Динамика цен на сырьевые товары 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика цен на сырьевые товары



Виды сырьевых товаров Годы в процентах Периоды в процентах
      2000-2010 2005-2010
1. Сырьевые товары +28 (-30) +26 +10 +8
2. Металлы -8 -20 +46 +13 +15
3. Сырье для производства напитков +23 +2 +14 +9 +12
4. Продовольствие +23 -15 +12 +6 +8
5. Сельскохозяйственное сырье -1 -17 +33 +2 +5
6. Энергоносители +40 -37 +26 +11 +8

Источник: обзор ВТО. БИКИ. 2011. 19 мая.

Динамику повышательной тенденции цен на сырьевые товары целесообразнее проанализировать на одном из семинарских занятий, распределив среди студентов в форме индивидуальных заданий как по видам товаров, так и в географическом направлении основных экспортеров и импортеров.

Развивающиеся страны были и все еще остаются поставщиками на мировой рынок сырья и продовольствия, а также технологически простых изделий. Придерживаясь объективной оценки процессов, происходящих во внешнеэкономических связях этой обширной группы государств, нельзя применять однозначный подход. В этой периферийной зоне мирового хозяйства наблюдаются две основные стратегии или модели индустриализации, оказывающие влияние и на экономический рост и на внешнеэкономические связи. Одну из них в экономической литературе принято обозначать как внутриориентированное развитие, где в качестве приоритета закрепилось освоение внутреннего рынка промышленных товаров. Нас в данном случае больше ин­тересует вторая стратегия, или модель - экспортоориентированная экономи­ческая политика, интеграция и международное промышленное разделение труда. Эта же стратегия предполагает на начальной фазе формировать импорто­замещающего производства, включающего создание предприятий текстиль­ной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей, мебельной и ряда других отраслей промышленности, производящих потребительские то­вары. Реализация этой фазы экспортоориентированной стратегии позволила отдельным странам достичь существенной самообеспеченности рядом по­требительских товаров. Доля импорта на рынках потребительских изделий Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, некоторых других развивающихся стран снизилась до 3%, товаров промежуточного спроса - до 9%. При этом на потребительские изделия приходилось 13% их совокупного промышлен­ного импорта.

Вторая фаза (а для таких стран, как Сингапур, Тайвань, Южная Корея, обе фазы были совмещены а общей экспортоориентированной стратегии) характеризуется введением возрождающейся индустрии в международное промышленное разделение труда, обеспечиваемое неустанным облагораживанием экспорта. Экспотроориентированная индустриализация была достигнута благодаря расширению рынка сбыта и обусловленных этим возможностей экономии на масштабах производства для предприятий, экспортирующих

промышленные изделия, а также возникновению так называемых «внешних эффектов» для промышленности и экономики в целом. Речь идет, в частно­сти, о повышении рациональности в использовании ресурсов, формировании динамичных сравнительных преимуществ, опирающихся на взаимозависи­мость между расширением спроса, увеличением инвестиций (и прежде всего иностранных) и повышением их эффективности, об экономическом выигры­ше от специализации и международной промышленной кооперации.

Во второй половине XX столетия произошли заметные изменения и в структуре международной торговли. Вполне естественно, что они стали следствием происходящих под влиянием НТР изменений в мировом произ­водстве. В последние два-три десятилетия наиболее динамично и интенсивно развивается мировой сектор обрабатывающей промышленности, а в нем -наукоемкие изделия. Наукоемкие отрасли активнее других вовлекаются в МРТ, повышая соответственно экспортную квоту высокотехнологичной про­дукции от 30 до 50% в общем объеме обрабатывающей промышленности ФРГ, Японии, Великобритании, США, Франции, Италии. Повышается удель­ный вес машин и комплексного оборудования в мировом товарообороте. В структуре экспорта продукции машиностроительного комплекса быстрыми темпами увеличивается экспорт электротехнического и электронного оборудования, доля которого превысила 25% всего экспорта продукции этого сегмента. Вместе с тем быстро расширяющейся сферой мировой торговли стала химическая промышленность.

