Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7.3. Внешнеторговая политика государств.

Поиск

Международная (внешняя торговля)- древняя и традиционная форма международных экономических отношений. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д. Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития.

В сфере внешнеторговой политики центральный вопрос: что выбирать для обеспечения экономического развития страны – свободу торговли или протекционизм? Почему это является главным? Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны, зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы:

1. Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу;

2. Зависимость от импорта может привести к нежелательной зависимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

3. Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебания валютных курсов и цен на мировом рынке.

Противоречивое влияние внешней торговли на экономику создало два противоположных подхода к ее развитию – протекционизм и защита свободной торговли. В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государственной внешнеторговой политики.

В этой связи необходимо шире раскрыть внешнеторговую политику протекционизма и свободы торговли.

Начнем с выяснения сущности и видов протекционизма. Традиционный протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения сложностей в международных торговых отношениях. В ХХ в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами.

Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американской, германской, французской промышленности и национального капитала.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие.

1. Протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.

2. В условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.

3. Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.

4. Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за товар, причем не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности.

5. В условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Определяемые спецификой применения выделяются следующие виды протекционизма:

1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли АКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).

2. Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.

3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки.

4. Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение, в отношении всех остальных мегасубъектов.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры, характеристикам которых посвятим последующее изложение.

Тарифы на импорт, или импортная пошлина, — это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

Тарифы на импорт защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, поскольку им приходится оплачивать тариф на импорт. Этот факт становится очевидным при сравнении отечественных и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. В условиях свободной торговли отечественные цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу будет покрываться импортом. Введение тарифа на импорт повысит отечественные цены и сократит объемы импорта.

В условиях протекционизма у отечественных производителей есть возможности расширять производство, поскольку они не платят тариф, и, следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме производства, который для них является оптимальным.

С ростом цен у отечественных потребителей нет другого выхода, как только сокращать потребление и импортных, и отечественных товаров. В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт, наблюдаемый у отечественных производителей, не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Это ощущается сильнее в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается введением дополнительных таможенных ограничений.

Введения протекционистских мер защиты требуют от правительства также смежные отрасли, связанные с конкретной отраслью технологической цепочкой и поставляющие ей сырье и материалы. В связи с этим различают номинальный и фактический уровни тарифов на импорт.

Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли — величина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли будет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень тарифа превысит его номинальный уровень, а именно уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.

Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт. В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает. Отрицательный эффект, ощущаемый отечественными производителями, настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его.

Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль в том случае, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами.

Примером протекционистской политики может служить общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского союза.

Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это налог, которым облагаются импорт и экспорт

товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины.

1. Специфические таможенные пошлины: налог начисляется на единицу обложения.

2. Адвалорные таможенные пошлины: налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения.

3. Комбинированные таможенные пошлины: размер налога устанавливается при
сочетании методов обложения.

Объектом наложения специфических пошлин являются стандартизированные товары. Их значение изменяется в зависимости от конъюнктуры цен и фазы экономического цикла. Специфические пошлины в большей мере ограничивают импорт товаров с более низкими ценами. В условиях роста цен в период экономического подъема значение специфических пошлин утрачивается, наблюдается снижение уровня протекционистской защиты.

Адвалорные пошлины налагаются на товары, имеющие различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Уровень протекционистской защиты не зависит от конъюнктуры цен и сохраняет устойчивое положение, поскольку независимо от цены адвалорная пошлина увеличивает цену импортного товара. Однако при изъятии адвалорной пошлины возникают трудности в связи с необходимостью таможенной оценки стоимости товара.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие.

1. Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. (Демпинг — практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг применяется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация
произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса). Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-экспортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурирующих отраслей.

2. Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям.

Демпинг и удлиняющие сроки его действия, экспортные субсидии отечественным производителям оказывают дестабилизирующее влияние на протекание экономических процессов в национальных экономиках импортирующих стран. Проведение демпинговой политики и политики экспортных субсидий заставляет производителей импортоконкурирующих отраслей сворачивать производство. Прекращение подобной политики делает необходимым, наоборот, наращивание производства данной товарной группы.

