Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра истории России нового времени↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА Кафедра истории России нового времени Рабочая программа по дисциплине ИСТОРИЯ Ч. II Направление подготовки Архивоведение и документоведение
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Москва, 2011 ИСТОРИЯ Часть II
Рабочая программа
Авторы-составители: А.Б. Асташов, канд. ист. наук, доц. И.А. Гордеева, канд. ист. наук, доц. Т.Н. Кандаурова, канд. ист. наук, доц. Д.В. Лукьянов, канд. ист. наук, доц. К.Н. Морозов, докт. ист. наук, проф. К.А. Соловьев, канд. ист. наук, доц.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Истории России нового времени ___________, протокол № ___ Содержание данной программы является объектом авторского права, при использовании третьими лицами необходимо делать ссылку.
АННОТАЦИЯ
Дисциплина «История. Часть II» является частью федерального компонента Общепрофессиональных дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению «Архивоведение и документоведение». Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Истории России нового времени на Факультете архивного дела РГГУ. Содержание дисциплины соответствует требования государственного образовательного стандарта (ГОС), отражает современный уровень развития гуманитарных наук и охватывает круг вопросов связанных с глобальными проблемами и особенностями российского исторического процесса в России в новое время. Программа отражает концептуальные особенности образовательной программы по истории, реализуемой в РГГУ, связанные прежде всего со сравнительным подходом к изучению исторических явлений и процессов. В данной программе это выражается в первую очередь в ее нацеленности на формирование у студентов восприятия истории России как части общемировой. Практически это осуществляется путем последовательного, типологического сопоставления истоков, содержания и типа цивилизационных процессов, институциональных и социальных структур, социокультурных и экономических моделей развития России и тех стран и регионов, которые в ту или иную историческую эпоху были наиболее значимыми для внешних связей России или оказывали длительное и исторически важное политическое, экономическое или культурное влияние на историю других стран и народов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет Предметомизучения в данном курсе являются академические (классические и современные) подходы и интерпретации ключевых политических и внешнеполитических, социальных и экономических, интеллектуальных и культурных, национальных и религиозных проблем российской истории в период нового времени (1801-1917 г.) на фоне основных тенденций развития Европы и всего мира в указанный период.
Цель и задачи курса Целью освоения данной дисциплины является формирование комплексного представления об особенностях российского исторического процесса в новое время, о своеобразии модернизационного развития и содержательных характеристиках социально-экономической, социально-политической и культурной жизни страны; а также овладение студентами основами исторического мышления и исследования; умение ориентироваться в современной литературе по предмету, выражать и научно аргументировать свою позицию по вопросам истории России. Задачей курса является ознакомление студентов с различными концепциями русской истории, с ее наиболее значимыми дискуссионными проблемами, разнообразием точек зрения и подходов к их решению, а также выработка у студентов навыков исследовательской, аналитической работы с источниками и научной литературой, поиска научной информации по истории России. Более общие задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: · воспитание нравственности, морали, толерантности; · понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; · понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; · способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; · навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · умение логически мыслить, вести научные дискуссии; · творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования: · Знать: современные подходы к исследованию истории России нового времени, дореволюционную, советскую и современную (российскую и зарубежную) историографию истории России нового времени; основные этапы становления и развития Российской государственности и российского общества в новое время; формы и содержание цивилизационного взаимодействия России с другими странами; понятийно-терминологический аппарат современной исторической науки в области изучения истории России;
Новизна программы Новизна подхода к преподаванию курса состоит в использовании средств развивающего обучения, предполагающего активное включение студента в образовательный процесс. Лекционный курс имеет проблемный характер, в разрешении поставленных проблем активно участвуют студенты. Семинарские (практические) занятия проводятся в форме дискуссий и коллоквиумов с использованием современных информационных технологий, включая мини-презентации.
