Кафедра истории России нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории России нового времени



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА

Кафедра истории России нового времени

Рабочая программа

по дисциплине

ИСТОРИЯ

Ч. II

Направление подготовки

Архивоведение и документоведение

 

Квалификация (степень) выпускника

 

«бакалавр»

 

Москва, 2011

ИСТОРИЯ

Часть II

 

Рабочая программа

 

 

Авторы-составители:

А.Б. Асташов, канд. ист. наук, доц.

И.А. Гордеева, канд. ист. наук, доц.

Т.Н. Кандаурова, канд. ист. наук, доц.

Д.В. Лукьянов, канд. ист. наук, доц.

К.Н. Морозов, докт. ист. наук, проф.

К.А. Соловьев, канд. ист. наук, доц.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Истории России нового времени ___________, протокол № ___

Содержание данной программы является объектом авторского права, при использовании третьими лицами необходимо делать ссылку.

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Дисциплина «История. Часть II» является частью федерального компонента Общепрофессиональных дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению «Архивоведение и документоведение». Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Истории России нового времени на Факультете архивного дела РГГУ. Содержание дисциплины соответствует требования государственного образовательного стандарта (ГОС), отражает современный уровень развития гуманитарных наук и охватывает круг вопросов связанных с глобальными проблемами и особенностями российского исторического процесса в России в новое время.

Программа отражает концептуальные особенности образовательной программы по истории, реализуемой в РГГУ, связанные прежде всего со сравнительным подходом к изучению исторических явлений и процессов. В данной программе это выражается в первую очередь в ее нацеленности на формирование у студентов восприятия истории России как части общемировой. Практически это осуществляется путем последовательного, типологического сопоставления истоков, содержания и типа цивилизационных процессов, институциональных и социальных структур, социокультурных и экономических моделей развития России и тех стран и регионов, которые в ту или иную историческую эпоху были наиболее значимыми для внешних связей России или оказывали длительное и исторически важное политическое, экономическое или культурное влияние на историю других стран и народов.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет

Предметомизучения в данном курсе являются академические (классические и современные) подходы и интерпретации ключевых политических и внешнеполитических, социальных и экономических, интеллектуальных и культурных, национальных и религиозных проблем российской истории в период нового времени (1801-1917 г.) на фоне основных тенденций развития Европы и всего мира в указанный период.

 

Цель и задачи курса

Целью освоения данной дисциплины является формирование комплексного представления об особенностях российского исторического процесса в новое время, о своеобразии модернизационного развития и содержательных характеристиках социально-экономической, социально-политической и культурной жизни страны; а также овладение студентами основами исторического мышления и исследования; умение ориентироваться в современной литературе по предмету, выра­жать и научно аргументировать свою позицию по вопросам истории России.

Задачей курса является ознакомление студентов с различными концепциями русской истории, с ее наиболее значимыми дискуссионными проблемами, разнообразием точек зрения и подходов к их решению, а также выработка у студентов навыков исследовательской, аналитической работы с источниками и научной литературой, поиска научной информации по истории России.

Более общие задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

· Знать: современные подходы к исследованию истории России нового времени, дореволюционную, советскую и современную (российскую и зарубежную) историографию истории России нового времени; основные этапы становления и развития Российской государственности и российского общества в новое время; формы и содержание цивилизационного взаимодействия России с другими странами; понятийно-терминологический аппарат современной исторической науки в области изучения истории России;

  • Уметь: использовать теоретические знания и методы исследования на практике; критически анализировать и излагать историческую информацию в контексте ее современных интерпретаций; осуществлять поиск и отбор информации по проблематике изучаемого периода;
  • Владеть: знаниями в области сравнительного изучения всеобщей и отечественной истории, источниковедения; основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере; способностью самостоятельно работать с различными источниками информации; способностью выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций.

 

Новизна программы

Новизна подхода к преподаванию курса состоит в использовании средств развивающего обучения, предполагающего активное включение студента в образовательный процесс. Лекционный курс имеет проблемный характер, в разрешении поставленных проблем активно участвуют студенты. Семинарские (практические) занятия проводятся в форме дискуссий и коллоквиумов с использованием современных информационных технологий, включая мини-презентации.

