Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование мэо на национальном уровне.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Национально-государственное регулирование МЭО осуществляется путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и субъекты внешнеэкономической деятельности на территории отдельной страны. В свою очередь, само воздействие достигается с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К экономическим методам относятся пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, удорожающие ввозимый товар и снижающие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с аналогичными изделиями отечественного производства. Для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу применяются различные виды таможенных режимов, отдельные из некоторых размещены в отдельной таблице 29. Таблица 29.
Административными методами считаются количественные лимиты (квоты), системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфические технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок. Конечно, использование административных мер нарушает механизм ВЭС, сокращает ассортимент товаров, возможность доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешает выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных продуцентов. По своему характеру и результатам применения административные методы регулирования внешнеэкономических отношений неоднородны. Среди них выделяются нетарифные методы, носящие обобщающий характер. Нетарифные методы регулирования во внешней торговле по классификации ООН делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, компенсационные сборы. Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.д. К третьему виду относятся методы, непосредственно не ограничивающие импорт и не стимулирующие экспорт, но в конечном счете ведущие к этому результату. Из широкого арсенала методов и способов нетарифного регулирования внешней торговли наиболее распространенными являются лицензии и квоты, которые оказываются более гибкими и эффективными, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Практически все страны с рыночной экономикой применяют эти инструменты. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэкономических связей, с конца 1998 г. - Министерство торговли, а ныне Министерство экономического развития и торговли) выдает разрешения на внешнеторговые операции с определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту и экспорту товарами (в России из-за непоследовательной внутри- и внешнеэкономической политики список таких товаров неоднократно меняется за год). Применяемые системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Практикуются два основных вида лицензий: генеральные и разовые. Генеральная лицензия - разрешение на экспорт или импорт товаров, выдаваемое на длительный срок, как правило, до одного года, независимо от числа сделок. Разовая лицензия выдается на экспорт или импорт товаров в пределах одной сделки с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (или назначения). Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квота - это количественное или стоимостное ограничение экспорта (экспортные квоты) определенных видов товаров, устанавливаемое на определенный срок. Такие ограничительные меры называют квотированием. Квотирование может быть глобальным, т.е. устанавливаться в отношении отдельных стран; сезонным (как полагаю, в комментарии не нуждается) и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Этот инструмент довольно часто используют США по отношению к Японии, экспортирующей туда свои товары с многомиллиардным активом в год. Наиболее традиционным, классическим методом национального регулирования внешнеэкономических связей являются таможенные тарифы, которые, как уже отмечалось, относятся к экономическим инструментам государственного вмешательства в мирохозяйственные отношения. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, с которых взимается таможенная пошлина с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара. В свою очередь под таможенной пошлиной понимается налог, взимаемый государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа. Механизм таможенного регулирования мирохозяйственных связей, в первую очередь внешней торговли, довольно прост для восприятия. Облагая таможенными пошлинами импортные товары, государство создает предпосылки повышения цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность по отношению к товарам-аналогам отечественного производства. А при взимании таможенных пошлин с экспортируемых товаров государство сдерживает их вывоз из страны. Каждое государство разрабатывает и проводит свою внешнеторговую политику, исходя из ее международных обязательств, с одной стороны, и состояния отечественного производства, а соответственно и национального рынка, с другой. Общие подходы к международной торговле известны как внешнеторговая политика фритредерства (свободы торговли) и политика протекционизма. Фритредерство означает всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью. Политика свободы торговли проводится при двух рыночных ситуациях. 1. Если национальная стоимость товаров окажется ниже международной, товары отечественных продуцентов выигрывают ценовую конкуренцию. 2. Если продукция национального производства будет иметь одинаковую стоимость с международной стоимостью данного товара, но изделия отечественных продуцентов обладают лучшими технико-эксплуатационными качествами. При такой ситуации страна выигрывает конкуренцию по качеству. В любом из этих случаев импортные изделия не угрожают национальным товаропроизводителям. Политика протекционизма, наоборот, предполагает высокое таможенное обложение импортируемых (а иногда и экспортируемых) товаров и представляет собой государственную политику создания особо благоприятных условий для отечественного производства путем ограждения его от конкуренции со стороны иностранных поставщиков. Такая политика проводится при прямо противоположных рыночных ситуациях, то есть когда товары отечественного производства имеют более высокую стоимость по сравнению с международной стоимостью, или когда они уступают импортным товарам-аналогам по качеству. Протекционизм является одним из сложных и противоречивых явлений в международной торговле как в теоретическом, так и в практическом отношении. Одни экономисты оправдывают протекционистскую политику и приводят довольно веские аргументы в ее поддержку, тогда как другие осуждают эту политику и также убедительно обосновывают свою точку зрения. Попытаемся воспроизвести некоторые доводы pro и contra. Сторонники политики протекционизма считают, во-первых, что причиной протекционистских мер правительства может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных продуктов. Во-вторых, временное ограничение ввоза конкурирующей продукции может стать стимулирующим фактором развития зарождающихся перспективных отраслей производства национальной экономики. В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается. В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта. Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда она осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынке. Все перечисленные причины, казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны. Однако проведение протекционистской политики наталкивается и на контраргументы. 