Хронологические рамки курса Хронологические рамки курса обусловлены общепринятыми в профессиональном сообществе историков представлениями о протяженности периода нового времени в России с начала царствования Александра I (1801 г.) до Октябрьской революции (1917 г.) Он является продолжением курса «История России. Ч. I», который читает кафедра Истории России древнего периода, и предшествует курсу «История России. Ч. III», учебный процесс по которому обеспечивает кафедра Истории России новейшего времени. В соответствии с целями и задачами курса изложение материала в нем построено по проблемно-хронологическому принципу. При этом предполагается максимальное использование знаний, полученных студентами в средней школе, в связи с чем в лекционной части курса акцент делается не на событийную историю, а на ключевые для понимания исторического процесса проблемы и вопросы. Важнейшие из них выносятся на семинарские занятия, где студенты, ознакомившись с соответствующей литературой, имеют возможность выработать собственную точку зрения на обсуждаемые проблемы, а также приобрести навыки академической дискуссии. В аудиторную нагрузку по курсу входят лекционные и семинарские занятия, занятия типа коллоквиум, а также различные формы контроля. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий, проблемный метод изложения лекционного материала. На семинарах основными методами изучения курса являются работа с источниками и научной литературой, обсуждение и дискуссии по ключевым теоретическим проблемам на семинарских занятиях. Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к семинарским занятиям, проводимым в форме научной конференции; индивидуальную работу в библиотеке и с использованием сети Интернет, подготовку курсовых работ, рефератов, презентаций и аттестаций. Она направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий. Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. Формами контроля освоения дисциплины являются: текущий контроль в виде выполнения студентами различных контрольных заданий, промежуточный контроль (зачет), итоговую аттестацию (экзамен), проводимые в письменной форме. Данная программа является исправленным вариантом программы 2009 г., скорректированным и дополненным с учетом новейших достижений исторической науки, новейшей литературы по предмету, а также собственных научно-методических разработок авторов программы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Основные подходы к изучению истории России нового времени. Формационный, модернизационный и цивилизационный подход. Проблемы периодизации и определения содержания процессов российской истории в отечественной и зарубежной историографии. Историографическая традиция в понимании XIX века и термина «новое время». Дискуссии о хронологических границах «нового времени» в европейской истории. Проблемы становления капитализма в России и проблемы модернизации истории России в новое время. Современная историческая наука о цивилизационных особенностях России в новое время. Особенности источников по истории России нового времени.
Раздел III. Кризис реформаторства и поиск новых моделей политического развития в 80 - 90-х гг. Трансформация российской государственности и социально-политический кризис российского общества в конце XIX - начале ХХ вв.
Проблема обеспечения статуса «великой державы» во внешней политике России в конце XIX - начале ХХ вв. Проблема блоков и соглашений во внешней политике России в 80 - 90-х гг. Этапы отношений России с европейскими претендентами на лидерство. «Пауза мира» Александра III и ее дипломатическое содержание. Сближение с Францией. От Союза трех императоров к франко-русским соглашениям 1891 - 1893 гг. Место России в мировой политике и мировом хозяйстве на рубеже веков. Участие в Гаагской конференции мировых держав. «Балканская карта» в достижении баланса европейских интересов. Англо-российские противоречия и способы их нейтрализации. Структура экспорта и импорта, иностранный капитал в российской экономике как новые факторы формирования внешнеполитической доктрины. Дальневосточная политика России и Европа. Соглашение с Китаем 1896 г. о Манчжурии и о Китайско-восточной железной дороге. Участие в мировом соглашении о разделе сфер влияния в Азии. Отказ от доктрины «открытых дверей». Военно-стратегические позиции России на Дальнем востоке. Обострение противоречий с Японией. Русско-японская война. Главные сражения на море и на суше. Оборона Порт-Артура. Цусимская катастрофа и резонанс от военного поражения России в русском обществе и во властных структурах. Дипломатическая деятельность С.Ю.