 

Хронологические рамки курса

Хронологические рамки курса обусловлены общепринятыми в профессиональном сообществе историков представлениями о протяженности периода нового времени в России с начала царствования Александра I (1801 г.) до Октябрьской революции (1917 г.) Он является продолжением курса «История России. Ч. I», который читает кафедра Истории России древнего периода, и предшествует курсу «История России. Ч. III», учебный процесс по которому обеспечивает кафедра Истории России новейшего времени.

В соответствии с целями и задачами курса изложение материала в нем построено по проблемно-хронологическому принципу. При этом предполагается максимальное использование знаний, полученных студентами в средней школе, в связи с чем в лекционной части курса акцент делается не на событийную историю, а на ключевые для понимания исторического процесса проблемы и вопросы. Важнейшие из них выносятся на семинарские занятия, где студенты, ознакомившись с соответствующей литературой, имеют возможность выработать собственную точку зрения на обсуждаемые проблемы, а также приобрести навыки академической дискуссии.

В аудиторную нагрузку по курсу входят лекционные и семинарские занятия, занятия типа коллоквиум, а также различные формы контроля. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий, проблемный метод изложения лекционного материала. На семинарах основными методами изучения курса являются работа с источниками и научной литературой, обсуждение и дискуссии по ключевым теоретическим проблемам на семинарских занятиях.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к семинарским занятиям, проводимым в форме научной конференции; индивидуальную работу в библиотеке и с использованием сети Интернет, подготовку курсовых работ, рефератов, презентаций и аттестаций. Она направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий.

Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. Формами контроля освоения дисциплины являются: текущий контроль в виде выполнения студентами различных контрольных заданий, промежуточный контроль (зачет), итоговую аттестацию (экзамен), проводимые в письменной форме.

Данная программа является исправленным вариантом программы 2009 г., скорректированным и дополненным с учетом новейших достижений исторической науки, новейшей литературы по предмету, а также собственных научно-методических разработок авторов программы.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение

 

Основные подходы к изучению истории России нового времени. Формационный, модернизационный и цивилизационный подход. Проблемы периодизации и определения содержания процессов российской истории в отечественной и зарубежной историографии. Историографическая традиция в понимании XIX века и термина «новое время». Дискуссии о хронологических границах «нового времени» в европейской истории.

Проблемы становления капитализма в России и проблемы модернизации истории России в новое время. Современная историческая наука о цивилизационных особенностях России в новое время.

Особенности источников по истории России нового времени.

 

Раздел III. Кризис реформаторства и поиск новых моделей политического развития в 80 - 90-х гг. Трансформация российской государственности и социально-политический кризис российского общества в конце XIX - начале ХХ вв.

 

Проблема обеспечения статуса «великой державы» во внешней политике России в конце XIX - начале ХХ вв.

Проблема блоков и соглашений во внешней политике России в 80 - 90-х гг. Этапы отношений России с европейскими претендентами на лидерство. «Пауза мира» Александра III и ее дипломатическое содержание. Сближение с Францией. От Союза трех императоров к франко-русским соглашениям 1891 - 1893 гг.

Место России в мировой политике и мировом хозяйстве на рубеже веков. Участие в Гаагской конференции мировых держав. «Балканская карта» в достижении баланса европейских интересов. Англо-российские противоречия и способы их нейтрализации. Структура экспорта и импорта, иностранный капитал в российской экономике как новые факторы формирования внешнеполитической доктрины.

Дальневосточная политика России и Европа. Соглашение с Китаем 1896 г. о Манчжурии и о Китайско-восточной железной дороге. Участие в мировом соглашении о разделе сфер влияния в Азии. Отказ от доктрины «открытых дверей». Военно-стратегические позиции России на Дальнем востоке. Обострение противоречий с Японией.

Русско-японская война. Главные сражения на море и на суше. Оборона Порт-Артура. Цусимская катастрофа и резонанс от военного поражения России в русском обществе и во властных структурах. Дипломатическая деятельность С.Ю.Витте. Портсмутский мир. Несоответствие военно-дипломатической политики статусу «великой державы».

