Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя торговля России со странами СНГ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
в 1998 г. (млн. долл.)
Лидирующее место попеременно занимают Белоруссия и Украина. Здесь, очевидно, немаловажную роль играют российско-белорусские политические отношения и прежде всего инициатива президента братской республики по установлению прямых внешнеэкономических связей с субъектами Российской Федерации, в том числе и с Республикой Коми. А.Г. Лукашенко пока единственный президент страны-участницы СНГ, посетивший нашу республику, в результате чего углубляются и расширяются внешнеэкономические связи Коми края с Беларусью. Только настойчивость и последовательность президента А.Г. Лукашенко привела к важному, хотя пока лишь к внешнему достижению интеграционного процесса - образованию «Союза двух» - России и Беларуси. На пути объединения двух государств сделаны еще два шага: ратифицирован Устав Союза Беларуси и России и всенародно обсуждается задача создания наиболее зрелого интеграционного объединения, включающего продвинутые формы - зону свободной торговли, таможенный союз, единое экономическое пространство, экономический и валютный союз с последующим перерастанием в политический союз - единое государство. Характеризуя интеграционный процесс в рамках СНГ и внешнюю торговлю России со странами Содружества, следует подчеркнуть тенденцию роста задолженности этих государств России. Их суммарный долг на конец 90-х годов превысил 7 млрд. долларов. Почти 2/3 долга приходится на задолженность по государственным кредитам, а остальная часть долга - на коммерческую задолженность предприятий за топливно-энергетические ресурсы. В связи с тяжелой финансовой ситуацией партнеров России по СНГ и отсутствием у большинства из них резервов свободно конвертируемой валюты рассматриваются и частично реализуются два подхода к погашению упомянутой задолженности. Во-первых, некоторые страны Содружества в счет долгов России поставляют необходимое ей продовольствие, сырье для легкой промышленности, отдельные виды готовой продукции. Во-вторых, практикуется (хотя, правда, нечасто) передача в счет долгов в собственность России хозяйственных объектов, находящихся на территории стран-должников. Такая трансформация в последние годы наиболее активно проходила в Белоруссии. В качестве иллюстрации интеграционного процесса можно сослаться на взаимное проникновение банковского капитала стран СНГ. Так, к концу 90-х годов на территории СНГ открыто около 30 дочерних банков и 20 представительств российских банков. Одновременно в капитале 65 российских кредитных организаций присутствуют инвестиции из банков стран СНГ. Другой дополнительной иллюстрацией интеграции в рамках СНГ является создание межгосударственных финансово-промышленных групп (ФПГ). Правда, их число пока невелико - 9, хотя это важный инструмент интеграционного сотрудничества. Замедление процесса создания таких групп в определенной мере связано с ограниченными возможностями российских ФПГ, а также с различием правовой базы в странах Содружества. Необходимы официальные договоренности о создании взаимовыгодных условий деятельности хозяйствующих субъектов на территории друг друга. Это вполне достижимо, если учесть, что на заседании Совета глав правительств еще в марте 1998 г. была утверждена Конвенция о транснациональных корпорациях. Большие резервы в развитии и углублении интеграции заключены в межрегиональном сотрудничестве, особенно приграничных со странами СНГ районах. Ныне практически все субъекты Российской Федерации поддерживают торгово-экономические отношения с государствами Содружества, ими подписано около 550 соглашений о сотрудничестве. В регионах реализуются программы экономического, сотрудничества России с Украиной, Казахстаном и Узбекистаном на период до 2012г. Для развития торгово-экономических связей республик, краев и областей, хозяйствующих субъектов Российской Федерации с партнерами из стран Содружества необходима консолидация усилий государственных структур и соответствующих объединений деловых кругов, прежде всего национальных союзов промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных и хозяйственных палат, ассоциации поддержки малого и среднего бизнеса. Но этому процессу не должны мешать политиканы и националисты всех мастей и рангов. Помимо исторически естественной интеграции России со странами ближнего зарубежья столь же злободневно выдвигается вопрос о путях интеграции экономики Российской Федерации в мировое хозяйство. Здесь следует учесть, что интеграция суверенной