Витте. Портсмутский мир. Несоответствие военно-дипломатической политики статусу «великой державы». Созидательные и разрушительные последствия реформаторства. Проблема выхода из реформ. Усиление позиций консервативного охранительства. Консервативное обоснование преимуществ традиционного политического устройства России. Борьба в правительственных кругах и в среде общественности по выбору государственной политики в конце 70 - начале 80-х гг. Конституционные проекты М.Т.Лорис-Меликова. Политическая доктрина «диктатуры сердца». Гибель Александра II и реакция общества на цареубийство. Формирование новых идейно-правовых основ самодержавной власти в начале 80-х гг. Первые политические правовые акты нового царствования. Усиление полицейских функций государственной власти. Реформирование системы государственной безопасности в 1881 г. Становление политической полиции в России. Применение чрезвычайного законодательства. Элементы «полицейского государства» во внутренней политике Александра III. Попытки введения полицейских функций в системе местного управления. Новое земское и городовое положение, закон о «земских начальниках». Ограничение сферы действия судов присяжных. Реакционные мотивы в доктрине «народного самодержавия» Александра III. К.П.Победоносцев, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев об основах и назначении российской государственности. Попытка реанимации роли дворянства в качестве опоры самодержавия в 80-е гг. Слияние государственной и церковной власти и политики. Приоритеты жизненных и национальных ценностей в представлениях власти и общества на рубеже веков. Введение политического контроля в системе просвещения. Деятельность министерства Д.А.Толстого и И.Д.Делянова. Университетский устав 1884 г., сопротивление ему в высшей школе. Циркуляр 1887 г. о сословных ограничениях в образовании. «Временные правила о печати» 1882 г. Реакционные тенденции в национальной политике. Внеправовые методы русификации и их последствия. Государственный антисемитизм. Изменения в структуре общественной оппозиции самодержавию. Движение от земского к «профессорскому» либерализму. Либеральный конституционализм. Трансформация народнической доктрины в 80 - 90-е гг. Тенденции легализма и реформаторства в народническом движении. В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон, И.И.Каблиц (Юзов), Я.В.Абрамов: теория «малых дел» и культурничество. Государственное модернизаторство в экономической сфере в 80 - 90-е гг. Проблема структурной перестройки экономической жизни. Эффект саморазвития рыночных структур в экономике России. Государственная политика стимулирования и поддержки тенденций рыночного предпринимательства. Протекционизм и патернализм в экономической политике правительства. Государственные экономические программы 80 - 90-х гг. (Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский). Финансовая реформа и финансовая политика С.Ю.Витте. «Золотой стандарт» российского рубля 1897 г. Регулятивная роль государства в модернизации российской экономики в конце XIX - начале ХХ вв. Фактор государственного монополизма в экономике. Элементы структурной перестройки российской экономики и характеристики экономического подъема на рубеже веков. Попытки ускорить развитие аграрного сектора экономики. Структура сельскохозяйственного экспорта во второй половине XIX в. Укрепление общины: стабильность против эффективности. Причины разорения крестьянского и помещичьего аграрного хозяйства. Нарастание напряженности в аграрных отношениях. Проблема крестьянского малоземелья, симптомы нежизнеспособности хозяйственной системы в аграрной сфере. Итоги экономического развития страны к концу XIX в. Соотношение результатов финансово-промышленной политики и тенденций развития мировой экономики. Правительственная и общественная оценка результатов и перспектив экономического развития. Деятельность совещания «О нуждах сельскохозяйственной промышленности». Выбор приоритетов в решении задач экономической модернизации. Содержание социальной проблемы в России в конце XIX - начале ХХ вв. и попытки ее решения. Место социальных вопросов в европейской цивилизации на рубеже веков. Дискуссионные проблемы социальной структуры российского общества в конце XIX в. в новейшей исторической литературе. Содержание социальной проблемы в России, причины ее обострения в конце XIX в. «Демографический взрыв» второй половины XIX в. Процессы миграции населения, урбанизации, индустриализация быта, подвижность социальных границ. Город в России в конце XIX в. Проблема модернизации традиционных сословий дворянства, священнослужителей, купечества. Содержание «аграрного вопроса» в России. Новые