Созидательные и разрушительные последствия реформаторства. Проблема выхода из реформ. Усиление позиций консервативного охранительства. Консервативное обоснование преимуществ традиционного политического устройства России. Борьба в правительственных кругах и в среде общественности по выбору государственной политики в конце 70 - начале 80-х гг. Конституционные проекты М.Т.Лорис-Меликова. Политическая доктрина «диктатуры сердца». Гибель Александра II и реакция общества на цареубийство.

Формирование новых идейно-правовых основ самодержавной власти в начале 80-х гг. Первые политические правовые акты нового царствования. Усиление полицейских функций государственной власти. Реформирование системы государственной безопасности в 1881 г. Становление политической полиции в России. Применение чрезвычайного законодательства. Элементы «полицейского государства» во внутренней политике Александра III. Попытки введения полицейских функций в системе местного управления. Новое земское и городовое положение, закон о «земских начальниках». Ограничение сферы действия судов присяжных.

Реакционные мотивы в доктрине «народного самодержавия» Александра III. К.П.Победоносцев, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев об основах и назначении российской государственности. Попытка реанимации роли дворянства в качестве опоры самодержавия в 80-е гг. Слияние государственной и церковной власти и политики. Приоритеты жизненных и национальных ценностей в представлениях власти и общества на рубеже веков.

Введение политического контроля в системе просвещения. Деятельность министерства Д.А.Толстого и И.Д.Делянова. Университетский устав 1884 г., сопротивление ему в высшей школе. Циркуляр 1887 г. о сословных ограничениях в образовании. «Временные правила о печати» 1882 г.

Реакционные тенденции в национальной политике. Внеправовые методы русификации и их последствия. Государственный антисемитизм.

Изменения в структуре общественной оппозиции самодержавию. Движение от земского к «профессорскому» либерализму. Либеральный конституционализм. Трансформация народнической доктрины в 80 - 90-е гг. Тенденции легализма и реформаторства в народническом движении. В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон, И.И.Каблиц (Юзов), Я.В.Абрамов: теория «малых дел» и культурничество.

Государственное модернизаторство в экономической сфере в 80 - 90-е гг. Проблема структурной перестройки экономической жизни.

Эффект саморазвития рыночных структур в экономике России. Государственная политика стимулирования и поддержки тенденций рыночного предпринимательства. Протекционизм и патернализм в экономической политике правительства. Государственные экономические программы 80 - 90-х гг. (Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский). Финансовая реформа и финансовая политика С.Ю.Витте. «Золотой стандарт» российского рубля 1897 г. Регулятивная роль государства в модернизации российской экономики в конце XIX - начале ХХ вв. Фактор государственного монополизма в экономике. Элементы структурной перестройки российской экономики и характеристики экономического подъема на рубеже веков.

Попытки ускорить развитие аграрного сектора экономики. Структура сельскохозяйственного экспорта во второй половине XIX в. Укрепление общины: стабильность против эффективности. Причины разорения крестьянского и помещичьего аграрного хозяйства. Нарастание напряженности в аграрных отношениях. Проблема крестьянского малоземелья, симптомы нежизнеспособности хозяйственной системы в аграрной сфере.

Итоги экономического развития страны к концу XIX в. Соотношение результатов финансово-промышленной политики и тенденций развития мировой экономики. Правительственная и общественная оценка результатов и перспектив экономического развития. Деятельность совещания «О нуждах сельскохозяйственной промышленности». Выбор приоритетов в решении задач экономической модернизации.

Содержание социальной проблемы в России в конце XIX - начале ХХ вв. и попытки ее решения.

Место социальных вопросов в европейской цивилизации на рубеже веков. Дискуссионные проблемы социальной структуры российского общества в конце XIX в. в новейшей исторической литературе. Содержание социальной проблемы в России, причины ее обострения в конце XIX в. «Демографический взрыв» второй половины XIX в. Процессы миграции населения, урбанизации, индустриализация быта, подвижность социальных границ. Город в России в конце XIX в. Проблема модернизации традиционных сословий дворянства, священнослужителей, купечества.

Содержание «аграрного вопроса» в России. Новые явления в структуре и облике русского крестьянства. Особенности крестьянского движения в XIX в.: от «холерных» бунтов до движения за передел земли. Голод 1891 г. как показатель уровня социального напряжения; реакция власти и общества на обострение «аграрного вопроса». Трансформация крестьянства как сословия. Влияние межсословной мобильности нового времени на традиционные социальные слои российского населения. Крестьянская семья на рубеже веков.