В практике мировой торговли товарами и услугами демпинговая политика и политика экспортных субсидий относятся к разряду «недобросовестной конкуренции». В рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле разработано специальное антидемпинговое законодательство, позволяющее импортирующим странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых пошлин.

3. Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.

По характеру оформления различают автономные, конвенционные и преференциальные таможенные пошлины. Введение автономных пошлин является результатом односторонних решений законодательных органов государственной власти. Конкретизация их ставок осуществляется соответствующими министерствами (министерствами экономики, финансов, торговли) с последующим утверждением в правительстве.

Введение конвенционных пошлин - результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером было Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), а ныне Всемирная торговая организация.

Специфическими в ряду таможенных пошлин являются преференциальные пошлины. Их отличают и количественные, и качественные характеристики. Преференциальные пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы. Такими пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируемые из развивающихся стран. Например, в соответствии с Общей системой преференций (1971 г.) странами Европейского союза в одностороннем порядке предоставлены преференции для товаров из развивающихся стран. В рамках Первой конвенции Ломе (столица Того), подписанной в 1975 г. странами Европейского сообщества и 46 развивающимися странами Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана (АКТ), последним предоставлялась возможность беспошлинного экспорта промышленной и тропической сельскохозяйственной продукции. Вторая конвенция Ломе, подписанная в 1979 г. Европейским сообществом и 58 странами АКТ, предоставила новые возможности развивающимся странам в области миграции рабочей силы, энергетической политики, развития сельского хозяйства и стабилизации экспортной выручки производителей минеральных ресурсов. Третья конвенция Ломе, вступившая в силу в марте 1985 г., расширила положения Второй конвенции. В нее вошли особые статьи, касающиеся судоходства, рыболовства и стимулирования инвестиций. Четвертая конвенция Ломе подписана в 1989 г. Ее подписали 69 стран АКТ, в отношении которых в настоящее время действуют преференциальные пошлины.

Вторая половина ХХ века в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров, о чем свидетельствуют количественные показатели их динамики: если в конце 40-х годов средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах составлял 40—50%, то в настоящее время эта цифра
снизилась до 4—5%.

Снижение тарифных ограничений по внешней форме должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций. Однако анализ современного состояния международных экономических отношений, наоборот, показывает, что, если классические, традиционные методы протекционистских механизмов используются в меньшей мере, то вместо них начинают применяться нетрадиционные методы, которые всеравно возрождают протекционистские тенденции. Попытаемся хотя бы предельно кратко напомнить о них.

Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений, количество видов которых в настоящее время превышает 50. Особенно активно такие ограничения используют индустриально развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободы торговли. До сих пор 14% всех товаров, импортируемых странами Европейского союза, США и Японией, подпадали под нетарифные ограничения.

Основными видами нетарифных торговых ограничений являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.

Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вывозимых товаров не регламентируются, требуется проплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю. Кроме того, квоты отличаются от тарифов тем, что абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

Имеются также и существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.

Основными способами размещения государственных импортных лицензий являются следующие.

1. Затратный способ размещения. Лицензии выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и других ресурсов. В этом случае предприятие с целью получения большего количества лицензий осуществляет избыточные инвестиции в неиспользуемое оборудование.

2. Аукционный способ размещения. Государство продает лицензию по наивысшей цене, предложенной участвующими предприятиями.

3. Система явных предпочтений. Лицензии предоставляются наиболее
авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине
импорта в период до введения импортных квот.

С 1970-х годов стала распространяться специфическая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой.

ДЭО, вводимые страной-экспортером, имеют для страны-импортера более негативный результат, чем условия действия тарифов или импортной квоты, поскольку в этом случае цены на ввозимые товары могут быть более высокими, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом компенсируется снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.