России в мировое хозяйство началась не с создания полноценного (то есть конкурентоспособного) рыночного хозяйства, а с либерализации внешнеэкономических связей. Практика других стран и десятилетний опыт экономических псевдореформ в России наглядно показывают, что без повышения и расширения конкурентоспособности отечественной продукции, без преодоления системного кризиса в стране осуществление структурной перестройки экономики, государственной поддержки экспорта и рациональной импортной политики страны проблему вхождения России в мировое экономическое пространство не решить, не поможет этому процессу и вступление в ВТО. В противном случае какое-то, теперь уже непродолжительное время Россия сохранит собственную нишу в экспорте топливно-сырьевых ресурсов в другие страны, но по мере их истощения позиция страны будет фатально падать, и страну ждут еще более тяжелые испытания с трудно предсказуемыми последствиями, Ведь сложившаяся ныне специализация России на поставках товаров энергосырьевой группы на мировой рынок не только ставит ее в сильную зависимость от колебаний мировых цен, но и создает реальную угрозу исчерпания экспортных ресурсов. Доступные природные запасы многих видов сырья истощаются, их разработка обходится все дороже. В скором времени страна может столкнуться с трудностями не только расширения сырьевого экспорта, но и с проблемами топливного и сырьевого самообеспечения. Кроме того, ориентация на экспорт сырья затрудняет приток капитала в обрабатывающие отрасли и в первую очередь в машиностроительный комплекс, что является прямым путем к деградации отечественного промышленного потенциала, к закреплению в России колониальной структуры внешнеэкономических связей: вывоз сырья в обмен на ввоз готовых изделий. При этом именно в добывающие отрасли охотнее идет иностранный капитал, что может привести к формированию российской хозяйственной структуры транснациональными корпорациями, естественно, в своих интересах, а также российскими преступными деятелями, все чаще выходящими на международную экономическую арену. Печально, но это факт. Не менее печально и ухудшение международной производственной специализации России на протяжении 90-х годов. Росла зависимость экономики страны от Мирового рынка, в то время как возможности России повлиять на состояние секторов мирового хозяйства, входящих в сферу ее интересов, сузились. Доля сырьевых отраслей в производстве и экспорте увеличилась, а удельный вес производства и экспорта готовых изделий, и без того низкий, еще более сократился. Развитие этих негативных процессов связано с рядом причин. Во-первых, после распада СССР в России еще не сформировался самовоспроизводящийся комплекс, а потому нет партнерской увязки между предприятиями добывающих и обрабатывающих отраслей. Во-вторых, (что тесно связано с предыдущей причиной) в России отсутствуют необходимые рыночные механизмы, обеспечивающие межотраслевой перелив капитала. В-третьих, с либерализацией внешнеэкономических связей и установлением свободы цен обнаружилась неготовность большинства российских предприятий к деятельности в условиях свободной конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В-четвертых, уход государства от ответственности за налаживание рыночного механизма и внешнеэкономическая неразбериха и стихия также не помогают ни структурной товарной перестройке производства, ни номенклатуре экспорта. Потому сырьевая специализация России, унаследованная от СССР, все более закрепляется. Сохраняется вполне вероятная опасность того, что роль энерго-сырьевой периферии мировой экономики останется за Россией на неопределенно длительный период. Ожидалось, что частично этот вопрос может проясниться на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге летом 2006 года, обсуждавший энергобезопасность в мире. После экономической разрухи с конца 80-х до конца 90-х гг. возможности экспортной ориентации России неизмеримо обострились и сузились. Например, в экспорте СССР на долю промышленного оборудования и транспортных средств приходилось свыше 20% общего экспорта, а удельный вес данной товарной группы в российском вывозе вдвое и даже втрое меньше. Расширить экспортные позиции на продукцию машиностроительного комплекса сейчас невозможно, так как производственный аппарат комплекса непоправимо изношен, собственных источников финансирования для его модернизации нет, а иностранный капитал, о чем уже говорилось, не идет в отрасли, определяющие развитие технического прогресса в России, как и не спешат везти к нам последние достижения западной науки и инженерной