явления в структуре и облике русского крестьянства. Особенности крестьянского движения в XIX в.: от «холерных» бунтов до движения за передел земли. Голод 1891 г. как показатель уровня социального напряжения; реакция власти и общества на обострение «аграрного вопроса». Трансформация крестьянства как сословия. Влияние межсословной мобильности нового времени на традиционные социальные слои российского населения. Крестьянская семья на рубеже веков. Особенности формирования промышленных классов в 80 - 90-е гг. Гражданская пассивность российской буржуазии, ее зависимость от государства. Истоки появления в России слоя наемных рабочих, сравнительная характеристика русского и европейского «пролетариата». Особенности, структура и положение класса наемных рабочих в России. Первые рабочие организации. Начало борьбы за рабочее законодательство. Морозовская стачка 1885 г. Фабричные законы 80-х гг. «Промышленная война» в Петербурге в середине 90-х гг. Фабричный закон 1897 г. и перспективы рабочего законодательства в начале 900-х гг. Превращение «аграрного» и «рабочего» вопроса в постоянно действующий социально-политический фактор в начале ХХ в. Рабочее движение 1902 - 1904 гг. Радикализация и политизация требований к правительству. Отношение общественности к массовому социальному движению. Попытки различных общественно-политических сил оказать влияние на рабочее и крестьянское движение. Незавершенность социальной модернизации в России. Соотношение генезиса личности, семьи, гражданского общества. Кризис духовной жизни российского общества в конце XIX в. Проблема новых истоков для формирования «русской идеи». Усложнение структуры духовной жизни в конце XIX в. Соотношение общенациональной культуры и сословных субкультур. Крестьянская традиционная доминанта в национальной ментальности. Быт, психология, иерархия ценностей и способы духовного творчества различных слоев населения России. Нравственное и культурное содержание явления меценатства. Кризис идеи «передвижничества» и культурного подвижничества. Снижение «учительной» роли литературы. Эффект массовой книги. Распространение образованности в низших слоях населения. Элементы «массовой культуры» в начале ХХ в. Изменение духовной парадигмы в творчестве Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Обсуждение религиозно-нравственных проблем: формула «цены прогресса» у Ф.М.Достоевского, религиозный морализм Л.Н.Толстого. «Пушкинская» речь Ф.М.Достоевского (1880 г.) как новый вариант национальной идеи. Успех идеализма в мировоззренческих исканиях интеллигенции. Негосударственные формы религиозной мысли и деятельности (В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, движение религиозного диссидентства). Начало формирования светской религиозной философии как альтернативной основы национальной духовности. Формирование инфраструктуры политической жизни как нового механизма отношений власти и общества. Николай II и его окружение: представление о назначении монарха и самодержавия. «Правомерная» или «правовая» монархия как предмет разногласий между властью и обществом. С.Ю.Витте и В.К.Плеве - диапазон правительственных приоритетов политической модернизации. Содержание понятия «политическая жизнь» в представлениях различных общественных слоев и государственных структур. Политика как новая сверхзадача российской цивилизации: субъекты, механизм действия, особенности, темп и факторы формирования. Политическое самоопределение легальной оппозиции. П.Б.Струве и Д.Н.Шипов - диапазон либеральной оппозиционности на рубеже веков. «Союз освобождения» и политическая характеристика «освобожденчества». Банкетная кампания и земский съезд 1904 г. Образование радикальных социалистических партий. Развитие социал-демократического и социал-революционного движения в России в конце XIX - начале ХХ вв. Политическое кредо большевизма. Проблема соотношения легального движения и нелегальных политических партий. Реакция власти на рост оппозиционных настроений. «Полицейский эксперимент» С.В.Зубова, его политические перспективы и причины неудачи. Проекты «политического умиротворения» П.Д.