание промышленности и ее ресурсная база, попытки насаждения западных институтов.

37. Послепетровская экономическая политика. «Золотой век дворянства».

38. Реформы М.М. Сперанского, экономическая политика Е.Ф. Канкрина.

39. Особенности российской индустриализации.

40. Создание Госбанка и системы коммерческих банков. Финансовая политика.

41. Реформы С.Ю. Витте.

42. Экономика России в период империализма (1900-1917).

43. «Военный коммунизм». Переход к НЭПу. Денежная реформа 1922-1924 гг.

44. Роль ГУЛАГа в мобилизационной экономике.

45. Индустриализация в СССР: финансовые источники, проведение, результаты.

46. Денежная реформа 1947 года, отмена карточной системы.

47. Экономическая политика Н.С.Хрущева

48. Экономическое развитие России в конце XX – начале XXI вв.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских (практических) занятий

 

Дисциплина: «Экономическая история»

 

Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

 

Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»

 

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Автор

Татьяна Викторовна Лобас

 

Издано в авторской редакции

 

 


[1] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной и заочной форм обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.161 (0.011 с.)