Отношение международных организаций к добровольным экспортным ограничениям носит отрицательно-осуждающий характер, свидетельством чего стала задача отмены ДЭО к 2000 г. в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие их виды:

• обязательное соблюдение национальных стандартов;

• сертификаты качества импортной продукции;

• требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

•требования к экологическим характеристикам товаров потребительского
назначения и товаров производственного назначения.

Санитарно-технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных ограничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан. С 1993 г. в государствах — членах Европейского сообщества действует директива о защите потребителей, в соответствии с которой производители потребительских товаров обязаны поставлять к реализации только товары, не представляющие угрозу жизни и здоровью граждан государства.

Кроме того, чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необходимо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стандартов в национальной экономике. Подобная система необходима национальной экономике для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм на внутреннем и на мировом рынках, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу.

Главную роль в решении этого вопроса играет позиция государства. Например, Министерство международной торговли и промышленности Японии, устанавливая новые технические стандарты, добивается от фирм их неукоснительного соблюдения, что является серьезным стимулом развития инновационных процессов, обеспечивает нормальную конкуренцию на внутреннем рынке, содействует повышению конкурентоспособности японских фирм на мировом рынке. Новые стандарты способствуют быстрому освоению новых моделей и приобретению уже освоенными товарами новых характеристик.

В современных условиях при отсутствии новой упорядоченной международной валютной системы и продолжении валютного кризиса ужесточаются валютные ограничения на импорт товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Компенсационная торговля существует в различных формах, а именно:

• встречных закупок, когда страна-экспортер обязуется в рамках соглашения
закупить в импортирующей стране товары в пропорции, указанной в контракте о продаже;

• компенсации экспорта оборудования, когда закупается продукция, произведенная с использованием этого оборудования;

• оффсетной сделки, в условиях которой компенсация осуществляется посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортере (например, при реализации вооружений);

• компенсационной торговли — свитч, представляющей трехстороннюю коммерческую операцию, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи.

Наконец, о сущности и преимуществах свободной торговли. Классический протекционизм и неопротекционизм в форме нетарифных методов воздействия на процессы международной торговли являются дорогими методами сохранения самодостаточности национальной экономики.

Долевое соотношение протекционизма и свободной торговли в объеме мировой торговли показывает их относительно равное соотношение, однако противостояние сторонников не прекращается.

Свободная торговля — политика невмешательства государства в международную торговлю (free trade — фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Политика свободной торговли проводится в двух рыночных ситуациях:

1) если национальная стоимость товаров окажется ниже международной, товары отечественных продуцентов выигрывают ценовую конкуренцию;

2) если продукция национального производства будет иметь одинаковую стоимость с международной стоимостью данного товара, но изделия отечественного продуцента обладают лучшими технико-эксплуатационными качествами, страна выигрывает конкуренцию по качеству.

Поскольку фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:

• стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

• позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

• создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей и производителей, и потребителей;

• содействует расширению границ рынка: создает основы для массового
производства и получения положительного эффекта от него.

Сторонники фритредерства полагают, что аргументы в пользу протекционизма являются дискуссионными, поскольку те цели, которые он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

Принцип фритредерства отстаивают как ООН, так и Всемирная торговая организация.

Кроме внешнеторговой политики фритредерства и протекционизма проводится политика экспортной ориентации. Блестящий пример такой политики практиковала послевоенная Япония в ряде отраслей, но в первую очередь в области автомобилестроения. С этой целью японские фирмы скупили на мировом рынке последние достижения техники и технологии и эффективно использовали в отраслевом производстве, что позволило стране занять лидерские позиции в мире. Опыт Японии успешно повторила Корейская Республика, а сейчас применяют Китай и Индия.

Четвертым направлением внешнеторговой политики является политика импортозамещения. Она позволяет стране диверсифицировать производство, увеличить количество рабочих мест, достичь экономии валютных средств, заменив импортную продукцию товарами аналогами отечественного производства.

Выбор страной конкретных направлений внешнеэкономической политики напрямую зависит от позиционирования товаров национального производства на мировом рынке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.195 (0.012 с.)