Тема 2. 1. Экономическая политика национальных государств (XVII - XVIII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 1. Экономическая политика национальных государств (XVII - XVIII вв. )



I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): меркантилизм, кольбертизм, гугеноты, Нантский эдикт, сельдяной промысел, Утрехтская уния «тюльпаномания», Амстердамский банк, джентри, лендлорды, «парламентский кольбертизм», Навигационный акт, Славная революция, Статут о подмастерьях, Английский банк, мориски, реформация.

3. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Бааш Э. Подъем и упадок хозяйства Республики Соединенных провинций (С. 78-84); Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение (С.85-96).

4*. Подготовить реферат на тему: «Антверпен как центр мир-экономики в XVII – XVIII вв.»

5. Джон Ло: пророк или авантюрист? Поразмышляйте над данным вопросом. Свои выводы аргументируйте.

6. Объясните смысл известного выражения «Париж стоит мессы». С какими историческими событиями оно связано?

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Развитие экономики Голландии в XVII-XVIII вв.

2. Трансформация экономики Великобритании в XVII-XVIII вв.

III. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей. Особое значение следует уделить статье лауреата Нобелевской премии по экономике Дугласа Норта, в которой анализируются институциональные предпосылки возвышения Англии и упадка, потерпевшей неудачу, «владычицы» рудников Испании.

Работая над данной темой, в обязательном порядке изучите главу 6 «Экономический национализм и империализм» из книги Р. Камерона. Изучение темы целесообразно начать с проработки понятия «меркантилизм». Далее перейдите к изучению особенностей экономического развития абсолютистских монархий, таких как Испания, Португалия, Франция. Следует помнить, что классическим примером экономического национализма была Франция Людовика XIV. Изучите экономическую политику, проводимую первым министром Людовика XIV Ж.Б. Кольбером. Выясните, каковы истоки этатизма во французской экономике. Поразмышляйте, почему в XVIII в. в Европе Кольбера называли не иначе как «великий Кольбер». Согласны ли Вы с такой оценкой?

Семинарское занятие предполагает изучение двух моделей экономического развития, а именно голландской и английской. Знакомясь с экономическим развитием Голландии, следует помнить, что она являлась образцом политики активного торгового баланса. Разберитесь, с чем связан «удивительный взлет Нидерландов» и в чем была слабость данной экономической модели развития.

Изучая еще одну модель экономической политики, а именно политику «парламентского кольбертизма» в Англии, следует четко уяснить, почему именно данная модель оказалась наиболее перспективной.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.3 (С.122-131), гл.4 (С.132-141), гл.5 (С.200-215).

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 6.

 

Дополнительная литература

1. История экономических учений/ под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2010. С.38-40 (Джон Ло).

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 6.

3. Кокшаров А. Пузырь или нет? // Эксперт. 2009. №1 (640), 29 декабря 2008 – 4 января 2009 (о тюльпаномании).

4. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга I, II. Челябинск, 2004. С.215-412.

5. Филиппенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М., 2010.

6. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

7. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 113- 132.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Когда начался «удивительный взлет Нидерландов», с чем это было связано?

2. Кто является основателем традиции французского этатизма в экономической сфере? Почему?

3. К каким последствиям для экономического развития Франции привела отмена Нантского эдикта в 1685 г.?

4. Каковы институциональные предпосылки возвышения Англии в XVII в.?

5. Какие события называют английской финансовой революцией?

Тема 2.2. Становление индустриальной системы

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): протоиндустриализация, огораживание, консолидация полей, кокс, пудлингование, «атмосферная машина», паровой двигатель, механическая прялка «Дженни», прядильная ватер-машина, мюль-машина, механический ткацкий станок, луддиты, хлебные законы, тред-юнионизм, фритредерство, утопический социализм, парцеллы.

3. Сделать краткий конспект главы 4 «Мечты утопических социалистов» из книги известного американского экономиста и социолога Р. Хайлбронера «Философы от мира сего» (С. 132-146, о Роберте Оуэне). Составить пять вопросов к данному тексту.

4*. Подготовить научное сообщение по теме: «Всемирные выставки как витрина и стимулятор промышленного прогресса».

 

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная, заочная)

1. Предпосылки индустриализации в Англии. Мануфактуры. Трансформация английской деревни в XVI-XVII вв.

2. Промышленный переворот и его последствия для экономики Англии.

3. Индустриализация континентальной Европы: подъем Бельгии, причины относительного отставания Франции.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

По итогам изучения данной темы студент должен иметь четкое представление о технологических и институциональных инновациях промышленного переворота, о моделях индустриализации.

Первые два вопроса семинарского занятия посвящены изучению британской модели индустриализации. Это неслучайно, поскольку именно Англия стала родиной промышленного переворота. При изучении первого вопроса в обязательном порядке следует проработать главу «Англия – колыбель капитализма» из монографии М.А. Барга в хрестоматии по экономической истории (С.97-103). После уяснения предпосылок промышленного переворота перейдите к изучению сути данного процесса. Проработайте фрагмент обширного исследования П. Манту «Промышленная революция в Англии» из хрестоматии по экономической истории (С. 104-112). Особое внимание уделите последствиям промышленного переворота. Следует помнить, что промышленный переворот привел не только к усовершенствованиям в области техники, технологии, форм и методов организации производства, но и к коренным преобразованиям в социально-экономических отношениях (урбанизация, изменение структуры занятости населения, рост пауперизма и появление социального протеста и т.д.).