мысли. Необходимо считаться также и с тем, что мировые рынки перспективной для российского экспорта продукции (прежде всего военно-технической) чрезвычайно политизированы и пробиться на них за счет одной лишь ценовой конкурентоспособности товара практически не возможно. Например, под давлением США год тому назад Малайзия отказалась от предварительно согласованного решения закупить в России партию истребителей. Подобные акции Запада применяются к Индии, другим странам, импортировавшим нашу военную технику. Все это, несомненно, также затрудняет вхождение России в мировое экономическое пространство. Не способствует тому и экономическая ситуация, складывающаяся в последнее время в Российских регионах. Либерализация внешнеэкономических связей вместо ожидавшегося положительного влияния на состояние внутренней конкурентной среды привела к конституционно-запредельной самостоятельности регионов в области международных экономических отношений, в том числе и их кредитных связей с зарубежными партнерами. По этой же причине страна столкнулась с угрозой внутренней дезинтеграции территориально единого хозяйства. Признаками последней стали введение в некоторых субъектах РФ ограничений на торговлю с соседними областями, выпуск денежных суррогатов местного значения, самостоятельный выход регионов на международный заемный рынок, что наносит ущерб общегосударственной политике в этой области, а также России как самостоятельному субъекту мирового хозяйства. На интеграционном поле мирового уровня Россия добилась больше организационных, чем экономических успехов. Россия на основе правопреемницы СССР в международных, в том числе экономических отношениях, стала членом Европейского банка развития и реконструкции, вступила в МВФ и Всемирный банк, принята в Парижский и Лондонский клубы. В ноябре 1998 г. Россия присоединилась к Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сообществу (АТЭС), что объективно продвигает ее по пути интеграции в мировую экономику. Россия, таким образом, подключается к переговорному процессу, направленному на либерализацию торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период до 2010 г. и одобренная решением Уругвайского раунда. Однако даже при благоприятном развитии азиатско-тихоокеанского направления экономической интеграции россиянам обольщаться не приходится. Наибольший выигрыш могут получить лишь дальневосточный и примыкающие к нему регионы. Что же касается европейской части России, то ее было бы целесообразно вписать в соответствующую интеграцию Европы. В этой связи есть основания говорить об экономическом аспекте интеграционных отношений Российской Федерации и Европейского Союза. Данное направление международной экономической политики России занимает одно из приоритетных мест. Ныне Россия и Евросоюз становятся стратегическими партнерами, оставаясь, конечно, неизбежными конкурентами. Их взаимный товарооборот приблизился к 100 млрд. евро в конце 90-х годов, а ныне почти удвоился. На долю ЕС приходится 35-37% экспортного и до 40% импортного внешнеторгового оборота России. В импорте наших партнеров из России в основном преобладают энергоносители, сырье и материалы (80%), а в импорте России из стран Евросоюза велика доля машин и оборудования (36-38%), продовольствие (13-22%) и химических товаров (17-18%). После распада СССР по мере развития политических, экономических и культурных связей Россия перешла к созданию новой договорно-правовой базы с ЕС. В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 декабря 1997 г., а теперь, с расширением Евросоюза за счет присоединения десяти новых стран, из которых пять стран Восточной Европы (Венгрия, Польша. Словакия, Словения, Чехия), прибалтийские республики бывшего СССР (Латвия, Литва, Эстония), а также Мальта и Кипр удельный вес внешнеторгового оборота России еще более возрастает. В 2007 г. произошло пополнение состава 25 стран ЕС за счет Болгарии и Румынии, на очереди Хорватия.