Особенности формирования промышленных классов в 80 - 90-е гг. Гражданская пассивность российской буржуазии, ее зависимость от государства. Истоки появления в России слоя наемных рабочих, сравнительная характеристика русского и европейского «пролетариата». Особенности, структура и положение класса наемных рабочих в России. Первые рабочие организации. Начало борьбы за рабочее законодательство. Морозовская стачка 1885 г. Фабричные законы 80-х гг. «Промышленная война» в Петербурге в середине 90-х гг. Фабричный закон 1897 г. и перспективы рабочего законодательства в начале 900-х гг.

Превращение «аграрного» и «рабочего» вопроса в постоянно действующий социально-политический фактор в начале ХХ в. Рабочее движение 1902 - 1904 гг. Радикализация и политизация требований к правительству. Отношение общественности к массовому социальному движению. Попытки различных общественно-политических сил оказать влияние на рабочее и крестьянское движение.

Незавершенность социальной модернизации в России. Соотношение генезиса личности, семьи, гражданского общества.

Кризис духовной жизни российского общества в конце XIX в. Проблема новых истоков для формирования «русской идеи».

Усложнение структуры духовной жизни в конце XIX в. Соотношение общенациональной культуры и сословных субкультур. Крестьянская традиционная доминанта в национальной ментальности. Быт, психология, иерархия ценностей и способы духовного творчества различных слоев населения России. Нравственное и культурное содержание явления меценатства.

Кризис идеи «передвижничества» и культурного подвижничества. Снижение «учительной» роли литературы. Эффект массовой книги. Распространение образованности в низших слоях населения. Элементы «массовой культуры» в начале ХХ в.

Изменение духовной парадигмы в творчестве Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Обсуждение религиозно-нравственных проблем: формула «цены прогресса» у Ф.М.Достоевского, религиозный морализм Л.Н.Толстого. «Пушкинская» речь Ф.М.Достоевского (1880 г.) как новый вариант национальной идеи. Успех идеализма в мировоззренческих исканиях интеллигенции.

Негосударственные формы религиозной мысли и деятельности (В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, движение религиозного диссидентства). Начало формирования светской религиозной философии как альтернативной основы национальной духовности.

Формирование инфраструктуры политической жизни как нового механизма отношений власти и общества.

Николай II и его окружение: представление о назначении монарха и самодержавия. «Правомерная» или «правовая» монархия как предмет разногласий между властью и обществом. С.Ю.Витте и В.К.Плеве - диапазон правительственных приоритетов политической модернизации. Содержание понятия «политическая жизнь» в представлениях различных общественных слоев и государственных структур. Политика как новая сверхзадача российской цивилизации: субъекты, механизм действия, особенности, темп и факторы формирования.

Политическое самоопределение легальной оппозиции. П.Б.Струве и Д.Н.Шипов - диапазон либеральной оппозиционности на рубеже веков. «Союз освобождения» и политическая характеристика «освобожденчества». Банкетная кампания и земский съезд 1904 г.

Образование радикальных социалистических партий. Развитие социал-демократического и социал-революционного движения в России в конце XIX - начале ХХ вв. Политическое кредо большевизма. Проблема соотношения легального движения и нелегальных политических партий.

Реакция власти на рост оппозиционных настроений. «Полицейский эксперимент» С.В.Зубова, его политические перспективы и причины неудачи. Проекты «политического умиротворения» П.Д.Святополк-Мирского.

Нарастание политической нестабильности российского общества на рубеже XIX - ХХ вв. Проблемы периодизации и типологии первой революции в России. Понятие революционного кризиса как разрушение механизма диалога власти и общества. Интересы и уровень политической активности различных слоев общества в условиях политического кризиса в 1904 - 1906 гг. Правительственный выбор политических форм диалога с обществом.