Парадоксально происходит мировая торговля сырьем. Рост промыш­ленного производства в мировой экономике увеличивает абсолютный спрос, а значит, и потребление сырья. Однако темпы торговли сырьевыми товарами оказываются существенно ниже общих темпов роста мирового товарооборо­та. Очевидно влияние совокупности разнопорядковых факторов. Во-первых, НТР позволяет выпускать и вводить в эксплуатацию материалосберегающую технику, что сокращает расход сырьевых материалов на условную единицу готового продукта. Во-вторых, под влиянием НТР стало возможным заменять натуральное сырье синтетическими материалами. В-третьих, происхо­дят определенные сдвиги в размещении мирового производства: поставщики сырья создают промышленность по первичной переработке и по выпуску на его базе готовых изделий. Неустойчивы изменения в позиции минерального топлива в мировом товарообороте, так как помимо общих подвижек в струк­туре мировой торговли, влияющих на удельный вес данной товарной группы, нередко и резко меняются цены на эти товары, особенно на нефть. Поэтому бывает нелегко проследить тенденцию происходящих изменений.

В структуре мирового товарооборота меняется позиция и продовольст­вия. В течение 5-7 лет после Второй мировой войны многие страны Европы и Азии были импортерами продовольствия, так как проходившие по их терри­ториям военные действия причинили колоссальный ущерб национальному сельскохозяйственному производству. Однако, восстановив сельское хозяй­ство, они достигли продовольственной самообеспеченности, а отдельные страны сами стали экспортерами продовольствия. Это привело к относитель­ному уменьшению спроса на продовольственную группу товаров на мировом рынке. Правда расширяется спрос на продовольствие со стороны развиваю­щихся стран, периодически импортерами продовольствия и сельскохозяйст­венной продукции становились Китай, СССР, а сейчас Россия.

Эти обстоятельства сдерживают падение удельного веса продовольст­вия в структуре мирового товарооборота, снижают темпы его падения. Наи­более наглядно происходящие изменения в товарной структуре мирового экспорта за последние четыре с лишним десятка лет представлены в ниже­следующей таблице.

Таблица 7.3

Товарная структура мирового экспорта за последние 40 лет (в %)

Наименование товарной группы          
  1. Продовольствие (включая напитки и табак)
20,8 12,2 8,9 7,6 7,0
  1. Сырье
18,8 7,5 4,7 5,1 5,0
  1. Минеральное топливо
11,0 19,5 9,5 12,1 13,0
  1. Продукция обрабатывающей промышленности
49,4 59,7 74,1 75,0 75,0
а) Оборудование (включая средства транспорта) 17,0 27,9 36,5 39,0 39,3
б) Химические товары 5,3 7,2 8,7 9,0 9,01
  1. Прочая продукция обрабатывающей промышленности
27,1 24,6 28,9 27,0 26,6
а) Черные и цветные металлы 7,0 7,3 5,0 8,2 9,0
б) Текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда) 6,7 4,9 6,9 5,1 5,0

 

В структуре мирового товарооборота начинает занимать подобающее место торговля технологией. Объектами мирового рынка технологией явля­ются результаты интеллектуальной деятельности: лицензии, «ноу-хау», франчайзинг и другие предметы интеллектуальной собственности. На рынке технологии имеет место коммерсализация продуктов интеллектуального тру­да. Учитывая специфику технологии как товара, экономисты-международники все еще используют термины «передача технологии» или «технологический обмен», чтобы подчеркнуть особенности данного вида рынка.

Основными формами коммерческой передачи технологии являются:

- передача технологии в материализованном виде - станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий;

- иностранные инвестиции и вызывающие ими строительство, реконст­рукция, модернизация предприятий, фирм, производств, если они сопровож­даются притоком инвестиционных товаров, а также лизингом;

- продажа лицензий;

- совместное проведение НИОКР.

На мировом рынке технологии происходят внутренние изменения. В 60-70-е годы объем продаж лицензий существенно опережал по темпам при­рост мирового товарооборота. Кстати напомню, что в чистом виде лицензией называется право использовать какой-либо патент на определенных услови­ях. Лицензии имеют несколько разновидностей. С точки зрения периодиче­ских отношений лицензиара (экспортера предмета лицензии) и лицензиата (импортера) лицензии делятся на три вида: простая, эксклюзивная и полная. При простой лицензии лицензиар сохраняет за собой юридическое право использовать объект лицензии как в производственной, так и коммерческой деятельности, т.е. может продать второму, третьему, да хоть и десятому лицензиату. Лицензиат обретает право использовать предмет лицензии с определенными ограничениями (территории применения, отрасли применения и др.).