Отличительной чертой расширения Евросоюза в течение 2004 - 2007 гг. является тот факт, что в ЕС вступают государства, которые входили в сферу политических и экономических интересов Советского Союза и современной России. Такие масштабные перемены в Евросоюзе потребовали от России длительных переговоров, так как распространение Соглашения России и ЕС о партнерстве и сотрудничестве не новые страны связано с потерями российских компаний в сумме до 300 млн. долл. в год. Такие потери – результат распространения таможенных норм ЕС, а не ранее применяемых соглашениями с каждой из 10 новых стран-членов Евросоюза. В итоге сложных и длительных переговоров были достигнуты следующие договоренности: - Россия подписала Протокол о распространении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на 10 новых стран. Было принято совместное заявление Россия - ЕС о расширении ЕС, в котором перечислены российские требования и намечены пути их урегулирования. - Европейский Союз подтвердил свое согласие о вступлении Российской Федерации в ВТО, что облегчит России прием в эту организацию. - Государственная Дума ратифицировала Киотский протокол в ноябре 2004 г (вступил в силу 16 февраля 2005г.), на чем настаивал ЕС. - Согласованы вопросы касательно распределения антидемпинговых процедур на некоторые товары, поставляемые в страны ЕС - 10 (увеличены квоты на поставку стали до 2,2 тыс. тонн, снижены пошлины на поставку алюминия и его сплавов с 6% до 0%). - Не полностью решена Калининградская проблема. Здесь необходимо решить вопросы визового режима передвижения товаров, рыболовства, энергетики, нефтегазовой транспортировки и др. Сейчас решили ослабление визового режима только с Польшей. - Евросоюз отказался от своего требования не импортировать из одного источника более 30% энергоресурсов и подтвердил практику долгосрочных контрактов на эти товары. Стороны согласовали, что повышение внутренних цен на газ будет проходить в соответствии с энергетической программой правительства РФ. Конечно, если придерживаться строгой концепции международной экономической интеграции, то все договоренности по азимуту «Россия - Евросоюз» «не дотягивают» даже до первой формы (этапа) интеграции - зоны свободной торговли. Тем не менее на саммите между Россией и ЕС в ноябре 2001 г. было высказано намерение обеих сторон продвигаться в направлении формирования общего Европейского экономического пространства и создана Группа высокого уровня для разработки соответствующей концепции. Весьма допустимо предположение, что дальнейшая теоретическая разработка концепции международной интеграции потребует уточнения ее первичной формы. В частности, создание общего Европейского экономического пространства можно рассматривать в качестве одной из начальной формы интеграционного объединения. Главный контраргумент против такой оценки состоит в том, что нет, и быть не может «Интеграции без членства». Кроме того, настоящая, реальная интеграция предполагает снижение, а еще лучше отмену барьеров на пути движения капитала, товаров, рабочей силы и услуг во встречных направлениях. Саммиты «Россия - ЕС» в ноябре 2004 и мае 2005 и более поздних годов пока не продвинули эту сложнейшую проблему к уровню общепринятой терминологии этапов или форм интеграционного процесса - зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, финансовый и экономический союз и т.д. Тем не менее намечаемые меры шаг за шагом приближают Россию и ЕС к общему видению мирной, стабильной и процветающей Европы. Стремясь вписаться в мировое хозяйство, Россия не ограничивается лишь европейски азимутом экономической интеграции. Немаловажное значение она придает и восточно-азиатскому направлению интеграционного процесса. Убедительны такие факты. Россия развивает сотрудничество с интеграционной группировкой АСЕАН эволюционным путем вот уж 21 год (1991-2012) с учетом интересов всех стран-участников. Так, в 1991 г. на 24-м совещании министров иностранных дел ассоциации была приглашена делегация СССР, а в следующем совещании (1992 г.) впервые участвовал Министр иностранных дел РФ. В том же году в департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации был создан отдел АСЕАН. В начале 2003 г. Россия подала официальное заявление о присоединении, а в июле того же года Президент В.В. Путин ввел в действие закон о присоединении к Балийскому договору (остров Балий, 1976г). Балийский договор (региональный пакт о ненападении) базируется на основных положениях Устава ООН. Координацией интеграционного процесса в схеме «РФ - АСЕАН» занимаются следующие институты: - совместный комитет сотрудничества Россия - АСЕАН, действуют рабочие группы по торгово-экономическому, научно-техническому и иному сотрудничеству; - комитет управления фондом сотрудничества Россия - АСЕАН (учрежден в 1997 г. с целью формирования структур сотрудничества на уровне частного бизнеса); - деловой совет Россия - АСЕАН, председателями которого являются президенты Торгово-Промышленной палаты РФ и конфедерации торгово-промышленных палат АСЕАН. Торговля России со странами АСЕАН динамично набирает объем. Внешний товарооборот РФ со странами этой группировки вырос с 2,1 млрд. А долл. в 2002 г. до 4,4 млрд. долл. в 2004 г. По достигнутым в 2005 г. соглашениям осуществляется совместное строительство газо и нефтепроводов, реализация проектов по использованию энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока. 13 декабря 2005 г. Президент Путин В.