Фактор массового движения и катастрофический характер разрыва власти и общества. Уровень самоорганизации и сознательности в рабочем движении. Образование Советов, их происхождение и назначение в революции. Традиционные и новые формы крестьянского движения в 1905 - 1906 гг. I съезд крестьянских депутатов. Образование крестьянских союзов как элементы самоорганизации. Движение за передел земли. Влияние вопроса о земле на определение целей и тактики различных оппозиционных сил во время революции. Массовое движение интеллигенции и служащих, городского населения. «Союз союзов», его политическое место в расстановке сил и деятельность в 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка, перспективы общенародного натиска на самодержавие.

Диапазон правительственных вариантов стабилизации ситуации: от применения военной силы до созыва Государственной думы. Меморандум С.Ю.Витте и Манифест 17 октября 1905 г. Раскол оппозиции. Вооруженные восстания 1905 г.: участники, руководители, цели, последствия.

Особенности политизации российского общества, факторы возникновения легальных партий в 1905 - 1906 гг. Партии как новый субъект политической жизни. Типология российских партий. Сравнительная характеристика решения в партийных программах главных вопросов: типа и структуры государственной власти, аграрной проблемы и гражданских прав. Возникновение основных партий российских либералов: Конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября. А.И.Гучков и П.Н.Милюков как типы партийных лидеров.

Особенности легальной деятельности радикальных политических партий. Временное преодоление раскола в социал-демократической партии. Становление массовых эсеровских организаций в России. В.М.Чернов, Ю.О.Мартов, В.И.Ленин - типы российских политических деятелей кризисного времени. Различие в использовании фактора массового движения в 1905 - 1906 гг.

Организационные формы и идеология негосударственного монархического движения. Социальная и ментальная основа черносотенного монархизма. Погромно-черносотенные организации в России. В.Я.Пуришкевич, А.И. Дубровин.

Думский этап первой революции. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Размежевание общества и партий по вопросу думской тактики. Избирательная кампания и думская деятельность как альтернатива политическому перевороту и как новая структура механизма государственной власти. Победа кадетской партии на выборах и попытка осуществления тактики «левого центра» в I Государственной думе. Обсуждение аграрных проектов в Думе. Июльский кризис 1906 г. «Выборгский бунт» думских депутатов. Причины неудачи думской деятельности либералов.

Просчеты государственной власти и общественной оппозиции на выборах во II Государственную думу. Ее состав, деятельность, причины роспуска. Новый избирательный закон 3 июня 1907 г. и его антиконституционный смысл. Итоги и последствия первой революции в России, причины ее неудачи.

Авторитарный способ преодоления кризиса власти. Альтернатива П.А.Столыпина.

Третьиюньская политическая система. Дуализм в организации государственной власти после первой революции. Поиск новых опор самодержавия. Политическая концепция главы Кабинета министров П.А.Столыпина. Идеал «Великой России», его носители и адепты. Трансформация идеологии монархизма. Усиление националистических и имперских мотивов в государственной политике. Наступление на автономию Финляндии, русификаторские тенденции в Польше. Состав и деятельность III Государственной думы. Расширение функций кабинета министров. Причины расхождения политического курса П.А.Столыпина и думского центра А.И.Гучкова.

Экономическое и социальное содержание реформаторской деятельности П.А.Столыпина. Столыпинский вариант решения аграрной проблемы в России, его сторонники и противники. Законы 5 октября и 9 ноября 1906 г. Государственные усилия по перестройке аграрного хозяйства России и их итоги. Причины устойчивости крестьянской общины; вопрос о земле в представлениях власти и крестьянства. Особенности рынка земли в России.

Школьная реформа и государственное культурничество как условия реформирования российского общества. Закон 3 мая 1908 г. Итоги школьной реформы в 1911 г.

Факторы промышленного подъема и структурные изменения в экономике в 1910 - 1913 гг. Военная промышленность, создание современного флота и программа перевооружения армии накануне Первой мировой войны. Милитаризация экономики России.

Причины потери общественной поддержки реформаторским усилиям П.А.Столыпина. Сопротивление крестьянства. Нарастание антиреформаторских настроений в правящих кругах. Усиление влияния «теневого» окружения императорской семьи. Феномен Г.Е.Распутина как признак исчерпания русским самодержавием исторической энергии.

 

Обострение социальных и политических проблем накануне Первой мировой войны.