При эксклюзивной лицензии лицензиату дается исключительное, т.е. монопольное право на использование объекта лицензии на определенном рынке, который может включать как одну страну, так и несколько стран. Лицензиатор сохраняет право использовать предмет лицензии в производствен­ных целях, но теряет на него коммерческое право, т.е. не может продавать второму лицу.

При полной лицензии лицензиатор теряет право использовать объект лицензии как в производственных, так и коммерческих целях, т.е. фактиче­ски означает продажу патента.

На современном рынке технологий, особенно высоких технологий, в электронике, химии, вычислительной технике возросла роль «ноу-хау». Этот термин вошел во многие языки мира как заимствование из английского know how - «знай как», но о чем? Под «ноу-хау» понимается предоставление од­ним юридическим лицом другому за определенную плату и на конфиденци­альной основе производственных, технических, технологических, коммерче­ских, организационных и прочих секретов, не имеющих патентно-лицензионного обеспечения. Ныне по частоте сделок купля-продажа «ноу-хау» опережает лицензионные соглашения, чтобы этими секретами не завла­дели конкуренты.

К рынку технологии относят (хотя и небесспорно) франчайзинг. Франзинг (анг. Franchise - привилегия, право) - система продаж или передачи лицензий

на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том,

что фирма (франчайзер), имеющая высокую репутацию на рынке,передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).

А каковы методы замера мирового товарооборота? Можно замерить стоимость мирового товарооборта традиционным методом – путем суммирования экспорта и импорта. Так определяется внешнеторговый оборот каждой страны.

Мировой товарооборот в 2010 году составил экспорт 15 237,6 млн. $, импорт 150376,0 млн. $. всего 30613,6 млн. $.

Но в таком методе замера мирового товарооборота допущены погрешности, недостоверность из-за учета в товарообороте некоторых стоимостных показателей коммерческих услуг – стоимость страхования, международного фрахта. В целях сокращения погрешностей в замере стоимостного объема товарооборота используется другой метод, связанный с использованием двух базисных условий поставки товаров фоб и сиф, соответственно и двух видов цен – цен мирового экспорта фоб и цена импорта сиф. Подробнее информация о базисных условиях поставки товаров изложена в сборнике документов, выпускаемых Международной торговой палатой под названием «Инкотерм. - 2010», которая будет дана в следующей теме настоящего учебного пособия. В данном случае мы предельно кратко охарактеризуем фоб и сиф.

По базисному условию поставки товаров фоб обязанности и ответственность за риски гибели или порчи товаров при производстве и транспортировке международных грузов распределяются следующим образом.

FOB (фоб) - free on Board – «свобода на борту судна».

Продавец обязан: а) доставить товар и заплатить за его транспортировку до указанного порта отгрузки. Например, «FOB - Санкт- Петербург» означает, что сыктывкарский поставщик будет нести ответственность за отправку товаров, погрузку на борт судна в Санкт-Петербурге и оплату расходов. Расходы, которые несет продавец, включают транспортировку и оплату страховки до этой точки;

б) получить и оплатить экспортную лицензию;

в) оплатить налоги на экспорт;

г) доставить товар на борт судна, самолета или другого транспортного средства, указанного покупателем;

д) оплатить погрузку товара на борт судна, если плата за погрузку не входит в плату за перевозку;

е) предоставить «чистую бортовую» расписку. «Чистая бортовая» расписка означает, что грузоперевозчик удостоверяет принятие на борт товаров в хорошем состоянии, т.е. без повреждений;

ж) незамедлительно известить покупателя о том, что данные товары были погружены на борт.

Покупатель обязан: а) заблаговременно указать перевозчика для транспортировки товаров. Например, если условия отгрузки партии экспортных товаров из Сыктывкара предусматривают «FOB - Санкт- Петербург», именно покупатель указывает зафрахтованное им судно (судовую компанию), дату и время отправления.