В. подписал в Куало-Лумпуре (Малайзия) «Совместную декларацию Главы государства Российской Федерации и глав 10 государств и правительств государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) о развитии и всеобщем партнерстве». В документе отмечается близость подходов к решению актуальных региональных и международных вопросов, подчеркивая значение ранее подписанных документов. От такого направления интеграции менее всего получат районы Сибири и Дальнего Востока. Поэтому для России с ее территориальным разбросом проблема международной экономической интеграции стоит очень остро, она требует тщательной научной проработки. В этой связи для России, возможно, станет перспективной евроазиатская интеграция, создаваемая по инициативе президента Казахстана. (Евро АЗ), которая ныне вступила в разряд действующих интеграционных группировок. Как пример экономической интеграции России является создание тройственной «Зоны свободной торговли» в составе России, Казахстана и Белоруссии, но она функционирует лишь с июля 2012г., а потому не накоплен опыт ее действия для анализа. Россия ведет затяжные переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Вступление России в ВТО дает возможность активнее вести борьбу за новый международный экономический порядок без дискриминации наших товаров и услуг на рынках других стран, торгово-экономических препятствий для адаптации российской экономики к мировому хозяйству. Ныне все основные документы подписаны и с конца2012г. Россия станет полноценным 154 членом ВТО. А теперь несколько слов о ВТО и преимуществах, которые может получить Россия при вступлении в нее. Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Секретариат ВТО находится в Женеве. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений, разработанных в течение 1986-1994 гг. в Уругвае и получивших название соглашений Уругвайского раунда. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствийв международном обмене товарами и услугами. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: - внедрение режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; - взаимное предоставление национального режима товарам и услугам - отказ от использования количественных ограничений; - разрешение торговых споров только путем консультаций и переговоров. Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Этим пакетом соглашений регулируется ныне свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются около 153 государств и более 30 стран, в том числе и Россия, имеют статус наблюдателя. Кроме того, около пятидесяти международных организаций также обладают статусом наблюдателей в ВТО, в том числе МВФ, Всемирный Банк, различные подразделения ООН, региональные группировки, международные организации. Россия добивается изменения своего статуса наблюдателя на полноправного участника ВТО. Можно выделить следующие преимущества для России в связи с вступлением во ВТО: Во-первых, государство и российские участники внешнеторговой деятельности должны будут следовать общепризнанным цивилизованным «правилам игры» (т.е. принципам и правилам ГАТТ/ВТО). В современном положении на мировом рынке страна по разным каналам, в том числе и дискриминационным процедурам теряет до 4 млрд. долл. в год. Вступление в ВТО сократит потери, как Минимум на 2,5 млрд. долл. Во-вторых, отпадает необходимость в десятках и сотнях двусторонних международных договоров о торгово-экономическом сотрудничестве, которые приходится периодически преодолевать, а то и пересматривать. Все они заменятся одним, многосторонним соглашением в рамках ВТО, которая провозглашает ряд внешнеторговых принципов, которые должны придерживаться все страны - члены этой организации. В-третьих, преимущественно двусторонняя внешнеторговая политика становится многосторонней, «точечной» и не дискриминационной для нашей страны. Конечно, вступление страны во Всемирную торговую организацию – теорема с двумя неизвестными. Россия может не только выиграть, но и проиграть. Одним из нашего проигрыша является потеря на таможенных пошлинах. В настоящее время (по итогам последних лет Федеральная таможенная служба обеспечивает от 35 до 42% доходной части российского бюджета. По нормативным документам ВТО таможенные пошлины не должны превышать 5 - 7% таможенной стоимости и наша страна потеряет минимум половину бюджетных поступлений от таможенной службы. Это, во-первых. Во - вторых, ВТО провозглашает свободу торговли, а экономика России не совсем подготовлена к этому из-за низкой конкурентоспособности нашего производства и отечественных товаров, что может (мягко выражаясь) поставить целые отрасли страны в крайне затруднительное положение и прежде всего сельское хозяйство, легкую промышленность и другие.