Университетский устав 1908 г., политика министерства Л.А.Кассо. «Толстовские дни» в 1908 и 1910 гг. Студенческие волнения 1911 г. Новая волна массового социального движения в стране. Ленские события, дело Бейлиса, волнения студентов в общественном восприятии. Рабочее профессиональное движение, его формы, динамика, уровень политической зрелости. Размывание стихийного монархизма крестьянства.

Кризис идеологии и организации политических партий после неудачи первой революции. Проблема терроризма и провокаторства в деятельности нелегальных партий. Противостояние радикализма и идеи гражданского мира в национальном сознании начала ХХ в.

Осмысление опыта первой революции в русской общественной мысли. Сборник «Вехи» как попытка изменить культурно-цивилизационные характеристики русской интеллигенции и «русской идеи». «Веховский» вариант либеральной идеологии. Интеллигенция «за» и «против» «веховства».

Начало вхождения в политику предпринимательских слоев. Прогрессистская линия русской буржуазии, условия соглашения с правительством. Концепция «Великой России»: новый этап споров о «русской идее».

 

Участие России в мировой политике 10-х гг. Россия в Первой мировой войне. Обострение межгосударственных отношений в Европе в начале ХХ в. Участие России в европейских военно-политических конфликтах накануне Первой мировой войны. Соглашение с Англией 1907 г. Антанта и Тройственный союз. «Балканский узел» и проблема проливов во внешней политике России 1907-1914 гг. Бухарестский мир 1913 г. и «балканское наследство». Усиление «военной партии» в российском правительстве накануне 1914 г.

Первая мировая война как война нового типа. Национальный облик массовых войн ХХ в. Национальная и имперская мотивация участия России в Первой мировой войне. Периодизация Первой мировой войны. Победы и поражения русской армии в 1914 - 1916 гг. Брусиловский прорыв. Морская блокада России. Человек на войне. Изменения в национальной психологии в условиях военного времени.

Военная деятельность государственных органов. Признаки военно-экономического отставания страны. Кризис военно-политического управления в 1915 - 1916 гг. Дезорганизация самодержавной власти.. Антивоенные настроения в армии и обществе. Деструктивные тенденции в политической жизни.

Война как фактор обострения внутриполитического и социального кризиса. Элементы самоорганизации общества в ходе войны. Гражданская деятельность русской буржуазии, переход ее в оппозицию к существующей власти. Участие общественных организаций в работе на оборону. Деятельность Союза городов, Земского союза, Земгора, Военно-промышленных комитетов, Красного Креста. Формирование прогрессистского политического блока в Государственной думе, его программа действий, причины расхождения с официальной политикой. Идея «правительства народного доверия», ее носители. Роль русской буржуазии и либеральной интеллигенции в создании альтернативного механизма власти в стране.

Кризис нелегальных партий и способы его преодоления. Курс радикальных партий на раскол общества. «Оборонцы», «интернационалисты» и «пораженцы» в социалистических партиях. Международные связи русских социалистов. Изменения в содержании и целях деятельности радикалистских политических сил. Выход радикальных партий из нелегальной политической сферы через общественные организации и антивоенные кампании. Радикализация политической жизни в России в 1913 - 1915 гг.

Оценка Февральской революции 1917 г. в зарубежной и отечественной историографии. Понятие государственного, социального и общенационального кризиса. Общенациональный кризис в конце 1916 - начале 1917 гг., его внешнее выражение. Убийство Г.Е.Распутина. Консолидация оппозиционных сил. Роль Государственной думы в политических событиях начала 1917 г.

«Солдатский» облик революционных событий в феврале 1917 г. Просчеты правительства в оценке политической ситуации. Динамика событий 23 февраля - 2 марта в Петрограде. Политические и научные дискуссии о причинах и движущих силах Февральской революции. Фактор стихийного социального движения. Сравнительная роль политических партий в февральском перевороте.

Отречение Николая II и реакция общества на падение монархии в России. Схватка за власть. Тактика кадетской партии в формировании органов временной власти. Партийное и социальное содержание новых органов власти. Идея Учредительного собрания как способа выхода их кризиса власти.