б) предоставить экспортеру подробные сведения о судне и расчетном времени отправления и прибытия;

в) заплатить за перевозку от этой точки (т.е. фрахт от этой точки, включая расходы на загрузку в месте назначения);

г) застраховать товары и заплатить за страховку от этой точки.

Суть второго метода состоит в том, что объем мирового экспорта по стоимости (в нашем примере за 2010г., равный 15237,6 млн. $) принимается в качестве показателя общего мирового товарооборота.

По базисному условию CIF (сиф) coust, Insurance and Freight – стоимость, страхование и фрахт - транспортировка товаров осуществляется на борту лайнера-судна, совершающего рейсы по расписанию, а не специально назначенного для выполнения конкретной перевозки. Поэтому судно может иметь несколько промежуточных портов захода. Преимущество отправки товаров по регулярному маршруту, а не на специально зафрахтованное судно состоит в следующем:

а) стоимость фрахта ниже;

б) экспортер и импортер могут более точно планировать даты отгрузки, доставки, поскольку эти суда ходят по расписанию.

Обязанности экспортера минимальны:

а) застраховать судно;

б) застраховать груз от места погрузки до пункта назначения;

в) оплатить транспортировку груза от завода до порта назначения на территории страны импортера.

Обязанности импортера стандартны и минимальны:

а) организовать выгрузку товара с судна и оплатить эти услуги;

б) оплатить импортные формальности: пошлины, сборы, налоги, лицензии.

Условия фоб и сиф применяются только при перевозках морским или внутренним водным транспортом.

 

 

Конъюнктура мирового рынка

Слово «конъюнктура» употребляется довольно часто и в разных информационных ситуациях контекста. Нас конкретно интересует конъюнктура мирового рынка того или иного товара. А что такое конъюнктура? Если отправиться к словарно-справочному источнику, то в нем дается следующая этимологическая и семантическая расшифровка термина. «Конъюнктура рынка - (от лат. conjuncture - связывать) - экономическая ситуация, склады­вающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активности, ценами, объемами продаж».[40] Следовательно, экономи­ческий смысл понятия «конъюнктура» предполагает оценку внешнего, по­верхностного состояния текущей экономики через призму сугубо рыночных отношений в категориях спроса - предложения и цен. При этом предполага­ется, что речь, как правило, идет о текущем положении на рынке и, соответ­ственно, о ближайших, краткосрочных перспективах его развития на период 1-1,5 года.

Определяющими факторами в процессе анализа и составления конъ­юнктуры будут постоянно действующие циклические и нециклические фак­торы в их наиболее динамичном кратковременном проявлении совместно с факторами временными, случайными, играющими именно здесь исключи­тельно важную роль. В учебных целях (а мы пишем учебное пособие) к такому определению нет необходимости что-либо дополнять или что-то изменять редакционно, поэтому переходим к группировке основных показателей, с помощью которых изучается конъюнктура товарного рынка и которые позволяют количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции их развития.

Показатели конъюнктуры рынка обычно систематизируются по сле­дующим обобщенным группам, которые используются как для внутреннего, так и внешнего рынка:

1.Производство. Этот показатель включает в себя данные о динамике производства, основных фирмах-продуцентах, о появлении новых товаров и совершенствовании существующих, о загрузке производственных мощностей, динамике капиталовложений в данную отрасль, о движении портфеля заказов, изменении производственных издержек, численности занятых и безработных, воздействии забастовок на выпуск продукции и увеличении фонда заработной платы, о движении курса акций, облигаций, учетного процента.

2.Спрос и потребление. Данные о динамике спроса и структуре потребления, о влиянии научно-технического прогресса на уровень потребления и требова­ния к характеристикам товаров, о динамике оптовой и розничной торговли, о движении товарных запасов, об индексах стоимости жизни, емкости рынка и т.д.

3.Торгово-экономические показатели, прежде всего о состоянии междуна­родной торговли, данные динамики торговли, об основных странах-экспортерах и импортерах, о новых формах торговли, о наличии конкурен­ции и конкурентах.

4.Показатель цен (важнейшая группа показателей для анализа конъюнкту­ры).