14.6 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации Известно, что внешнеэкономическая деятельность каждой страны регулируется не только общим, но и специальным законодательством. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Став суверенным государством, Россия приступила к правовому регулированию внешнеэкономической деятельности: ликвидирована государственная монополия внешней торговли, предоставлены права участия в мирохозяйственных связях всем юридическим и физическим лицам, создан внутренний валютный рынок, развивается иностранное и смешанное предпринимательство. Российская Федерация прошла путь от политики чистого монетаризма во внешнеэкономических связях в 1992 г., которыми слепо руководствовались младореформаторы - «мальчики Чикагской школы - Е.Гайдар и его малосмышленные в экономике российские догматы конца XX века, до усиления контролирующей функции государства в настоящее время. Наряду с административными расширяется использование экономических методов регулирования международных экономических отношений. Ведущая роль в этом процессе отводится правовому государственному регулированию внешнеэкономической деятельности, представляющему собой совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. В эту совокупность входят различные по масштабу и уровню составляющие: во-первых, международные правила и нормы, подписанные Российской Федерацией, а также международные договора России с иностранными государствами; во-вторых, национальное законодательство России по внешнеэкономической деятельности, представленное законами, указами президента, кодексами, иными подзаконодательными актами. Конечно, создание системы правового регулирования внешнеэкономической деятельности - длительный и постоянно продолжающийся для нашей страны процесс, который несет на себе отпечаток переходного к рынку периода, особенности развития национальной экономики, международных обязательств Российской Федерации, а также предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию. Эти обстоятельства и объясняют необходимость отмены действия, внесения дополнений или изменений в ряд законов, указов, других документов, принятых в первой половине 90-х годов в области внешнеэкономической деятельности. К нормативно-правовым актам; регулирующим внешнеэкономическую деятельность в РФ, относятся: Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации» от 15 ноября 1991 г., Законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О соглашениях о разделе продукции», Таможенный кодекс Российской Федерации и другие. Обращает на себя внимание непоследовательность руководства страны в создании организационных структур по регулированию внешнеэкономической деятельности в России на общегосударственном уровне. К началу 90-х годов было учреждено Министерство внешних экономических связей РФ, затем оно было упразднено и соединено с Министерством иностранных дел, а когда убедились, что это очередное дилетантство тогдашнего и.о. главы правительства Е. Гайдара, снова восстановили Минвнешэкономсвязей, которое было расширено по названию (а не по функциям) и стало называться Министерством внешних экономических связей и торговли, но по примеру Японии, было воссоединено с Министерством экономики. Однако и последнее объединение просуществовало недолго: было создано Министерство торговли, выполнявшее функции по организации и внутренней, и внешней торговли. Новый президент и правительство РФ при формировании структуры федеральных органов исполнительной власти учредили ныне функционирующее Министерство экономического развития и торговли. Такая чехарда в организации и реорганизации важнейшего института внешнеэкономической деятельности и его центрального аппарата не могла не сказаться негативно как на разработке, так и на реализации внешнеэкономической политики России. К настоящему времени во многих субъектах РФ сохранились представительства бывшего Министерства внешних экономических связей и учреждены собственные Министерства внешних отношений в республиках в составе РФ, департаменты, управления или иные институты внешнеэкономических связей в областях и губерниях. На крупных предприятиях России также созданы