1. Меры, содействующие расширению внешней торговли, благоприятствуют экономическому развитию страны. 2. Политика протекционизма может консервировать отсталость отечественного производства. 3. Ограничение импорта позволяет отечественным поставщикам завышать цены, а потребителям приходится за это расплачиваться. Даже из краткого перечня аргументов видно, что однозначный подход к оценке протекционизма, - полностью отвергающий его или безоговорочно признающий, - неправомерен и малопродуктивен. К формам протекционизма относятся: эмбарго, лицензирование, квотирование, добровольное ограничение экспортером вывозимой массы (объема) товаров и др. В реальной практике ни одна страна не проводит ныне в чистом виде только политику фритредерства или протекционизма. Внешнеторговая политика той или иной страны вбирает в себя элементы той или другой торгово-политической модели в зависимости от позиции товаров национального производства на мировом или отечественном рынке. Кроме того, отдельные страны иногда прибегают к внешнеторговой политике демпинга, то есть продаже товаров ниже их стоимости, по ценам, компенсирующим лишь издержки производства и реализации. Такая внешнеторговая политика используется для завоевания нового рынка (японские фирмы иногда практикуют демпинг), потеснения с рынка конкурентов, при продаже товаров устаревших марок, вышедших из моды. Как международные организации, так и национальные государства принимают антидемпинговые меры, чтобы экономически наказать виновных экспортеров и защитить внешнеторговых участников, соблюдающих принятые в мировой торговле правила корректной, честной конкуренции. Во внешнеторговой политике государств немаловажная роль отводится таможенной политике. Таможенные пошлины - денежный сбор, взимаемый таможенной службой страны с провозимых через границу товаров и имущества по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. В свою очередь таможенный тариф представляет собой перечень товаров, с которых взимаются пошлины, с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара. Основой классификации таможенных пошлин является способ их взимания. По данному параметру выделяют, во-первых: а) адвалорные пошлины, получившие наибольшее распространение в б) специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса; в) комбинированные, включающие оба способа установления величины таможенной пошлины; и до пределов – не более (не менее) 100 долларов за тонну товара (например). г) сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, Во-вторых, таможенные пошлины делятся и по экономическому содержанию: а) фискальные пошлины, предназначенные увеличить доходы государственного бюджета; б) протекционистские, в) льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров; г) уравнительные, т.е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары отечественно д) компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером; е) антидемпинговые, применяемые для противодействия импорту из тех стран, где правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии. В отличие от экономических, таможенно-тарифных регуляторов в мирохозяйственных связях применяются нетарифные (административные) методы. Они включают в себя широкий набор современных инструментов внешнеэкономической и торговой политики государств. Совокупность этих методов носит разнопорядковый характер, а потому выделяют два основных вида административного регулирования внешнеэкономической деятельности в зависимости от связи каждого из них с такой деятельностью: 1. Административно-протекционистские методы: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, представляющие собой требование к импортеру заранее внести часть стоимости ввозимого товара (предоплата), компенсационные сборы, так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Судя по статистике, данный вид регулирования внешнеэкономической деятельности среди других видов нетарифного характера применяется наиболее часто. 2. Методы, внешне и непосредственно не носящие протекционистский характер, а потому не ограничивающие внешнюю торговлю. Тем не менее по своему существу они содержат такие административно-бюрократические процедуры, реализация которых неотвратимо вызывает подобное ограничение внешнеэкономических связей. Это некоторое ужесточение таможенных формальностей, повышение технических стандартов (например, в скандинавские страны нельзя ввозить распашные тракторы, имеющие рабочую скорость свыше 10 км/ч), строгие санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.д. К нетарифным методам регулирования относятся также административно-бюрократические проволочки, имеющие самые разные мотивы и акции: сокращение числа пропускных таможенных постов, умышленное промедление таможенной очистки импортных грузов, взимание высоких таможенных пошлин за длительное хранение на территории таможни ввозимых товаров.
Резюме I. Под международной организацией следуют понимать объединение государств на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, научно-технической, правовой и иных областях и имеющее необходимую систему органов, прав и обязанностей. Каждая международная организация должна обладать рядом признаков: 1. создание в соответствии с международным правом; 2. учреждение на основе международного договора; 3. осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности; 4. иметь соответствующую организационную структуру; 5. обладать правами и выполнять возложенные обязанности; обладать самостоятельностью международных прав. II. Международные организации классифицируются по разным признакам: международные правительственные и неправительственные организации, по правосубъектности, по масштабности (межгосударственные, региональные), по сегменту мирового рынка и т.д. Наиболее универсальной среди множества других является Организация Объединенных Наций. III. Большинство межгосударственных организаций призваны регулировать МЭО на глобальном уровне (ООН, ВТО, МВФ, МБРР и др.) IV. Регулирование МЭО осуществляется также и на национальном уровне, детали которого следует хорошенько обсудить на семинарском занятии и усвоить. Контрольные вопросы 1. Что понимается под международной организацией? 2. Назовите основные международные организации, регулирующие МЭО. 3. Охарактеризуйте назначение и функции следующих международных экономических и финансовых организаций: а) Международный валютный фонд (МВФ); б) Международный банк развития и реконструкции (МБРР); в) Всемирный банк и его организационная структура; г) ЮНКТАД; д) ЮНИДО; е) ФАО; ж) Экономические региональные комиссии ООН. 4. Охарактеризуйте Всемирную Торговую Организацию (ВТО) структуру, исполнительные органы, состав (на начало 2012 г.) 5. Охарактеризуйте торговый обычай и международное обыкновения. 6. Отличие тарифных от нетарифных методов регулирования внешнеэкономических отношений. 7. Охарактеризуйте лицензирование и квотирование как методы нетарифного регулирования внешней торговли. 8. Объясните отличия таможенной пошлины от таможенного тарифа. 9. Назовите основные формы протекционизма. 10. Охарактеризовать различные виды таможенных пошлин: а) адвалорные; б) специфические; в) комбинированные; г) сезонные; д) фискальные; е) протекционистические (уравнительные, компенсационные, демпинговые); ж) льготные. 11. Назовите основные виды таможенных режимов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.172 (0.016 с.) |