Образование Петроградского совета, его революционная легитимность, состав, принципы взаимоотношений с Временным правительством. Революционная доминанта общественного сознания. Феномен А.Ф.Керенского. Вопрос о войне и перспективах революции в представлениях различных политических сил. Мифологизация общественного сознания весной 1917 г. Проблемы выхода из войны, передела земли, демократизации власти как ключевые проблемы национального кризиса начала 1917 года. Варианты решения этих задач в понимании различных политических сил. Временное правительство и Советы: возможности и границы диалога.

Научные дискуссии о причинах падения монархии в России и сравнительной роли различных политических сил в Февральской революции. Политические противники и соперники большевиков, их альтернативные программы спасения России. Дискуссии о соотношении Февральской и Октябрьской революций.

Перегруппировка политических сил в ходе революции. Нарастание психологии радикализма, ее проявления в событиях 1917 года. Дискредитация идеи Учредительного собрания. Идея вооруженного переворота, ее восприятие различными социальными и политическими силами. Факторы возрастания роли большевиков. Корниловский «поворот» в политической ситуации. Попытки демократической альтернативы в августе-сентябре изменить тенденцию радикализации политической жизни. Октябрьские события в Петрограде. Стихия массового движения. Мифологизация общественного сознания и роль прессы.

Научные дискуссии о предпосылках октябрьского вооруженного переворота как закономерного этапа революционного кризиса. Оценки альтернатив 1917 года в современной историографии.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Источники

Основные

1. Государство Российское: власть и общество с древнейших времен до наших дней. Сборник документов. М., 1996.

2. Конец крепостничества в России. М., 1994.

3. Материалы по истории СССР. Освободительное движение и общественная мыль в России XIX в. М., 1991.

4. Политическая история России: Хрестоматия. Ч. 2. М., 1995.

5. Программы политических партий России. Конец XIX - ХХ вв. М., 1995.

6. Хрестоматия по истории России: учеб. Пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Савохина. М., 2004.

7. П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы: в 2 т. П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы: в 2 т. М., 2011.

Дополнительные

 

1. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях./ Автор-составитель О.В. Будницкий. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991.

3. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988.

4. Кюстин де А. Николаевская Россия. М., 1991.

5. Междуцарствие 14 декабря 1821 года в мемуарах и переписке членов царской семьи. М., 1905.

6. Приговоры и наказы крестьян Центральной России, 1905-1907 гг.: Сб-к док-в / Под ред. В.П. Данилова, А.П. Корелина. М., 2000.

7. Русская идея: Сборник статей. М., 1992.

8. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи: (Мемуары современников). М., 1989.

9. Сперанский М.М. Проекты и записки/ под ред. С.Н.Валка. М.;Л., 1961.

10. Столыпин П.А. Жизнь и смерть за царя (Сборник речей и документов). М., 1991.

11. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991.

12. Хрестоматия по истории России нового времени: Электронная форма. Сост. Асташов А.Б. / Кафедра Отечественной истории нового времени.

Литература

Основная

 

1. Административные реформы в России: История и современность / Под общ. ред. Р.Н. Байгузина. М.: РОССПЭН, 2006.

2. Беккер С. Миф о русском дворянстве: Дворянство в привилегии последнего периода императорской России. М.: НЛО, 2004.

3. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении. М., 2000.

4. Великие реформы в России, 1856-1874. М., 1992.

5. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. М.: Олма-Пресс, 2005.

6. Город и деревня в европейской России: Сто лет перемен: Монограф. сб-к. М.: ОГИ, 2001.

7. Государственная безопасность России: История и современность. М.: РОССПЭН, 2004.

8. Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX – начало XX вв. М.: РОССПЭН, 2007.

9. Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX – начало XX в.): Новые подсчеты и оценки / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2003.

10. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008

11. Ерошкин Н.П. Российское самодержавие. М.: РГГУ, 2006.

12. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009

13. Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX века. М., 2004.

14. История внешней политики России. Конец XIX – начало ХХ века (От русско-французского союза до Октябрьской революции). М., 1997.

15. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004

16. Капеллер Андреас. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 1997.

17. Коновалов В.С. Крестьянство и реформы (Российская деревня в начале XX века): Аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 2000.

18. Конституционные проекты в России XVIII – начало XX в. М.: ИРИ РАН, 2000.

19. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. М., РОССПЭН, 2008.

20. Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Ольштынского. 2-е изд., испр. и доп. – М., ИТРК, 2005

21. Ме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.095 с.)