отделы по международным экономическим связям. Примером может служить и Республика Коми, в органах исполнительной власти которой учреждалось ныне упраздненное Министерство внешних связей, а на ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» - отдел внешнеэкономических связей. К важнейшим законодательным и исполнительным органам государственного регулирования внешнеэкономических связей, определяющих порядок участия российских предприятий, организаций во внешнеэкономической деятельности, относятся: - Правительство РФ; - Совет Федерации; - Государственная дума; - Министерство иностранных дел; - Министерство экономического развития и торговли и ее заграничный аппарат; - Государственный Таможенный Комитет (ГТК) РФ, а ныне Федеральная таможенная служба. В задачу государственных органов управления и регулирования внешнеэкономической сферой входит создание системы мер защиты экономических интересов российских экспортеров и импортеров, активное содействие продвижению на зарубежные рынки конкурентоспособной российской продукции. Государственная система регулирования внешнеэкономической деятельностью призвана способствовать увеличению внутринационального накопления, повышению эффективности национального производства и, конечно же, продвижению российских товаров на мировой рынок, привлечению иностранных инвестиций в экономику страны. Последнее особенно важно в условиях крайне обостренного инвестиционного голода. В 90-е годы было принято 15 нормативных актов федерального уровня, устанавливающих льготы для иностранного капитала. Эти льготы распространяются на сферу налогового и таможенного регулирования. При этом объектом льгот являются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, таможенные тарифы и пошлины, а также нетарифное регулирование. Рядом нормативных документов от уплаты НДС освобождаются ввозимые в Россию технологическое оборудование, запасные части. По Закону «О таможенном тарифе» имущество, импортируемое в страну в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, освобождается от взимания таможенной пошлины. Ныне освобождаются от налога на прибыль средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. В целом за 2000-е годы было принято свыше 20 документов по регулированию внешнеторгового и валютного регулирования. Помимо льгот общего характера практикуются и нормативные акты, определяющие льготный инвестиционный режим в конкурентных отраслях и случаях сотрудничества. Например, Указ Президента РФ от 5 февраля 1998 г. «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» предусматривает предоставле ние льгот, ранее не применявшихся в России: инвесторам, которые вложат в автопроизводство не менее 250 млн. долларов, может быть предоставлен режим свободного склада, т.е. с ввозимых инвестором производственного оборудования и материалов не взимаются таможенные пошлины и косвенные налоги. Льготы предоставляются, если по истечении пяти лет с начала реализации проекта доля затрат, произведенных на территории России, будет составлять не менее 50% себестоимости конечной продукции. Либерализации инвестиционного режима в России будет способствовать уже упоминавшийся Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[92]. В этом Законе определены: - правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ; - правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями; - гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России; - гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; - гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; - гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; - гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ; - гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности; - гарантия использования на территории РФ и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; - гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранных инвестиций; - гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг; - гарантия участия иностранного инвестора в приватизации; - гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество; - льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями по уплате таможенных пошлин; - льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами РФ и органами местного самоуправления. В Законе также предусмотрены многие другие положения: о добросовестной конкуренции иностранного инвестора, имущественном страховании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, создание и ликвидация организации с иностранн
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.014 с.) |