Данные о динамике оптовых цен в ведущих странах-производителях и потребителях определенного товара, о динамике экспортных цен, о воздействии на цены инфляции, об изменениях цен на сырье и полуфабрикаты, о рос­те производительности труда, изменении курсов валют, данные о государст­венном регулировании ценообразования, о воздействии монополий на уро­вень рыночных цен и т.д.

5.Торгово-политические условия рынка. Наличие торговых организаций, торговый режим, уровень таможенных пошлин и налоговых обложений, сис­теме возможных расчетов.

6.Определение наиболее эффективных средств рекламы. Конъюнктура формируется и развивается, как это следует из перечня основных показате­лей, под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Все конъюнктурообразующие факторы можно классифицировать на постоянные и временные, циклические и нецик­лические, стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. По периодичности воздействия их принято подразделять на постоянные и вре­менные. Постоянно действующие факторы в свою очередь делятся на цикли­ческие и нециклические. Они влияют на конъюнктуру в тесном взаимодейст­вии, причем одновременно дополняя, усиливая или же, наоборот, ослабляя друг друга. При этом конънктурообразующие факторы меняют свою значи­мость, т.е. по значимости могут меняться местами. Конечной целью конъ­юнктурного исследования является составление прочной конъюнктуры рын­ка, выработка экспортной стратегии, определяющей специфику множества решений тактического характера: реклама (непосредственное воздействие на потенциального потребителя), продвижение сбыта (влияние на внешнеторго­вого посредника и формирование общественного мнения компании (фирмы) и ее продукции).

Исследование конъюнктуры как системы знаний - одна из прикладных отраслей экономической науки. Методологической основой исследования конъюнктуры является теория воспроизводства. Конъюнктура характеризу­ется состоянием производства и сбыта за определенный период времени или положением на рынке на данный момент.

Конъюнктура исследуется на разных уровнях. Различают три уровня исследования: а) общехозяйственную конъюнктуру, т.е. положение в миро­вом хозяйстве или отдельной стране; б) отраслевую конъюнктуру, т.е. со­стояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства; в) конъюнктуру рынка отдельного товара.

Понятие «конъюнктура рынка отдельного товара» применяется для ха­рактеристики экономических аспектов состояния, тенденций и перспектив развития той или иной отрасли или подотрасли, Изучение включает эконо­мический анализ таких видов деятельности и процессов, как научные иссле­дования и разработки; внутреннее и зарубежное патентование; капиталовло­жения; производство и сбыт продукции на внутренних и внешних рынках: деятельность ведущих промышленных фирм; специализация и кооперирова­ние в области производства и сбыта; продажа и покупка лицензий; ценообра­зование; перспективы развития отрасли. Источником информации об отрас­левой конъюнктуре служит экономико-статистическая и коммерческая лите­ратура.

Поскольку конечной целью конъюнктурного исследования, как уже отмечалось, является прогнозирование конъюнктуры рынка, то хотелось бы обратить внимание читателя на отдельные трудности этого творческого про­цесса. Основная сложность в изучении конъюнктуры (особенно при разра­ботке прогноза) заключается не в том, чтобы определить круг факторов и элементов ее формирования. Этот вопрос достаточно разработан в экономи­ческой литературе. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха которой зависит не только глубина охвата и обстоятельность ана­лиза, но и точность и правильность прогноза, состоит в установлении значи­мости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнкту­ры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование конъюнктуры будет вестись с должным учетом всех новых явлений и процессов, возникающих в первую очередь в сфере производства и обращения.

Составление прогноза рынка носит двухступенчатый характер. На пер­вом этапе готовится прогноз проявления основных факторов, воздействую­щих на конъюнктуру (постоянных, циклических и нециклических), а также временных. На втором, завершающем этапе разрабатывается комплексный прогноз конъюнктуры, главными разделами которого являются прогнозы производства товара, потребления, международной торговли и цен. Несколь­ко детализируем каждый из этих разделов.

1. Прогноз производства товара учитывает наличие резервных и ввод в действие новых мощностей, политику государств по содержанию или расши­рению выпуска товара, появление принципиально новой технологии произ­водства. При подготовке прогноза необходимо учитывать движение общехо­зяйственной конъюнктуры. В то же время спрос на новые, наукоемкие изде­лия и соответственно их выпуск развиваются иногда повышенными темпами даже в условиях депрессии или спада общехозяйственной конъюнктуры.