Святополк-Мирского. Нарастание политической нестабильности российского общества на рубеже XIX - ХХ вв. Проблемы периодизации и типологии первой революции в России. Понятие революционного кризиса как разрушение механизма диалога власти и общества. Интересы и уровень политической активности различных слоев общества в условиях политического кризиса в 1904 - 1906 гг. Правительственный выбор политических форм диалога с обществом. Фактор массового движения и катастрофический характер разрыва власти и общества. Уровень самоорганизации и сознательности в рабочем движении. Образование Советов, их происхождение и назначение в революции. Традиционные и новые формы крестьянского движения в 1905 - 1906 гг. I съезд крестьянских депутатов. Образование крестьянских союзов как элементы самоорганизации. Движение за передел земли. Влияние вопроса о земле на определение целей и тактики различных оппозиционных сил во время революции. Массовое движение интеллигенции и служащих, городского населения. «Союз союзов», его политическое место в расстановке сил и деятельность в 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка, перспективы общенародного натиска на самодержавие. Диапазон правительственных вариантов стабилизации ситуации: от применения военной силы до созыва Государственной думы. Меморандум С.Ю.Витте и Манифест 17 октября 1905 г. Раскол оппозиции. Вооруженные восстания 1905 г.: участники, руководители, цели, последствия. Особенности политизации российского общества, факторы возникновения легальных партий в 1905 - 1906 гг. Партии как новый субъект политической жизни. Типология российских партий. Сравнительная характеристика решения в партийных программах главных вопросов: типа и структуры государственной власти, аграрной проблемы и гражданских прав. Возникновение основных партий российских либералов: Конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября. А.И.Гучков и П.Н.Милюков как типы партийных лидеров. Особенности легальной деятельности радикальных политических партий. Временное преодоление раскола в социал-демократической партии. Становление массовых эсеровских организаций в России. В.М.Чернов, Ю.О.Мартов, В.И.Ленин - типы российских политических деятелей кризисного времени. Различие в использовании фактора массового движения в 1905 - 1906 гг. Организационные формы и идеология негосударственного монархического движения. Социальная и ментальная основа черносотенного монархизма. Погромно-черносотенные организации в России. В.Я.Пуришкевич, А.И. Дубровин. Думский этап первой революции. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Размежевание общества и партий по вопросу думской тактики. Избирательная кампания и думская деятельность как альтернатива политическому перевороту и как новая структура механизма государственной власти. Победа кадетской партии на выборах и попытка осуществления тактики «левого центра» в I Государственной думе. Обсуждение аграрных проектов в Думе. Июльский кризис 1906 г. «Выборгский бунт» думских депутатов. Причины неудачи думской деятельности либералов. Просчеты государственной власти и общественной оппозиции на выборах во II Государственную думу. Ее состав, деятельность, причины роспуска. Новый избирательный закон 3 июня 1907 г. и его антиконституционный смысл. Итоги и последствия первой революции в России, причины ее неудачи. Авторитарный способ преодоления кризиса власти. Альтернатива П.А.Столыпина. Третьиюньская политическая система. Дуализм в организации государственной власти после первой революции. Поиск новых опор самодержавия. Политическая концепция главы Кабинета министров П.А.Столыпина. Идеал «Великой России», его носители и адепты. Трансформация идеологии монархизма. Усиление националистических и имперских мотивов в государственной политике. Наступление на автономию Финляндии, русификаторские тенденции в Польше. Состав и деятельность III Государственной думы. Расширение функций кабинета министров. Причины расхождения политического курса П.А.Столыпина и думского центра А.И.Гучкова. Экономическое и социальное содержание реформаторской деятельности П.А.Столыпина. Столыпинский вариант решения аграрной проблемы в России, его сторонники и противники. Законы 5 октября и 9 ноября 1906 г. Государственные усилия по перестройке аграрного хозяйства России и их итоги. Причины устойчивости крестьянской общины; вопрос о земле в представлениях власти и крестьянства. Особенности рынка земли в России. Школьная реформа и государственное культурничество как условия реформирования российского общества. Закон 3 мая 1908 г. Итоги школьной реформы в 1911 г. Факторы промышленного подъема и структурные изменения в экономике в 1910 - 1913 гг. Военная промышленность, создание современного флота и программа перевооружения армии накануне Первой мировой войны. Милитаризация экономики России. Причины потери общественной поддержки реформаторским усилиям П.А.Столыпина. Сопротивление крестьянства. Нарастание антиреформаторских настроений в правящих кругах. Усиление влияния «теневого» окружения императорской семьи. Феномен Г.Е.Распутина как признак исчерпания русским самодержавием исторической энергии.