Третий вопрос семинарского занятия посвящен индустриализации континентальной Европы. Первым регионом континентальной Европы, полностью принявшим британскую модель индустриализации, был регион, ставший в 1830 г. Королевством Бельгия. Рассмотрите факторы раннего и успешного развития Бельгии, ход индустриализации. Изучая французскую модель индустриализации, следует помнить, что данная модель отличалась от британской, но конечный ее результат был не менее эффективен. Данный вопрос хорошо изложен в 9 главе книги Р. Камерона.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.4 (С.142-153), гл.5 (С.216-229).

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 6.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 7, 9, 12.

2. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга IV. Челябинск, 2004.

3. Филиппенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М., 2010.

4. Хайлбронер Роберт Л. Философы от мира сего. М., 2008. С. 132- 170.

5. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

6. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.97-112.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы социально-экономические последствия аграрного переворота в Англии?

2. В чем заключалась сущность промышленного переворота в Англии? Какую роль при этом сыграла хлопчатобумажная промышленность?

3. Кто такие луддиты, чартисты?

4. В какой стране и когда произошел первый кризис промышлен-ного перепроизводства?

5. Каковы причины успешного экономического развития Бельгии в первой половине XIX в.?

6. Какова была специфика промышленного переворота во Франции?

Тема 2.3. Модели перехода к индустриальной экономике:

США, Германия, Япония

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): «треугольная торговля», «железный закон», фронтир, доктрина Монро, «золотая лихорадка», Гомстед-акт, индекс Доу-Джонса, грюндерство, сегунат Токугава, революция Мэйдзи, Банк Японии, «открытие» Японии, дзайбацу, казенный капитализм.

3*. Составить опорный конспект работы известного российского экономиста Н. Кондратьева «Северо-Американские Соединенные Штаты», написанной для энциклопедического словаря «Гранат» в 1926 г. (С. 142-153, хрестоматия по экономической истории).

4. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику следующим историческим личностям: А. Гамильтон, К. Вандербильт, Отто фон Бисмарк, Муцухито.

5. Выдающийся русско-французский географ, социолог Л.И. Мечников в своем труде «Японская империя» отмечал эра Мэйдзи – «полный радикальный переворот». Приведите аргументы в защиту данного тезиса или опровергните его.

II. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

По итогам изучения данной темы студент должен иметь четкое представление о структурных и институциональных особенностях индустриальных трансформаций экономик США, Германии, Японии. Тщательно проработайте статьи из хрестоматии по экономической истории. При составлении опорного конспекта статьи Н. Кондратьева «Северо-Американские Соединенные Штаты» четко выделите этапы индустриализации, характерные черты каждого из них. Статью известного американского экономиста российского происхождения Александра Гершенкрона «Экономическая отсталость в исторической перспективе» прочтите в книге «Истоки. Экономика в контексте истории и культуры» (С.430-443). Сконцентрируйтесь на особенностях развития экономики Германии.

Особое внимание уделите изучению индустриализации Японии. Реформы Мэйдзи признаются сегодня одной из наиболее успешных форсированных модернизаций за всю мировую историю. Следует помнить, что, проводя реформы, правительство делало все, чтобы сохранить традиционные основы японского общества. С одной стороны, это способствовало тому, что реформы были поддержаны практически всеми слоями общества и прошли относительно безболезненно. С другой стороны, именно незавершенность буржуазной революции и сохранение у населения, прежде всего бывших самураев, феодального духа превратили Японию в очень агрессивную страну. Тщательно проработайте фрагмент монографии американо-канадского историка и дипломата Г. Норманна «Становление капиталистической Японии», которая вышла в 1940 г. и до сих пор считается наиболее глубоким в западной литературе анализом японской модернизации, широко используемым и в японских университетах (С. 167-184, хрестоматия по экономической истории).

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.6 (С.272-285), гл.7 (С.334-364), гл.8 (С.425-431).

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 6.

Дополнительная литература

1. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе// Истоки. Экономика в контексте истории и культуры. М., 2004. С.430-443.

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 9, 10.

3. Толмачева Р.П. Практикум по экономической истории. М.,2010. С.43-57.

4. Филиппенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М., 2010.

5. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

6. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.133-184.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как формировались английские колонии? Чем обуславливалась их жизнеспособность?

2. Кто положил начало фабричной промышленности в США?

3. Каковы были предпосылки, особенности и последствия промышленного переворота в США?

4. Почему США в начале XX в. заслужили название «плавильный котел Европы»?

5. Чем объяснялась экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в.?

6. Что вы знаете о Таможенном союзе германских государств?

7. Каковы особенности промышленного переворота в Германии?

8. Каковы итоги аграрной реформы Мэйдзи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.025 с.)