2. Прогноз потребления (спроса) разрабатывается с учетом перспектив развития отраслей, использующих данный товар (для оборудования произ­водственного назначения), или вероятных тенденций движения потребитель­ского спроса (для товаров потребительского назначения), ожидаемых разме­ров потребления, предполагаемого изменения импортных потребностей в данном товаре главных стран-импортеров или других показателей сферы по­требления,

В прогнозе спроса и производства весьма желательно указывать на ожидаемые сдвиги, отмечать, какие товары будут пользоваться наибольшим спросом.

3. Прогноз международной торговли д анным видом товара учитывает
перспективы общеэкономической конъюнктуры мирового хозяйства, вероятные тенденции в международном разделении труда, торгово-политические
мероприятия государств и другие факторы. Основная задача состоит в определении динамики, размеров экспорта и импорта данного товара, в распределении по основным странам-экспортерам и импортерам.

4. Заключительным и, пожалуй, наиболее ответственным этапом работы является прогноз динамики и уровня цен. При составлении учитывается раз­витие производства, потребления, международной торговли и другие показа­тели состояния и перспектив развития рынка. Используются оценки динами­ки цен, проводимые в иностранной печати, принимается во внимание движе­ние цен в прошлом и их уровень в момент разработки прогноза.

При составлении прогноза очень важно в полной мере учитывать спе­цифику данного товара и обусловленные этим обстоятельством особенности поведения конъюнктуры рынка (спроса и предложения). Следует принимать во внимание и длительность изготовления товара.

Для повышения практической значимости прогноза его полезно допол­нять конкретными рекомендациями по экспорту и импорту с учетом ожидае­мых изменений на рынке, в частности прогнозируемых «переломов» в дина­мике цен, мировом спросе и мировом предложении. Обычно о мировом спросе судят по фактическому и предполагаемому в обозреваемой перспек­тиве показателям объема общего потребления и изменения складских запасов у потребителей этого товара. А под мировым предложением понимается то количество интересующего нас товара, которое производители готовы реаль­но предложить покупателям при существующем уровне мировых цен на рынке и имеющихся производственных мощностях. Статистически предло­жение можно опять же опосредованно оценивать через уровень и динамику производства и складских запасов у производителей и продавцов.

Между спросом и предложением в условиях замкнутой мировой систе­мы экспортно - импортных отношений в общем и целом должно, естественно, наблюдаться статистическое равенство, однако, на практике это бывает дале­ко не всегда, поскольку эластичность спроса-предложения по отношению к цене весьма различны и на рынке в отдельные периоды часто образуется неудовлетворенный спрос или, напротив, избыточное предложение, что незамедлительно и отражается на уровне цен и общем состоянии конъюнктуры рынка.

Главной причиной отсутствия сколько-нибудь стабильного долговре­менного равновесия на мировом товарном рынке является то, что разрознен­ные и в большинстве случаев независимые участники рынка, т.е. производи­тели, потребители, продавцы и покупатели принимают, как правило, само­стоятельные и не скоординированные друг с другом решения, касающиеся реализации их собственной тактики. Выступая на рынке, они преследуют при этом свои собственные, индивидуальные цели и интересы в условиях посто­янной конкуренции, причем на основе далеко не полной, достоверной, а час­то и противоречивой информации о рынке.

Разумеется, сегодня рыночный механизм претерпел существенную трансформацию в силу господства монополистических объединений, а также осуществления мер государственного регулирования. Эпоха свободной конкуренции безвозвратно ушла в прошлое, ее место заняла государственно монополистическая конкуренция при определяющей роли транснациональ­ных корпораций. Однако сущность рыночного механизма все-таки мало из­менилась, поскольку сохранилось необходимое и достаточное условие то­варного производства - общественное разделение труда между различными группами собственников. Ярким примером сказанного может служить резко колеблющаяся конъюнктура и цены даже столь монополизированного миро­вого рынка как нефть в самом конце прошлого и начале нового, XXI столе­тия.

На специальном рисунке показана общая блок-схема процесса разра­ботки конъюнктуры товарного рынка, которая по существу является «дере­вом целей» и схематично отражает конъюнктурный прогноз товарного рынка (см. Приложение 4.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.053 с.)