Обострение социальных и политических проблем накануне Первой мировой войны. Университетский устав 1908 г., политика министерства Л.А.Кассо. «Толстовские дни» в 1908 и 1910 гг. Студенческие волнения 1911 г. Новая волна массового социального движения в стране. Ленские события, дело Бейлиса, волнения студентов в общественном восприятии. Рабочее профессиональное движение, его формы, динамика, уровень политической зрелости. Размывание стихийного монархизма крестьянства. Кризис идеологии и организации политических партий после неудачи первой революции. Проблема терроризма и провокаторства в деятельности нелегальных партий. Противостояние радикализма и идеи гражданского мира в национальном сознании начала ХХ в. Осмысление опыта первой революции в русской общественной мысли. Сборник «Вехи» как попытка изменить культурно-цивилизационные характеристики русской интеллигенции и «русской идеи». «Веховский» вариант либеральной идеологии. Интеллигенция «за» и «против» «веховства». Начало вхождения в политику предпринимательских слоев. Прогрессистская линия русской буржуазии, условия соглашения с правительством. Концепция «Великой России»: новый этап споров о «русской идее».
Участие России в мировой политике 10-х гг. Россия в Первой мировой войне. Обострение межгосударственных отношений в Европе в начале ХХ в. Участие России в европейских военно-политических конфликтах накануне Первой мировой войны. Соглашение с Англией 1907 г. Антанта и Тройственный союз. «Балканский узел» и проблема проливов во внешней политике России 1907-1914 гг. Бухарестский мир 1913 г. и «балканское наследство». Усиление «военной партии» в российском правительстве накануне 1914 г. Первая мировая война как война нового типа. Национальный облик массовых войн ХХ в. Национальная и имперская мотивация участия России в Первой мировой войне. Периодизация Первой мировой войны. Победы и поражения русской армии в 1914 - 1916 гг. Брусиловский прорыв. Морская блокада России. Человек на войне. Изменения в национальной психологии в условиях военного времени. Военная деятельность государственных органов. Признаки военно-экономического отставания страны. Кризис военно-политического управления в 1915 - 1916 гг. Дезорганизация самодержавной власти.. Антивоенные настроения в армии и обществе. Деструктивные тенденции в политической жизни. Война как фактор обострения внутриполитического и социального кризиса. Элементы самоорганизации общества в ходе войны. Гражданская деятельность русской буржуазии, переход ее в оппозицию к существующей власти. Участие общественных организаций в работе на оборону. Деятельность Союза городов, Земского союза, Земгора, Военно-промышленных комитетов, Красного Креста. Формирование прогрессистского политического блока в Государственной думе, его программа действий, причины расхождения с официальной политикой. Идея «правительства народного доверия», ее носители. Роль русской буржуазии и либеральной интеллигенции в создании альтернативного механизма власти в стране. Кризис нелегальных партий и способы его преодоления. Курс радикальных партий на раскол общества. «Оборонцы», «интернационалисты» и «пораженцы» в социалистических партиях. Международные связи русских социалистов. Изменения в содержании и целях деятельности радикалистских политических сил. Выход радикальных партий из нелегальной политической сферы через общественные организации и антивоенные кампании. Радикализация политической жизни в России в 1913 - 1915 гг. Оценка Февральской революции 1917 г. в зарубежной и отечественной историографии. Понятие государственного, социального и общенационального кризиса. Общенациональный кризис в конце 1916 - начале 1917 гг., его внешнее выражение. Убийство Г.Е.Распутина. Консолидация оппозиционных сил. Роль Государственной думы в политических событиях начала 1917 г. «Солдатский» облик революционных событий в феврале 1917 г. Просчеты правительства в оценке политической ситуации. Динамика событий 23 февраля - 2 марта в Петрограде. Политические и научные дискуссии о причинах и движущих силах Февральской революции. Фактор стихийного социального движения. Сравнительная роль политических партий в февральском перевороте. Отречение Николая II и реакция общества на падение монархии в России. Схватка за власть. Тактика кадетской партии в формировании органов временной власти. Партийное и социальное содержание новых органов власти. Идея Учредительного собрания как способа выхода их кризиса власти. Образование Петроградского совета, его революционная легитимность, состав, принципы взаимоотношений с Временным правительством. Революционная доминанта общественного сознания. Феномен А.Ф.Керенского. Вопрос о войне и перспективах революции в представлениях различных политических сил. Мифологизация общественного сознания весной 1917 г. Проблемы выхода из войны, передела земли, демократизации власти как ключевые проблемы национального кризиса начала 1917 года. Варианты решения этих задач в понимании различных политических сил. Временное правительство и Советы: возможности и границы диалога. Научные дискуссии о причинах падения монархии в России и сравнительной роли различных политических сил в Февральской революции. Политические противники и соперники большевиков, их альтернативные программы спасения России. Дискуссии о соотношении Февральской и Октябрьской революций. Перегруппировка политических сил в ходе революции. Нарастание психологии радикализма, ее проявления в событиях 1917 года. Дискредитация идеи Учредительного собрания. Идея вооруженного переворота, ее восприятие различными социальными и политическими силами. Факторы возрастания роли большевиков. Корниловский «поворот» в политической ситуации. Попытки демократической альтернативы в августе-сентябре изменить тенденцию радикализации политической жизни. Октябрьские события в Петрограде. Стихия массового движения. Мифологизация общественного сознания и роль прессы. Научные дискуссии о предпосылках октябрьского вооруженного переворота как закономерного этапа революционного кризиса. Оценки альтернатив 1917 года в современной историографии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Источники Основные 1. Государство Российское: власть и общество с древнейших времен до наших дней. Сборник документов. М., 1996. 2. Конец крепостничества в России. М., 1994. 3. Материалы по истории СССР. Освободительное движение и общественная мыль в России XIX в. М., 1991. 4. Политическая история России: Хрестоматия. Ч. 2. М., 1995. 5. Программы политических партий России. Конец XIX - ХХ вв. М., 1995. 6. Хрестоматия по истории России: учеб. Пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Савохина. М., 2004. 7. П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы: в 2 т. П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы: в 2 т. М., 2011. Дополнительные
1. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях./ Автор-составитель О.В. Будницкий. Ростов-на-Дону, 1996. 2. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. 3. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988. 4. Кюстин де А. Николаевская Россия. М., 1991. 5. Междуцарствие 14 декабря 1821 года в мемуарах и переписке членов царской семьи. М., 1905. 6. Приговоры и наказы крестьян Центральной России, 1905-1907 гг.: Сб-к док-в / Под ред. В.П. Данилова, А.П. Корелина. М., 2000. 7. Русская идея: Сборник статей. М., 1992. 8. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи: (Мемуары современников). М., 1989. 9. Сперанский М.М. Проекты и записки/ под ред. С.Н.Валка. М.;Л., 1961. 10. Столыпин П.А. Жизнь и смерть за царя (Сборник речей и документов). М., 1991. 11. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991. 12. Хрестоматия по истории России нового времени: Электронная форма. Сост. Асташов А.Б. / Кафедра Отечественной истории нового времени. Литература Основная
1. Административные реформы в России: История и современность / Под общ. ред. Р.Н. Байгузина. М.: РОССПЭН, 2006. 2. Беккер С. Миф о русском дворянстве: Дворянство в привилегии последнего периода императорской России. М.: НЛО, 2004. 3. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении. М., 2000. 4. Великие реформы в России, 1856-1874. М., 1992. 5. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. М.: Олма-Пресс, 2005. 6. Город и деревня в европейской России: Сто лет перемен: Монограф. сб-к. М.: ОГИ, 2001. 7. Государственная безопасность России: История и современность. М.: РОССПЭН, 2004. 8. Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX – начало XX вв. М.: РОССПЭН, 2007. 9. Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX – начало XX в.): Новые подсчеты и оценки / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2003. 10. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008 11. Ерошкин Н.П. Российское самодержавие. М.: РГГУ, 2006. 12. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009 13. Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX века. М., 2004. 14. История внешней политики России. Конец XIX – начало ХХ века (От русско-французского союза до Октябрьской революции). М., 1997. 15. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 16. Капеллер Андреас. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 1997. 17. Коновалов В.С. Крестьянство и реформы (Российская деревня в начале XX века): Аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 2000. 18. Конституционные проекты в России XVIII – начало XX в. М.: ИРИ РАН, 2000. 19. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. М., РОССПЭН, 2008. 20. Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Ольштынского. 2-е изд., испр. и доп. – М., ИТРК, 2005 21. Ме
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.250 (0.014 с.) |